1.3. Мифология Красного холма. Часть 1
Разлилась над рекой соловьиная песня,
Прилетела кукушка рассветы считать,
Нарядилась Меча, расцвела, как невеста,
Ожерелье сплела, стала сказки слагать.
Здесь Жар-Птица парит, загорается день,
Открываются тайны заветные,
Скачет Каменный Конь, плачет раненый Змей,
И сияют луга самоцветные.
Переход в предыдущую главу «Каменный Конь. Измерения» по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyi_kon/0-32
В лето 2009 года славные языческие боги Красного холма, потревоженные вандалом Коноваловым, проснулись и встрепенулись, и стали звать на помощь. Каменный Конь постучался в мой дом и попросил защиты. Взял я фотокамеру и по правому берегу Красивой Мечи пошёл на голоса \4/. Заглянул в Красный Буерак и в овраг Лоск, и … мне открылась сказочная Русь князя Святомира, правившего вятичами с 344-го года. Можно обойтись одними цитатами, настолько древняя мифология совпадает с фактурой новоявленных каменных персонажей.
Чуров брод на Красивой Мече в Удриках
Удрики от Волотовой Могилы до Красного Буерака
В километре от устья Красивой Мечи сохранились остатки языческого комплекса, известного из «Задонщины». Огромный собственный вес был не под силу фанатикам, чистившим Русь от идолов, и до поры до времени спасал скульптуры. В состав летописного Чурова входил половецкий курган Волотова Могила с каменными бабами на вершине и Красный Буерак, населённый нерукотворными статуями \5/. В момент собственноручной расчистки оврагов от сорного кустарника и наносного грунта, все кумиры вышли на свет, а их роли удивительным образом распределились. В простом овраге прятались Конёк-Горбунок и четырёхликий Световид, с жертвенными алтарями, и полный пантеон их свиты: Велес с Лунницей, Змей-Горыныч с отцом Горыней, Колобок, Перун, Барсук, Полная Чаша, пара мёртвых коней и две отрубленные головы Змея, в придачу \12/. Кроме них на вершине Красного холма поджидала двойственная богиня Макошь \16 и 17/, прямо на моих глазах бесконечно меняющая облик женщины на образ Жар-Птицы, и обратно – на женский, и снова – на птичий… Гонимый липецкими функционерами памятник мировой цивилизации, стал проситься в каталог ЮНЕСКО.
Скачет Конёк-Горбунок
Для начала вспомним мнение Е.Л. Маркова о божественной сущности Каменного Коня:
«Нельзя же предположить, чтобы столпы Донской Беседы или Каменный Конь Мечи, несомненно, представляющий собою древнее языческое божество, обычное олицетворение солнца – появилось на Дону после Пимена» (См. прим. 17).
Теперь стану цитировать тексты Андрея Кайсарова по брошюре «Славянская и российская мифология» \27/. Смотрите мои фотографии и судите, кто из фигурантов лучше соответствует описанию, а я, не скрывая радости, всех выпускаю на белый свет:
«Мифологическое существо Полкан или Полуконь. Полуконь охранял солнечных коней Световида, коней богов солнца или богов-громовержцев. Среди полуконей русские Конёк-горбунок, Сивка-бурка и т.д. По внешнему виду он вполовину или намного меньше героических коней бога, он невзрачный, иногда уродливый даже (горб, длинные уши и т. д.). В метафорическом смысле он именно Полуконь-получеловек: понимает дела людей (богов и бесов), говорит человеческим языком, различает добро и зло, активен в утверждении добра» (32).
Поставим себя на место древних славян, которые не знали львов и динозавров, зато отлично владели конями, рассмотрим снимок \1/. Неужели, найден оригинал сказочного Конька-Горбунка? Его словесный портрет, выданный профессором А.С. Кайсаровым в 1810-м, идеально совпадает с фактурой. Кроме прочего у каменного Горбунка очень длинный язык, поэтому он говорящий. Из подбрюшья выглядывает скотный бог Велес, которому туловище Коня служит огромной копной волос – отсюда получился «Полуконь-получеловек». Он же на летнем фото Сивка, опалённый солнцем, а на осеннем Бурка – бурый от влаги и мха. У нашего Коня можно отыскать восемь ног, которыми его щедро наделила индоевропейская мифология.
Откуда такая известность, ушедшая в народ? У вятичей кони были в особом поклонении. Череп коня укладывали под угол жилого дома, ставили на шесте у порога. Конёк-Горбунок тоже стоял на пороге – на границе славянского мира с угорскими народами, на древнейшей Столповой дороге. Вятичи сочиняли про странного зверя мифы, а путники разносили по свету. Самую известную «Сказку о Коньке-Горбунке» сочинил П.П. Ершов в середине 19 века. Видел ли он эту статую? Думаю, прочёл брошюру Кайсарова и слышал народные легенды. Андрей Сергеевич тоже не видел статую Полкана в Красном Буераке, а основывался на собранных мифах и преданиях. Откуда такая уверенность?
Мать Андрея, княжна Волконская, родилась в имении Чирково Ряжского уезда Рязанской губернии. Здесь же похоронили русского офицера Кайсарова, погибшего на поле боя в 1813 году. Ему было 30 лет (33). Имение находилось в сотне км от Красивой Мечи, на древнейшем Волго-Донском водно-сухопутном пути, проходившем через Ряжск по реке Ранова. Полагаю, Волконские слышали рассказы об удивительной статуе. Профессор Кайсаров, разбирая языческие мифы славян, нашёл его описание в текстах. Всё удачно сложилось.
Все статуи Красного холма нерукотворны. Они получились случайным образом из прессованного песка, а потом ледник принёс их в Лебедянский край и сбросил в овраг. Первые статуи богов, похожие на людей и зверей, наши предки отыскали здесь, а потом стали делать их копии. Красный Буерак – колыбель язычества.
Два камня-памятника: Коня и жертвенника с изображением Ящера, образуют мифическую композицию \1/. Не сложно понять, оба стремятся вверх по береговому склону на небо: Конь взвился на дыбы, Ящер летит в ту же сторону над его головой. Минута и … дары доставят Световиду. Световид представлен в русской мифологии четырёхликим главным богом, властным на все четыре стороны света \18/. Конь несёт его колесницу по небесной тверди на запад, догоняя уплывающее солнце. Славянами-вятичами правил князь Святомир. Имя обязывало. И как же тут было не появиться всем этим мифам и сказкам о небесных конях? Люди давно всё заметили и описали правильно. Языческий Каменный Конь, неистребимый в своей популярности, перешёл в христианский период, прожил ещё 600 лет, и попал в исторические документы о Сторожевой службе.
Золотые кони хана Батыя
Ходит по свету предание о двух золотых конях, украшавших ворота столицы Золотой Орды. Оригинальная былина рассказывает о проделках казаков, которые совершили внезапный набег на Сарай-Бату и выкрали статуи, и, спасаясь от погони, спрятали на берегах степных речушек.
Как бы то ни было, а оба памятника объявились на древнейшей границе Руси в каменном облике и породили массу мифов, сказок и легенд. Первый Каменный Конь стоял на летописном Красном холме, в самом устье Красивой Мечи. Мамай пришёл в мистический Чуров под покровительство этого волшебного талисмана. Отвернулся Конь от неправедного самозванного хана и соблаговолил Дмитрию Донскому. Второй Конь-камень оказался на 50 км выше по Мече, у села Козье Ефремовского района. Оба Коня сторожили ворота Древней Руси и служили ориентирами казачьим патрулям.
Кони «озолотились» с глубочайшей древности на пограничных пошлинах, которые обильно сыпались в казну народов, населявших Подонье в разные исторические периоды. Реальную мзду приносила Золотая Баба – Макошь, обитавшая на торговой Столповой дороге, в двух км от лебедянского Коня. Совсем не случайно в древнейшие времена Красный холм называли Золотой горой, золотая слава которой дошла до нашего времени.
Воровать коней – традиция на вечные времена. Лебедянского Каменного Коня современные ряженые казаки продали на бутафорскую Кудыкину гору под Задонском. И пролился золотой грантовый дождь на жуликов, на разрушителей чудесных ландшафтов русской природы – не к добру всё это…
Красный холм на топографической карте
Рождённые горой
На серо-красной плите, торчащей из склона в трёх метрах к северу от Каменного Коня, устроились повелители гор: Горыня-отец и его сын Горыныч \19/. Видимый над поверхностью земли фрагмент камня, имеет толщину 1,2 метра и размеры 3,5 на 1,5. Кроме прочего, платформа хорошо подходит для жертвенника. Группа устроилась на входе в Красный Буерак \12/, который, не доходя до реки 200 метров, выливается на обширную приречную луговину первого уровня на координатах: N 52 градуса 55 минут 46.3 секунд и E 39 градусов 01 минута 52.9 секунд.
Горыня лежит на верхнем столе. Если снимать по верхней кромке на срез, проявится голова серого богатыря, глядящая в небо. На фотографии отчётливо видна лобная часть затылком на запад, надбровные дуги, левый глаз, приплюснутый нос, подбородок, губы, прикрытые усами.
Горыныч, обращённый в змея, осенью сливается с серой окраской камня, а на летних снимках выделяется тёмной фигурой. В морозный зимний полдень Хорс светит особенно ярко и прямо, высвечивая на снежном фоне летящее чудовище с рельефным ребристым крылом, поднятым вверх \19/. Изображение Ящера составлено из сочетания скульптурных элементов и эскизов, отпечатанных на торцевой поверхности каменной плиты.
Снова привет из мифов! Ну, что тут поделаешь, если этот персонаж похож на Змея, которого Георгий Победоносец пронзает копьём. И не трудно догадаться, на каком Коне он скакал. Святой Георгий поражает змеиный символ язычества, олицетворяющий Сатану, утверждая торжество христианства. Реальный герой с красным лицом, опалённым огненным Змеем, отдыхает после поединка внутри оврага \18/.
Откуда эти былины о битве Руслана с Головой или о сражении Ильи Муромца с Соловьём-разбойником? Приложите их к голове красного великана, и всё поймёте. Древние дороги Столповая и Дрысинская водили богатыря Илью из Мурома в стольный град Киев. Вредный Чурила Пенкович обитал в этом же Чуровом крае. Его потомки Чуриловы и Чурилины живут в Лебедяни и помнят свою колыбель на берегу Красивой Мечи, а жители Мурома не забыли Муромца. Не случайно Муром крестили позже других городов Руси.
Ещё не всё. Зияет рваная рана на шее Змея, из которой струится серая змеиная кровь. Две мёртвые головы валяются рядом\20/, а третья, уцелевшая, как бы насечена на поверхности вокруг глаза. Око устроено в глубоком отверстии глазницы и настороженно смотрит на мир чёрным зрачком и плачет змеиными серыми слезами. Бессмертный Змей направляется в глубину оврага, для отращивания голов. Была здесь битва, была… Думается, не одна. Все народы, обитавшие до прихода русских, сочинили здесь свои варианты сказок.
Змей-Горыныч хорошо подходит под мифологическое описание:
«Ящер стережёт подземное царство. Змеи – хранители кладов несметных, трав целебных, живой и мёртвой воды. Змеи символизировали тучи небесные грозовые, мощный разгул стихий. Они многоглавые. Одну голову отсечёшь – другая вырастает и пускает языки огненные, молнии. Змей-Горыныч – сын небесной горы – тучи. Змеи эти похищают луну, звёзды и даже солнце. Змей может быстро превращаться в юношу или девушку, что связано с омолаживанием природы после дождя и после каждой зимы» (34).
Дело ясное: Кайсаров не видел каменный оригинал. Горыня – коренной персонаж языческого пантеона. Его родила реальная гора-Удрики, в летописном Чурове. Это он передвинул Карпатские горы на прародине славян, а на нашем Красном холме (на Золотой горе) устроил два святилища вятичей и нашёл последний приют в Красном Буераке. Горыныч, обращённый из юноши в змея, живёт в летописном Чурове вместе с Горыней и носит его отчество. Отсюда полетели сказочные Змеи по всей Руси \20/. Спутники Ильи Муромца разнесли мифы о Колобке и Луннице, о Коньке-Горбунке и Соловье-разбойнике по всем древним путям и дорогам.
Змеи хранили родники, помогали вымаливать дождь. Они любят тепло и влагу. Их изображениями украшали древние сосуды для воды, включая целебную медицинскую чашу. В календаре славян есть два специальных праздника: 25 марта и 14 сентября. В первую дату приходила весна, почва становилась теплой, змеи выползали из-под земли, а во вторую – уходили на зимовку.
Ящер и Конёк-Горбунок претендуют на роль помощников бога Световида, ответственного за небо и водную стихию. Кроме них на Красном холме живёт юноша – ясноокий Световид, и взрослая девушка – Златая Мать. Неужели? Хотя каменные истуканы Волотовой Могилы ещё лучше подходят… Сам Горыня с сыном Горынычем – обращаются в людей и обратно. Так можно совсем запутаться… Здесь каждый найдёт повод, для бесконечных фантазий. Не зря же, очень добрые оппоненты кличут автора фантазёром? Читатели не запутаются. Для них каждый персонаж прописан в отдельной сказке.
Тройка – число змеиное. В Красном Буераке змеи представлены в трёх видах. Главный змей, конечно, Горыныч. Разве случайно он трёхголовый? Другая змея спит на шапке Световида, а третья – открывает криптограмму на Колобке.
Прогуляемся до устья Красивой Мечи, и на речной глади увидим буруны от двух огромных валунов, которые лежат в Дону у правого берега, немного ниже линии слияния. Летом, в период межени, их макушки торчат, а в другое время года они скрыты водным потоком. На первом голыше имеется круглая впадина, похожая на миску до полутора метров в диаметре, а на другом – ложка овального типа такого же размера. Глубина здесь до пояса. Пройдите до них с берега, проверьте своими ногами это чудо природы и будьте уверены: на этих атрибутах сервировки трапезничали всемогущие великаны – повелители гор и рек, и решали, куда направить водные потоки. Легенда реально подтвердилась, с находкой окаменевших персонажей в Красном Буераке.
Катится Колобок
Четвёрка – число солнечное. Все атрибуты, символы и функции солнца кратны четырём: у солнцеворота четыре лепестка, у Колобка четыре глаза, у Световида четыре лица. Солярный символ докатился до Красного Буерака и замер \21/. С его тыльной стороны проявилась четырёхзначная криптограмма, на которой представлены: змея, свастика, Хорс и его помощник хорёк.
Криптограмма на тыльной стенке Колобка: Змея, Свастика, бог солнца Хорс, Хорёк - его помощник
Четырёхкрылая свастика Коло расположена на северной поверхности камня на второй позиции, и катится в правую сторону, вслед за солнцем \22/. Она у древних славян символизировала солнцеворот – ежегодный небесный ход солнца по четырём временам года, по четырём сторонам света, с указанием на четыре суточных фазы. Её изображение имеется на древних славянских сосудах.
Скульптурный портрет бородатого Хорса, окружённый кружочками орнамента, словно четырьмя солнечными бликами, проступает на этой же криптограмме рядом с Коло. Он же, рождённый Солнцем славянский царь Колоксай. На четвёртой позиции на задних лапках стоит хорёк, его маленький сынок, а на первой – извивается вездесущая змея с открытой пастью.
Трудно выдумать образ, легче найти его прообраз. Вспомните сказку: старики – потомки Колоксая, исполнили роли жрецов – поскребли по сусекам и совершили ритуальную выпечку. И покатился по вселенной, как солнце круглый и румяный Колобок, вращая на боку Коло и поглядывая четырьмя глазами на все четыре стороны света. Не ведаю, как в ваших краях, а у нас, у вятичей, на пирогах делают наколки глазок и ушек, совсем как у каменного Колобка, символизируя всевидящее светило. О милом и разудалом Колобке каждый из нас помнит с пелёнок. Что тут добавишь? Приходите и смотрите его в каменном виде.
Четырёхликий Световид
Все персонажи Красного Буерака – полноправные члены «свиты» четырёхликого Световида, отвечающего за ход солнца по небесной сфере. Его красная статуя, ростом выше пяти метров устроилась в середине буерака. Все четыре лица скомбинированы из набора одних и тех же элементов на площадке большого \18/. Это даёт право говорить о степени родства. Первое, главное лицо, перекошенное гримасой, принадлежит отцу. Расположено в торцевой части камня, приподнято вверх и смотрит на юг. Три сына Световида имеют близко родственные имена: Световит, Свентовит, Святовит. Все они светители и святители – покровители и помощники князя Святомира. Нос составлен из трёх выпуклых валиков. Валики делят площадь главного лица на три сектора. В каждом из секторов красуются лица, глаза персонажей или налобная змея, наблюдающая за дождевыми тучами. Нос, словно манипулятор, меняет ориентацию лиц в пространстве, при этом одна из веток прокладывает носовой хребет, для очередного образа, а две прочие – составляют надбровные дуги. Старший сын – Свентовит, смотрит в профиль, а остальные – в фас. Лицо Световита наклонено в восточную сторону на 45 градусов, а у Святовита – на запад, симметрично ему. Перед статуей лежит треугольный алтарь.
Всевидящее око – трижды левый глаз, смотрит на зрителя прямо в упор. Все звёзды и небесные светила, и лица сыновей вращаются вокруг этого центра Вселенной. Самое святое лицо из трёх братьев, по ходу дела – четвёртое. Правый глаз Святовита – общий с отцовским правым, а левый – свой собственный, получает свет прямо от Световида, и будит первым солнечным лучом свою маму-Макошь – Жар-Птицу, и в момент её взлёта включает ослепительное сияние, и гасит свет на закате, после посадки. В таком наборе главный глаз Вселенной оказывается на его лбу.
Профиль Свентовита наложен на левую щёку Световида. Детали лица: зоркий глаз, бровь, симпатичный нос, уткнувшийся в нос главного, красивые губы, аккуратный подбородок – показаны отчётливо. И здесь есть логика: святой Вит (он же – Виктор) – представитель Руси, несёт и дарит свет нашим соседям – свентам, и любуется красками солнечного заката.
Профессор Кайсаров воспользовался европейскими архивами и в книге «Мифы древних славян» \27/ показал Световида с острова Рюген. Текст пространный, опубликован на страницах 60…62, 82. Передам основные моменты, которые подходят под фактуру первородной статуи. Ключевые определения: имеет четыре лица и собственный алтарь, скачет на белом коне, в атрибутике преобладает красный цвет.
В древней легенде рассказывается о странном монахе, который в 9-м веке пришёл на остров Рюген, чтобы научить язычников православию, и упрекнул: напрасно вы молитесь Перуну, а вот я, видел статую святого Вита (Святовита), в храме на востоке, которая совершила множество чудес. Наслушавшись ярких увлекательных сюжетов, славяне прониклись и стали почитать Световида за главного бога, и поставили ему храм в граде Арконе. Специального белого коня – копию Конька-Горбунка, жрецы содержали для него при храме. В честь любимого бога устраивали игры – святки. Получилось наоборот: монах внедрил веру в Световида, а не в Христа.
Замечу, славяне начали заселять Верхнее Подонье с 3 века. Первородные статуи приняли как богов. Поклонялись, сочиняли мифы и сказки, а проезжие купцы разносили их по всему белому свету. Чуров на Красном холме в устье Мечи был настолько известен, что попал даже в летописи Куликовского цикла.
Святилище Световида, вместе с другими рюгенскими капищами, разрушил епископ Абсолон в 1169 году, в день святого Вита 15 июня. Двумя веками раньше этого погрома, воспитанный язычниками Рюрик, ушёл с родного острова на Русь, к Гостомыслу, взял в жёны Умилу и стал княжить не Руси.
Всё не так уж и сложно. В первом тысячелетии славянские земли начинались на берегах Дона. Красное солнышко рождалось на этом крайнем восточном рубеже, и восходило над Красным холмом. Световид его подхватывал и эстафетой передавал сыновьям по кругу против часовой стрелки, с глазу на глаз.
Вкратце повторю: Световит – дежурный по заре, встречает солнце, зажжённое Сварогом, и передаёт Световиду-отцу, а он – двум сыновьям Свентовиту – поджигателю Жар-Птицы, и Святовиту – осветителю западных славян. У троих сыновей в окончании имеется мягкая буква Т, а у отца – твёрдая Д, чтобы люди не запутались.
Продолжение следует в главе "Мифы Красного холма. Часть 2" или перейдите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/drevnie_mify_krasnogo_kholma_chast_2/0-63
Николай СКУРАТОВ. Последняя правка в марте 2025 года.
© kamenny-con