Приветствую Вас, Гость

  Глава 4. Древние мифы Красного Холма. Часть 1.

 

  Уникальное собрание мифических персонажей Красного Холма так и просится из Красного Буерака и из оврага Лоск, из тумана веков и из сказки на волю. Мне выпала честь заново открыть эти каменные скульптуры, вернуть из тысячелетнего забвения.

  Напомню мнение Е.Л. Маркова о божественной сущности Каменного Коня из устья Мечи у древних язычников, изложенное в книге «Донская Беседа»:

  «Нельзя же предположить, чтобы столпы Донской Беседы или Каменный Конь Мечи, несомненно, представляющий собою древнее языческое божество, обычное олицетворение солнца – появилось на Дону после Пимена». (Смотрите полную цитату в главе «Лебедянский Каменный Конь»).

  Теперь стану цитировать текст Андрея Кайсарова по брошюре «Славянская и российская мифология» (27). Смотрите мои фотографии и судите, кто из персонажей лучше соответствует древнему описанию, а я, не скрывая радости, всех выпускаю на белый свет со страницы 82:

  «Мифологическое существо Полкан или Полуконь. Полуконь охранял солнечных коней Световида, коней богов солнца или богов-громовержцев. Среди полуконей русские Конёк-горбунок, Сивка-бурка и т.д. По внешнему виду он вполовину или намного меньше героических коней бога, он невзрачный, иногда уродливый даже (горб, длинные уши и т. д.). В метафорическом смысле он именно Полуконь-получеловек: понимает дела людей (богов и бесов), говорит человеческим языком, различает добро и зло, активен в утверждении добра».

Лебедянский Каменный Конь

  Можно даже не комментировать, а обойтись одними цитатами, настолько древнее описание совпадает с видом реальных скульптурных изображений. Поставим себя на место древних славян, которые не знали львов и динозавров, зато отлично владели конями, рассмотрим снимок (ф. 1), и что же получается – найден оригинал сказочного Конька-Горбунка? Его описание, изложенное профессором А.С. Кайсаровым 200 лет назад в мифе, идеально совпадает с фактурой скульптуры Каменного Коня, кроме того, имеющего длинный язык, потому и говорящего. Он же на летнем фото Сивка, опалённый солнцем, а на осеннем Бурка – бурый от влаги и мха. Конёк-Горбунок стоял на древнейшей Столповой дороге, и весть о нём в течение тысячелетий разносили по свету путешественники. Люди насочиняли об этом странном коне сказок и мифов. Самую известную из них – «Сказку о Коньке-Горбунке», сложил П.П. Ершов. Видел ли он статую этого Конька-Горбунка? Думаю, прочёл миф в изложении Кайсарова и слышал народные легенды, а потом придумал на их основе сказку. Световид представлен в русской мифологии четырёхликим главным богом, якобы властным на все четыре стороны света, а конь несёт колесницу этого бога по небесной тверди, в соответствии с индоевропейской мифологией. По своей языческой популярности Каменный Конь попал в исторические документы о сторожевой службе.

  Андрей Сергеевич тоже не видел Красный Буерак и статую Полкана, а основывался на собранных мифах и преданиях. Почему так уверенно утверждаю? Вы поймёте, когда опуститесь ниже по тексту. Столповая дорога ко времени, когда он жил, уже потеряла своё значение. Мать Андрея Кайсарова, княжна Волконская, родилась в имении Чирково Ряжского уезда Рязанской губернии, где русский офицер Кайсаров был похоронен после гибели на поле боя в 1813 году, в возрасте 30 лет. Имение находилось на древнейшем водно-сухопутном пути, проходившем через Ряжск по реке Ранова. В настоящее время это село называют «Кайсарово». Расстояние от Красивой Мечи составляет около ста километров. Его предки могли ездить по этой дороге, видели Конька-Горбунка и передали описание по поколениям, как сказку. Уж больно точно описано, как будто всё он видел сам.

  А в наше время, при первом же взгляде на Коня возникает впечатление, что его фигура хорошо знакомая. Начинаешь вспоминать и быстро находишь ответ – конечно, видел её в Питере под Медным Всадником! Не стану утверждать, что Фальконе снял с этого Каменного Коня копию или позаимствовал идею, но сходство потрясающее: та же поза и динамика. Да ещё и скачет он явно в сторону Западной цивилизации. 

  Два камня-памятника: Коня и жертвенника с изображением Ящера, образуют мифическую композицию (ф. 1). Не сложно понять, что оба они стремятся вверх по склону горы, на небо: Конь взвился на дыбы, Ящер летит в ту же сторону на уровне головы Коня. Минута – и дары будут доставлены прямо Световиду. Как тут было не появиться всем этим мифам и сказкам о конях, которые скачут по небу. Люди давно всё заметили и описали правильно. Все статуи Красного Холма нерукотворны. Они получились случайным образом из спрессованного песка, а потом ледник принёс их в Лебедянский край. Надо ли объяснять, что первые статуи богов, похожих на людей, отыскали здесь в натуральном природном виде, а потом стали делать их копии.

Велес

  Если смотреть или снимать в направлении с севера на юг, на уровне верхней кромки этого алтаря, на срез, то на фотографии отчётливо видна голова великана: круглая лобная и теменная части, надбровные дуги, один глаз с левой стороны, приплюснутый нос, подбородок, усы на положенном месте, которые прикрывают губы (ф. 5). Лицо серого богатыря смотрит в небо, а затылок направлен на запад. Это скульптурное изображение можно приписать Велесу – покровителю животных, включая домашний скот и самого Конька-Горбунка. А находится оно в верхней части плиты серо-красного цвета толщиной 1,2 метра и размером видимой над поверхностью земли части 3,5 на 1,5 метра. Плита лежит при входе в овраг и на его склоне, к северу от Каменного Коня и на расстоянии трёх метров от него, а от береговой линии воды в Красивой Мече на расстоянии двухсот метров.

Змей-Горыныч

  Ящер, летящий по южной фасадной стенке этого же камня, не был замечен летом в момент открытия из-за освещения, падающего на него под другим углом, чем зимой. На летних снимках он выглядит тёмной фигурой, которую теперь-то можно различать после хорошей зимней подсказки (ф. 3). Осенью, из-за намокшей поверхности, рисунок сливается с серой окраской всего камня. В морозный февральский полдень славянский бог Хорс светил как надо – ярко и прямо на Ящера. На этот раз Змей был замечен мной издалека и сфотографирован – не успел замаскироваться или скрыться в овраге. Его поза говорит о том, что он собрался отступить внутрь оврага, для залечивания раненой шеи и отращивания второй головы, поэтому с настороженностью смотрит на посетителя. На снежном фоне отчётливо видно его туловище с рельефным ребристым крылом, поднятым вверх.

Световид

  Снова аналогия с мифами. Ну, что тут поделаешь, если этот персонаж похож на Змея, которого Георгий Победоносец пронзает копьём! И не трудно догадаться, на каком Коне он скакал. Кроме воображаемого, на роль всадника-победителя может претендовать сам Световид, с красным лицом, опалённым огненным Змеем, отдыхающий после поединка внутри оврага (ф. 6).

Голова Змея

  Ещё не всё. Он же бессмертный Змей-Горыныч! В том месте, с которого была отсечена вторая голова, в области шеи имеется природная полость с рваными краями. Голова Змея ещё не успела отрасти. А мёртвая валяется здесь же рядом, на дне оврага (ф. 4). Может, отсюда родился миф о порубленных и прирастающих головах Змея? Совсем не случайно Георгий Победоносец пронзает копьём символ язычества – Змея, который олицетворяет Сатану, этим образом утверждая торжество христианства над язычеством.

  Уцелевшая голова как бы насечена на поверхности вокруг глаза. Его око устроено в отверстии глазницы внутри камня и смотрит на мир широко и открыто своим чёрным зрачком. Получается, что изображение Ящера составлено из сочетания скульптурных элементов и эскизов, нарисованных или насечённых на поверхности камня. Что это? Целиком природное творение, как Каменного Коня, или древний скульптор-художник насёк недостающие элементы на поверхности? В таком случае это первый обнаруженный наскальный рисунок Лебедянского края. Думается, что Ящер имеет естественное происхождение, и древние люди давно его заметили на камне, лежащем на виду. И полетели сказочные Змеи по всей Руси.

  Змей-Горыныч – это второй персонаж Красного Буерака, который неплохо подходит под описание, составленное Андреем Кайсаровым:

  «Ящер стережёт подземное царство. Змеи – хранители кладов несметных, трав целебных, живой и мёртвой воды. Змеи символизировали тучи небесные грозовые, мощный разгул стихий. Они многоглавые. Одну голову отсечёшь – другая вырастает и пускает языки огненные, молнии. Змей-Горыныч – сын небесной горы – тучи. Змеи эти похищают луну, звёзды и даже солнце. Змей может быстро превращаться в юношу или девушку, что связано с омолаживанием природы после дождя и после каждой зимы» (28).

  Теперь понятно, что Кайсаров не видел каменный оригинал, который живёт не на небесной горе, а на настоящей, на камне, который торчит из горы Удрики. Его родила настоящая гора, поэтому Змей и есть Горыныч!

  В календаре славян есть два праздника змей. Первый – 25 марта, когда почва становится теплой, и они выползают из-под земли, оттуда – откуда вытекает родниковая вода. С ними связан торжественный приход весны. Второй – 14 сентября, когда они уходили на зимовку. Считалось, что змеи помогали вымаливать дождь, так как они любят не только тепло, но и влагу. Изображения змей украшали древние сосуды для воды. Этот Ящер и Конёк-Горбунок претендуют на роль помощников бога Световида, ответственного за небо и водную стихию.

Жертвенник

  Перед лицом Световида (Красного Великана) на дне оврага лежит большой гладкий камень-песчаник треугольной формы с размером сторон два на три метра и толщиной около одного, который мог служить ему ритуальным жертвенником – Крадой (ф. 7). Ручей, протекавший по дну накануне Радуницы, ночью всегда затихал и позволял поставить дары на алтарь. Утром вставало солнце, топило снег, поток усиливался и смывал всё с поверхности – как будто Световид сам регулировал солнечный свет, воду в ручье и забирал приношения. Отличный финал! Если в этот день подмораживало – вода не прибывала, значит, бог гневался на людей. Только вот для исследователей, вряд ли что осталось возле этой крады. Обширный участок из наносного грунта – конус выноса, хорошо виден на луговине. Если его исследовать, то можно найти свидетельства человеческой деятельности, а осколки от ритуальной посуды – уж наверняка.

  «На треугольный камень каждый мог принести жертву: Творцу – солнцу и небу, Матери-жизни, земле, предкам. Славяне некоторых племён сжигали умерших, но для этого ритуальная крада не подходила. Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом. Далее её подхватывали жаворонки – первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая. День прилёта жаворонков 9 марта считался днём поминовения предков и назывался Радуница» (29).

Удрики от Волотовой Могилы до Красного Буерака

Курган Волотова Могила

  Место для ритуальных целей обнаружено рядом, на правом берегу Красного Буерака, между ним и курганом Волотова Могила (ф. 16, 23). На вершине этого холмика лежит камень среднего размера, а вокруг него лужайка обильно посыпана пемзой, в которую через тысячелетия превратилась зола от ритуального костра. Место сильно изрыто грабителями, и повсюду валяются черепки от керамической посуды, а что здесь сжигали – не ведаю.

  До наших дней сохранилась весенняя традиция выпекать фигурки жаворонков, вылепленные из теста, а праздник называется Сороки. Обычай поминать усопших на могилах едой и выпивкой дожил до наших дней, хотя он противоречит обрядам христианской религии.

  «Крада – жертвенный алтарь, горящий жертвенник, костёр. На нём сжигали мёртвых и приношения. Нестор называл их «крады и требища идольские». Ящер у подножия крады означает подземное царство; чаша с плодами – обильную земную жизнь; колесо – солярный знак, который символизирует вечное обновление жизни на земле» (30).

  Оказывается, наш Ящер ещё и повелитель подземного царства. Совсем неслучайно он представлен на камне, который высунулся из-под земли.

Колобок

  Соседний камень, опознанный Колобком (ф. 8),

Свастика и бог Солнца Колоксай

несёт свастику – коло (ф. 9), которая у древних славян символизировала солнцеворот – ежегодный небесный ход солнца по четырём временам года. Свастика Красного Буерака расположена на северной поверхности камня, составлена из четырёх крыльев, катится в правую сторону, вслед за солнцем. Её изображение имеется на древних славянских сосудах. Скульптурный портрет повелителя Солнца – бога Колоксая, окружённый кружёчками орнамента, словно солнечными бликами, проступает на этой же поверхности справа от свастики.

  Вспомните сказку: старики – потомки Колоксая, исполнили роль жрецов – поскребли по сусекам и совершили ритуальную выпечку. И покатился по вселенной, как солнце круглый и румяный Колобок, вращая на боку «коло» – древний солярный символ славян. Не ведаю, как в ваших краях, а у нас, когда пекут пироги, то по поверхности делают несколько наколок – глазок и ушек, совсем как у каменного Колобка, символизируя всевидящее светило. О милом и разудалом Колобке каждый из нас помнит с пелёнок. Что тут добавишь? Приходите и смотрите его в каменном виде.

Полная Чаша

  Для полного комплекта недостаёт только чаши с дарами. Зря, что ли, в народе живёт понятие достатка? Ну, как же, как же, здесь она – огромная и наполненная вечными каменными плодами! Стоит себе спокойно в самом начале Красного Буерака тысячи лет (ф. 12). Это её, Полную Чашу, принял я в спешке за шишковатый панцирь гигантской черепахи.

Хлебница

  Если этого мало, то примите ещё одну чашу – Хлебницу (ф. 13), как символ гостеприимства, наполненную каменными ломтями хлеба!

Слон

Ту, к которой прислонился Слон (ф. 10). В этом сказочном царстве сразу не разберешься: кто есть кто? При первом взгляде, кажется, что торчит из-под земли странный хребет дракона, покрытый прямоугольными панцирями.

  Четыре камня образуют в Красном Буераке уникальный языческий комплекс (р. 3). Главные герои здесь Световид и Конёк-Горбунок. Каждый из них имеет свой алтарь для приношений, а Велес собственной персоной устроился на одном из них. Этот жертвенник лежит рядом с Каменным Конём на уровне его головы, имеет ровную плоскую поверхность большого размера, и на нём имеется изображение Ящера – символа подземного царства. Он подходит для поклонения и Велесу, как скотному богу – Конь же рядом стоит. Рядом с этим камнем из-под грунта проступают ещё несколько камней, которые тоже могли служить алтарями. Все персонажи Красного Буерака – полноправные члены «свиты» древнего Свитовида.

Продолжение выбирайте в разделе "Два Каменных Коня" в меню сайта "Древние мифы Красного Холма. Часть 2".

Николай СКУРАТОВ. Последняя правка в феврале 2017 года.

© kamenny-con