Приветствую Вас, Гость

Село Волотово у могилы Волота

Название села Волотово всегда связывали с курганом Волотова Могила и гордились богатырём Волотом, якобы в нём похороненным. За четыреста лет, прошедшие с момента основания села, казачий символ потеряли. Да и как тут было не потерять ориентиры, если не осталось в районе ни одного кургана. Это всё предания и легенды, а что было в реальности? Давайте разберёмся.

Курган Волотова Могила

Начнём с документов. В знаменитой «Книге Большому Чертежу» от 1627 года говорится:

«С правыя стороны, пала в Дон речка Лебедянь, а на усть её на Дону город Лебедянь, от Донкова до Лебедяни 20 вёрст. А ниже Лебедяни, вёрст с 8, пала в Дон река Быстрая Меча; на усть реки Мечи с вышныя стороны Волотова Могила».

Чтобы перевести расстояния в километры, умножим их на 1,6. В тот исторический период верста состояла из 750 сажен. Место Лебедяни и Мечи указано с абсолютной точностью. Хорошо известно, что от Лебедяни до Данкова 32 км, а от Лебедяни до устья Красивой Мечи – 13. «Вышныя сторона» здесь, без вариантов, правый берег Мечи. Самый высокий участок берега начинается в километре от устья и называется Удрики. Курган Волотова Могила стоял на высоком месте в Удриках, над Чуровым бродом. Он был исследован в начале 20 века тамбовскими учёными. На его месте хорошо виден неглубокий кратер раскопа диаметром около 20 метров. Во время раскопок археологи отбросили грунт на периферию, а потом не разровняли. Что откопали? Скелет военачальника, вероятно, половецкого хана.

Удрики от Волотовой Могилы до Красного буерака

Заглянем в «Адрес-календарь Тамбовской губернии», 1903 года издания, а там живут легенды и предания, собранные краеведом А. Норцовым:

«На устье Красивой Мечи, в 5 верстах от села, возвышается огромный курган «Волотова Могила» (т.е. богатырская). На вершине кургана в начале 19 века стояли каменные бабы, брошенные владельцем села в реку. В сороковых годах одна такая баба из целого тёмно-серого камня, вымытая вешней водой, была найдена близ устья реки Лебедяни. Баба была изображена в обнажённом виде, неуклюжей, с едва вырезанными чертами лица, рук и туловища; вся выпуклость головы сливалась с телом; живот подпоясан будто по кафтану. По преданию, «Волотова Могила» – место погребения Кунама, но конечно происхождение могилы гораздо древнее».

Каменная баба

Идол - художник А.А. Зарецкий

Ему вторит другой краевед – М. Гедеонов:

«Куману (или Кунаму) предание приписывает богатырскую силу и рассказывает, что во времена одной из схваток его дружины с татарами, он пал в единоборстве с татарским богатырём на берегу при впадении в Дон реки Мечи, близ «Волотовой могилы», ныне село Волотово, Лебедянского уезда».

Половецкие каменные бабы, сестры истуканов с острова Пасхи, смотрели с высокого берега на восход солнца, стараясь разглядеть братьев за дальним горизонтом. Селом Тютчево владели Пальчиковы. Филипп Петрович был соратником Петра Великого, строил флот и в нашем крае. Вандалы водились во все времена. Языческих идолов положено топить или продавать на Кудыкину гору. Бабы лежат на дне Мечи. Место кургана различимо. С левого берега реки заметен холм, на котором он стоял.

В легенде отразилась древнейшая история нашего края, связанная с половцами, владевшими левобережьем Дона. Соответственно, их могучего хана называли Куманом. После его гибели сгинул весь народ куманский – половецкий.

Красивая Меча от устья до Удриков

Вид с Удриков на Красивую Мечу

А причём здесь Волотово, до которого от кургана 5 км? Их связывала древнейшая дорога, которая проходила с запада на восток от Чурова брода на Мече до брода на Дону, существовавшего на месте Волотовского моста. В этих местах обе реки поврозь были мелкими, их удобно переезжать по одной, пока они не объединились в единый глубокий поток. Автор помнит эту полевую дорогу. Её запахали в 70-е годы. У дороги в зоне междуречья, в середине дистанции на взгорке, стояли ещё два кургана, а за Доном, на берегах Семибратского оврага – ещё несколько. Курганы срыли археологи, а плуг земледельца уничтожил все следы.

Удрики, Чуров брод на Красивой Мече

Одна из легенд связывала курган с захоронением героев Куликовской битвы, которая завершилась на Красивой Мече. В 1613 году ещё не было ни Иншаковки, ни Тютчево. Казаки, основавшие слободу Волотова Могила, полагали, что в могиле лежит русский богатырь, поэтому с гордостью взяли известное имя кургана.

Наш земляк А.И. Гамаюнов, в книге «Лебедянь в начале 17 века», недавно опубликовал сведения от 1613 года, в которых говорится о первых казачьих поселениях:

«Да на Лебедяни ж в уезде три слободы полковых казаков.

Слобода Волотова Могила, да слобода Ольховская, да слобода Романов Рог.

Слобода Волотовская на реке на Дону.

А в ней храм Нарицаемые Пятницы древена клецки.

А у той церкви поп Ефтифей, поп Степан, дьячок Микитка Ильин, пономарь Илюшка Марков, проскурница Окулинка.

В той жа слободе Волотовой пятьдесят дворов казацких, а людей в них то ж.

Всего на Лебедяни и в Лебедянском уезде пятидесятников и рядовых казаков двесте дватцать человек, да стрельцов сто два человека, да пушкарей и затинщиков тридцать девять человек».

В 18 веке граница России отодвинулась далеко на юг, и разбойные набеги в Лебедянском уезде прекратились. Казачьи гарнизоны, утратившие своё боевое назначение, упразднила Екатерина Великая. Несогласная часть казаков, самая лёгкая на подъём, переселилась на Хопёр. Деревянную церковь Нарицаемые Пятницы, построенную на свои средства, они в 1803 году разобрали и увезли с собой. Казаки, оставшиеся в селе Волотово, стали значиться государственными крестьянами. Они на старом месте, в 1833 году, построили кирпичный Троицкий храм.

Статья опубликована в газете «Лебедянские Вести» № 41 от 4 апреля 2019 года.

Николай СКУРАТОВ.

© kamenny-con