Приветствую Вас, Гость

Куликовская битва – летописи, факты и двойники

  Наша память слаба и век наш, людской – деревянный.

  Мир не помнит былое на тысячу лет.

  Время – хваткий могильщик, надёжный, туманный –

  Беспощадно к Героям, не пишет их славных побед.

  Не ходи, не зови, не пугай всех пронзительным ликом,

  Слушай стон тишины и пытливо назад посмотри,

  Подбери слабый, тлеющий в Поле забытом –

  Уголёчек последний, угасшей Зари.

  С самого начала следует иметь в виду, что до Куликовской битвы в исторической действительности существовали две реки – две Непрядвы: верхняя и нижняя, которые впадают в Дон с правого берега на расстоянии 70-ти километров одна от другой. Верхняя река – это всем известная Непрядва, а нижнюю старую Непрядву в период заселения Лебедянского края растоптали в Перехвалку, чтобы не мешалась. И армия Мамая состояла из двух отрядов, и холмов, связанных с его действиями, тоже было два и Каменных Коней – пара. От этих двойников идёт грандиозная историческая путаница с локализацией Куликова Поля.

  Откуда появляются такие двойники? Хорошо бы знать, когда и почему это происходило? Практика подсказывает вполне реальную историю. Переносить старые названия на новые места – довольно частое явление в России. К примеру, существуют в этом же регионе две реки Семенёк, которые вливаются в Красивую Мечу с правого берега: нижняя – на расстоянии около 25 км от устья, а верхняя – в городе Ефремове. Сосны тоже две: Быстрая и Тихая. Воронежей целых три: Лесной, Польной и просто Воронеж. Мечи тоже две: одна из них Красивая, а другая, просто Меча – впадает в речку Проню южнее Рязани. В таком явлении «виноваты» переселенцы, которые приносили на новые места старые привычные названия рек, деревень и даже городов. Если учесть, что заселение Верхнего Подонья и Рязанского края в первом тысячелетии шло с берегов Днепра по Сейму с переходом на Быструю Сосну, то Меча Красивая появилась первой, как и нижняя Непрядва. В момент битвы она и у татар называлась вполне созвучно – Нимряд. Ещё один пример, по тому же маршруту на Рязанщину переехали другие двойники – Трубеж и Лыбедь.

   Понятно, что обе Непрядвы появились в период заселения края, задолго до Куликовской битвы, а в какой момент потерялась первая, нижняя? Невозможно отыскать прямые русские документы. Можно понять причины. Для этого, нужно разобрать комплекс косвенных свидетельств, карт разных эпох, проанализировать события.

  Татары рассказывают свою версию: Дмитрий Донской переименовал старую Непрядву и назвал её «Славной рекой» (5), о чём объявил сразу же после победы, а булгарские летописцы немедленно перевели и зафиксировали новое имя – Субар.

  Скажу сразу: если даже не было никакого переименования нижней Непрядвы, то её естественным образом потеряли в двух первых веках после битвы и почти забыли. А в период последней волны заселения края она вошла в противоречие с верхней Непрядвой, поэтому была растоптана в Перехвалку.

  Старую Непрядву навсегда «потеряли», заменили Славной рекой в самый неудачный момент – накануне тотального разорения края. В 1382 году по этим местам прошёл Тохтамыш, а в 1395-м – Тамерлан, которые по свидетельствам летописцев разорили край на обе стороны от Дона. Митрополит Пимен отметил сильное запустение в 1389 году: там, где прежде стояли цветущие города, были одни развалины, а людей совсем не видно. Начиная с этого момента, набеги по древним сакмам проходили более двухсот лет. А куда подевалось местное население? Думаете, уничтожили всех поголовно? Так не бывает. Большинство сразу же покинуло смертельно опасное междуречье. Крепостные города лежали в руинах, защитников больше не было. Люди перешли в более спокойные места повыше Старого Данкова, под защиту других крепостей и унесли с собой древние милые имена объектов на реку с привычным названием.

  Верхняя Непрядва впервые попала в документы о сторожевой службе от 1571 года, как ориентир маршрутов казачьих патрулей: «Сторожа вверх Сукромны и Непрядвы, а сторожам на ней стояти из Епифани трём человекам» (5).

  Непрядва, Буйцы, Куликовка на карте Стрельбицкого 1871 года

  Фраза «жеребей пустоши Буйцы, Куликово поле тож на речке на Непрядве» (1), описывающая земли простой деревни в межевой книге начала 17 века, послужила аргументом для назначения поля сражения в этих местах. На первый момент «Куликово поле тож» называли земли деревни Куликовки, расположенной на левом берегу новой Непрядвы, а вовсе не поле битвы, назначенное на правом берегу позднее, между двух одноименных поселений. Названия, связанные с полем битвы, в трансформированном виде постепенно перешли в межевые документы Епифанского уезда. К 1670 году Куликово поле заняло всё пространство у верхней Непрядвы, и многократно отмечено в Писцовой книге дьяка Андрея Щепотева. К моменту издания карты в 1780 году, через четыре столетия, все названия воспринимались, как исконно местные. Одно из них переименовали из Телятинки в Куликовку, а другое – сельцо, находившееся в собственном владении, Нечаев выдал за исторический факт:

  «Приемлю смелость предварить Ваше сиятельство донесением моим, что счастливейшим случаем в жизни моей почту, ежели драгоценный для каждого русского памятник, согласно историческим преданиям сооружён будет в дачах поместья моего, сохраняющего предпочтительно перед другими окрестными название самой битвы, именно при сельце Куликове» (3).

  Заметен осторожный подход Степана Дмитриевича, побуждаемого высокими патриотическими чувствами, мечтающего о счастливом воплощении мечты в своём поместье. Он руководствовался преданиями, а не документами, и вовсе не утверждал, что Куликово Поле находится «при сельце Куликове», которых в России – множество.

 Куликовка (Телятинка) на карте Шуберта 1874 года

  К середине 17 века историческая народная память ослабла. Пришло новое поколение государственных деятелей, мнение которых зацепилось за эти документы, верхнюю Непрядву. Старая Непрядва, переименованная Дмитрием Донским в Славную реку, постепенно забылась и потерялась, её уничижительно свели до уровня Перехвалки в документе 1613 года: «Село Перехваль на речки на Перехвалки. А в селе церковь древена клецки во имя Рождества Христово» (4).

  Братскую могилу Куликова Поля у Рождественского храма, срубленного Дмитрием Донским, для поминовения погибших, постепенно забыли. Появилось вопиющее несоответствие ориентиров официального поля сражения летописным указаниям Ростовской летописи:

  «Ростовцы стояли крылом своим у большого оврага, идущего к реке Непрядве и селу Рождественскому, потом перешли ручей Верходубье и Липовой, впадающий в Смолку, где и бились с татарами, имея позади себя реку Непрядву и лес. В самой сече бились с татарами у Рыбного оврага, дошли до устья Утиного, впадающего в реку Смолку, дошли, наконец, и до Красного Холма» (5).

 Куликово Поле - карта-схема

  Это описание рельефа поля сражения (этот словесный портрет) с абсолютной точностью ложится только на изрезанную оврагами карту местности села Перехваль Данковского района. Сразу же после прочтения всех летописей – русских и татарских, осенью 2009-го, автор легко нашёл поле битвы в устье старой Непрядвы – современной Перехвалки, и всю историческую местность Подонья и Помечья исходил пешком, и всё увидел своими глазами. Здесь оно, историческое Поле Куликово – к западу от Рождественской часовни, и братская могила здесь – к востоку от неё, несмотря на потерю древних названий оврагов и малых речек, включая забытое имя старой Непрядвы.

  В последние годы поиском места сражения на официальном поле занимался археолог Олег Двуреченский. Специалист прошёл по трассе древней дороги, пролегавшей через устье верхней Непрядвы в сторону Рязани, на правом берегу Дона нашёл два скромных скопления артефактов неподалёку друг от друга и пришёл к выводу, что на данном месте в сражении участвовали несколько тысяч ратников. В сети опубликованы его интервью, фото и видеоотчёты.

  На первый взгляд всё верно. А на второй – Двуреченский раскопал площадки локальных боёв на подступах к броду в Татинках, весьма вероятно, рязанских князей с кочевниками, или других стычек времён заселения Рязанского княжества. Степень коррозии металла найденных им артефактов, соответствует подобной на экспонатах 7 века, представленным в музее Рязанского кремля.

  Наконечники 7 века в музее Рязани

  Оружие Куликовской битвы 14 века с лебедянских полей

  Несмотря на уверенность археолога в своей правоте, к Куликовской битве эти места не имеют никакого отношения. Не там он ищет. Поэтому, примерно на порядок не сходятся цифры по численности воинов, и не обнаружены останки погибших, и уж летописные овраги крестьяне никак не могли распахать и таким образом выровнять местность. Полагаю, что на другом, на левом берегу Дона, служившем оборонительным рубежом на этой же дороге, таких артефактов лежит гораздо больше.

  Подобные бои или стычки происходили на всех дорогах древности. Однако имеется неоспоримый исторический факт, что даже в Вожской битве 1378 года участвовало до восьми тысяч рязанских и московских ратников против пятнадцатитысячной армии Бегича, служившего тому же Мамаю. Дмитрий Московский и Олег Рязанский привели дружинников из двух княжеств, и всего-то за два года до Куликовской битвы. Прикиньте, сколько воинов могли собрать князья с трёх десятков городов на великий поход 1380-го? Возьмите по одной-две тысячи ратников с каждого города, в итоге получится тысяч на сорок, как и утверждают некоторые историки – реалисты.

  Удивляет здесь другое – позиция профессионалов, их недобросовестное отношение к летописным документам. Что, разве в университетах летописи Куликовского цикла не разбирали? Все проскочили мимо фактов, будто студенты-недоучки, сдавшие курс истории по шпаргалкам. В чём же дело? Апологеты официальной версии уже 200 лет находятся под влиянием навязчивой идеи, рождённой Степаном Нечаевым в 1820-м году, поддержанной Церковью и утверждённой Государем в 1836-м, из сетей которой не могут вырваться до наших дней. Они фанатично и тупо верят в ошибочную версию, продавленную царю Обер-прокурором Священного Синода – Нечаевым, и выдумывают новые и новые объяснения в её защиту, невосприимчивы ни к какой другой информации, не считаются с указаниями летописей, вообще, берут под сомнение их подлинность, и никогда не цитируют. Некоторые досужие исследователи, разочаровавшись в официальной версии, пускаются в крайность и сомневаются в самом факте исторического события.

  Приведу основные цитаты из летописей, указывающие на отправные географические точки, на хронометраж событий, и покажу их на карте.

  Булгарские летописи прямо говорят, что армия Мамая состояла из двух частей. Русские летописи это подтверждают:

  «И в те времена ординские цари и ногайские мурзы с татары приходили в Росийские места войною сакмами: по 1-й, из-за Волги, на Царицынской и на Самарской перевозы, и через реку Дон на Казанский брод и на урочище Казар, где ныне город Воронеж, на Рязанския и на Коломенския и на иныя места; по 2-й перешод реку Волгу, а Дону реки не дошод, промеж рек Хопра и Суры, чрез реки Лесной и Польный Воронежи, на Ряские и на Рязанския и на Шацкия места, которою сакмою и Батый в войну на Русь шол» (6).

  И ещё:

  «И через несколько дней перешёл он великую реку Волгу со своими силами и другие многие орды к великому воинству своему присоединил. И дошёл до устья Воронежа и распустил всю силу свою» (7).

 Дорожная карта Куликова поля - карта-схема

  Меньшую часть татарской армии, численностью в 14 тысяч, Мамай «распустил» под началом Багуна на речку Цну. Она до 5-го сентября стояла на Кузьминой гати южнее современного Тамбова, у дороги, «которою сакмою и Батый в войну на Русь шол». И не подумайте. На Руси была и есть только одна Кузьмина гать, которая многократно значится в документах о сторожевой службе конца 16 века, и показана на всех современных картах.

  Группировка тысяч в пятьдесят, под командованием самого Мамая, три недели располагалась лагерем на Красном холме одновременно «у Дона» и «у реки Мечи». Такое место может быть только в устье Красивой Мечи и за Мечой. Вспомните из «Задонщины»:

  «У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу» (8).

  Теперь ответьте на вопрос: как мог Мамай в один день 8-го числа пройти 90 км до верхней Непрядвы, сражаться там три часа и прибежать обратно в свой лагерь? На это нужно не менее трёх суток. А вот от Перехвали до вершины Красного холма в устье Мечи около 20 км – в самый раз!

  Про отряд Багуна, пасший коней на речке Цне, как о части мамаевского войска, сказано и у русских:

  «Уже царь на Кузьмине гати стоит, но не спешит, поджидает Ольгерда Литовского и Олега Рязанского, а о твоих же сборах царь не ведает и встречи с тобою не ожидает, по письмам от Олега, и через три дня должен быть на Дону» (9).

  Этот Багун прискакал на лебедянский Гусин брод утром 7 числа. В 10-30 Семён Мелик докладывал:

  «Уже Мамай царь на Гусин брод пришёл, и одна только ночь между нами, ибо к утру, он дойдёт до Непрядвы. Тебе же, государю, великому князю, следует сейчас изготовиться, чтоб не застали врасплох поганые» (10).

  И пусть вас не смущает древняя фразеология – фигура речи. Войско было мамаевское и на Красном холме, и у Кузьминой гати. В таком же, вполне определённом смысле, в 1941-м Гитлер тоже стоял под Москвой, сидя в Берлине.

  По Ногайской дороге от Кузьминой Гати до верхней Непрядвы 245 км, которые и за три полных дня не проскачешь, а до Лебедяни около 160 км – немного более двух дней дистанции. Приплюсуйте к ним 15 км от Лебедяни до Перехвали. Старая Непрядва названа здесь своим первородным именем. Гусин брод напрочь выпал из внимания историков, его некуда было пристроить. Из татарских летописей известна Лебедянская переправа – Акказ-кичу, а из русских, ещё проще – Гусин брод. В переводе с татарского, Акказ – это белая казарка или лебедь, моя родная Лебедянь, нынешняя и древняя.

В булгарских летописях река Нимряд (мутная вода) – это русская старая Непрядва, современная Перехвалка. Согласитесь, в словах «нимряд» и в трансформированной на русский манер «непряд», есть созвучие. Река, которая не прядётся. Попробуйте проследить: не пряжа – недопряд – непряд. «Ва» – это вода, река.

  «Летописная повесть» рассказывает:

  «В шестой час дня появились поганые в поле, а поле было открытое и обширное», а потом: «И покрыли полки поле вёрст на десять» (11).

  В этих фразах речь идёт о пространстве, которое заполонили войска противника, и о дистанции в десять вёрст (16 км), если её отмерить от русских позиций до Мечи. После её форсирования, фактически, татары уже наступали на русский фронт и завязали бои с разведчиками из передового полка. Здесь идеально сходится хронометраж: форсирование Мечи в раннее туманное утро, два-три часа от Мечи до Непрядвы идёт пехота, плюс три часа шла битва, плюс два-три часа ушло на побег в лагерь за Мечу – и все эти манёвры уложились в пределах одного светового дня. Никто ещё не посмел оспорить факт, что битва состоялась в один день. Она прошла 16 сентября 1380 года, если привести все календари к астрономической дате. От старой Непрядвы сходятся все расстояния. Ключевая роль Красивой Мечи, как линии отсчёта хронометража событий, в официальной версии умышленно замалчивается. До неё там, около 50 км по кратчайшей дистанции. Не сходятся никакие расстояния от новой Непрядвы и нисколько не сходится хронометраж.

  Атака Мамая - карта-схема

  Самый древний источник «Летописная повесть» рассказывает:

«И гнали их до Мечи до реки, и там бесчисленное множество бегущих побили. Князья же гнали полки садомлян, избивая, до стана их, и захватили большое богатство, и всё имущество их, и все стада содомские» (12).

  Понятно весьма чётко, обоз «садомлян» мог быть только за Мечой. Сначала громили на Мече, а потом брали обоз, а не наоборот – сначала брали и делили трофеи, а потом – добивали. Эту фразу некорректно трактовать, что их гнали «до стана», который по официальной версии назначен на Красном холме, возле верхней Непрядвы. Потом, значит, топили в Мече? Или, вообще, не топили? Ничего не вяжется с новой Непрядвой!

  Ответьте, где находится летописный «Березуй»? Официальная, ни на чём не основанная версия, указывает на родное село Матроны Московской. Все источники, а также предания села Дмитриевского, прямо говорят о точке на реке Вёрде южнее Скопина, в которой князь Дмитрий поставил Дмитриевскую церковь, с которой пошёл Свято-Дмитриевский Ряжский монастырь с храмом Сергия Радонежского. Встали «на этой стороне Дона» в местечке Березуй «в 23 поприщах от Дона, и тут соединились с литовскими князьями Ольгердовичами в 5 день месяца сентября»:

  «И приспеша борзо на Дон, и наехаша великого князя Дмитреа Ивановича Московьскаго ещё об сю страну Дону, на месте рекомое Березуй, и ту съвокупишася» (13).

  А как считать 23 поприща от Дона, если здесь по кратчайшей дороге на запад от Березуя до Дона около 50 км? Если умножить 23 поприща на 2,16, то получим 49,68 км. Совпадение идеальное! В Древней Руси поприще состояло из двух вёрст или из тысячи саженей (14).

  Устье верхней Непрядвы отстоит от Березуя на 64 км. Войско князя Дмитрия перемещалось по стратегической Татарской сакме, в сторону Багуна. Получается, мимо её устья уже проскочили. Багун 5-го числа покинул стоянку и поскакал на соединение с Мамаем в сторону лебедянского Гусина брода по Ногайской дороге. В этот же день, после доклада разведки, состоялось совещание в Березуе, на котором русские и литовские князья приняли решение изменить направление и дальше идти по Дрысинской дороге в сторону Красного холма.

  Холмов, связанных с именем Мамая, в летописях отмечено два: Красный холм в устье Мечи и безымянный, с которого он руководил битвой. Второй расположен на расстоянии двадцати км от первого, или в десяти от Красивой Мечи. Во всех источниках говорится, что Мамай наблюдал за битвой с вершины холма – с безымянного холма:

  «Безбожный же царь Мамай, выехав на высокое место с тремя князьями, наблюдает людское кровопролитие» (15).

  Каменный Конь и Змей-Горыныч 

  Красный холм своим названием обязан двум языческим капищам, населённым нерукотворными каменными чурбанами-болванами – тот самый летописный Чуров. Здесь представлены Конёк-Горбунок, Световид, Велес, Колобок, Змей-Горыныч, Лунница, Макошь – Золотая Баба, и их каменные алтари, да ещё, в придачу, половецкие каменные бабы на кургане Волотова Могила. В известной легенде рассказывается о панике, которая обуяла татар, великое множество которых немилосердно порубили, а другие в Мече утонули, а те, что переправились на другой берег, от ужаса окаменели. Как тут не поверить, если за рекой на подъёме, стоят эти самые окаменевшие люди и кони!

  От Красного холма получила своё определение река Красная Меча (Кызыл Мича, по-татарски) – нынешняя Красивая Меча. Мича с угорского языка коми-кыв переводится очень просто: красивая! Наша речка дважды красивая: первый раз по своей природной красоте, а второй – по языческой вере – красавица!

  Наконец, позвольте спросить: откуда, на каком основании появился Красный холм возле Куликовки-Телятинки? Там вообще нет даже горки! Плод вымысла…

  Единственный документ, в котором значится «Красный холм» – это Ростовская летопись, которую наука не признаёт.

Перехвалка дремлет в тишине,

Дон блистает лентой, позолоченной…

Заблудилась память в глубине

Той неправды, в мире замороченном.

Шесть веков, в сиянии Христа,

Славный край хранила Богородица.

Льётся свет, вода в Мече чиста,

Но Героям здесь никто не молится!

  Каждый летописный параметр можно подвергать сомнению или опровергать по-отдельности. Только в неразрывной совокупности они составляют стройную систему, связанною хронологией – последовательной цепочкой событий.

  В данной статье разобраны некоторые ключевые моменты. Все сведения из русских и булгарских летописей идеально ложатся на Лебедяно-Данковские поля, на которых найдены россыпи оружия.

  Поминать славных воинов можно в любой точке вселенной, но как тут быть, если кричат белые лебеди, пролетая над братской могилой села Перехваль?

Чуров брод на Красивой Мече под Красным холмом 

Свет забытой Непрядвы

Я покоя не знал, и копил эту грусть,

Но, оставив сомненья, в конце своих дней

Вышел в Поле – услышал: гудит моя Русь

Под копытами буйных татарских коней.

Храмы поля в руинах, погашен их свет,

А глазницы пусты и черны от печали,

Шёл я к ним вглубь веков все 640 лет,

И дороги стелились, и реки встречали.

Помогали друзья, но скулили враги,

В подворотне готовя точёные вилы…

«Мудрый Сергий! Меня вразуми, помоги!

Укажи светлый путь до забытой могилы!».

И не просто, не сразу, волна за волной,

Приходило прозренье, и множились силы,

Будто посох вручил русский Старец Святой,

И лампаду зажёг над Великой Россией!

Свет забытой Непрядвы – негаснущий свет,

Вспыхнул снова, но всуе – замечен едва ли.

Озаряет он Поле, твоё, Пересвет,

И могилы, и храмы, что мы потеряли.

Над Красивой Мечой не растаял туман,

И над Гатью Кузьминской забвенья печаль.

Гусин брод потеряла моя Лебедянь,

Над забытой могилой стоит Перехваль.

Бледно светит Луна над Победной рекой,

В Березуе святом благодатный покой

Красный холм не остыл от татарской крови.

Камни в Чурове спят. Что расскажут они?

Примечания

1) Беляев И.Д. О сторожевой, пограничной и полевой службе на Польской Украйне Московского государства до царя Алексея Михайловича. М., 1846. Источники. С.10. // Акты Московского государства. 1571-1634. Т. 1. Разрядный приказ. Московский стол. СПб. 1890. // Интернет. 2014. http://www/vostlit/info/Texts/Dokumenty/RUSS/XVI/1560-1580/Akty_popov_I/

2) Книга писцовая и межевая письма и межеванья князя Романа Болховскаго да подъячего Василья Бурцова 136-го года. № 318-й. (1628). // В книге «Куликово поле. Документы по землевладению XVII века».

3) Малюков И.Ф. Страницы истории Данковского края. Воронеж. 2011. С. 42. // ЦГВИА, ф. 341, оп. 1, №1, Л. 3-3об. // ГАТО ф. 90, оп. 1, том 1, №621, Л. 3об. // В кн. Мухина С. Три поколения ценителей русского искусства. В кн. Записки краеведческого общества. Вып. 1 – Липецк, 1995. С. 103-105.

4) Сельские поселения Липецкого края в 17 веке. // Интернет. http://www.lipetsk.ru/town/kraeved/ig02lpos.html?pass=1&backurl=/town/kraeved/ig02lpos.html&

5) Бегунов Ю.К., Нурутдинов Ф.Г.-Х. Куликовская битва в свете булгарских источников: ответ Рустаму Набиеву. С. 16. // Интернет. http://bulgarizdat.ru/book109.shtml

6) Егоров В.Д. Военно-политическая география Золотой Орды. Гл. 5. С. 2. // В кн.: Историческая география Золотой орды в 13-14 веках. М. «Наука». 1985.

7) Лихачёв Д.С. Отв. ред. Задонщина. // В кн.: Повести ратной славы Древней Руси. Воронеж. 1986. С. 162.

8) Там же. С. 120.

9) Лихачёв Д.С. Отв. ред. Сказание о Мамаевом побоище. С. 178. // В кн.: Повести ратной славы Древней Руси. Воронеж, 1986.

10) Там же. С. 180.

11) Летописная повесть о побоище на Дону. // Интернет. http://ngatumdug.narod.ru/kbpr.html

12) Там же.

13) Лихачёв Д.С. Сказание. Страницы 144, 188.

14) Чему равна верста? Интернет. 2010. http://www/genon.ru/PrintAnsver.aspx?qid=f898e5b8-bcb1-4f27-91

15) Лихачёв Д.С. Сказание. С. 188.

Историческая монография «Свет забытой Непрядвы» - 2020 в переработанном и дополненном виде в полном объёме опубликована на сайте «Каменный Конь» http://kamenny-con.narod.ru/index/svet_zabytoj_neprjadvy/0-178

Последняя правка в декабре 2021 года. Николай СКУРАТОВ.

© kamenny-con