Приветствую Вас, Гость

 5. Открытие статуи Световида

  Эпопея открытия этого языческого святилища растянулась на десять лет. Даже будучи специалистом, ты не скоро отыщешь документы, не сразу разглядишь и расставишь оригинальные фигуры по языческому пантеону, к тому же некоторые статуи частично скрывались под грунтом. Куда и к кому было податься мне, простому пенсионеру с инженерным образованием? Правильно, в литературу. Открыл книгу «Мифы древних славян», нашёл описания языческих богов, и с лёгкой руки Кайсарова дело пошло.

Световид

  По ходу разбирательства, Красный Великан превратился в Световида, и стал отвечать за верхнюю полусферу среды обитания, и с моего разрешения возглавил высокое языческое собрание. Ой! Кажется, я взял на себя роль жреца, никого не спросив? Ну и что? Других претендентов нет и не было.

Красный Буерак - карта-схема

  Профессор Кайсаров воспользовался европейскими архивами и в своей книге показал Световида с острова Рюген. Текст пространный, опубликован на страницах 60…62, 82. Своими словами передам основные моменты, которые более всего подходят под фактуру первородной статуи. Ключевые определения: имеет четыре лица и собственный алтарь, скачет на белом коне, в атрибутике преобладает красный цвет.

  В древней легенде рассказывается о странном монахе, который в 9-м веке пришёл на остров Рюген, чтобы научить язычников православию, и упрекнул, что они напрасно молятся Перуну, а вот он знает и видел статую святого Вита (Святовита), в храме на востоке, которая совершила множество чудес. Наслушавшись ярких увлекательных сюжетов, славяне прониклись и стали почитать Световида за главного бога, и поставили ему храм в граде Арконе. Специального белого коня жрецы содержали для него при храме. В честь любимого бога устраивали игры – святки. Замечу, что славяне начали заселять Верхнее Подонье с 3 века. Несомненно, они видели первородные статуи богов, поклонялись им и разносили мифы и веру по всему свету. Чуров на Красном холме в устье Мечи был настолько известен, что попал даже в летописи Куликовского цикла. Дошёл монах и до далёкого Рюгена. Получилось так, что ему удалось внедрить веру в Световида, а не в Христа.

  Святилище Световида, вместе с другими рюгенскими идолами, разрушил епископ Абсолон в 1169 году, в день святого Вита 15 июня. Однако двумя веками раньше этого погрома, воспитанный язычниками Рюрик, с острова ушёл, взял в жёны Умилу, дочь князя Гостомысла, и стал княжить не Руси.

  Каменный Конь

  Люди верили, что бог светила, с грохотом катался по небу на солнечных конях, обозревая свои владения. В свободное от поездок время мифических коней пас Конёк-Горбунок. Иногда Световид выезжал в поход на любимом белом коне, чтобы лично сразить неприятеля. В Красном Буераке тоже есть конь светлой масти, и кроме него представлена пара: серый конь, спящий мёртвым сном, и бурый конь, устроенный к югу от всей группы на круглом валуне. Придумать или создать образы из ничего – сложно, а тут стояли готовые статуи – включи воображение и фантазируй. Несомненно, миф пошёл с берега Красивой Мечи, из этого святилища, ныне забытого. Жаль, не дожил академик Рыбаков до этого светлого часа. Теперь не с кем поделиться радостью открытия, кроме любознательных читателей.

Жертвенник

  Другой собиратель славянских мифов, Григорий Глинка, на страницах 99…102 рассказывает, что ещё один храм Световида стоял в Бронницах. Его разрушили в период крещения Руси. Здесь в жертву приносили множество скота и огромный пирог, надо полагать, величиною с главный алтарь, который стоит в Красном Буераке перед лицом статуи на самом дне. В ответ за подарки, жрецы обещали верующим земное плодородие, здравие, победу на море и на суше.

  Все атрибуты Световида окрашены в красный цвет. Не сомневайтесь, статуя прототипа тоже сложена из красного песчаника и имеет четыре красных лица, развёрнутые в разные стороны. Все лица скомбинированы из набора одних и тех же элементов на площадке первого. Снизу статуя подмыта потоками воды так, что просматриваются сведённые вместе опущенные руки. На вершине большой головы лежит большая змея, которая смотрит на восход солнца. Вообще, всё что связано с Солнцем кратно четвёрке: четыре лица на четыре стороны света, четыре времени года, четыре фазы суток: утро, вечер, полночь, полдень. Копии идолов делали тоже четырёхликими, чтобы они вели наблюдение на все стороны света. Красное солнышко весь день парило над русским миром. На Световида возлагался полный контроль над ним. Каждое лицо из нашего святилища имеет своё собственное имя, и на них ложатся определённые обязанности. Большое, главное лицо – это Световид, юго-восточное – Световит, западное – Свентовит, а юго-западное – Святовит. Все они известны из литературных источников.

  Великан имеет рост выше пяти метров и диаметр большого лица около одного. Идол лежит в глубине оврага лицом к югу и спиной вверх, на расстоянии четырёх метров от осевой линии и сорока от устья. Песчаниковая платформа выступает из северного склона, и не вся видна на поверхности.

  Первое главное лицо, изображённое в фас, расположено в торцевой части статуи, приподнято вверх и перекошено как бы от боли, да и диск самого Солнца часто искажается облаками. У большой головы имеется даже левое ухо, а место правого засыпано землёй. На левую щёку наложен профиль второго, самого солидного лица, причём левый глаз у них общий. Свентовит смотрит на запад, его нос соприкасается с носом Световида. И в этом есть логика: святой Вит (он же Витя, Виктор) несёт свет на запад нашим соседям – свентам.

Первое лицо Световида

Второе лицо Световида

Третье лицо Световида

Четвёртое лицо Световида

  Второе лицо изображено настолько чётко, что просматриваются все мелкие детали: прикрытый веками глаз, бровь, симпатичный нос, красивые губы. Для чего? В помощь миссионерам. Чтобы легче и убедительней, ярче и в подробностях донести в дальние земли свентов божественный образ статуи. Всевидящее солнечное око – левый глаз, смотрит на зрителя прямо в упор и работает в трёх лицах одновременно, служит точкой их поворота в пространстве. Три ветки оригинального носа, это три выпуклых валика. Они словно лепестки, расправлены в разные стороны из точки переносицы главного лица, и делят его площадь на три сектора по 120 градусов так, что в каждом из них красуется своё лицо. Большой нос участвует в композициях тоже три раза. Это он, словно манипулятор, меняют ориентацию лиц в пространстве, при этом одна из веток прокладывает носовой хребет, для очередного образа, а две остальные – составляют надбровные дуги. Нос главного лица отделяет второе от первого, потом поворачивает третье на 45 градусов против часовой стрелки, при этом появляется ещё один правый глаз в самом низу, который при обратном повороте вида на 90 градусов по часовой, становится левым, и очутится на четвёртом лице, а правый глаз первого, и здесь будет правым. Первое главное лицо смотрит на юг, наблюдает за ходом солнца по всей небесной сфере, второе – на юго-запад, любуется закатом, третье – на юго-восток, контролирует восход, четвёртое глядит в сторону главной богини.

Птица Сва или богиня Макошь

  Главная богиня Макошь устроилась в овраге Лоск, в двух километрах на юго-западе, на самой вершине Красного холма, в соответствии с рангом. Святовит (четвёртый, самый святой) всегда начеку, ждёт появления богини в образе Жар-Птицы и включает ослепительное радужное сияние в момент её взлёта с вершины, и выключает на закате, после посадки. В первом тысячелетии славянские земли начинались на берегах Дона, поэтому Солнце всходило под контролем Световита – третьего образа, рождающего свет на этом дальнем восточном рубеже. Персонажи Красного холма и есть Сама Светлость – негасимый огонь Жар-Птицы.

  По мнению Н.В. Слатина:

 «Святовид, древнерусское Свентовенд, тождественное Свентовид – Святовид, аспект Сварога, как Бога Света. Его имя также пишут в литературе как Свентовит или Святовит, но поскольку второй корень этого имени явно -вид-, то значение этого имени – Святой или Светлый Видом».

  В этот момент лучик упал на мой рабочий стол – Сетовид радуется правильным мыслям!

  Продолжение «Каменной сказки следует в главе 6-й «Триглава».

   Николай СКУРАТОВ.
Красный буерак - фото

Вид на Красивую Мечу с Удриков

© kamenny-con