Приветствую Вас, Гость

  Глава 1. Лебедянский Каменный Конь. Часть 2

  Другие хранители истории

  Разгадку гидронима «Турмыш» ищите в языке коми, который относится к угорской группе. «Мыш» – означает горбатый. «Тура» – встречается во многих словах, как показатель величины объема, а в применении к броду, однозначно переводится – мелкий.  Турмыш происходит от выражения «тура-мыш» – мелкий брод в самом горбатом месте реки. Русские мышцы или «мышки» – тоже горбы, если следовать языковой логике коми.

Старый Турмыш в Мочилках

  Особая благодарность Усу Александру Леонидовичу, носителю языка коми-кыв, объяснившему древнюю терминологию, и попутно прояснившему, что «Мùча», с ударением на первом слоге, означает «Красивая». Смотрите в булгарских летописях, где речка тоже Кызыл Мùча – Красная, да ещё Красивая!

 Начало главы смотрите в 1-й части http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyi_kon/0-26

Мечà. Не пытайтесь ломать язык и ставить ударение на первом слоге, по формальной рекомендации словаря. Лингвистам всё равно, а русское население ударяет только по второму слогу. Народ – творец языка, а не формальные филологи.

Вид на Красивую Мечу с Удриков

  Слышу возражение: где коми, а где Меча? Неисповедимы пути народов – длинны и извилисты. По белу свету бродили не только евреи. Кто и когда загнал народ коми на крайний северо-восток Европы? Где их прародина? Если прочертить путь с берегов Мечи до нынешнего места их обитания, то он окажется как раз впереди трассы переселения славян, пройденной в направлении на северо-восток в первом тысячелетии. Но не русские согнали их с благодатного места. Дело здесь в проторенных древнейших дорогах. Коми, теснимые киммерийцами, перебрались на современные места обитания во втором тысячелетии до новой эры. Язык коми-кыв остался неизменным в дальней холодной стороне, а многие уцелевшие гидронимы Верхнего Подонья – достаточное основание, чтобы делать такое предположение.

  В «Государевой грамоте в Темников князю Еникееву…» 1577 года продублирован материал из документа от 1571-го. В предписании для данковцев, маршрут стал упираться в Брысинский лес:

  «11-я сторожа на Мечи у Турмышского броду, а сторожем на ней стояти из Донкова, да из Епифани, да с Дедилова шти человеком, из города по два человека, а беречи им направо от Турмыша до Коня вёрст с семь, а налево до Брысинского лесу вёрст с шесть» (12).

  «Брысинского лесу» – на первый взгляд кажется опиской. Для Епифанского и Дедиловского гарнизонов, как и прежде, значится Дрысинский брод. Рысин лес из межевых документов – это сокращённый, упрощенный для произношения вариант. Располагался он к северу от Дрысинской дороги и заполнял пространство огромного угла, который рисует Меча с севера и с востока. До него в упор ходили патрули 11-й сторожи. Многие поселения Бруслановского стана привязаны к Рысину лесу именно в этом регионе. Брысин лес простирался за Мечой от Семенька до балки Большой Верх, а на левом берегу росли Вязовый и Слободской.

Сторожи на Красивой Мече - карта-схема

Село Сергиевское на старом Дрысинском броде

  Северную границу древнего леса подтверждает документ, в котором рассказывается об отступлении татарского отряда по маршруту Спешнево – речка Хмелинец (ныне балка Хамелинец) – Брысин лес в Бруслановском стане, который пересекает Красивую Мечу на участке от Хрушёвки до Кузьминок. Елецкий воевода докладывал царю:

  «В нынешнем, государь, в 134 (1626) году приходили де, государь в Донковский уезд в деревню Спешневу татар человек со сто, а от Спешневой де, государь, деревни татаровя пошли вниз по речке по Хмелинце к Елецкому уезду. По твоему, государеву указу ходил в поход я, холоп твой, Ивашко. А со мною, холопом твоим, в походе были казачени стрелецкой голова Яким Кривский да ельчаня дети боярские и полковые казаки с вогненным боем. И с татары, государь, сошлися в Елецком уезде в Бруслановском стану под Брысиным лесом. И татаровя, государь увидя твоих государевых людей, пошли наутек. И, я, холоп твой, Ивашко, за татары шёл наспех до реки Сосны день да ночь» (13).

  Потом в 1632 году писал лебедянский воевода:

  «Воевав Бруслановский стан, на заходе солнца перелезли р. Мечу к Лебедянскому уезду. И августа ж в 28 день, в другом часу дня пришли воинские люди татарове к Лебедяни и разделяясь со всех сторон, человек с тысячу, и приступили к посаду и бой был со второго часу до вечерни. Воинских людей татар от посада отбили, и посад и слободы жечь не дали» (14).

  После Смутного времени, враги пришли и ускакали обратно через участок Нижней Мечи, где сторожи уже не стояли, поэтому броды были бесконтрольными. Разбойники полагали: к 1623 году Лебедяно-Данковский край восстановился после нашествия Сагайдачного, и появилась пожива.

  Набеги кочевников, произошедшие через броды Красивой Мечи в сторону Данкова или Епифани, сохранились в преданиях местного населения и оформились у историков в версию похода Мамая на север по берегам реки Птань, в сторону нечаевского Куликова поля. Уж так принято: всё приписывать на счёт самого известного персонажа. С этим казусом мы разберёмся в главе про Кузьмину гать.

  Конь или лев?

  Прежде чем приступить к чтению следующего абзаца, прошу читателей новым взглядом и с пристрастием рассмотреть первую фотографию \1/. Сделайте минутную паузу и ответьте себе на вопрос: что за зверь здесь изображён? На кого он похож, на динозавра или на коня? Правильный ответ: несомненно, на льва! И что из этого следует? Из этого вытекает происхождение названия села Брусланово – столицы Бруслановского стана \4/.

Лебедянский Каменный Конь

  Теперь, давайте разбираться. Краеведы и исследователи насчёт «Брусланово» выдают две версии (15). Первая утверждает, что оно пошло от старинного русского слова «брус», то есть камень. Если принять во внимание Красную площадь, замощённую этим брусом, а по-современному брусчаткой, то всё будет правильно. Но! Если бы значилось «Брусово», то было бы всё совсем корректно, потому что этот брус-камень в массовом количестве всегда добывали в этих местах и теперь продолжают добывать в Рождественском карьере. Но куда же девать вторую, весьма странную часть слова? Так вот, другая часть исследователей на этот счёт утверждает: название пошло от татарского слова «арслан», то есть лев. Мгновенно возникает вопрос: какой такой «лев» на Красивой Мече – опять родина слонов?! Немного анализа и получится, что правы все, кто выдвигал гипотезы – и первые и вторые. Объединим обе версии, и получится «брус-арслан», если короче, то «бруслан» или «каменный арслан» – на любой случай. Если трансформировать и перевести полученный русско-татарский топоним в область нормальных современных понятий, то миру явится татарский Каменный Лев, который у русских значится Каменным Конём. Справедливо сказать: изображение на данном камне идеально похоже на льва, на хищника, а для травоядного коня, у него немного коротковата морда. Брусланово получило своё древнейшее имя от этого Каменного Льва, и стоит оно совсем рядом, на прямой дороге от памятника – на татарской Балской дороге. Ох уж эти татары, со своими неформатными летописями!

  Вот где спрятался древнейший символ угорских народов!

  Свидетельствуют историки

   После Беляева, историки Вейнберг, Марков и Норцов занимались реабилитацией лебедянского Каменного Коня, и подарили цепочку своих свидетельств.

  В статье Леонида Вейнберга «Дон, река в Европейской России»:

  «В глубокой древности на Дону были известны только 4 пристани:

  У Каменного Коня, или Конь-камня (на устье Красной Мечи ниже г. Лебедяни);

  В Тешеве (ныне уездный город Задонск) …» (16).

  Подтверждается, какой Конь отражён в описании путешествия А. Голохвастова в 1499 году. Полагаю, Леонид Борисович лично видел Каменного Коня в период работы над своей статьёй, но, почему-то, упустил из вида Дубок, который служил самой древней и самой верхней пристанью Дона? Полагаю, ответственные авторы словаря воспользовались древними документами от Голохвастова, а точная дислокация Дубка не была им известна.

   Свидетельство Е.Л. Маркова, нашёл липецкий фотохудожник Андрей Викторович Шаталов в книге «Донская Беседа»:

  «Игнатий (писарь в экспедиции 1389 года – примечание Н. Скуратова) точно также не упоминает о некоторых других очень заметных и известных в старину урочищах Донского берега. Так, например, он проехал, ничего о них не упомянув, мимо Волотовой могилы, немного выше устья Красивой Мечи, мимо «Каменного Коня», у устья той же Мечи, мимо Галичьей горы и т.п. Нельзя же предположить, чтобы столпы Донской Беседы или Каменный Конь Мечи, несомненно, представляющий собою древнее языческое божество, обычное олицетворение солнца – появилось на Дону после Пимена» (17).

  Внизу страницы 238 имеется примечание №145 от недобросовестного А.Н. Бессуднова, походя отодвинувшего Коня из устья на 50 км вверх по Мече:

  «Иначе называется Конь-Камень – причудливое нагромождение глыб кварцитового песчаника на склоне долины реки Красивой Мечи близ села Козье (в настоящее время Ефремовский район Тульской области)» (18).

  Евгений Львович уверенно заявляет о Каменном Коне в устье Мечи, однако его недоумение в отношении экспедиции митрополита, не заметившего некоторые главные объекты, не оправданно. Дело здесь в вере. Не пристало христианскому функционеру писать о языческих объектах: о Каменном Коне, о половецкой Волотовой Могиле с болванами. К тому же, Конь и Волотова Могила располагались в версте от Дона. Мимо них могли проскочить. Скалы, подобные Донской Беседе, висели по берегам через каждые 5 вёрст, поэтому путешественников не удивляли, да и расспрашивать было некого – берега пустынны, человека не видно... Все прочие скалы срубили добытчики строительного камня в 17 – 20 веках, чем сильно подпортили живописные картины донских ландшафтов. Шестьсот лет прошло с той поры, но ничего не меняется в нашем мире: современные липецкие функционеры стоят на тех же принципах – игнорируют историю языческого Каменного Коня. Это их уровень компетентности, и отсутствие элементарной человеческой совести.

Карта сторож по Загоровскому

  Смотрите труды профессора В.П. Загоровского, который не знал, где стоит самый древний Конь [1]. Да к тому же Данков основали на новом месте в 1619 году, а не в 1521-м и не в 1563-м, как считали до 2011 года.

  Мнение тамбовского историка Алексея Норцова отражено в «Адрес-календаре Тамбовской губернии»:

  «Лебедянский уезд. Река Красивая Меча.

В старину на реке находилась пристань. Когда в 1499 году был отправлен посол к Баязиду, в свите было много купцов, ехавших в Азов и нагрузивших барки у «Каменного Коня», на Красивой Мечи» (19).

  Нашла его любознательная дама из Липецка – Лидия Сергеевна Либгот.

  Подчеркну, Конь стоял в Лебедянском уезде.

  Заветный камень на распутье

  С точки зрения географии и здравого смысла, всё просто: древнейшие стратегические дороги – сухопутные и водные, приходившие из Рязани, из северо-восточной Руси, из Владимира, служившего столицей до середины 14 века, пересекали Дон первым, поэтому на нём существовала Донская переволока и первая пристань. Через междуречье Мечи и Дона проходили натоптанные дороги в сторону Чернигова и Киева или на Азов \2/. Меча протекала далеко к западу, с уводом в северо-западный сектор, поэтому на роль водной магистрали не подходила фактически. Даже при назначении Москвы столицей, продолжали ездить и плавать через Рязань.

  Нижняя Меча – ворота к Данкову и к Рязани. Сторожи, поставленные на Столповой, Турмышской, Дрысинской и Михайловской дорогах взяли под контроль направление с юго-запада, которое не могли покрыть сторожи Быстрой Сосны, нацеленные на южное направление \8/.

Древние дороги Верхнего Подонья

  Почему Конь-памятник был таким знаменитым в истории? Обитал в самом бойком месте – в устье Красивой Мечи. Оригинальная статуя, да ещё в облике Коня – помощника и любимца, служила отличным ориентиром, а его образ дополняли сказочные персонажи Красного Буерака: Световид, Змей-Горыныч, Колобок, Велес, Горыня, Лунница \12/.

  До Смутного времени речь идёт только о лебедянском Коне. 11-я и 12-я сторожи контролировали участок нижнего течения Красивой Мечи, а на крайней южной точке маршрутов стоял Каменный Конь – первый пограничный столб Древней Руси.

  Волна активности по реабилитации лебедянского Коня, поднятая в конце 19 века, угасла в череде революций и войн. С переходом Лебедянского уезда в Рязанскую область, а потом в Липецкую, Каменный Конь ушёл от тамбовских людей, заблудился на рязанских дорогах, а в пустую липецкую конюшню не добежал – нарвался на конокрадов.

Смотрим в Красный Буерак с левого берега Красивой Мечи

  Список примечаний и источников информации смотрите на сайте «Каменный Конь»

 http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67

  Полный вариант исторической монографии «Каменный Конь на Куликовом Поле» опубликован на сайте «Каменный Конь» http://kamenny-con.narod.ru

  Продолжение смотрите в главе «Ефремовский Каменный Конь» http://kamenny-con.narod.ru/index/efremovskij_kamennyj_kon/0-61

  Последняя правка в июле 2023. Николай СКУРАТОВ

© kamenny-con