4. Каменный Конь из устья Красивой Мечи
Об открытии в Красном Буераке древнейшего языческого святилища, населённого нерукотворными каменными изваяниями, среди которых мифологический и сказочный Конёк-Горбунок, я рассказал в предыдущих главах. Эта же статуя значится Каменным Конём в летописи 1499 года и служила знаковым ориентиром в документах о Сторожевой службе от 1571-го.
Каменный Конь из устья Красивой Мечи
Лебедянский Каменный Конь был забыт, про него никто не писал больше ста лет. Почему так? Экономическая и демографическая ситуация в провинциях России менялась, карты губерний перекраивались, поэтому Лебедянь футболили из одного региона в другой по два раза в столетие, в течение всей обозримой истории. Квалифицированные историки оставались на прежних насиженных местах в губернских городах, а новые в суть дела вникать не успевали, да и не хотели – пренебрегали такими пустяками.
Разве мог я знать, что существуют памятники такого рода? Что за фигура попала в объектив моей фотокамеры? Миф о Коньке-Горбунке нашёлся в первый же день, а историческая информация о Каменном Коне пошла от эрудированных людей после написания первой статьи и неожиданно промелькнула в книге писателя Б.Н. Григорьева «На берегу Красивой Мечи». С другой стороны, Борис Николаевич не знал и не ведал, где стоит оригинальная скульптура, однако документы читал и понимал: где-то недалеко от устья и, описывая чудесную природу Мечи, на странице 28 высказал гипотезу, что за Каменного Коня наши предки считали каменные Кураповские скалы, бегущие над быстрой рекой, а древняя пристань могла быть только ниже скал и порогов, из-за которых Меча никогда не была судоходной.
По моей просьбе, корреспондент «Лебедянских Вестей» Новожилова Татьяна легко нашла в сети Интернета исторические документы о Сторожевой службе разных годов, в которых Каменный Конь представлен весьма подробно. Но не всё так просто. Самые древние документы отлично вязались к Коню в устье Мечи, а более поздние совсем не подходили и всё запутывали. После собственного выхода в Интернет и публикации первой статьи, пришли помощники, которые отыскали и прислали массу других документов. Несколько лет я разбирал эту великую путаницу, ошибался в расчётах расстояний, неверно трактовал сетку древних дорог, подвергался атакам оппонентов, в итоге понял и разложил по полочкам всю найденную информацию. В исторической действительности Коней на берегах Мечи оказалось два: лебедянский, в устье Мечи, известный из документов исторического периода до Смутного времени, и ефремовский, отмеченный после Смуты, в 50 км от оригинала, в селе Козьем, тоже на берегу Красивой Мечи, но на левом. Шустрые недобросовестные туляки воспользовались исторической заминкой, перетащили к себе всю информацию и, нисколько не смущаясь, вопреки здравому смыслу и документальным указаниям, до сей минуты лепят Горбунка «к козьей стенке». Во вновь образованной в 1954 году Липецкой области, историки родились, но ещё не выросли из коротких штанишек. Из-за их некомпетентности история края понесла невосполнимые потери.
Рукописи и летописи не горят, и правду говорят!
Самые весомые сведения о лебедянском Каменном Коне содержатся в Указе о Сторожевой службе, подписанным Иваном Грозным 16 февраля 1571 года:
«11-я сторожа на Мечи у Турмышского броду, а сторожем на ней стояти из Донкова, да из Епифани, да с Дедилова шти человеком, из города по два человека, а беречи им направо от Турмыша до Коня вёрст с семь, а налево до Брысинского броду вёрст с шесть».
И.Д. Беляев в книге «О сторожевой службе…», 1846 года издания, перечислил сторожи, входившие в зону ответственности Старого Данкова:
«7-я на Дону на Ногайской стороне, усть Скверны, против Романцовскаго лесу; 8-я вверх Скверны; 9-я вверх Кобельши Ягодны; 10-я вверх Ряс; 11-я на Мечи усть – Мышковскаго броду; 12-я на той же Мечи меж Зеленкова и Семенцова брода; 13-я на Вязовке повыше Вязовскаго устья на Дрычинской дороге; 14-я вверх по Вязовке на Турмышевской дороге».
Историк полагал, что 11-я сторожа контролировала отрезок дистанции от устья Мечи до Мышковского (Турмышского) броду: «11-я на Мечи усть – Мышковскаго броду». Показан интервал отсчёта расстояний между двумя пунктами, а ты, как не переставляй слова и знаки пунктуации в этой фразе, её смысл не изменится.
Старый Турмыш на Красивой Мече рядом с Мочилками
Старый Турмышский (Мышковский) брод падает на южную околицу Мочилок, до которого от Коня ровно 7 вёрст (11,2 км), а Брысинский (Дрысинский) брод – в Сергиевское, до которого от Турмыша – 6 (9,6). Семенцовский брод находится на устье речки Семенёк (старое название Семенец), а до Зеленковского надо отсчитать 15 вёрст (24 км). В этой точке на левом берегу Красивой Мечи находится посёлок Запрудненский, а напротив него в реку впадает балка Тармыш.
Надо полагать, что Мышковский брод – это тот же Турмышковский, Тормышский или Турмышский.
Настоящая разгадка имени гидронима кроется в языке коми, который относится к угорской языковой группе. «Тура» – встречается во многих словах, в целом, как показатель величины, объема, а в применении к броду, однозначно переводится – «мелкий». «Мыш» – означает «горбатый». Конечно, горбатый не брод, а сама река, которая здесь делает короткую горбатую петлю. Турмыш происходит от выражения «тура-мыш», означающего, мелкий брод в горбатом месте реки.
Русские мышцы или «мышки» в некотором смысле тоже горбы, если следовать той же языковой логике коми, отсюда «Мышковский» брод – есть самый горбатый из всех бродов на свете.
Особая благодарность Усу Александру Леонидовичу, носителю языка коми, объяснившему древнюю терминологию, и попутно прояснившему, что «Мича», с ударением на первом слоге, означает «Красивая». Смотрите в булгарских летописях, где речка тоже Кызыл Мича – Красная, да ещё Красивая!
Слышу возражение: где коми, а где Меча? Неисповедимы пути народов – бывали и длиннее, и извилистей. По белу свету бродили не только евреи. Кто и когда загнал этот народ на крайний северо-восток Европы? Где его прародина? Ещё во втором тысячелетии до Новой эры коми обитали в бассейне Оки. Их вытеснили киммерийцы, в свою очередь, оставившие названия рек Дон, Днепр, Днестр, Дунай с корневыми сочетаниями «дн». Язык коми-кыв остался неизменным в дальней холодной стороне, а многие уцелевшие гидронимы центрального региона подтверждают древнейшие места их обитания.
Сторожи на Мече в 1571 году - карта-схема
Расстояния региона в документах о Сторожевой службе 1571 года и в Книге Большому Чертежу 1627-го измерены в расчёте: в одной версте 750 саженей. Чтобы получить дистанции в километрах, вёрсты того периода надо умножать на 1,6. Некоторые расстояния одного региона указаны с умножением на 2,16. Была великая путаница. Чтобы её устранить, в 1649 году провели реформу, и перешли на 500 саженей. После этой даты, следует применять коэффициент 1,063.
Не имея исторической квалификации, автору тоже не удалось избежать путаницы, которая отразилась в первом издании книги.
Многие поселения Бруслановского стана Елецкого уезда стояли в Дрысинском лесу, который простирался к северу от реки Семенёк. Дрысинский брод находился на Дрысинской дороге, пролегавшей по южной опушке этого леса через современное село Сергиевское.
Древние дороги на Красивой Мече - карта-схема
Турмышская дорога шла от Старого Турмыша на север, проходила мимо Слободки и через 14-ю сторожу, служившую где-то в верховье реки Вязовки, через Бегичёвку уходила на север. Возможно, на месте Слободки, в узловой точке древних дорог стояла летописная крепость Хэлэк (с татарского – «погибшая», то есть городище).
О городище и о Дрысинской дороге говорится в книге академика В.П. Семёнова – «Россия», 1902, Т.2, с. 413:
«Верстах в трёх северо-восточней Сергиевского у с. Слободки находятся остатки древнего вала. Между Сергиевским и расположенным в 8 верстах выше него по Красивой Мече с. Кузьминской (Кузьминой Гати), близ так называемой татарской Дрыченской или Дрысинской дороги, соединительной между Муравским и Ногайским шляхами, в 1380 году целый месяц стоял с войском Мамай, поджидая Дмитрия Донского».
Современные исследователи не увидели первого Коня в устье Красивой Мечи, зато знали про его двойника у села Козье в Ефремовском районе. Древнейшие сведения из исторических документов туда не вяжутся, не сходятся ориентиры и расстояния между тамошними бродами – попробуйте сами прикинуть. Но это не помешало В.П. Загоровскому прилепить 11-ю и 12 -ю сторожи к ефремовскому Коню. Это историческая ошибка.
Экспедиция Голохвастова - документ из РГАДА
Свидетельские показания Ивана Беляева из далёкого прошлого вы только что прочли. Летом 2017-го в мой дом пришёл Юрий Звягин, самый активный историк современности, автор книги «Загадки Куликова поля», и лично вручил главный документ из архива РГАДА «Дела Крымские» №2, страницы 515-621, 894-921:
«№60. 1499, марта 16. Посольство от великаго князя Ивана Васильевича в Кафу и к турецкому султану Баязету с Александром Голохвастовым.
1. Лета 7007, марта 16 день, отпустил князь великий гостей Доном на низ в судах; а с ними отпустил в Кафу к Баазит салтанову сыну к Шигзоде салтану, да и во Царьгород к Баазит салтану к турьскому с грамотами Олешу Голохвастова, да с ним послал подъячего Илейку, Юшкова шурина; а клалися в судно на Мече, у Каменово Коня. А толмач с ним Михал.
№81. 1502, апреля 29. Посольство от великаго князя Ивана Васильевича к кафинскому султану Махмет-Шихзоде с Александром Яковлевичем Голохвастовым.
Посольство от великаго князя в Рязань о проводе кафинскаго посла до Дона.
А как его князь великий отпустил, и он под них подо всех дал подводы до Мечи, а послал с ними людей проводити их до Дону, а на Дону дал им судно, да и корм им дал до Азова».
Написано древним, но понятным русским языком: провожали посла до Дона, суда подали с Дона, погрузка происходила на Мечи у Каменного Коня. Пристань была в устье Мечи, куда приходила торговая дорога Древней Руси – Столповая.
Вид на Красный Буерак с левого берега Красивой Мечи
Стойло Каменного Коня было на правом берегу Мечи в Чурове. К Чурову относятся Удрики с каменными половецкими истуканами-чурбанами и курганом Волотова Могила, и ещё Красный Буерак, населённый нерукотворными скульптурами-чурбанами. В древних мифах славян Чур – божество-берегиня, хранитель собственности, а на практике столб или чурбан, чаще – межевой знак на полях. Весь исторический комплекс устроился на восточном береговом участке летописного Красного холма. Берег на отрезке от устья до Коня в древности представлял собой каменную скалу, трудно преодолимую, поэтому этот участок длиной в 1200 метров патрулировать не имело смысла.
Столица Бруслановского стана – Верхнее Брусланово, расположено в пяти верстах от Каменного Коня, на дороге, приходящей от Чурова брода. В топонимике «бруслан» рассматривается как производное от русского «брус» – камень и татарского «арслан» – лев, а точнее, татарский Каменный Лев, на которого более всего походило изображение на валуне, который у русских значился Каменным Конём. Отсюда и стан можно бы называть «Коннокаменным».
Не сомневайтесь, первый Конь стоял в Лебедянском уезде!
Кроме показанных выше экспертов, за историческую правду и достоинство лебедянского Коня вступилась элита российской исторической науки прошлого.
Смотрим «Большой энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона», 1897 года издания, том 11. На странице 38, в статье Леонида Вейнберга «Дон, река в Европейской России», читаем:
«В древности на Дону были известны только 4 пристани: у Каменного Коня, или Конь-камня (на устье Красной Мечи ниже г. Лебедяни) …».
Несомненно, Беляев и Вейнберг изучали документ №60 и отлично понимали, где стоит лебедянский Каменный Конь.
Фотограф и любитель природы Андрей Шаталов нашёл книгу «Донская Беседа…» Воронеж. 1896 (переиздана в книге «В поисках древностей…» А.Н. Бессуднов, Е.Ю. Захарова. Липецк. 2007), в которой Евгений Марков на странице 238 размышляет:
«Игнатий (писарь в экспедиции 1389 года – примечание Н. Скуратова) точно также не упоминает о некоторых других очень заметных и известных в старину урочищах Донского берега. Так, например, он проехал, ничего о них не упомянув, мимо Волотовой могилы, немного выше устья Красивой Мечи, мимо «Каменного Коня», у устья той же Мечи, мимо Галичьей горы и т.п. Нельзя же предположить, чтобы столпы Донской Беседы или Каменный Конь Мечи, несомненно, представляющий собою древнее языческое божество, обычное олицетворение солнца – появилось на Дону после Пимена».
Внизу страницы 238 имеется примечание №145 от А.Н. Бессуднова, походя отодвинувшего Коня из устья на 50 вёрст вверх по Мече:
«Иначе называется Конь-Камень – причудливое нагромождение глыб кварцитового песчаника на склоне долины реки Красивой Мечи близ села Козье (в настоящее время Ефремовский район Тульской области)».
Евгений Львович уверенно говорит о Каменном Коне в устье Мечи, однако его недоумение в отношении экспедиции митрополита, не заметившего некоторые главные объекты, не оправданно. Дело здесь в вере. Не пристало христианскому функционеру писать о языческих объектах: о Каменном Коне, о половецкой Волотовой Могиле с болванами в Удриках, а скалы, подобные Донской Беседе, висели по берегам Дона через каждые 5…10 вёрст, поэтому путешественников не удивляли, да и расспрашивать было некого – берега Дона пустынны, человека не видно... Скалы срубили добытчики строительного камня в 17 – 20 веках, чем сильно подпортили живописные картины донских ландшафтов.
Любознательная дама Лидия Либгот отыскала «Адрес-календарь Тамбовской губернии», 1903 года издания, в котором Алексей Норцов опубликовал своё мнение на странице 986:
«Лебедянский уезд. Река Красивая Меча.
В старину на реке находилась пристань. Когда в 1499 году был отправлен посол к Баязиду, в свите было много купцов, ехавших в Азов и нагрузивших барки у «Каменного Коня», на Красивой Мечи».
Ключевое слово: «Лебедянский уезд», а не Ефремовский.
История тульского Коня-камени
отражается в Переписных книгах Елецкого уезда (Земельный реестр. 1629). Валун представлен меткой границ Дубовотского починка у села Козье:
«Починок Сапронов, что была пустошь на реке Мече в Вязове поляне. № 892. За Василием Яковлевым сыном Сапроновым, за ним же жеребий в починке Дубовотском в Желтоновской поляне, жеребий пустоши в поляне Козьей Бородке. Починок Дубовотский в Желтоновской поляне на реке Мече к Гостилову лугу у Коня Камени, что была пустошь».
Землемеры справедливо подметили, что здесь стоит обычный камень и выступает в роли коня – «у Коня Камени». Только казаки по старой традиции, принесённой с Нижней Мечи из старого Турмыша, упорно продолжали именовать местный простой валун Каменным Конём, и ефремовскую речку Сменку переименовали в другой Семенёк.
Сторожевая служба данковских казаков, 1623 год:
«7-я сторожа в Зеленкове, а сторожей на ней стоит из Донкова 2 человека, с Епифани 2 человека; а от Донкова 50 вёрст, а проезд на обе стороны, на право до Семенцова броду 30 верст, а на лево до Каменного Коня 8 верст.
8-я сторожа у Тырмышсково броду на речке на Мечи, от Донкова 40 верст, а сторожей на ней стоит от Донкова 2 человека, с Епифани 3 человека, а проезд на обе стороны на право к Коню Каменному 10 вёрст, а на лево вниз по Мечи к Дрысину броду 10 верст».
Сторожевая служба данковских казаков, 1630 год:
«Седьмая сторожа, съезжая – в Зеленкове на речке Меча, на Крымской стороне. От нового Данкова 40 верст, а проезд на обе стороны: направо до Семенцова броду 30 верст, а налево до Каменного коня 8 верст. На сторожу послано из Донкова сторожевых казаков 2 человека: Киреев Фаустька, Кононов Герасимка. Также по росписи указано стоять на той стороже 2-м человекам из Епифани.
Восьмая сторожа, съезжая – от Турмышского броду на речке Меча, на Крымской стороне. От нового Донкова 30 верст, а проезд от нее на обе стороны: направо к Каменному коню 10 вёрст, а налево вниз по Мече к Дрысину броду тоже 10 вёрст.
Расстояние между сторожами Зеленковской и Турмышской 10 верст».
Документы тульского Коня не подходят к лебедянскому, и наоборот. Почему так? Надо чётко разделять эпохи до Смутного времени и после. В период Смуты население перебежало из многократно растерзанного Лебедянского уезда вверх по Мече и перенесло в новые места обитания старые названия – практика обычная, частая, повсеместная. Причины на то были очень вескими. Обратите внимание, переехали только населённые пункты, а дороги, разумеется, не перетащили.
Даже простое сравнение фотографий даёт ответ: где здесь выразительная статуя коня, от которой произошло название, а где простой валун, стоящий на трёх камнях, механически унаследовавший исторический термин.
Туляков, беспардонно подтасовавших документы, не вникая в суть дела, поддержал воронежский историк В.П. Загоровский и, примкнувший к нему, липецкий – А.Н. Бессуднов. Странные говорящие фамилии: один – за горами, а другой – нерассудительный, а Коня уничтожил – коновал. Там ещё есть группа чалых экспертов, коня не нашедших, а меня – в клочья порвавших.
Тем не менее оба Каменных Коня в истории данковского казачества являются яркими знаками – первыми пограничными столбами Руси, от которых вели отсчёт патрули.
Геология, предания, летописи, мифы
Конька-Горбунка и пару коней из его стада вместе с другими персонажами на берег Красивой Мечи принёс ледник и сбросил в овраг, промытый в Удриках. В дополнение к ним, кочевники поставили на высоком берегу несколько каменных баб и насыпали курган Волотова Могила. По этим божественным чурбанам-статуям место в летописи названо «Чуровым».
Сведения об истуканах взяты Алексеем Норцовым из «Памятной книги Тамбовской губернии за 1866 год» (Россия, С.-Петербург, 1902, том 2, стр. 412) и опубликованы в «Адрес-календаре» 1903 года:
«Село Волотово. На устье Красивой Мечи, в 5 верстах от села, возвышается огромный курган Волотова (т.е. богатырская) Могила. На вершине кургана в начале 19 века стояли каменные бабы, брошенные владельцем села в реку».
Курган впервые представлен в «Книге Большому Чертежу» от 1627 года:
«С правыя стороны, пала в Дон речка Лебедянь, а на усть её на Дону город Лебедянь, от Донкова до Лебедяни 20 вёрст. А ниже Лебедяни, вёрст с 8, пала в Дон река Быстрая Меча; на усть реки Мечи с вышныя стороны Волотова Могила».
Красный Буерак оказался над Чуровым бродом, через который прошла древнейшая торговая дорога Руси – Столповая, известная из булгарских летописей:
«Из Балынской (Суздальской) Булгарии на юг вели две дороги: Балская (Столповая, так как «балбал» значит «столп, памятник, скульптура»), которая вначале шла к Ширу (Дону), затем вдоль его берега и заканчивалась в Сарычи (не Волгограде), и Морайская (Муравский шлях), которая шла к Балтавару (Полтаве), а от него – в Джалду (Крым)».
В летописи «Задонщина» прямо говорится:
«У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу».
В этом месте, одновременно у Дона и у Мечи, то есть в самом её устье, на Красном холме, стоял Мамай перед Куликовской битвой, и пас коней на отрезке «между Чуровым и Михайловым», а летописный Фома Кацибей сидел в дозоре «на реке на Чурове» и наблюдал за ним.
Мифы древних славян собрал профессор Андрей Кайсаров и опубликовал в 1810 году. Его цитата о Коне показана на странице 15.
Дополните сведения от Андрея Кайсарова мнением Евгения Маркова и сравните с ефремовским валуном.
Красный буерак после погрома в 2009 году
Что порушено в устье Красивой Мечи?
Осенью 2009-го именитые вандалы исковеркали ландшафт языческого святилища, подрыли валуны – подготовили к тотальному вывозу. С дозволения невежественных чиновников и с одобрения липецких историков на Кудыкину гору продали самую оригинальную скульптуру – Каменного Коня. Испоганили и уничтожили величавый знаковый памятник Древней Руси, самый древний исторический памятник Липецкой области.
Я возмущался и докладывал Президенту Дмитрию Медведеву.
В итоге вандалы – нынешние бутафорские казаки, лукавые чиновники и краеведы, предали древнейший символ данковского казачества, а меня размазали мордой по родной земле, со словами: «Там ему будет лучше, больше народу увидит». Сорванный с исторического места памятник потерял своё значение, его превратили в пошлый сувенир. Вандалы, как и тысячу лет назад, губят истоки русской истории, уничтожают языческие памятники и насаждают христианские. Двойные стандарты…
Что осталось?
С момента открытия Каменного Коня в Красном Буераке прошло десять лет. Нет счёта экскурсиям, проведённым мной в порушенное языческое святилище. Иностранцы видят Световида, Велеса, Перуна, Лунницу, Змея-Горыныча, Колобка, Чашу с плодами, первородную Свастику, бога Хорса, двух уцелевших коней и недоумевают: «Если бы у нас такое…!».
Это Россия! Греческое язычество славим, русское – топим!
Из книги «Каменная сказка». Далее следует 5 глава «Открытие статуи Световида».
Николай СКУРАТОВ.
© kamenny-con