Приветствую Вас, Гость
  2.5. Ногайская дорога на Гусин брод

  Дороги, именовавшиеся «Ногайскими», расходились лучами от столицы Булгарского царства, стоявшей на Ахтубе, а потом ещё и ветвились. Наиболее ценные исторические сведения имеются в документах о Сторожевой службе. К Лебедяни и Данкову Ногайская дорога приходила с юго-восточного направления, от Сарая-Берке через Кузьмину гать. Её участки показаны на старых картах, их можно проследить на местности даже в наше время. От лебедянского Гусина брода, на котором стоит Стрелецкий мост, и в наше время можно подняться на Тульскую улицу, которая называется так не случайно – по ней Ногайская дорога уходила в сторону Тулы и перекрещивалась у села Слободка с разобранными выше \2/. Теперь здесь проходит асфальтированное шоссе по водоразделу Красивой Мечи и Ракитянки через поселения Агроном, Хрущёвка. Этот участок показан на атласе 1790 года, и имеет пометку «дорога на Ефремов». Эта же дорога продолжалась прямым маршрутом в земли Великого княжества Литовского.

  Возврат в предыдущую главу «Сарматская дорога» по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/zelenkovskaya_doroga/0-11

Сторожи на Мече в 1571 году

  Что же нужно было татарам в Туле, так далеко от Сарая-Берке? По сведениям из Булгарских летописей, Тула (Дуло – по-татарски) имела статус закрытой области Булгарского царства, в которой служила резиденция ага-папаза – православного епископа (63).

Карта Нурутдинова

  В документах разных государств мелькают «гусиные» наименования. Лебедянь – это Акказ, по-татарски белая казарка или белый гусь, а короче – лебедь. Гусин брод – Акказ-кичу или Лебедянская переправа, находится в северной части Лебедяни. У татар и город и брод были гусино-лебедиными. Ещё имеется Гусева Поляна за речкой Ракитянкой. Стоит вспомнить ещё два «гусиных» города: Гусь Железный в Рязанской области и Гусь Хрустальный во Владимирской. Что бы это значило? Это отголоски страны Лебедии от правления князя Лебедяна, разнесённые по дорогам Древней Руси (64).

  Сторожевая служба края пережила этапы становления в 1571-м году, мелкого дополнения в 1577-м и крупной реорганизации после Смутного времени. В эпоху царствования Ивана IV речка Скверна служила первой сторожевой линией с Диким полем. Разбойные отряды кочевников регулярно приходили на Русь по Ногайской дороге и Дивьему шляху, перелазили через эту самую скверную в мире речку, грабили в корень и выжигали поселения, а людей угоняли в рабство. Две сторожи поставили на этом рубеже, одну из которых – в самом устье реки на левом берегу Дона:

  «7-я сторожа на Дону на Ногайской стороне усть Скверны против Романцовского лесу, от Донкова сорок верст; а сторожем на ней стояти из одного Донкова четырем человеком, а беречи им налево от усть Скверны до Колодезца пять вёрст» (65).

  Сторожа взяла под контроль Гусин брод, известный из летописей о Куликовской битве, и казачий, под Тяпкиной горой. Расстояние до сторожи в 40 вёрст (64 км) отмеряли от Старого Данкова. На дату 1571 года Лебедянь ещё не возродилась. Романцовский лес занимал междуречье Дона и Мечи.

Гусин брод в Лебедяни

  В документах значатся два родника-Колодезца: первый – в устье Сквирни, второй – в устье Лебедянки, впадающей в Дон, в Покрово-Казацкой слободе. Между ними ровно 8 км. Колодезцами на Руси называли родники. Деревянный сруб ставили над источником питьевой воды или над родником, а воду пускали по колоде – по деревянному жёлобу.

Лебедянь над Доном

  Из скалы, на которой стоит Лебедянь, ровно в пяти километрах от устья Сквирни, пробивается ещё один мощный родник. В 17 веке ствол колодца пробили в скале вертикально и качали воду вёдрами прямо из подземной реки. Колодец, поивший город и Лебедянскую крепость, отмечен во многих исторических документах (66). К роднику устроили Турецкий спуск, по которому воду возили в бочках на лошадях вплоть до середины 20 века. Ключ по-прежнему бьёт мощным потоком, с выходом под поверхностью Дона.

  Журчание родника в самом устье Сквирни слышно сквозь густые заросли лозинок даже в наше время. Этот источник служил ориентиром для соседней сторожи:

    «8-я сторожа верх Скверны, а сторожем на ней стояти из Донкова ж 4 человеком, а беречи им на право вниз по Скверне, до Колодезца 5 верст, а на лево до Ногайские дороги четыре версты» (67).

  Точка 8-й сторожи находится вверх по речке за Данковской трассой. Если пройти от родника 8 км (5 вёрст) по правому берегу – точка сторожи придётся на Чернышовку. Если сложить отрезки казачьего маршрута и отмерить 14,4 км (9 вёрст) от родника – попадём в Сурки, которые «Сквирня тож».

  Под надзором 7-й и 8-й сторож были два лебедянских брода: Гусин и казачий, и две ветки Ногайской дороги, выходившие ещё к двум бродам: к Романцовскому в селе Романово и к Ногайскому в новом Данкове.

  К 1577 году граница России отодвинулась к югу до летописной Кузьминой Гати под Тамбовом, у которой Ногайская дорога пересекалась со стратегической Татарской сакмой. По маршруту Татарской сакмы проходит современная автострада М6 – Волгоградка. У данного перекрёстка стояла 4-я Ряжская сторожа (68):

  «4-я сторожа вверх речки Липовицы под большим Рогом ниже Дубровы, а сторожем на ней стояти из Рязского да из Шатцкого шти человеком из города по три человеки, а переезжати им на низ по Липовице до Цны ниже Кузьминской гати против поля Нытярангуши переезду вёрст с пятнадцать, а на другую сторону переезжати вверх по Липовице до дву лесов, переезду полднища вёрст с дватцать».

  Ногайская дорога появляется на Кузьминой Гати из поля Нытярангуши.

  Татарская сакма значится в документе 1623 года:

  «6-я сторожа Липовецкая, от Рязского 5-й день. А на ней стоят съезжие сторожи из Рязского и из Шацкова по 3 человека; а проезжать на Татарские сакмы с той сторожи направо вверх по Липовице и Польной вёрст с 30; а налево проезду к Кузьминой гати вёрст с 15-ть» (69).

  От летописной Кузьминой Гати до Гусина брода в Лебедяни около 160 км, что соответствует трём конным дням пути. Этот прямой отрезок проскакал татарский отряд Багуна, когда торопился на Куликовскую битву. Куда бы ни приписывали учёные историки это понятие, надо иметь в виду: в первоисточниках числится именно эта Кузьмина Гать, единственная на Руси.

  Гать – это естественное или искусственное покрытие дна на месте брода или настил по поверхности дороги на топком заболоченном участке. Чаще всего рыхлое или илистое речное дно мостили камнями, а болотную трясину покрывали брёвнами. «Нытярангуши» – заболоченная местность, в переводе с татарского.

Древние дороги Верхнего Подонья в 1571 году - карта-схема

  Ещё одна точка дороги указана в предписании Ряжской 2-й стороже «беречи им Ногайскую дорогу, которая дорога от Торбеева броду» (70). Тарбеев брод можно отыскать на современной карте юго-западней Мичуринска у Старого Тарбеева, а служил он для перехода через Польной Воронеж. Перед Тарбеевым бродом, не переходя через него, Ногайская дорога уходила в сторону села Доброе Городище, на месте которого в 1647 году основали крепость «Добрый»? Сохранился участок от Доброго до села Вязово, по которому проходит асфальтированное шоссе. Её дальнейший путь до брода в Романово можно проследить по полевому просёлку.

  После Смутного времени, во время крупной реорганизации Сторожевой службы, новая сторожа на Сквирне получила 5-й номер:

  «Пятая сторожа – верх Сквирен на ногайской стороне реки Дона. От нового Донкова 20 верст. А от Лебедяни города 8 вёрст. А проезд от неё направо до Колодезска 10 верст, а налево до Дивьева шляху 8 верст. А от сторожи Ряс Ягодных 15 верст. На сторожу послано из Донкова сторожевых казаков 4 человека» (71).

  В 1630-м году сторожа стояла в Сурках и служила по всей длине Сквирни, на дистанции длиной до 29 км. Конные патрули ходили по правому берегу, от родника в устье до её истока у Дивьева шляха. Стало быть, дорогу от поселения Первомайское до посёлка Лев Толстой можно считать участком Дивьего шляха, на котором разбойничал половецкий хан Дивей. В этом документе самую скверную, необыкновенно тревожную, усыпанную языческими валунами «Скверну», переделали в современную Сквирню. Как и во всех прочих случаях, левый берег Дона значился Ногайской стороной, а правый – Крымской. При перемещении в новые точки, сторожи всегда получали другую нумерацию.

Река Сквирня перед Данковской трассой

  Факт ветвления дороги перед Лебедянью имеет место быть. Вторая ветка отмечена в документе от 1577 года, для Старого Данкова:

  «9-я сторожа верх Кобельши и Ягодны, а сторожем на ней стояти из Донкова, из Рязского четырём человеком из города по два человека, а беречи им от Кобельши и Ягодны направо до Нагайские дороги вёрст с десять, а от Донкова та сторожа вёрст с пятьдесят» (72).

  В этой же точке в 1630 году Ногайская дорога именуется Тараниной стёжкой:

  «Четвертая сторожа – верх речки Кобельши и Кочура, на Ногайской стороне Дона. От нового Донкова 40 верст. А проезд от нее направо до Тараниной стежки 10 верст, а налево до Руденской стежки 8 верст» (73).

  «Государева грамота в Темников…» от 1577 года рассказывает о 3-й стороже:

  «3-я сторожа на Рясах на Больших, а сторожем на ней стояти из Рязского четырём человеком, а беречи им дорогу, которая дорога от Ряс к усть Воронежу, а стояти сторожем выше Каменово броду на правой стороне Дону» (74).

  Ягодная Ряса делает петлю у поселения Срезнево, к востоку от устья Вязовки, а к Дону подходит балка с современным названием Репец, которая берёт начало недалеко от Ягодной Рясы. В точке этого водораздела в 1571 году стояла сторожа № 10. Сюда приходил Дивьев шлях, убегавший на север к Донской переволоке.

  От Сквирни Ногайская дорога шла вдоль Дона параллельно Дивьеву шляху и через Ногайский брод в северной части Данкова переходила на правый берег. В этот момент следует спросить о дальнейшей судьбе этой ветки. Она здесь не закончилась. Идти ей по бескрайней Руси далеко. Дорога легко прослеживается по современному маршруту на Берёзовку, Епифань, но это всего лишь предположение.

  В наше время через Романово и Селище по древней линии связки Ногайской дороги со Столповой идёт просёлочная дорога. В точку Романцовского брода её направляет Юрской лог. Если опуститься в более древние времена, в половецкий город Сугров, получится, Ногайская дорога в древности вела к нему, и к сарматским городкам у Романцево-Селище, а другая ветка – к Донской переволоке. Древнейшее название и значение Ногайской дороги сохранялось до эпохи Ивана Грозного.

  После Смутного времени продолжилось заселение Дикого поля. Новый Данков основали ближе к южной границе государства. Он снова вошёл в список передовых городов. Сторожевую службу кардинально реорганизовали в 1636-м. Над Гусиным бродом встал Троицкий монастырь (1621) со Стрелецкой слободой, а над казачьим – Лебедянская крепость (1613), поэтому устьевую сторожу упразднили за ненадобностью:

  «Шестая сторожа – усть Сквирен. А расстояние от нее 15 верст. И в допросе сторожевые казаки сказали, что де та сторожа усть Сквиренская от нового Донкова 17 верст вниз по Дону, на крымской стороне. А от Лебедяни города 3 версты. А сторожи на ней не стоят, как стал город Лебедянь. А по росписи на ту сторожу послать сторожей не указано» (75).

  Разбойные набеги кочевников происходили в крае до середины 17 века, однако успешно отражались гарнизонами Лебедяни и Данкова.

Дорожная карта Куликова поля - карта-схема

  Ногайская дорога ложится на карту от Сарая-Берке, через Кузьмину Гать, минуя с юга Тарбеев брод, через Доброе, Трубетчино, Лебедянь, Богородицк, до Тулы. От этого маршрута перед Вязово отделялась другая ветка и уходила через донской брод выше нового Данкова. Ещё одна ветка отмечена в районе Донской переволоки. В точку переволоки нацелился и Дивьев шлях – можно провести прямую линию через две его документальные точки.

Примечания и источники информации открываются в меню сайта http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67 

 Продолжение раздела "Древние дороги..." открывается в меню на странице "Михайловская дорога. Заключение" или перейдите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/mihailovskaya_doroga/0-13 

Последняя правка в июле 2023 года.

 

Николай СКУРАТОВ. 

© kamenny-con