4.3. Кузьмина Гать
Топонимы и гидронимы Куликова поля, схожие с летописными, картографы положили на карту Епифанского уезда 1780 года \39/. Однако знаковые пункты, отдалённые от верхней Непрядвы: Гусин брод, Березуй, Кузьмина Гать – в карты не попали, и остались в подвешенном состоянии.
Возврат в предыдущую главу "4.2. Красный Холм" по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/krasnyi_kholm/0-16
На волне официального назначения Куликова поля в Тульскую губернию, батюшка Стефан Березнеговский воспользовался служебным положением и назначил Кузьмину Гать в село Кузьминки Лебедянского уезда. Обыкновенную, безымянную мелководную гать, послужившую ранним утром 8 сентября одной из десяти переправ Мамая через Красивую Мечу, с подачи протоиерея, признали летописной Кузьминой Гатью и утвердили голосованием экспертов Тамбовской учёной архивной комиссии (ТУАК).
К верхней Непрядве Кузьмина Гать-на-Мече нисколько не вяжется. Сюда не сходятся, ни ситуация, ни расстояния, ни хронометраж. Авторы идеи не отрицали, что перед битвой Мамай стоял за Мечой напротив Кузьминок не менее трёх недель. «Задонщине», указавшей точный адрес долгого пребывания Мамая «у Дона» и «у реки Мечи», то есть в устье Красивой Мечи, возражать невозможно. И тут же стали городить несуразицу, уверяя, что он пришёл в район именно этих Кузьминок за три дня до битвы, противореча «Сказанию», по которому Мамай «через три дня должен быть на Дону». Современные апологеты слегка опомнились и стали утверждать: все летописи недостоверные, переделанные, особенно литературно «Сказание» – верить надо кристально чистым вымыслам нечаевцев. К началу 21 века поняли: Красивая Меча находится слишком далеко от верхней Непрядвы, поэтому её роль в Куликовской битве стали замалчивать. Разумеется, фальсификаторам нисколько не подходила достоверная тамбовская гать на Цне, от которой до нечаевского поля набегало до 250 км.
Что и как происходило в Кузьминках на Красивой Мече? Где находится историческая Кузьмина Гать? Давайте разберёмся, и начнём с главного.
Вот она, настоящая и единственная на Руси Кузьмина Гать \95/, показанная в документах о сторожевой службе 1577 года:
«4-я сторожа вверх речки Липовицы под большим Рогом ниже Дубровы, а сторожем на ней стояти из Рязского да из Шатцкого шти человеком из города по три человека, а переезжати им на низ по Липовице до Цны ниже Кузьминской гати против поля Нытярангуши переезду вёрст с пятнадцать, а на другую сторону переезжати вверх по Липовице до дву лесов переезду вёрст с дватцать» (191).
И ещё, от 1623 года:
«6-я сторожа Липовецкая, от Рязского 5-й день. А на ней стоят съезжие сторожи из Рязского и из Шацкова по 3 человека; а проезжать на Татарские сакмы с той сторожи направо вверх по Липовице и Польной вёрст с 30; а налево проезду к Кузьминой гати вёрст с 15-ть» (192).
Как только колонизация Дикого поля достигла этих мест, появилась 4-я сторожа, которую через 56 лет переделали в 6-ю. Обратите внимание! Стратегическая дорога «север-юг» обозначена Татарской сакмой. В разные времена её называли Ордобазарной дорогой или Астраханским трактом. Ногайская дорога, в направлении на северо-запад, перекрещивалась с ней у Кузьминой Гати и ниже Торбеева брода уходила к лебедянскому Гусину броду. У исторической гати в наше время расположено селение Кузьмино Гать. Ищите его на речке Цне южнее Тамбова, а подробности смотрите в главе «Ногайская дорога».
Дорожная карта Куликова поля - карта-схема
Именно, про эту гать говорится в «Сказании»:
«Уже царь на Кузьмине гати стоит, но не спешит, поджидает Ольгерда Литовского и Олега Рязанского, а о твоих же сборах царь не ведает и встречи с тобою не ожидает, по письмам от Олега, и через три дня должен быть на Дону» (193).
Напомню. Согласно булгарским летописям, на этой Татарской сакме в поле Нытярангуши за Кузьминой Гатью пасло коней 14-тысячное мамаевское войско, под командованием Багуна \95/. За ним разведка следила особенно пристально. Багун служил индикатором планов Мамая, поэтому с его стороны постоянно шли донесения. Корпус Багуна мог преодолеть 160 км до Гусина брода за три дня. Князь Дмитрий повернул армию от Лопасни на эту сакму совсем не случайно. Он перешёл на взвешенную позицию, с которой можно действовать против любой из двух группировок Мамая, по конкретным сложившимся обстоятельствам. Мудро!
Князь Олег состоял в сговоре с князем Дмитрием, писал ему письма и в поход не собирался. В докладе не говорится, что на Кузьминой Гати стоял сам Мамай. Это фигура речи. Войско было царское, мамаевское. Сам царь с войском три недели отдыхал на Красном холме, вплоть до дня Куликовской битвы \95/.
Однако! Прямо раскрыт стратегический план Мамая: Ольгерда и Олега ждали на Кузьминой Гати, а не в Москве!
Всё начинается с починка. В Переписной книге Бруслановского стана Елецкого уезда от 1614 года указан починок Шеталов, а в списках поселений 1627 года на берегу Красивой Мечи значится починок «Шеталов (Кузьмино) на Птаньском отвершке за рекою Мечёю под Романцовским лесом» (194).
Каменная церковь в Кузьминках построена на средства помещицы П.П. Кошелевой в 1822 году и имеет три престола: главный – Знамения Пресвятой Богородицы и придельные – Ильи пророка и Николая чудотворца. Её посвящение Богородице – отзвук разгрома Мамая на этих берегах. Напомню, письмо в Тулу Степан Нечаев сочинил в 1820 году, и Кузьмину Гать в эти места начали клеить в этот же период. В 20 веке село покинули жители, а храм великолепной архитектуры заброшен и перешёл в стадию разрушения.
Рельеф в данном месте неудобный, неподходящий для переправы огромной армии, из-за крутого и очень высокого левого берега Красивой Мечи. Очевидно, тамбовские эксперты эти места не посещали. Да и что там было смотреть? На этом броде в 19-20 веках стояла плотина мельницы. Во второй половине 20 века мельницу закрыли, а плотину смыла река, и стала видна гать – природный каменный участок дна, в устье балки Лагута, на всю ширину реки, относительно гладкий, протяжённостью метров до двадцати \43/. В древности реку переезжали по этой ровной каменной платформе, потом по крутым склонам балки, по узкой тропе поднимались на высокий левый берег Мечи. В наше время через гать никто не ездит, а дорогами, ставшими полевыми, пользуются рыбаки да туристы.
Древние дороги Верхнего Подонья - карта-схема
Теперь давайте считать. Расстояние от этих Кузьминок до верхней Непрядвы по прямой линии около 70 км, а это дня полтора пути. Уж никак не три. Вдоль овражистых левых берегов Мечи и Птани здесь не ездят. А где ездят? Прямая Турмышская дорога \2/ на север пролегала по водоразделу Мечи, Птани и Дона, но до неё надо пройти ещё 10 км. Получается: Мамай с утра 8-го форсировал Мечу, прошёл вместе с пехотой до верхней Непрядвы, повоевал три часа, а после разгрома пробежал ещё более длинную дистанцию до Красного холма в устье Мечи. Если всё сложить – получим 200 км. Для конницы нужно четыре дня, а для обоза с пехотой, который делает 40 км в сутки – прикиньте сами. Ничего не сходится у этих Кузьминок, ни один летописный параметр! Заявляя: летописи врут, летописи исправлены – фальсификаторы истории показали свою полную несостоятельность. До братской могилы, которая в селе Перехваль у нижней Непрядвы, ни один историк ходить не пробовал. Здесь как раз 10 старинных вёрст (16 км), которые «… покрыли полки поле вёрст на десять» (195).
Но куда исчезла у историков настоящая Кузьмина Гать-на-Цне под их родным Тамбовом?! Её, на волне нечаевской эйфории, утопил в болотах Нытярангуши протоиерей С.А. Березнеговский. Сан здесь очень даже к случаю. Степан Нечаев возглавлял Святейший Синод, значит был верховным руководителем этого священника. Отсюда лучится яростное усердие, с которым отец Стефан сочинял статью «В каком уезде Тамбовской губернии лежит Косьмина Гать, на которой стоял станом Мамай перед Куликовской битвой» (196):
«В Тамбовской губернии три села именуются Косьмиными Гатьми. Первое в 20 верстах от города Тамбова, по почтовому Астраханскому тракту, на левом берегу реки Цны. Второе село Косьмина Гать находится на правом берегу реки Воронежа, в 12 верстах к северу от города Липецка, а третья Косьмина Гать за Лебедянью в 18 верстах, расположена на левом берегу реки Красивой, или Красной Мечи».
В самом начале статьи Стефан Абрамович посетовал на то, что ни один из историков не указал место Гати, а все скупо говорили только про Дон и про Непрядву. Всё правильно. К верхней Непрядве не подходит ни один летописный параметр, поэтому крупные историки не решались трогать этот, самый запутанный ребус в мире. Помещица Кошелева внесла свою лепту: с постройкой церкви Знамения Богородицы, починок Шеталов в 1822 году превратился в село Кузьминки. Патриотка не сомневалась в своей правоте, очень старалась, поэтому не поскупилась на средства. К 1902 году общественное мнение укрепилось и нашло отражение у академика Семёнова, который, отметил реальное стояние армии Мамая на Нижней Мече у Дрысинской дороги, и упомянул подставную Кузьмину Гать (см. подробнее в главе «2.3. Дубок на Дрысинской дороге»). Что было делать, если нижнюю Непрядву, растоптанную в Перехвалку, к этому времени совсем позабыли, а булгарским летописям, звенящим из стана бывших врагов, не доверяли никогда.
Краевед переиначил на нужный манер названия Кузьминок на Мече и на Воронеже. Никакие гати, кроме тамбовской на Цне, в документах не значатся. Лебедянские и липецкие Кузьминки, были простыми заурядными пунктами без функционального дополнения «гать», среди сотни прочих, бесславных, разбросанных по России. В самом Лебедянском уезде простых Кузьминок было три, и даже в далёкой от этих мест Москве, тоже есть имеются. За московские Кузьминки и прочие топонимы-двойники зацепились Фоменко с Носовским, не понимая, что в Москве нету Дона, Мечи и Непрядвы.
Непосредственно с гатью, как с задокументированным древним гидронимом или топонимом, связан только пункт на реке Цне «против поля Нытярангуши». Район отмечен в эрзянском языке, как топкое заболоченное место на Ногайской дороге, хорошо известной в древности.
Далее автор статьи взвесил ситуацию для каждого выдуманного гидронима. Произвольно взвесил, не имея никаких оснований, никакой информации, и пришёл к выводу:
«Местность лебедянской Косьминой Гати в полной мере соответствовала расположению главной квартиры Мамая. Гать эта лежала и лежит на крутом полумысе, омываемом почти с трёх сторон Красною Мечьей. От нея к Куликову полю стлалась на необозримом пространстве возвышенная степь, покрывшаяся седым ковылём» (197).
Как бы не так! Какой такой «полумыс»? Его придумал Стефан Абрамович. Меча здесь делает типичную дугу огромного радиуса, её русло выглядит идеально прямым \44/. Здешняя каменная гать – это природная отмостка дна реки, образованная выносом булыжников из балки Лагута. Меча, бурная в этом месте, в течение тысячелетий ровняла и полировала отмостку. Этой очень удобной мелководной переправой активно пользовались. В 19 веке на каменной платформе, как на отличном фундаменте, поставили мельничную плотину, которая испортила всю древнюю картинку. Для переправы поставили деревянный мост, в сотне метров ниже по течению. В середине 20 века мельницу забросили. Река давно размыла плотину. На месте моста торчат несколько дубовых свай. В настоящее время бурный поток эффектно переливается через руины \43/.
Гать в Кузьминках на Красивой Мече
Какая такая «возвышенная степь, покрывшаяся седым ковылём», могла простираться в 14 веке выше этих Кузьминок? Опять сквозит незнание реальных ландшафтов. Черта Перехваль – Кузьминки попадает в самую среднюю зону лесостепи, в которой лес и степь сочетаются 50 на 50. Лесные массивы Нижней Мечи отмечены во многих документах. Чем дальше к северу, к верхней Непрядве, тем гуще лес. Пространство на север от Кузьминок до сей поры покрывают леса и рощи, а в южном направлении – лысевато. Сам починок Шеталов стоял под Романцовским лесом. Разумеется, и дороги, и поляны в лесах были, но говорить о ковыльной степи на необозримом пространстве…
Местность левых берегов Мечи и Птани – это нормальная лесостепь, на холмистой Среднерусской возвышенности, сильно изрезанная глубокими оврагами, особенно в зоне, прилегающей к этим большим рекам. И не подумайте! Эти буераки, как и перехвальские, не я вырыл лопатой, и трудолюбивые крестьяне не успели разровнять их запахиванием, по приказу нечаевцев, и даже энергичный батюшка поработал на меня. Овраги промыты в известняковой каменной породе в ледниковый период. Даже не пытайтесь протащить поперёк этих бесчисленных оврагов и балок огромную армию с обозом!
Стефан Абрамович привязал Кузьминки-на-Мече к достоверному факту стояния основной армии Мамая за рекой напротив \45/. Он не знал о существовании второй части армии Мамая, под командованием Багуна, пасшей коней на единственной Кузьминой Гати под Тамбовом. Простительно.
Кроме прочего из самой статьи встаёт пачка недоуменных вопросов, которые краевед как бы не замечает.
Зачем надо было самому Мамаю скакать трое суток до Дона, если он уже три недели отдыхал на этом самом Дону, в устье Мечи, в 10 км от Лебедяни?
Если Мамай уже стоял в Кузьминках, кто же тогда прискакал в Лебедянь на донской Гусин брод (Акказкичу) 7-го числа? И как он мог дойти отсюда до верхней Непрядвы к утру 8-го?
Ничего не сходилось, ни топография, ни расстояния, ни хронометраж, поэтому пошла осознанная подгонка событий под верхнюю Непрядву. Появилось утверждение: от Кузьминок на Мече до Непрядвы всего лишь 30 вёрст:
«Татары в паническом страхе бежали на Кузьмину Гать к Красивой Мечи, где находился их главный стан, бросая оружие… Русские горячо по пятам преследовали татар на протяжении тридцати вёрст от Куликова поля до Красной Мечи. Много погибло татар при их преследовании от меча русских, но не менее, а, может быть, гораздо более потонуло их в Красной Мечи» (198).
Помянем отца Стефана и пересчитаем ещё раз. По прямой линии от Кузьминок до официального поля битвы 70 км – это туда. А обратно? Если бежать после поражения за Мечу, в лагерь на Красном холме, то получится несколько больше – километров на 20. По берегам Птани, изрытым глубокими оврагами, здесь не ходят. Ходят восточнее, по водоразделу Птани, Мечи и Дона. Напомню: вёрсты периода Куликовской битвы, для перевода в километры, надо умножать на к = 1,6, а в момент написания статьи, автор был обязан подавать их в современном размере, то есть умножать на 1,063. По батюшке получается: мамаевцы проскакали туда 30 плюс обратно 30, в итоге 60 км – явная подгонка под один световой день! А по факту наберётся до 200 км, да ещё сражались часа три. Скажу: тягловый конь, или даже верховой – это вам не автомобиль, и не сказочный Пегас!
Ладно бы… Кто у нас не выдвигал наивные гипотезы? Можно бы не разбирать и эту. Однако! Уж очень показателен процесс надувания гати на Мече, как типичный подход наших согласных историков, особенно услужливый, в патриотической теме локализации Куликова Поля. Имеет место быть преднамеренная подгонка! Расчёт был на примитивную публику, которая в своей массе не знакома с первоисточниками и не имеет представления о топографии исторической местности, а единичные выпады несогласных можно игнорировать. Откровенно: современное грамотное население нашей страны воспринимает документальную истину не лучше!
Авторитарное мнение Обер-прокурора Святейшего Синода – Степана Нечаева, о месте Куликова Поля, и наивная версия отца Стефана, о точке Кузьминой Гати, считаются каноническими, непререкаемыми. Их навязчивые идеи перешли в категорию веры, а вера или общепринятое устоявшееся мнение не требует доказательств.
Речка Цна через гать прокатилась,
Пролегла через русские души,
А дорога ушла, растворилась
В топком поле Нытярангуши.
Тамбовским историкам пришлось признать свершившийся факт. Празднование 500-летнего юбилея прошло, памятник уже стоял с царского соизволения. Скандалить не стали. И в наше время любой историк, выступивший против ошибочной официальной версии, будет подвергнут остракизму, поэтому они и она так живучи.
Уместна реплика:
Попробуйте пробить или отстоять документальную истину – захлебнётесь глотать пилюли!
Ну, когда же, когда придёт ИИ – беспристрастный и беспощадный арбитр!
Продолжение в главе "4.4. Через Березуй на Куликово поле" http://kamenny-con.narod.ru/index/legendarnyj_letopisnyj_berezuj/0-179
Смотрите фильм "Кузьмина гать на Цне под Тамбовом" https://dzen.ru/video/watch/6621264390410254482f00cf
Николай СКУРАТОВ. Последняя правка в декабре 2025 года.
© kamenny-con



