Приветствую Вас, Гость

  Куймань на поле половецком

  О половцах – кочевниках Дикого поля, слышали все, а конкретику помнят немногие. Это естественно – с той эпохи прошло целое тысячелетие. Половцы покорили обширную степную зону к югу от древнерусских княжеств в начале второго тысячелетия, вытеснив из Верхнего Подонья хазар, и в русских летописях появились с 1055 года. Они заняли хазарские города, устроили в них крепости Чешуев (он же Тешев, Задонск), Галич (предположительно – село Донское) и частично перешли на оседлый образ жизни.

  Никоновская летопись отметила начало первых нападений половцев на русские земли в 1068 году. Война шла с переменным успехом, а перемирия отмечались женитьбами русских князей на половецких принцессах и совместными походами в иные земли, за добычей. Яростную борьбу с новыми беспокойными соседями повёл Владимир Мономах и в 1111 году сжёг крепости Чешуев, Галич и Сугров, стоявшие на левом донском берегу. Этого оказалось недостаточно. Сын Владимира – Ярополк, повторил поход через пять лет и уничтожил крепости окончательно. Эти походы нанесли урон, но не сломили ханство, и теперь уже Андрей Боголюбский снарядил суздальскую дружину, и в 1160-м послал сына Изяслава, к которому присоединились князья муромские, рязанские и пронские.

  Никоновская летопись продолжает:

  «Дружины переправились за Дон и далеко углубились в степи; половцы хотели дать отпор, но были побеждены и рассыпались во все стороны; русские их преследовали; во Ржавцах варвары собрались и в другой раз ударили на наши войска: победа очень дорого стоила русским, и князья с немногими людьми воротились домой».

  С этого момента Половецкое ханство пошло к упадку. Половцев вынудили покинуть донские земли. Они откочевали в сторону Кавказа и поступили на службу к грузинскому царю. К моменту нашествия татаро-монголов в 1238 году, их города лежали в руинах. В булгарских летописях имеются короткие сведения о Хэлэк, как о разрушенной крепости, на руинах которой побеждённых русских князей принудили подписать договор с ханом Батыем. В унизительном договоре указали линию раздела земель – Хэлэк Джэртык, прошедшую в нашем крае по левому берегу Дона. Эта черта известна ещё с первого тысячелетия, как граница раздела земель славянских и угорских народов. И ещё, в летописи Джагфар тарихы (история Джагфара) встречается Хэлэк кыры, что в переводе с татарского означает «Гибельное поле». Понятно, погибали на этом поле Хэлэк все наши предшественники: киммерийцы, сарматы, скифы, хазары, половцы, а последними – сами татары. Все они владели полем по нескольку веков. Русским оно досталось ценой великих потерь. Естественный вопрос: за что боролись? За благодатную зону обитания в лесостепи. Здесь умеренный климат и были все блага от щедрой природы: леса с удачной охотой, ягодами, мёдом и дровами, густая сетка рек с обилием рыбы и с безмерным водопоем, обширные пастбища, плодородные почвы.

Вертебище самородное или Каменный зоопарк на реке Павелке

  Что нам осталось материального, исторического с той древней поры? Погребальные курганы, выставленные по всей зоне обитания половцев, с каменными истуканами «бал-бал» на вершине, да речка Куйманка, отмечающая принадлежность края куманам. «Куманами» называли себя кочевники, которые для русских значились народом из Дикого поля – полевым, или половецким.

  Известный историк, уроженец Куймани А.И. Гамаюнов, в книге «Лебедянь в начале 17 века» опубликовал межевой документ 400-летней давности:

  «От сенных покосов и детей боярских деревни Большой и Малой Поповой Поляны помещиков, от земли от сенных покосов от тово ж Крутого верха и от Вязово лоску вниз по речки Павелки до вертебища самородного. А в вертебище каменья. А от речки Павелки и от вертебища прямо к вопчему дубу з гранями казачьей Волотовой слободы и деревни Большой Поповы Поляны помещиков, что у них последний дуб з гранями стоит в дубровке. А от того их вопчево дуба прямо в поле степью до речки до Куймани».

  Позднее в «дубровке… у вопчево дуба» возникла деревня Дубровка, а на берегах речки Куймани встало самое русское в мире село – Куймань. Не может быть сомнений, что село назвали по речке, согласно широкой практике происхождения многих топонимов от гидронимов. Речка значится в документах начала 17 века, а село возникло гораздо позже. Речка была куманской – Куманкой, трансформированной русскими в более легко произносимую и производную от привычного глагола «куй» – в Куйманку.

  Память о жестокой борьбе народов отразилась в местных легендах. Статья краеведа М. Гедеонова «Лебедянская старина» опубликована в «Адрес-календаре Тамбовской губернии», 1903 года издания. Персонаж Кумана собрал в себе былую легендарную силу Половецкого ханства и отразил его разбойную политику:

  «Памятником о половцах или куманах в Лебедянском крае считается современное село Куймань (по-народному – Кумань), отстоящее в 12 верстах от города Лебедяни. Сохранилось народное предание о том, что на месте нынешней Куймани, в стародавние времена, стояло городище разбойника Кумана (или Кунама). Куману предание приписывает богатырскую силу и рассказывает, что во времена одной из схваток его дружины с татарами, он пал в единоборстве с татарским богатырём на берегу при впадении в Дон реки Мечи, близ Волотовой могилы».

  Сравните с толкованием имени села от выражения: «Куй, Маня!» – якобы отданного в форме приказа женщине-кузнечихе царём Пётром. Наши современники до лучшего не додумались.

Статья опубликована в газете «Лебедянские Вести» №52 25 апреля 2019 года.

Николай СКУРАТОВ.