Приветствую Вас, Гость

  Раздел 1. Два Каменных Коня

Сквозь века слышу цокот коней,

Скрип тележных колёс на дороге,

Ржанье самых надёжных друзей

И помощников – лучших, чем боги!

Начало и титульный лист 5-го издания исторической монографии «Свет забытой Непрядвы - 2023" смотрите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/svet-zabytoj-neprjadvy-2022/0-218

  Содержание 1-го раздела:

    Введение http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyi_kon/0-48 

    Глава 1. Лебедянский Каменный Конь. Часть 1 http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyi_kon/0-26 

                       Лебедянский Каменный Конь. Часть 2 

    Глава 2. Ефремовский Конь-камень http://kamenny-con.narod.ru/index/efremovskij_kamennyj_kon/0-61 

    Глава 3. Мифология Красного холма. Часть 1 http://kamenny-con.narod.ru/index/drevnie_mify_krasnogo_kholma/0-62 

                      Мифология Красного холма. Часть 2 http://kamenny-con.narod.ru/index/drevnie_mify_krasnogo_kholma_chast_2/0-63

   Дополнительные статьи:

   Каменный Конь. Измерения http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyi_kon/0-32 

   Падение Каменного Коня - 16  http://kamenny-con.narod.ru/index/padenie_kamennogo_konya/0-3 

    Каменный Конь (самая первая статья 2010 года) - http://kamenny-kon.narod.ru/index/0-2

    Заключение к первому разделу http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyj_kon_zakljuchenie/0-64 

  Введение в 1 Раздел

  Много тысячелетий тому назад ледник принёс огромные камни-песчаники на берега Красивой Мечи и Дона. Люди давно их заметили, а самые оригинальные отметили в исторических документах и в мифах. Основной признак сакральности камней – местонахождение в бойком, в ключевом месте. Особенно ценится крупный размер и верхняя столовая поверхность, с впадиной, для приношений. Восторг вызывают изображения людей, животных или загадочные знаки. Совсем хорошо, если имеются полости с водой – с живой и с мёртвой. Даже один из этих признаков даёт повод к высокой оценке, а уж тем более их совокупность.

Лебедянский Каменный Конь

  Несколько памятников, украсивших ландшафты Подонья, получили наименование «Каменный Конь». Самая яркая и выразительная скульптура коня приютилась в Красном Буераке, на входе в него со стороны Мечи \1/. На поверхности большого валуна невооружённым глазом видно горельефное левостороннее изваяние животного, взвившегося на дыбы в западном направлении. Из оборотной стороны этого же камня на северо-восток выглядывает скульптурная голова моржа. Зверь, похожий на тираннозавра, имеет все положенные органы: голову с глазом, ноздрёй, ухом и длинным языком, горбатое туловище с ногами и хвостом. У нашего жеребца можно насчитать восемь ног, как у древнейшего Белого Коня, скакавшего по ведической истории человечества. Пирамидальная каменная глыба, высотой около трёх метров, стоит на широком основании. Расчётный вес более 25 тонн.

  Оригинальную статую давно заметили путники. Её профиль с далёкого расстояния светился светло-серым пятном на фоне склона правого берега Красивой Мечи, по которому дорога поднималась от речного брода. Динозавров наши предки не помнили, поэтому фигуру приняли за божество и нарекли Конём световидовым, поскольку сам четырёхликий Световид устроился рядом, в сорока метрах. Каменные болваны или чурбаны: Конь, бабы на кургане Волотова Могила, другие выразительные статуи, расставленные природой по всей трассе торговой дороги, служили хорошими ориентирами – столпами, дали название Столповой дороге, а оригинальное Чурово место, составленное из курганных истуканов и скульптур языческого святилища, вошло в летописи о Куликовской битве. У славян – вятичей, обитавших в этом крае с древности, кони были в особом поклонении. Черепа лошадей ставили на шесте у порога, укладывали под угол жилого дома. Конь тоже стоял на пороге – на границе славянского мира с угорскими народами. Почитание древнейшего хранителя русских земель, перешло к служилым людям Средневековья. Казачьи патрули сверяли дозорные маршруты по знаковым валунам. Все оригинальные камни, претендующие на это звание, это всего лишь мистическая тень Каменного Коня из устья Красивой Мечи, породившая целый табун двойников.

  Ефремовский Конь-камень (фото Андрея Шаталова)

  Удивляет и живописный валун, утвердившийся близь села Козье Ефремовского района. Можете придумать сотню версий о происхождении тульского Коня, однако, как ни старайтесь – инопланетяне тут не при чём. Его феномен только в том, что после таяния ледника, на трёх камнях-опорах, как на ногах, на высоком берегу Мечи выставился двадцатитонный валун \3/.

  Каменный Конь, отмеченный в документах, стал ключевой фигурой в понимании крупных исторических событий, является реальным знаковым памятником, уникальным памятником природы, послужившим прообразом мифов и сказок, которые путешественники разнесли по всему белому свету. Исторические документы, привязанные к лебедянскому Коню, открыли древнюю сетку дорог, которые привели на настоящее Куликово Поле у нижней Непрядвы – у современной речки Перехвалки. Светится огромная совокупность доказательств.

  Устье Мечи находилось в ключевой точке древнего мира. С запада на восток пролегала лесостепная зона – переходная зона, излюбленная кочевниками, в которой они чувствовали себя комфортно со своими стадами. С севера на юг по Дону проходила граница раздела земель русских с угорскими, ещё с первого тысячелетия. В документах о сторожевой службе 16-17 веков на правом берегу Дона указана Крымская сторона, а на левом – Ногайская, в соответствии с местонахождением Крыма и Ногайской орды. На этом географическом перекрёстке ожесточённая борьба народов не утихала до середины 17 века. Сильнее всего страдали территории, прилегающие к древним стратегическим дорогам. По ним от Ливен через Елец до Михайлова, сквозь зону междуречья Дона и Мечи прошли армии Заруцкого в 1613-м году и Сагайдачного в 1618-м. Ещё большее разорение принесли лебедянцам каратели елецкого воеводы Одоевского в 1613-м. Беженцы утекли на север и подыскали новый талисман в 50-ти км от первого, тоже на берегу Красивой Мечи, но на левом, и переложили на него все легенды и всю древнюю историю. Естественным образом новые броды стали связывать со старыми именами: Дрысинский, Семенцовский, Турмышский. Двойники в названиях всегда происходят от переселенцев. Могло ли быть иначе, если на новых местах жили прежние, турмышовцы, дрысинцы. Разумеется, никак не могли переехать дороги, поэтому их древние названия в районе «козьева» Коня не значатся. Вслед за Одоевским на Нижнюю Мечу пришли новые люди из Елецких земель, для которых статуя лебедянского Коня не была символом, скорее, наоборот... Каменного Коня уничтожали и забывали четыреста лет, а лебедянские вандалы закончили гнусное дело в 2009 году.

  Примечания и источники информации открываются в меню данного сайта или по ссылке  http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67 

  Для продолжения чтения, выберите в меню сайта «Лебедянский Каменный Конь» или перейдите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyi_kon/0-26 

Последняя правка в июле 2023. Николай СКУРАТОВ. 

© kamenny-con