Приветствую Вас, Гость

  1.3. Мифология Красного холма. Часть 1

  Разлилась над рекой соловьиная песня,

  Прилетела кукушка рассветы считать,

  Нарядилась Меча, расцвела, как невеста,

  Ожерелье сплела, стала сказки слагать.

Здесь Жар-Птица парит, загорается день,

Открываются тайны заветные,

Скачет Каменный Конь, плачет раненый Змей,

И сияют луга самоцветные.

Переход в предыдущую главу «Каменный Конь. Измерения» по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyi_kon/0-32

  В лето 2009 года славные языческие боги Красного холма, потревоженные вандалом Коноваловым, проснулись и встрепенулись, и стали звать на помощь. Каменный Конь постучался в мой дом и попросил защиты. Взял я фотокамеру и по правому берегу Красивой Мечи пошёл на голоса \4/. Заглянул в Красный Буерак и в овраг Лоск, и … мне открылась сказочная Русь князя Святомира, правившего вятичами с 344-го года. Можно обойтись одними цитатами, настолько древняя мифология совпадает с фактурой новоявленных каменных персонажей.

Чуров брод на Красивой Мече в Удриках

Удрики от Волотовой Могилы до Красного Буерака

  В километре от устья Красивой Мечи сохранились остатки языческого комплекса, известного из «Задонщины». Огромный собственный вес был не под силу фанатикам, чистившим Русь от идолов, и до поры до времени спасал скульптуры. В состав летописного Чурова входил половецкий курган Волотова Могила с каменными бабами на вершине и Красный Буерак, населённый нерукотворными статуями \5/. В момент собственноручной расчистки оврагов от сорного кустарника и наносного грунта, все кумиры вышли на свет, а их роли удивительным образом распределились. В простом овраге прятались Конёк-Горбунок и четырёхликий Световид, с жертвенными алтарями, и полный пантеон их свиты: Велес с Лунницей, Змей-Горыныч с отцом Горыней, Колобок, Перун, Барсук, Полная Чаша, пара мёртвых коней и две отрубленные головы Змея, в придачу \12/. Кроме них на вершине Красного холма поджидала двойственная богиня Макошь \16 и 17/, прямо на моих глазах бесконечно меняющая облик женщины на образ Жар-Птицы, и обратно – на женский, и снова – на птичий… Гонимый липецкими функционерами памятник мировой цивилизации, стал проситься в каталог ЮНЕСКО.

Лебедянский Каменный Конь

  Скачет Конёк-Горбунок

  Для начала вспомним мнение Е.Л. Маркова о божественной сущности Каменного Коня:

  «Нельзя же предположить, чтобы столпы Донской Беседы или Каменный Конь Мечи, несомненно, представляющий собою древнее языческое божество, обычное олицетворение солнца – появилось на Дону после Пимена» (См. прим. 17).

  Теперь стану цитировать тексты Андрея Кайсарова по брошюре «Славянская и российская мифология» \27/. Смотрите мои фотографии и судите, кто из фигурантов лучше соответствует описанию, а я, не скрывая радости, всех выпускаю на белый свет:

  «Мифологическое существо Полкан или Полуконь. Полуконь охранял солнечных коней Световида, коней богов солнца или богов-громовержцев. Среди полуконей русские Конёк-горбунок, Сивка-бурка и т.д. По внешнему виду он вполовину или намного меньше героических коней бога, он невзрачный, иногда уродливый даже (горб, длинные уши и т. д.). В метафорическом смысле он именно Полуконь-получеловек: понимает дела людей (богов и бесов), говорит человеческим языком, различает добро и зло, активен в утверждении добра» (32).

  Поставим себя на место древних славян, которые не знали львов и динозавров, зато отлично владели конями, рассмотрим снимок \1/. Неужели, найден оригинал сказочного Конька-Горбунка? Его словесный портрет, выданный профессором А.С. Кайсаровым в 1810-м, идеально совпадает с фактурой. Кроме прочего у каменного Горбунка очень длинный язык, поэтому он говорящий. Из подбрюшья выглядывает скотный бог Велес, которому туловище Коня служит огромной копной волос – отсюда получился «Полуконь-получеловек». Он же на летнем фото Сивка, опалённый солнцем, а на осеннем Бурка – бурый от влаги и мха. У нашего Коня можно отыскать восемь ног, которыми его щедро наделила индоевропейская мифология.

Велес под Каменным Конём

  Откуда такая известность, ушедшая в народ? У вятичей кони были в особом поклонении. Череп коня укладывали под угол жилого дома, ставили на шесте у порога. Конёк-Горбунок тоже стоял на пороге – на границе славянского мира с угорскими народами, на древнейшей Столповой дороге. Вятичи сочиняли про странного зверя мифы, а путники разносили по свету. Самую известную «Сказку о Коньке-Горбунке» сочинил П.П. Ершов в середине 19 века. Видел ли он эту статую? Думаю, прочёл брошюру Кайсарова и слышал народные легенды. Андрей Сергеевич тоже не видел статую Полкана в Красном Буераке, а основывался на собранных мифах и преданиях. Откуда такая уверенность?

  Мать Андрея, княжна Волконская, родилась в имении Чирково Ряжского уезда Рязанской губернии. Здесь же похоронили русского офицера Кайсарова, погибшего на поле боя в 1813 году. Ему было 30 лет (33). Имение находилось в сотне км от Красивой Мечи, на древнейшем Волго-Донском водно-сухопутном пути, проходившем через Ряжск по реке Ранова. Полагаю, Волконские слышали рассказы об удивительной статуе. Профессор Кайсаров, разбирая языческие мифы славян, нашёл его описание в текстах. Всё удачно сложилось.

  Все статуи Красного холма нерукотворны. Они получились случайным образом из прессованного песка, а потом ледник принёс их в Лебедянский край и сбросил в овраг. Первые статуи богов, похожие на людей и зверей, наши предки отыскали здесь, а потом стали делать их копии. Красный Буерак – колыбель язычества.

  Два камня-памятника: Коня и жертвенника с изображением Ящера, образуют мифическую композицию \1/. Не сложно понять, оба стремятся вверх по береговому склону на небо: Конь взвился на дыбы, Ящер летит в ту же сторону над его головой. Минута и … дары доставят Световиду. Световид представлен в русской мифологии четырёхликим главным богом, властным на все четыре стороны света \18/. Конь несёт его колесницу по небесной тверди на запад, догоняя уплывающее солнце. Славянами-вятичами правил князь Святомир. Имя обязывало. И как же тут было не появиться всем этим мифам и сказкам о небесных конях? Люди давно всё заметили и описали правильно. Языческий Каменный Конь, неистребимый в своей популярности, перешёл в христианский период, прожил ещё 600 лет, и попал в исторические документы о Сторожевой службе.

   Золотые кони хана Батыя

   Ходит по свету предание о двух золотых конях, украшавших ворота столицы Золотой Орды. Оригинальная былина рассказывает о проделках казаков, которые совершили внезапный набег на Сарай-Бату и выкрали статуи, и, спасаясь от погони, спрятали на берегах степных речушек.

  Как бы то ни было, а оба памятника объявились на древнейшей границе Руси в каменном облике и породили массу мифов, сказок и легенд. Первый Каменный Конь стоял на летописном Красном холме, в самом устье Красивой Мечи. Мамай пришёл в мистический Чуров под покровительство этого волшебного талисмана. Отвернулся Конь от неправедного самозванного хана и соблаговолил Дмитрию Донскому. Второй Конь-камень оказался на 50 км выше по Мече, у села Козье Ефремовского района. Оба Коня сторожили ворота Древней Руси и служили ориентирами казачьим патрулям.

  Кони «озолотились» с глубочайшей древности на пограничных пошлинах, которые обильно сыпались в казну народов, населявших Подонье в разные исторические периоды. Реальную мзду приносила Золотая Баба – Макошь, обитавшая на торговой Столповой дороге, в двух км от лебедянского Коня. Совсем не случайно в древнейшие времена Красный холм называли Золотой горой, золотая слава которой дошла до нашего времени.

  Воровать коней – традиция на вечные времена. Лебедянского Каменного Коня современные ряженые казаки продали на бутафорскую Кудыкину гору под Задонском. И пролился золотой грантовый дождь на жуликов, на разрушителей чудесных ландшафтов русской природы – не к добру всё это…

Красный холм на топографической карте

Красный Буерак - карта-схема

  Рождённые горой

  На серо-красной плите, торчащей из склона в трёх метрах к северу от Каменного Коня, устроились повелители гор: Горыня-отец и его сын Горыныч \19/. Видимый над поверхностью земли фрагмент камня, имеет толщину 1,2 метра и размеры 3,5 на 1,5. Кроме прочего, платформа хорошо подходит для жертвенника. Группа устроилась на входе в Красный Буерак \12/, который, не доходя до реки 200 метров, выливается на обширную приречную луговину первого уровня на координатах: N 52 градуса 55 минут 46.3 секунд и E 39 градусов 01 минута 52.9 секунд.

Горыня, сказочный богатырь

  Горыня лежит на верхнем столе. Если снимать по верхней кромке на срез, проявится голова серого богатыря, глядящая в небо. На фотографии отчётливо видна лобная часть затылком на запад, надбровные дуги, левый глаз, приплюснутый нос, подбородок, губы, прикрытые усами.

Змей-Горыныч зимой

1-я Голова Змея

2-я Голова Змея

  Горыныч, обращённый в змея, осенью сливается с серой окраской камня, а на летних снимках выделяется тёмной фигурой. В морозный зимний полдень Хорс светит особенно ярко и прямо, высвечивая на снежном фоне летящее чудовище с рельефным ребристым крылом, поднятым вверх \19/. Изображение Ящера составлено из сочетания скульптурных элементов и эскизов, отпечатанных на торцевой поверхности каменной плиты.

  Снова привет из мифов! Ну, что тут поделаешь, если этот персонаж похож на Змея, которого Георгий Победоносец пронзает копьём. И не трудно догадаться, на каком Коне он скакал. Святой Георгий поражает змеиный символ язычества, олицетворяющий Сатану, утверждая торжество христианства. Реальный герой с красным лицом, опалённым огненным Змеем, отдыхает после поединка внутри оврага \18/.

  Откуда эти былины о битве Руслана с Головой или о сражении Ильи Муромца с Соловьём-разбойником? Приложите их к голове красного великана, и всё поймёте. Древние дороги Столповая и Дрысинская водили богатыря Илью из Мурома в стольный град Киев. Вредный Чурила Пенкович обитал в этом же Чуровом крае. Его потомки Чуриловы и Чурилины живут в Лебедяни и помнят свою колыбель на берегу Красивой Мечи, а жители Мурома не забыли Муромца. Не случайно Муром крестили позже других городов Руси.

Змей-Горыныч и Мёртвый Конь

  Ещё не всё. Зияет рваная рана на шее Змея, из которой струится серая змеиная кровь. Две мёртвые головы валяются рядом\20/, а третья, уцелевшая, как бы насечена на поверхности вокруг глаза. Око устроено в глубоком отверстии глазницы и настороженно смотрит на мир чёрным зрачком и плачет змеиными серыми слезами. Бессмертный Змей направляется в глубину оврага, для отращивания голов. Была здесь битва, была… Думается, не одна. Все народы, обитавшие до прихода русских, сочинили здесь свои варианты сказок.

  Змей-Горыныч хорошо подходит под мифологическое описание:

  «Ящер стережёт подземное царство. Змеи – хранители кладов несметных, трав целебных, живой и мёртвой воды. Змеи символизировали тучи небесные грозовые, мощный разгул стихий. Они многоглавые. Одну голову отсечёшь – другая вырастает и пускает языки огненные, молнии. Змей-Горыныч – сын небесной горы – тучи. Змеи эти похищают луну, звёзды и даже солнце. Змей может быстро превращаться в юношу или девушку, что связано с омолаживанием природы после дождя и после каждой зимы» (34).

  Дело ясное: Кайсаров не видел каменный оригинал. Горыня – коренной персонаж языческого пантеона. Его родила реальная гора-Удрики, в летописном Чурове. Это он передвинул Карпатские горы на прародине славян, а на нашем Красном холме (на Золотой горе) устроил два святилища вятичей и нашёл последний приют в Красном Буераке. Горыныч, обращённый из юноши в змея, живёт в летописном Чурове вместе с Горыней и носит его отчество. Отсюда полетели сказочные Змеи по всей Руси \20/. Спутники Ильи Муромца разнесли мифы о Колобке и Луннице, о Коньке-Горбунке и Соловье-разбойнике по всем древним путям и дорогам.

  Змеи хранили родники, помогали вымаливать дождь. Они любят тепло и влагу. Их изображениями украшали древние сосуды для воды, включая целебную медицинскую чашу. В календаре славян есть два специальных праздника: 25 марта и 14 сентября. В первую дату приходила весна, почва становилась теплой, змеи выползали из-под земли, а во вторую – уходили на зимовку.

  Ящер и Конёк-Горбунок претендуют на роль помощников бога Световида, ответственного за небо и водную стихию. Кроме них на Красном холме живёт юноша – ясноокий Световид, и взрослая девушка – Златая Мать. Неужели? Хотя каменные истуканы Волотовой Могилы ещё лучше подходят… Сам Горыня с сыном Горынычем – обращаются в людей и обратно. Так можно совсем запутаться… Здесь каждый найдёт повод, для бесконечных фантазий. Не зря же, очень добрые оппоненты кличут автора фантазёром? Читатели не запутаются. Для них каждый персонаж прописан в отдельной сказке.

  Тройка – число змеиное. В Красном Буераке змеи представлены в трёх видах. Главный змей, конечно, Горыныч. Разве случайно он трёхголовый? Другая змея спит на шапке Световида, а третья – открывает криптограмму на Колобке.

  Прогуляемся до устья Красивой Мечи, и на речной глади увидим буруны от двух огромных валунов, которые лежат в Дону у правого берега, немного ниже линии слияния. Летом, в период межени, их макушки торчат, а в другое время года они скрыты водным потоком. На первом голыше имеется круглая впадина, похожая на миску до полутора метров в диаметре, а на другом – ложка овального типа такого же размера. Глубина здесь до пояса. Пройдите до них с берега, проверьте своими ногами это чудо природы и будьте уверены: на этих атрибутах сервировки трапезничали всемогущие великаны – повелители гор и рек, и решали, куда направить водные потоки. Легенда реально подтвердилась, с находкой окаменевших персонажей в Красном Буераке.

 Колобок 

  Катится Колобок

  Четвёрка – число солнечное. Все атрибуты, символы и функции солнца кратны четырём: у солнцеворота четыре лепестка, у Колобка четыре глаза, у Световида четыре лица. Солярный символ докатился до Красного Буерака и замер \21/. С его тыльной стороны проявилась четырёхзначная криптограмма, на которой представлены: змея, свастика, Хорс и его помощник хорёк.

 Криптограмма на тыльной стенке Колобка: Змея, Свастика, бог солнца Хорс, Хорёк - его помощник

  Четырёхкрылая свастика Коло расположена на северной поверхности камня на второй позиции, и катится в правую сторону, вслед за солнцем \22/. Она у древних славян символизировала солнцеворот – ежегодный небесный ход солнца по четырём временам года, по четырём сторонам света, с указанием на четыре суточных фазы. Её изображение имеется на древних славянских сосудах.

  Скульптурный портрет бородатого Хорса, окружённый кружочками орнамента, словно четырьмя солнечными бликами, проступает на этой же криптограмме рядом с Коло. Он же, рождённый Солнцем славянский царь Колоксай. На четвёртой позиции на задних лапках стоит хорёк, его маленький сынок, а на первой – извивается вездесущая змея с открытой пастью.

  Трудно выдумать образ, легче найти его прообраз. Вспомните сказку: старики – потомки Колоксая, исполнили роли жрецов – поскребли по сусекам и совершили ритуальную выпечку. И покатился по вселенной, как солнце круглый и румяный Колобок, вращая на боку Коло и поглядывая четырьмя глазами на все четыре стороны света. Не ведаю, как в ваших краях, а у нас, у вятичей, на пирогах делают наколки глазок и ушек, совсем как у каменного Колобка, символизируя всевидящее светило. О милом и разудалом Колобке каждый из нас помнит с пелёнок. Что тут добавишь? Приходите и смотрите его в каменном виде.

Световид четырёхликий

Алтарь световидов

  Четырёхликий Световид

  Все персонажи Красного Буерака – полноправные члены «свиты» четырёхликого Световида, отвечающего за ход солнца по небесной сфере. Его красная статуя, ростом выше пяти метров устроилась в середине буерака. Все четыре лица скомбинированы из набора одних и тех же элементов на площадке большого \18/. Это даёт право говорить о степени родства. Первое, главное лицо, перекошенное гримасой, принадлежит отцу. Расположено в торцевой части камня, приподнято вверх и смотрит на юг. Три сына Световида имеют близко родственные имена: Световит, Свентовит, Святовит. Все они светители и святители – покровители и помощники князя Святомира. Нос составлен из трёх выпуклых валиков. Валики делят площадь главного лица на три сектора. В каждом из секторов красуются лица, глаза персонажей или налобная змея, наблюдающая за дождевыми тучами. Нос, словно манипулятор, меняет ориентацию лиц в пространстве, при этом одна из веток прокладывает носовой хребет, для очередного образа, а две прочие – составляют надбровные дуги. Старший сын – Свентовит, смотрит в профиль, а остальные – в фас. Лицо Световита наклонено в восточную сторону на 45 градусов, а у Святовита – на запад, симметрично ему. Перед статуей лежит треугольный алтарь.

  Всевидящее око – трижды левый глаз, смотрит на зрителя прямо в упор. Все звёзды и небесные светила, и лица сыновей вращаются вокруг этого центра Вселенной. Самое святое лицо из трёх братьев, по ходу дела – четвёртое. Правый глаз Святовита – общий с отцовским правым, а левый – свой собственный, получает свет прямо от Световида, и будит первым солнечным лучом свою маму-Макошь – Жар-Птицу, и в момент её взлёта включает ослепительное сияние, и гасит свет на закате, после посадки. В таком наборе главный глаз Вселенной оказывается на его лбу.

  Профиль Свентовита наложен на левую щёку Световида. Детали лица: зоркий глаз, бровь, симпатичный нос, уткнувшийся в нос главного, красивые губы, аккуратный подбородок – показаны отчётливо. И здесь есть логика: святой Вит (он же – Виктор) – представитель Руси, несёт и дарит свет нашим соседям – свентам, и любуется красками солнечного заката.

  Профессор Кайсаров воспользовался европейскими архивами и в книге «Мифы древних славян» \27/ показал Световида с острова Рюген. Текст пространный, опубликован на страницах 60…62, 82. Передам основные моменты, которые подходят под фактуру первородной статуи. Ключевые определения: имеет четыре лица и собственный алтарь, скачет на белом коне, в атрибутике преобладает красный цвет.

  В древней легенде рассказывается о странном монахе, который в 9-м веке пришёл на остров Рюген, чтобы научить язычников православию, и упрекнул: напрасно вы молитесь Перуну, а вот я, видел статую святого Вита (Святовита), в храме на востоке, которая совершила множество чудес. Наслушавшись ярких увлекательных сюжетов, славяне прониклись и стали почитать Световида за главного бога, и поставили ему храм в граде Арконе. Специального белого коня – копию Конька-Горбунка, жрецы содержали для него при храме. В честь любимого бога устраивали игры – святки. Получилось наоборот: монах внедрил веру в Световида, а не в Христа.

  Замечу, славяне начали заселять Верхнее Подонье с 3 века. Первородные статуи приняли как богов. Поклонялись, сочиняли мифы и сказки, а проезжие купцы разносили их по всему белому свету. Чуров на Красном холме в устье Мечи был настолько известен, что попал даже в летописи Куликовского цикла.

  Святилище Световида, вместе с другими рюгенскими капищами, разрушил епископ Абсолон в 1169 году, в день святого Вита 15 июня. Двумя веками раньше этого погрома, воспитанный язычниками Рюрик, ушёл с родного острова на Русь, к Гостомыслу, взял в жёны Умилу и стал княжить не Руси.

  Всё не так уж и сложно. В первом тысячелетии славянские земли начинались на берегах Дона. Красное солнышко рождалось на этом крайнем восточном рубеже, и восходило над Красным холмом. Световид его подхватывал и эстафетой передавал сыновьям по кругу против часовой стрелки, с глазу на глаз.

Передача света Световидом

  Вкратце повторю: Световит – дежурный по заре, встречает солнце, зажжённое Сварогом, и передаёт Световиду-отцу, а он – двум сыновьям Свентовиту – поджигателю Жар-Птицы, и Святовиту – осветителю западных славян. У троих сыновей в окончании имеется мягкая буква Т, а у отца – твёрдая Д, чтобы люди не запутались.

Продолжение следует в главе "Мифы Красного холма. Часть 2" или перейдите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/drevnie_mify_krasnogo_kholma_chast_2/0-63 

Николай СКУРАТОВ. Последняя правка в марте 2025 года.

© kamenny-con