3.5. Казачьи поселения Лебедянского края
Документы древнейших поселений Лебедянского уезда нашёл в архиве РГАДА А.И. Гамаюнов:
1. «Книга письма и меры Осипа Секерина да подьячего Добрыни Русанова 123-го (1614/15) году».
2. «Лебедянская платёжница» начала 17 века.
3. «Писцовая и межевая книга города Лебедяни и Лебедянского уезда 1627-28 годов «письма, меры и межеванья» писца Григория Федоровича Киреевского. Подлинник» (126).
Возврат в предыдущую главу «Основание нового Данкова» http://kamenny-con.narod.ru/index/osnovanie_novogo_dankova/0-51
Прямо о казачьих слободах начала века сказано:
«Да на Лебедяни ж в уезде три слободы полковых казаков.
Слобода Волотова Могила, да слобода Ольховская, да слобода Романов Рог.
Слобода Волотовская на реке на Дону.
Всего на Лебедяни и в Лебедянском уезде пятидесятников и рядовых казаков двесте дватцать человек, да стрельцов сто два человека, да пушкарей и затинщиков тридцать девять человек» (127).
«Да на Лебедяни ж на посаде слобода Покровская казацкая.
А в ней церковь древяна клецки во имя Покрова Пречистые Богородицы. А в церкви Божие милосердье оброзы и ризы и книги, и колокола и всякое церковное строенье попа Никона.
Да на церковной земли поп Кондратей, проскурница Оксиньица.
Да у той церкви на церковной земли старчики Ларко Сидоров, Тимошка Иванов, Селиванко Прокофьев да Ермачко Васильев да Мишка Мануйлов.
Пашни и перелогу и дикого поля в покровских в козацких рубежах семнадцать чети без третника в поле, а в дву потому ж.
Да в той жа в Покровской слободе девяноста шесть дворов жилых казацких, а людей в них то ж, опричь детей и братьи и племянников.
Да в той жа слободе четыре двора пустых казацких.
А земляного им окладу жилым и пустым по их скаскам и по обыском всего города за поповыми руками и по мере писцов двум пятидесятникам по двадцати по две чети, девяносту редовым казаком по двадцати чети человеку. Оклад их сполна пашни и перелогу и дикого поля две тысячи двадцать шесть чети в поле, а в дву потому ж, опричь церковной земли.
Да на Лебедяни ж в уезде три слободы полковых казаков.
Слобода Волотова Могила, да слобода Ольховская, да слобода Романов Рог.
Слобода Волотовская на реке на Дону.
А в ней храм Нарицаемые Пятницы древена клецки. А в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы, и колокола и всякое церковное строенье попов Ефтифья да Степана и мирское.
А у той церкви поп Ефтифей, поп Степан, дьячок Микитка Ильин, пономарь Илюшка Марков, проскурница Окулинка.
В той жа слободе Волотовой пятьдесят дворов казацких, а людей в них тож.
А земляного им окладу по их списком и по обыском всего города за поповыми руками и по мере писцов одному пятидесятнику двадцать пять чети, четырьмя человеком десятником по двадцать по две чети человеком редовым казаком по двадцати чети человеку.
Оклад их сполна тысяча тринадцать чети в поле, а в дву потому ж, оприч церковные земли.
Слобода Ольховская.
А в ней церковь Богоявления Господа нашего Иисуса Христа древена клецки. Божие милосердье оброзы и книги и ризы, и колокола и всякое церковное строенье попа Ивана и мирское.
Поп Иван, дьячок Ивашка Перьфильев, пономарь Ларко Иванов.
Да в той же слободе пятьдесят дворов казацких, а людей в них тож.
Слобода Романов Рог.
А в ней церковь во имя Архангела Михаила древена клецки. А в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы, и колокола, и всякое церковное строенье мирское.
А у той церкви поп Семен, дьячок Федько Агеев, пономарь Марко Семенов, проскурница Оринка.
А в той слободе дватцать дворов казацких. А людей в них то ж, опричь детей и братьи и племянников.
И с кем их казацкая земля смежна, и в коих местах, и в урочищах их земли межа положена, и то писано подлинно под их слободою в Стрелецком приказе.
Всего на Лебедяни и в Лебедянском уезде пятидесятников и рядовых казаков двесте дватцать человек, да стрельцов сто два человека, да пушкарей и затинщиков тридцать девять человек» (128).
Казачьи и стрелецкие книги сгорели в московском пожаре 1736 года. Отдельные документы встречаются в нескольких архивах (129). Полковые казаки были государевыми людьми, имели служебные дома и земельные наделы, получали жалованье. В Лебедяни они составляли казачью сотню и две полусотни в Ольховце и в Волотово, две десятни в Романово. Количество домов регламентировалось. Отмечены даже четыре пустых служебных дома в Лебедяни.
Покровская слобода. Вид на Лебедянь с улицы Ситникова
Крепость подробно описана в Писцовой Книге 1626 года:
«Городище Лебедянское.
На берегу реки Дону. А в место городища Малой острог дубовой, з дву сторон два рва. А в остроге пять башен. А под башнями двое ворота проезжие, да три башни глухих. Да тайник из города к реке Дону. А длина острогу вдоль пятьдесят сажен, поперег тридцать сажен. Да на башне колокол вестовой, а в нём весу восмь пуд и десять гривенок.
Да в остроге ж саборная церковь древена клецки с папертью во имя Николы Чюдотворца, а в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы, и колокола и всякое церковное строенье государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Руссии.
Да в остроге ж изба съезжая воевоцкая. Да тайник. Возле тайника тюрьма.
Да в остроге ж погреб козенной, а в погребе зелья и ядра, и пищали да пушка полуторная медная и всякие пушечные запасы.
Да в остроге ж житница з государевым хлебом.
Да двор воевоцкой.
Да от Малого от Малово острогу Большой острог дубовой, а в нем сем башен. Да на острогу трои ворота: Егорьевские, а другие ворота Донковские, да третьи ворота Покровские. Да четыре башни глухих.
А острог дубовой. А по мере около острогу от первых городовых ворот до городовой стены двесте сажень» (130).
Крупный пожар случился в Лебедяни в 1662 году. Деревянный острог сгорел, но тогда его быстро отстроили.
Крепость пришла в запустение и сгорела в 1703 году, о чём свидетельствуют переписные книги 1710 и 1716 годов: «Город Лебедянь в 703 году згорел и после того пожару не строен». Ров засыпали, а место застроили. К тому моменту сторожевая служба исчерпала себя полностью.
Казачьи слободы уезда за полвека не выросли, в этом не было необходимости, потому что «лишние» казаки уходили вниз по Дону вслед за границей Руси. В подтверждение, справку даёт «Собрание материалов для истории западного края Тамбовской губернии и епархии. Тамбов, 1878»:
«1664 год. В селе Волотове слободе казацкой 50 дворов живущих, а людей в ней пятидесятников и десятников, и рядовых и сторожевых казаков 50 человек, да у них детей и братей и захребетников половинщиков 64 человека, и обоего в Волотовой слободе казаков и их детей и братей, и половинщиков, и захребетников 114 человек; пашни пахотные по обе стороны реки Дону 644 четверти в поле, а в дву потому ж; пятидесятнику 25 четвертей, десятником по 22 четверти, рядовым козакам по 2 четверти, и обоего 1013 четвертей в поле, а в дву потому ж, оприч церковной земли, оклад их сполна; сена меж поль и по заполью и по конец поль и по дубовым в их межах 4000 копен; лес Романцовский вопче со всем городом. А меж их слободы козацкой пашни паханой и Дикому полю и сенным покосам… от деревни Черепяни… на право к берегу реки Дону… а возле реки Дону низью берегом пригон животины до протока, что проток течёт из Семибратских колодезей…» (131).
Троицкая церковь в селе Волотово
Казачьи гарнизоны, утратившие своё боевое назначение, упразднила Екатерина Великая, потому что граница России отодвинулась далеко на юг, а разбойные набеги в Лебедянском крае прекратились. Часть казаков, самая лёгкая на подъём, переселилась на Хопёр, поэтому в наше время под Борисоглебском встречаются коренные волотовские фамилии. Деревянную церковь Параскевы Пятницы, построенную на свои средства, в 1803 году казаки разобрали и увезли с собой, а на её месте в 1838-м крестьяне построили кирпичный Троицкий храм.
Бунтари из Волотово у Елецкого острога
Память о былой славе и вольнице долго таилась в крови разжалованных казаков. Она в 1910 году проснулась и привела к знаменитому Волотовскому бунту. Поводом послужил несправедливый передел земли согласно новому закону, известному как Столыпинская реформа. До неё землями и угодьями владела крестьянская община. Земли числились в трёх категориях, в зависимости от плодородия и назначения. Раз в шесть лет производился передел, а семейные паи распределялись по количеству мужчин в семье. Новый закон побуждал крестьян выходить из общины и получать наделы в собственность. Самые шустрые и богатые быстро оформили лучшие плодородные участки. Остальные, возмущённые такой несправедливостью, побили и прогнали землемеров. При приближении к селу солдат, присланных тамбовским губернатором Муратовым, предводитель бунтарей Трушкин ударил в набат. Крестьяне стаскивали всадников с коней, отбирали оружие. Солдаты открыли огонь. Сразу убили троих и ранили 17 крестьян, из которых трое умерли. Силы были неравны. Бунтарей повязали и отправили в Елецкий острог. Адвокаты частично отстояли правоту бунтарей. Некоторых оправдали по суду и выпустили на свободу, другие отделались маленькими сроками от трёх недель до семи месяцев. Община замирилась и просуществовала до 1932 года, в котором из неё организовали сообщество нового коммунистического типа – колхоз.
С той поры исчез и колхоз, испарилось и само понятие общины, а в начальной школе села учится два десятка детей. Люди в сёлах нашего края больше не бунтовали, а, воспользовавшись правом на полную свободу, разбегались по городам в поисках лучшей доли.
Вместо эпилога.
Знал я бравого лебедянца ветерана Первой Мировой – Стукалова Игната Ивановича (1888 – 1981) из села Шовское. В древности среди казачьих фамилий края «Стукалов» часто встречается.
Осталась в моей памяти его удалая казачья песня:
За Дунаем, за рекою казаки гуляют.
Гей! Гей! Пей да гуляй! Казаки гуляют.
Наш товарищ – острый нож, шашка – лиходейка…
Пропадём мы ни за грош… Жизнь наша – копейка.
Примечания и источники информации открываются в меню сайта http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67
Продолжение темы раздела "Казачество..." смотрите на странице "Село Большое Попово" или перейдите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/selo_bolshoe_popovo/0-23
Последняя правка в июле 2023 года.
Николай СКУРАТОВ.
© kamenny-con