Речка Птань
Речка Птань – суетливая синяя пташка,
В хороводе весенних цветущих холмов,
В ожерелье Мечи – серебристая пряжка,
И таинственный шёпот её родников.
Хотите посмотреть старшую, самую очаровательную дочку Красивой Мечи? Идите за мной. Я проведу вас через забытый мир русской истории в чудесный уголок родной природы.
Сначала вернёмся в летописное прошлое этого края, с глубокой древности сопредельного с агрессивными кочевниками. Непосвящённому человеку теперь немыслимо представить бурную историю этой спокойной российской глубинки. Однако, даже в древнейших булгарских летописях река Птань отметилась, как Яшелсу – Синяя. Почему она именно «Синяя», скоро поймёте – немного терпения.
В архивах сохранились документы 17 века о набегах крымских татар. Елецкий воевода писал царю докладную:
«В нынешнем, государь, в 134 (1626) году приходили де, государь в Донковский уезд в деревню Спешневу татар человек со сто, а от Спешневой де, государь, деревни татаровя пошли вниз по речке по Хмелинце к Елецкому уезду. По твоему, государеву указу ходил в поход я, холоп твой, Ивашко. А со мною, холопом твоим, в походе были казачени стрелецкой голова Яким Кривский да ельчаня дети боярские и полковые казаки с вогненным боем. И с татары, государь, сошлися в Елецком уезде в Бруслановском стану под Брысиным лесом. И татаровя, государь увидя твоих государевых людей, пошли наутек. И, я, холоп твой, Ивашко, за татары шёл наспех до реки Сосны день да ночь».
В документе рассказывается об отступлении татарского отряда по маршруту Спешнево – речка Хмелинец (ныне балка Хамелинка) – Брысин лес в Бруслановском стане. Бруслановский стан располагался на правом берегу Красивой Мечи. Балка Хамелинка впадает в Птань у села Орловки.
Орловка входит в перечень вымирающих поселений. В ней осталась пара десятков обитаемых домов. В таких местах жители охотно идут на контакт с туристами, а самыми приветливыми здесь оказались бабушка Тоня и Елена с сыном Ромой. Что они хранили, то и рассказали, что смогли – показали. Их дома стоят на берегу Птани у древнего перелаза через реку. Речка в этом месте по колено, прозрачная на каменном дне, с косяками мальков, пескарями, щуками и раками. Тем не менее переходить её удобно в местах с пологими берегами. Думается, в древности здесь было ненамного глубже. Нужный брод отмечен чёрным валуном метра на полтора в диаметре, представляющим скульптуру бобра. Валун стоит в самом русле реки ближе к левому берегу, ниже мостика метров на двадцать, на координатах 53 градуса 09.941 минута северной широты, 038 градусов 46.937 минут восточной долготы. Мостиком служит железная балка, уложенная на простые камни.
Всё сошлось к этому важному броду. Елена, при обустройстве своей усадьбы, откопала массу артефактов, которые выложила в железном бандаже тележного колеса, для всех желающих, напоказ. Увидел я их, и ахнул! Собралась коллекция разных монет, на самой старой из которых просматривалась дата 1812, несколько пряжек от ремней, металлические скобяные изделия, а главное, татарский перстень-печатка с отломанным и потерянным кольцом. Отлично просматривается главное изображение печати с четырнадцатью ресничками, числом соответствующими ступеньке его носителя в древней татарской родословной, к тому же равной половине лунного месяца. Тут и вспомнилась мне история разгрома татарского отряда. Что ещё скрыто в земле этого поселения?
О камне-Бобре рассказы слушали типичные. Звучали предания о нечистой силе, собирающейся у него по ночам на шабаш. Это всё отголоски борьбы с язычеством. Подобным оригинальным камням поклонялись, тем более что на верхней поверхности этого валуна имеется выемка, для складывания приношений. С приходом христианства, священники, чтобы отвратить людей от древних ритуалов, сочиняли истории о ведьмах и прочей нечисти. Вспомним языческую мать Макошь, превращённую в злую кровожадную Бабу Ягу.
С глубокой древности славяне почитали родники. Родниками речка-пташка изобилует. Они с урчанием пробиваются почти под всеми холмами чистейшей студёной водой. Воду из первого источника мы отведали в самой Орловке на левом берегу, метров на сто выше мостика. Местные жители родник благоустроили.
В километре выше Орловки, с правого берега под высоким холмом пробивается мощный Белый Колодец, про который уже написано несколько статей. Над родником стоит освящённая белая часовенка. Термин пришёл из средневековья, тогда обустроенные дубовыми колодами источники называли «колодезцами». Плотники выкладывали сруб, а ручей пускали по колоде, по деревянному жёлобу, чтобы было удобнее наполнять ёмкости. Белых Колодцев по соседним областям можно найти несколько. Так величали источники с лучшей питьевой водой. Добираться до птаньского нужно полевыми дорогами, а нам наши новые знакомые посоветовали пройти около километра пешком через мостик и по краю поля. Вода в «белом» роднике оказалась вкуснее, чем из «орловского», потому что содержит примеси минералов, кроме прочего придающих ей оригинальный оттенок. Не зря в народе она считается целебной. Народные умельцы приспособили для купания обычную ванну, вода в которой видится синеватой на белой эмалированной поверхности. Вот тут и вспомнилась Синяя река – Яшелсу.
В это время в церкви Покрова Богородицы шла служба, посвящённая памяти княгини Ольги. И тут древность просилась в нашу эпоху.
Потом ещё ездил по полевым дорогам – пробовал искать другие валуны. Повезло. В соседнем с Хамелинкой овраге у Камынино лежит красный Талисман, с загадочными знаками и отверстиями. Что они значат, пока никто не расшифровал? Немного похоже на карту звёздного неба.
Холмы, отглаженные древним ледником, кажутся ландшафтами другой планеты. Кроме указанных объектов, потрясающе смотрятся пейзажи цветущей речной долины.
Восторг захлёстывает душу и не даёт стихам слетать с языка!
Николай СКУРАТОВ. Июль 2020.