Приветствую Вас, Гость

  Глава 4. Древняя мифология Красного Холма. Часть 1

  Уникальное собрание мифических персонажей Красного Холма так и просится из Красного Буерака и из оврага Лоск, из тумана веков и из сказки на волю. Мне выпала честь заново открыть эти каменные скульптуры, вернуть из тысячелетнего забвения.

Переход в предыдущую главу «Каменный Конь. Измерения» по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyi_kon/0-32

Лебедянский Каменный Конь

 

  Напомню мнение Е.Л. Маркова о божественной сущности Каменного Коня из устья Мечи у древних язычников, изложенное в книге «Донская Беседа»:

  «Нельзя же предположить, чтобы столпы Донской Беседы или Каменный Конь Мечи, несомненно, представляющий собою древнее языческое божество, обычное олицетворение солнца – появилось на Дону после Пимена». (Смотрите полную цитату в главе «Лебедянский Каменный Конь»).

  Теперь стану цитировать текст Андрея Кайсарова по брошюре «Славянская и российская мифология» (27). Смотрите мои фотографии и судите, кто из персонажей лучше соответствует древнему описанию, а я, не скрывая радости, всех выпускаю на белый свет со страницы 82:

  «Мифологическое существо Полкан или Полуконь. Полуконь охранял солнечных коней Световида, коней богов солнца или богов-громовержцев. Среди полуконей русские Конёк-горбунок, Сивка-бурка и т.д. По внешнему виду он вполовину или намного меньше героических коней бога, он невзрачный, иногда уродливый даже (горб, длинные уши и т. д.). В метафорическом смысле он именно Полуконь-получеловек: понимает дела людей (богов и бесов), говорит человеческим языком, различает добро и зло, активен в утверждении добра».

  Можно даже не комментировать, а обойтись одними цитатами, настолько древнее описание совпадает с видом реальных скульптурных изображений. Поставим себя на место древних славян, которые не знали львов и динозавров, зато отлично владели конями, рассмотрим снимок, и что же получается – найден оригинал сказочного Конька-Горбунка? Его описание, изложенное профессором А.С. Кайсаровым 200 лет назад в мифе, идеально совпадает с фактурой скульптуры Каменного Коня, кроме того, имеющего длинный язык, потому и говорящего. Он же на летнем фото Сивка, опалённый солнцем, а на осеннем Бурка – бурый от влаги и мха. Конёк-Горбунок стоял на древнейшей Столповой дороге, и весть о нём в течение тысячелетий разносили по свету путешественники. Люди насочиняли об этом странном коне сказок и мифов. Самую известную из них – «Сказку о Коньке-Горбунке», сложил П.П. Ершов. Видел ли он статую этого Конька-Горбунка? Думаю, прочёл миф в изложении Кайсарова и слышал народные легенды, а потом придумал на их основе сказку. Световид представлен в русской мифологии четырёхликим главным богом, якобы властным на все четыре стороны света, а конь несёт колесницу этого бога по небесной тверди, в соответствии с индоевропейской мифологией. По своей языческой популярности Каменный Конь попал в исторические документы о сторожевой службе.

  Андрей Сергеевич тоже не видел Красный Буерак и статую Полкана, а основывался на собранных мифах и преданиях. Почему так уверенно утверждаю? Вы поймёте, когда опуститесь ниже по тексту. Столповая дорога ко времени, когда он жил, уже потеряла своё значение. Мать Андрея Кайсарова, княжна Волконская, родилась в имении Чирково Ряжского уезда Рязанской губернии, где русский офицер Кайсаров был похоронен после гибели на поле боя в 1813 году, в возрасте 30 лет. Имение находилось на древнейшем водно-сухопутном пути, проходившем через Ряжск по реке Ранова. В настоящее время это село называют «Кайсарово». Расстояние от Красивой Мечи составляет около ста километров. Его предки могли ездить по этой дороге, видели Конька-Горбунка и передали описание по поколениям, как сказку. Уж больно точно описано, как будто всё он видел сам.

  А в наше время, при первом же взгляде на Коня возникает впечатление, что его фигура хорошо знакомая. Начинаешь вспоминать и быстро находишь ответ – конечно, видел её в Питере под Медным Всадником! Не стану утверждать, что Фальконе снял с этого Каменного Коня копию или позаимствовал идею, но сходство потрясающее: та же поза и динамика. Да ещё и скачет он явно в сторону Западной цивилизации, догоняя уплывающее солнце. 

  Два камня-памятника: Коня и жертвенника с изображением Ящера, образуют мифическую композицию. Не сложно понять, что оба они стремятся вверх по склону горы, на небо: Конь взвился на дыбы, Ящер летит в ту же сторону на уровне головы Коня. Минута – и дары будут доставлены прямо Световиду. Как тут было не появиться всем этим мифам и сказкам о конях, которые скачут по небу. Люди давно всё заметили и описали правильно. Все статуи Красного Холма нерукотворны. Они получились случайным образом из спрессованного песка, а потом ледник принёс их в Лебедянский край. Надо ли объяснять, что первые статуи богов, похожих на людей, отыскали здесь в натуральном природном виде, а потом стали делать их копии.

  Если смотреть или снимать в направлении с севера на юг, на уровне верхней кромки этого алтаря, на срез, то на фотографии отчётливо видна голова великана: круглая лобная и теменная части, надбровные дуги, один глаз с левой стороны, приплюснутый нос, подбородок, усы на положенном месте, которые прикрывают губы. Лицо серого богатыря смотрит в небо, а затылок направлен на запад. Это скульптурное изображение можно приписать Горыне – свободно перемещавшего горы, отца этого же Змея-Горыныча. Горыныч – это отчество Змея. Изображения находится на поверхности камня серо-красного цвета толщиной 1,2 метра и размером видимой над поверхностью земли части 3,5 на 1,5 метра. Плита торчит из склона при входе в овраг, к северу от Каменного Коня и на расстоянии трёх метров от него, а от береговой линии воды в Красивой Мече на расстоянии двухсот метров.

  Ящер, летящий по южной фасадной стенке этого же камня, не был замечен летом в момент открытия из-за освещения, падающего на него под другим углом, чем зимой. На летних снимках он выглядит тёмной фигурой, которую теперь-то можно различать после хорошей зимней подсказки. Осенью, из-за намокшей поверхности, рисунок сливается с серой окраской всего камня. В морозный февральский полдень славянский бог Хорс светил как надо – ярко и прямо на Ящера. На этот раз Змей был замечен мной издалека и сфотографирован – не успел замаскироваться или скрыться в овраге. Его поза говорит о том, что он собрался отступить внутрь оврага, для залечивания раненой шеи и отращивания второй головы, поэтому с настороженностью смотрит на посетителя. На снежном фоне отчётливо видно его туловище с рельефным ребристым крылом, поднятым вверх.

  Снова аналогия с мифами. Ну, что тут поделаешь, если этот персонаж похож на Змея, которого Георгий Победоносец пронзает копьём! И не трудно догадаться, на каком Коне он скакал. Кроме воображаемого, на роль всадника-победителя может претендовать сам Световид, с красным лицом, опалённым огненным Змеем, отдыхающий после поединка внутри оврага.

  Ещё не всё. Он же бессмертный Змей-Горыныч! В том месте, с которого была отсечена вторая голова, в области шеи имеется природная полость с рваными краями. Голова Змея не успела отрасти, а мёртвая валяется здесь же рядом, на дне оврага. Отсюда родился миф о порубленных и прирастающих головах Змея. Совсем не случайно Георгий Победоносец пронзает копьём символ язычества – Змея, который олицетворяет Сатану, этим образом утверждая торжество христианства над язычеством. Уцелевшая голова как бы насечена на поверхности вокруг глаза. Око устроено в отверстии глазницы внутри камня и смотрит на мир широко и открыто своим чёрным зрачком. Получается, что изображение Ящера составлено из сочетания скульптурных элементов и эскизов, отпечатанных на поверхности камня. Ящер имеет естественное происхождение, и древние люди давно его заметили на камне, лежащем на виду. И полетели сказочные Змеи по всей Руси.

  Змей-Горыныч – это второй персонаж Красного Буерака, который неплохо подходит под описание, составленное Андреем Кайсаровым:

  «Ящер стережёт подземное царство. Змеи – хранители кладов несметных, трав целебных, живой и мёртвой воды. Змеи символизировали тучи небесные грозовые, мощный разгул стихий. Они многоглавые. Одну голову отсечёшь – другая вырастает и пускает языки огненные, молнии. Змей-Горыныч – сын небесной горы – тучи. Змеи эти похищают луну, звёзды и даже солнце. Змей может быстро превращаться в юношу или девушку, что связано с омолаживанием природы после дождя и после каждой зимы» (28).

  Теперь понятно, что Кайсаров не видел каменный оригинал, который живёт не на небесной горе, а на настоящей, на камне, который торчит из горы Удрики. Его родила настоящая гора, поэтому Змей и есть Горыныч!

  В календаре славян есть два праздника змей. Первый – 25 марта, когда почва становится теплой, и они выползают из-под земли, оттуда – откуда вытекает родниковая вода. С ними связан торжественный приход весны. Второй – 14 сентября, когда они уходили на зимовку. Считалось, что змеи помогали вымаливать дождь, так как они любят не только тепло, но и влагу. Изображения змей украшали древние сосуды для воды. Этот Ящер и Конёк-Горбунок претендуют на роль помощников бога Световида, ответственного за небо и водную стихию.

  Перед четырёхликим Световидом на дне оврага лежит большой гладкий камень-песчаник треугольной формы с размером сторон два на три метра и толщиной около одного, который мог служить ему ритуальным жертвенником – Крадой. Ручей, протекавший по дну накануне Радуницы, ночью всегда затихал и позволял поставить дары на алтарь. Утром вставало солнце, топило снег, поток усиливался и смывал всё с поверхности – как будто Световид сам регулировал солнечный свет, воду в ручье и забирал приношения. Отличный финал! Если в этот день подмораживало – вода не прибывала, значит, бог гневался на людей. Только вот для исследователей, вряд ли что осталось возле этой крады. Обширный участок из наносного грунта – конус выноса, хорошо виден на луговине. Если его исследовать, то можно найти свидетельства человеческой деятельности, а осколки от ритуальной посуды – уж наверняка.

  «На треугольный камень каждый мог принести жертву: Творцу – солнцу и небу, Матери-жизни, земле, предкам. Славяне некоторых племён сжигали умерших, но для этого ритуальная крада не подходила. Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом. Далее её подхватывали жаворонки – первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая. День прилёта жаворонков 9 марта считался днём поминовения предков и назывался Радуница» (29).

  Место для ритуальных целей обнаружено рядом, на правом берегу Красного Буерака, между ним и курганом Волотова Могила. На вершине этого холмика лежит камень среднего размера, а вокруг него лужайка обильно посыпана пемзой, в которую через тысячелетия превратилась зола от ритуального костра. Место сильно изрыто грабителями, и повсюду валяются черепки от керамической посуды, а что здесь сжигали – не ведаю.

  До наших дней сохранилась весенняя традиция выпекать фигурки жаворонков, вылепленные из теста, а праздник называется Сороки. Обычай поминать усопших на могилах едой и выпивкой дожил до наших дней, хотя он противоречит обрядам христианской религии.

  «Крада – жертвенный алтарь, горящий жертвенник, костёр. На нём сжигали мёртвых и приношения. Нестор называл их «крады и требища идольские». Ящер у подножия крады означает подземное царство; чаша с плодами – обильную земную жизнь; колесо – солярный знак, который символизирует вечное обновление жизни на земле» (30).

  Оказывается, наш Ящер ещё и повелитель подземного царства. Совсем неслучайно он представлен на камне, который высунулся из-под земли.

  Соседний камень, опознанный Колобком, несёт свастику – Коло, которая у древних славян символизировала солнцеворот – ежегодный небесный ход солнца по четырём временам года. Свастика Красного Буерака расположена на северной поверхности камня, составлена из четырёх крыльев, катится в правую сторону, вслед за солнцем. Её изображение имеется на древних славянских сосудах. Скульптурный портрет повелителя Солнца – бога Колоксая (он же Хорс), окружённый кружёчками орнамента, словно солнечными бликами, проступает на этой же поверхности справа от свастики.

  Вспомните сказку: старики – потомки Колоксая, исполнили роль жрецов – поскребли по сусекам и совершили ритуальную выпечку. И покатился по вселенной, как солнце круглый и румяный Колобок, вращая на боку «Коло» – древнего солярного бога славян. Не ведаю, как в ваших краях, а у нас, когда пекут пироги, то по поверхности делают несколько наколок – глазок и ушек, совсем как у каменного Колобка, символизируя всевидящее светило. О милом и разудалом Колобке каждый из нас помнит с пелёнок. Что тут добавишь? Приходите и смотрите его в каменном виде.

  Для полного комплекта недостаёт только чаши с дарами. Зря, что ли, в народе живёт понятие достатка? Ну, как же, как же, здесь она – огромная и наполненная вечными каменными плодами! Стоит себе спокойно в самом начале Красного Буерака тысячи лет. Это её, Полную Чашу, принял я в спешке за шишковатый панцирь гигантской черепахи.

  Если этого мало, то примите ещё пару персонажей, составивших пару влюблённых. Уж не от этого ли счастливого супружества произошли все кони? Первая плита, размером 3х5 метров, толщиной до 0,6, представляет скульптуру мохнатого «скотьего» бога Велеса, который прислонился к ясноокой Луннице. Велес похож на безрогого, однако бородатого горбоносого барана, взирающего на мир суровым взглядом. Рядом примостилась холодная повелительница неба – Лунница, освещающая землю двумя огромными глазами- прожекторами. Почему она здесь двуоокая, если сама Луна – это всем известный единственный круг? Богиня Лунница представлена двуоокой на древнейших талисманах. Первое око изображает восход Луны на востоке, потом небесный ход по дуге, похожей на коромысло, и её закат на западе. Древние люди имели воображение не хуже нашего и отлично передавали символику.

  Четыре камня образуют в Красном Буераке уникальный языческий комплекс. Главные герои здесь Световид и Конёк-Горбунок. Каждый из них имеет свой алтарь для приношений. Велес устроился на собственном камне. Жертвенник лежит рядом с Каменным Конём на уровне его головы, имеет ровную плоскую поверхность большого размера, и на нём имеется изображение Ящера – символа подземного царства. Он подходит для поклонения и Велесу, как скотному богу – Конь же рядом стоит. Рядом с этим камнем из-под грунта проступают ещё несколько камней, которые тоже могли служить алтарями. У подножия Конька-Горбунка лежит Мёртвый Конь. Его голова свёрнута назад, будто бы специально во время принесения в жертву, согласно сведениям из мифов. Третий Конь представлен на камне-медальоне диаметром в полтора метра одной головой на шее. Похоже на шахматную фигуру. Сомневаюсь в оценке его роли. Что это, очередная жертва Горбунку, или символ небесного светила?

  Все персонажи Красного Буерака – полноправные члены «свиты» древнего Свитовида.

Змей-Горыныч и мёртвый Конь

Горыня, сказочный богатырь

Змей-Горыныч

Световид четырёхликий

Голова Змея

Жертвенник

Удрики от Волотовой Могилы до Красного Буерака

Курган Волотова Могила

 Колобок 

Свастика, бог солнца Хорс или Колоксай

Полная Чаша

 Велес

Лунница

Красный Буерак - карта-схема

Продолжение в разделе "Два Каменных Коня" в меню сайта выбирайте "Древние мифы Красного Холма. Часть 2" или перейдите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/drevnie_mify_krasnogo_kholma_chast_2/0-63 

Николай СКУРАТОВ. Последняя правка в апреле 2020 года.

© kamenny-con