Приветствую Вас, Гость

  Волотова Могила

  Название села Волотово всегда связывали с курганом Волотова Могила и гордились богатырём Волотом, якобы в нём похороненным. За четыреста лет, прошедших с момента основания села, казачий символ потеряли. Да и как тут было не потерять ориентиры, если не осталось в районе ни одного кургана. Это всё предания и легенды, а что было в реальности? Давайте разберёмся.

Место кургана Волотова Могила

  Вершина кургана срыта археологами в начале 20-го века. Остался кратер раскопа диаметром до 20 метров и углубления от оплывших ямок из-под каменных болванов, его хранивших. Эти каменные истуканы, не уберегли, ни курган, ни самих себя, и лежат на дне Красивой Мечи уже двести лет, на Чуровом броде. И теперь это место на высоком берегу в Удриках хорошо различимо, но только с левого берега реки между крохотными овражками заметна гряда, на которой он стоял. Удриками называют высокую береговую часть Красного холма, нависающую над Красивой Мечой от глубокого Тютчевского оврага до мелкого Красного Буерака. С юга Удрики упираются в село Тютчево, и метров через триста к северу выходят в ноль перед Иншаковкой. С точки кургана открывается обширная панорама междуречья с долиной Дона, очерченной холмистой грядой далеко на востоке.

Панорама Подонья. Вид с кургана Волотова Могила

  Курган отмечен в Книге Большого Чертежа:

  «С правыя стороны, пала в Дон речка Лебедянь, а на усть её на Дону город Лебедянь, от Донкова до Лебедяни 20 вёрст. А ниже Лебедяни, вёрст с 8, пала в Дон река Быстрая Меча; на усть реки Мечи с вышныя стороны Волотова Могила».

  Чтобы перевести расстояния в километры, умножим их на 1,6. В тот исторический период верста состояла из 750 сажен. Место Лебедяни и Мечи указано с абсолютной точностью. Хорошо известно, что от Лебедяни до Данкова 32 км, а от Лебедяни до устья Красивой Мечи – 13. «Вышныя сторона» здесь, без вариантов, правый берег Мечи. Самый высокий участок берега начинается в километре от устья. Курган был исследован в начале 20 века тамбовскими учёными. Во время раскопок археологи отбросили грунт на периферию, а потом не разровняли. Что откопали? Сведений нет, а вернее, я их не нашёл. Говорят, скелет половецкого хана.

Красивые Дон и Меча - карта-схема

  Заглянем в «Адрес-календарь Тамбовской губернии», 1903 года издания, там живут легенды и предания, собранные краеведом А. Норцовым, и курган пока ещё цел:

  «На устье Красивой Мечи, в 5 верстах от села, возвышается огромный курган «Волотова Могила» (т.е. богатырская). На вершине кургана в начале 19 века стояли каменные бабы, брошенные владельцем села в реку. В сороковых годах одна такая баба из целого тёмно-серого камня, вымытая вешней водой, была найдена близ устья реки Лебедяни. Баба была изображена в обнажённом виде, неуклюжей, с едва вырезанными чертами лица, рук и туловища; вся выпуклость головы сливалась с телом; живот подпоясан будто по кафтану. По преданию, «Волотова Могила» – место погребения Кунама, но конечно происхождение могилы гораздо древнее».

  Ему вторит другой краевед – М. Гедеонов:

  «Куману (или Кунаму) предание приписывает богатырскую силу и рассказывает, что во времена одной из схваток его дружины с татарами, он пал в единоборстве с татарским богатырём на берегу при впадении в Дон реки Мечи, близ «Волотовой могилы», ныне село Волотово, Лебедянского уезда».

  Селом Тютчево владели Пальчиковы. Филипп Петрович был соратником Петра Великого, строил флот и в нашем крае.

Каменная баба

  Половецкие каменные бабы смотрели с высокого берега на восход солнца. Вандалы, готовые топить языческих идолов даром, с той поры перевелись. Современная липецкая элита стала ими торговать, походя разрушая природные ландшафты, под сурдинку устройства туристических зон.

  «Как правило, истуканов ставили в качестве ограничителей древних святилищ, в которых половцы совершали поминальные и погребальные обряды. Эти священные места окуривали с помощью дыма от ароматных трав и запекаемых на костре жертвенных животных.

  Также есть версия, что стоявшие у дорог истуканы могли служить и географическими ориентирами для проезжавших племен.

  Ученые склоняются к тому, что каменные истуканы не были объектами отправления религиозных языческих культов, то есть не олицетворяли богов, которым нужно молиться. Они устанавливались у могильников и изображали предков. Однако внешне все истуканы – как мужские, так и женские, имели черты не конкретных умерших людей, а богов или народных героев, но опять же, это были не конкретные, а обобщенные образы», – так рассказал источник https://salik.biz/articles/48586-unikalnye-kamennye-baby-drevnih-polovce.html

Удрики от Волотовой Могилы до Красного Буерака

  Половцы устроили курган рядом с языческим святилищем Красного Буерака, населённого нерукотворными каменными статуями, и образовали ритуальный комплекс, который в летописях о Куликовской битве значится Чуровым. Сам холм не зря назван Красным.

  А причём здесь Волотово, до которого от кургана 5 км? Их связывала древнейшая дорога, которая проходила с запада на восток от Чурова брода на Мече до брода на Дону, существовавшего на месте Волотовского моста. В этих местах обе реки поврозь были мелкими, их удобно переезжать по одной, пока они не объединились в единый глубокий поток. На местах бродов мелко, как тысячи лет назад. Полевую дорогу запахали в 70-е годы, а броды потеряли в 60-е, после ухода лошадей, как средства передвижения. Автомобилям нужны мосты и дороги с твёрдым покрытием. У дороги в зоне междуречья, в середине дистанции на взгорке, стояли ещё два кургана, а за Доном, на берегах Семибратского оврага – ещё несколько. Последние курганы археологи срыли в 50-е, а плуг земледельца уничтожил все следы.

  Одна из легенд связывала курган с захоронением героев Куликовской битвы, которая завершилась на Красивой Мече. В 1613 году ещё не было ни Иншаковки, ни Тютчево. Казаки, основавшие слободу Волотова Могила, полагали, что в могиле лежит русский богатырь, поэтому с гордостью взяли для неё известное имя кургана.

  А.И. Гамаюнов, в книге «Лебедянь в начале 17 века», опубликовал сведения от 1613 года, в которых говорится о первых казачьих поселениях:

  «Да на Лебедяни ж в уезде три слободы полковых казаков.

  Слобода Волотова Могила, да слобода Ольховская, да слобода Романов Рог.

  Слобода Волотовская на реке на Дону.

  А в ней храм Нарицаемые Пятницы древена клецки.

   А у той церкви поп Ефтифей, поп Степан, дьячок Микитка Ильин, пономарь Илюшка Марков, проскурница Окулинка.

  В той жа слободе Волотовой пятьдесят дворов казацких, а людей в них то ж.

   Всего на Лебедяни и в Лебедянском уезде пятидесятников и рядовых казаков двесте дватцать человек, да стрельцов сто два человека, да пушкарей и затинщиков тридцать девять человек».

  Ещё в гарнизоне Лебедянской крепости значился 71 воин из детей боярских. Так называли всадников тяжёлой русской кавалерии того периода времени, незаслуженно забытых из-за странного непонятного названия. Это были русские рыцари, закованные в тяжёлую броню.

  В документах лежат точные сведения известного периода, а в легендах отразилась древнейшая история нашего края, связанная с половцами. Их могучего хана называли Куманом. После его гибели сгинул весь народ куманский – половецкий. Осталась лишь речка Куйманка – Куманка, на которой стоит русское село Куймань.

  Из книги «Каменная сказка». Николай СКУРАТОВ.

© kamenny-con