Приветствую Вас, Гость

 Древние мифы Красного Холма. Часть 2. Заключение к первому разделу.

Начало данной главы "Древние мифы Красного Холма. Часть 1" открывается в меню данного сайта или по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/drevnie_mify_krasnogo_kholma/0-62 )

  Четыре камня образуют в Красном Буераке уникальный языческий комплекс. Главные герои здесь Световид и Конёк-Горбунок. Каждый из них имеет свой алтарь для жертвоприношений, а Велес собственной персоной устроился на одном из них. Этот жертвенник лежит рядом с Каменным Конём на уровне его головы, имеет ровную плоскую поверхность большого размера, и на нём имеется изображение Ящера – символа подземного царства. Он подходит для поклонения и Велесу, как скотному богу – Конь же рядом стоит. Рядом с этим камнем из-под грунта проступают ещё несколько камней, которые тоже могли служить алтарями. Все персонажи Красного Буерака – полноправные члены «свиты» древнего Свитовида.

  Слон в черёмухе

  Нельзя покидать данную главу, не упомянув ещё один персонаж Красного Буерака, который не живёт в русских сказках, но неплохо устроился в словарной среде. Что касается России – родины слонов, то не всё так примитивно и просто, как употребляется в обиходном ироническом смысле. Персонаж из Красного Буерака, который для современного человека сильнее всего похож на мамонта, воспринимался древними людьми слоном – не иначе! Они не помнили, да и не знали давно вымерших мохнатых мамонтов, как и динозавров. Зато самые активные – купцы и государственные деятели, ходили по Столповой дороге и видели слонов в заморских странах. При том высоком уровне развития мифологии и язычества в древней Руси легко было вывести, что все слоны произошли от этого каменного бога, который ещё и стоит-то, приСЛОНившись к Хлебнице (ф. 10). Вот вам и Россия – родина слонов, а Красный Буерак – место происхождения термина! Может быть, и перебрал немного, сделал из мухи Слона? Но мы же находимся в сказочной главе.

   Слон из Парка камней в Толбузино

А для большей убедительности, примите ещё одного слона с берега речки Сухой Семенёк (ф. 11). Этот устроился в Парке камней у деревни Толбузино, километрах в пятнадцати от первого. 

Царевна-Лягушка

  Рядом с устьем Красивой Мечи затаилась сказочная Русь и дождалась своего открытия. Один из самых известных персонажей – Царевна-Лягушка, ускакала к востоку от Красного Холма вёрст на пять и обитала в лощинке у южной окраины древнего села Волотова (ф. 14). Лежала среди поля каменная глыба длиной более четырёх метров и весом до двадцати тонн. Камнекрады, укравшие Конька-Горбунка, подрыли Лягушку и опоясали тросом, но она не пошла в тот раз за ними. Лягушка лежала посреди паханого поля, поэтому её в августе 2014 года механизаторы оттащили в соседний овражек, где валяется Сапог Волота, и оставили с подпорченным ракурсом, с наклоном на спину, а в лето 2016 года увезли в неизвестном направлении.

Волотова Могила

  Вспомните русскую сказку о том, как братья метали стрелы, выбирая невест. Именно эта Царевна-Лягушка досталась богатырю Волоту, который теперь лежит в кургане Волотова Могила (ф. 16). После долгого счастливого супружества, она превратилась обратно в лягушку, да так и застыла навечно у полевой дороги, которая ведёт к мосту через Дон.

Сапог Волота

 А гигантский левый Сапог-скороход (ф. 15), потерянный Волотом, валяется рядом. А где прячется его пара?

  Эти персонажи дали название селу, которое в древности называлось Волотова Могила, поэтому могут служить его символами. Только жаль, что сказку у своего порога редко кто видит, и никогда не ценит.

 В «Книге Большому Чертежу» от 1627 года говорится:

 «С правыя стороны, пала в Дон речка Лебедянь, а на усть её на Дону город Лебедянь, от Донкова до Лебедяни 20 вёрст. А ниже Лебедяни, вёрст с 8, пала в Дон река Быстрая Меча; на усть реки Мечи с вышныя стороны Болотова Могила» (см. прим. 9 к разделу 2).

  Если расстояния умножить на 1,6, то получим их в километрах, тогда они сойдутся у объектов. Хорошо известно, что от Лебедяни до Данкова 32 км, а от Лебедяни до устья Красивой Мечи 13 км. Курган стоял на правом берегу, на высоком месте в Удриках, в километре от устья, над Чуровым бродом. Он был исследован в конце 19 века тамбовскими учёными (ф. 16). Очевидна описка: «река Быстрая Меча», которая так никогда не называлась. Возможно, ошибка возникла из аналогии с рекой Быстрая Сосна. Зато место города Лебедяни указано с абсолютной точностью, и названа речка Лебедянь, что согласуется со сведениями из булгарских летописей.

Удрики от Волотовой Могилы до Красного Буерака

  Курган Волотова Могила входил в состав сказочного комплекса, стоял на высоком берегу Мечи к югу от Красного Буерака и отделялся крошечными овражками от ритуального холма с кострищем, и от следующего за ним холма (ф. 23).

Идол. Картина художника А.А. Зарецкого

С его вершины Каменная Баба, родная сестра истуканов с острова Пасхи, смотрела с Удриков на восход солнца, стараясь разглядеть братьев за дальним горизонтом (ф. 21). Вершина кургана срыта археологами сто лет назад, Баба лежит на дне реки, а для нас остались углубления от оплывших ямок. И теперь место кургана различимо, но только с противоположного берега заметен холм, на котором он стоял.

  В заключение, предлагаю пройти от Красного Буерака всего пару километров через вершину Красного Холма к югу и познакомиться с самой Матерью-прародительницей всех земных людей и богов – Венерой из палеолита, которая в разные времена носила имена: Золотая Баба, Златая Мать, Макошь (31).

Золотая Баба и птица Сва

Она лежит животом вверх на западном склоне оврага Лоск, готовая к продолжению рода, манящая пышным телом, большими шикарными грудями, красивым лицом, имеющим нос, рот, глаза, роскошную волну волос, откинутую в правую сторону на каменную подушку, из под которой выглядывает сказочная птица Сва, что из «Велесовой Книги» (ф. 19). Многочисленные костяные копии этой Венеры найдены в древнейшем кургане у села Гагарино, ниже по Дону, и теперь хранятся в музеях. Археологи окрестили статуэтку Венерой по незнанию. Оригинал лежит всего-то в 18-ти километрах (32).

  Само собой, такие боги, в таких мистических местах, не могут обходиться без алтаря. Перед Золотой Бабой лежит плита серо-красного цвета четырёхугольной формы с размером сторон метров до двух и толщиной до метра, с гладкой горизонтальной верхней поверхностью. С этого алтаря дары доставлялись в Дон тем же способом, что и в Красном Буераке, посредством ручья, протекавшего весной по дну оврага.

  Кстати, возвышенное место к северу, с которого стекает овраг Лоск, называется Золотая Гора, а неподалёку к западу находится маленькое озеро, связанное подземной протокой с Доном. Зайцев Владимир Сергеевич, житель Нижнего Брусланова, показавший странные камни в овраге Лоск, помнит название Золотой Горы (она же в более позднем язычестве Красный Холм) и рассказал про странное явление: мякина, выброшенная в озерко неподалёку от Бабы, через сутки появилась в донских водах за две версты. По моему мнению, овраг назван так по лоскутку Бруслановского леса, росшего на его берегах до середины 20-го века. Лоск – это лесок, лоскуток леса – термин, который встречается в межевых книгах. Этот лесок спилили во время войны сапёры, и использовали дубовые брёвна для укреплений. Пеньки этой дубравы ещё долго торчали на берегах оврага.

Красный Буерак

  На Красном Холме в устьевой зоне Красивой Мечи сохранились до наших дней два языческих святилища, в точности соответствующие описанию из древних мифов. Коллекция славянских божеств представлена в двух оврагах: Лоск и Красный Буерак, а Золотая Гора является их обиталищем – русским Олимпом. Приезжайте и смотрите наяву по координатам:

  Красный Буерак – N 52 градуса 55 минут 46.3 секунд, E 39 градусов 01 минута 52.9 секунд;

  Золотая Баба – N 52 градуса 54 минуты 50 секунд, E 39 градусов 00 минут 00 секунд.

  Можете сомневаться в моих выводах, но нерукотворные выразительные статуи – самое надёжное свидетельство.

  Камни русского «Олимпа» красноречиво говорят!

  В Лебедянском крае живёт настоящая Каменная сказка!

  Заключение к первому разделу.

  В древности мостов практически не было. Роль стратегических объектов – переправ, играли броды. Эти важные объекты государство брало под контроль и охрану, а сторожить доверяло казакам. Броды – это не речные перекаты, песок которых переносится течением реки с места на место. Они не кочуют, и служат в течение тысячелетий. В Лебедянском крае все речные броды, отмеченные в документах, имеют твёрдое каменное дно, которое реки не смогли промыть достаточно глубоко. Не случайно, на этой твёрдой основе возводились плотины и мосты. Чаще всего их сопутствующим признаком является дорога и каменная скала, нависающая над водой рядом, уходящая под воду. Пеший переходит реку в таком месте, сняв одежду, а конник переезжает без затруднений. Названия древних бродов простых людей не интересовали. Они забыты и утеряны.

  Со сторожами всё конкретно и сведений достаточно. Казаки отлично знали маршрут на местности и обстановку в регионе. Указы писались не для нас. Чтобы их анализировать и делать выводы, вовсе не обязательно быть специалистом по истории. Надо разобраться в топографии местности, после чего документы легко и идеально ложатся на свои места. Патрульные несли службу парами, составленными из казаков от разных крепостей. В случае появления противника, скакали с донесениями в свои гарнизоны. Это давало возможность согласовать действия и подготовиться к совместной обороне. Устроено мудро, рационально. Положительный эффект известен – набеги постепенно прекратились и Рязанская Украина снова стала заселяться и процветать.

  Система контроля была многоступенчатой. Сторожи с 1-й по 6-ю, поставленные на Быстрой Сосне и Дону, покрывали южное направление. Нарушители, перескочившие через Сосну, попадали под контроль на Мече, а потом ещё и на Вязовке. В период до Смутного времени 11-я и 12-я сторожи, стоявшие в нижнем течении Красивой Мечи, вместе с 7-й и 8-й, стоявшими около устья Сквирни, 9-й и 10-й – на Рясном Поле, 13-й – на речке Вязовке и 14-й на речке Паники, образовывали комплекс, стороживший Старый Данков – главную крепость региона. (р. 1). 11-ю и 12-ю сторожи специально поставили в нижнем течении Мечи на старых Зеленковской и Дрысинской дорогах, чтобы отслеживать юго-западное направление между Сосной и Мечой. Дороги остались на старых бродах Нижней Мечи, поэтому в новых Турмыше и Зеленкове после Смуты не значатся. Дороги перетащить или переметить невозможно!

  С перенесением Данкова в устье Вязовки, 13-ю и 14-ю сторожи упразднили – новому Данкову они не могли служить. Переправы Мечи и Дона к 1636 году оказались под контролем казачьих слобод, поэтому пикеты здесь отменили (подробнее смотрите в главе «Казачьи поселения Лебедянского края»). В зону ответственности Слободки попали старые броды Нижней Мечи: Семенцовский, Дрысинский, Турмышский. Слобода Волотовская встала над донскими Волотовским и Поповским бродами, Столповым и Чуровым на Мече, Лебедянь – над Гусиным и устьем речки Лебедянь (Городянка), слобода Ольховская – над собственным донским, село Романово – над Романцовским, новый Данков – над Ногайским.

  Пётр Первый пытался дать Донскому водному пути новую жизнь, соединить верховья Дона с Окой каналом в районе Епифани. Попытка оказалась неудачной, по причине маловодности рек региона. Деятельность государственного масштаба на берегах Красивой Мечи прекратилась, граница Руси к концу 17 века продвинулась далеко на юг. Столповая дорога потеряла стратегическое значение, а вместе с ней потерялся Конь у села Тютчева, потому что оказался в глухом месте. Славная история этих мест запутана, истина утеряна, а судьба памятника трагична. Старого Коня «затоптали» и забыли, а к новому, впервые появившемуся в документах от 1623 года, не вяжется древнейшая история Старого Данкова (до 1619 года) и данковского казачества до Смутного времени. Каменный Конь вновь открыт автором в июле 2009 года, а через два месяца похищен группой именитых камнекрадов из Лебедяни и, с одобрения невежественных липецких чиновников, превращён в сувенир бутафорского Сафари-парка на координатах 52 градуса 22 минуты 03.7 секунды северной широты и 38 градусов 45 минут 65.0 секунд восточной долготы. Простым людям до этого нет никакого дела, чем и воспользовались плуты. (Смотрите статью Хромая Лошадь» на сайте «Каменный Конь»).

  Ефремовский Конь-камень известность не терял, его сберегли потомки коренных жителей Нижней Мечи, для которых он стал святыней, дожил до наших дней и попал в список памятников природы. Данному Коню повезло – этот район окончательно вошёл в состав Тульских земель в 1638 году и обрастал небылицами вплоть до нашего времени.

  Современные деятели А.Н. Бессуднов, А.А. Найдёнов, Н.Е. Чалых первого Каменного Коня не нашли, да и не искали, а весомое указание историков 19 века Л.Б. Вейнберга, И.Д. Беляева, Е.Л. Маркова проигнорировали. Напрасно, в 19 веке историческая память о самом древнем Коне ещё не угасла, и существовали пытливые, эрудированные, логически мыслящие специалисты, на мнение которых можно положиться и в наше время. Историки высокого класса и эрудиции в Липецке ещё не родились. Семидесяти лет с момента создания области, для этого не достаточно. Коня найти было не просто. Он стоял не в самом устье Мечи, а на расстоянии 1,2 км от него, и прятался в устье Красного Буерака. Этот овраг выливается на высокую луговину – приречную террасу первого уровня, а до линии речной воды не достигает 200 метров.

  Лебедянский Каменный Конь – знаковая фигура, отмечавшая вместе с Каменной Бабой речной брод, а так же межевой знак Чур из языческих мифов, их хранитель, а в просторечии – чурбан, столп, давший название Столповой дороге, самый первый пограничный столб Древней Руси. У бродов Нижней Мечи исследованы объекты археологии, получившие условное название «Древняя Русь». Здесь, на земле вятичей, родился миф о Коньке-Горбунке, который пас стадо солнечных коней Световида, записанный Андреем Кайсаровым, а на его основе П.П. Ершов сочинил свою знаменитую сказку. Не зря про это «чурово» место на Красном Холме говорится в «Сказании о Мамаевом побоище».

  Экспедиция 1499 года, посланная Иваном III, грузилась в Тютчеве, а не в Козьем. Грозный царь лихо скакал на Каменном Коне по Мече и ставил сторожи в нынешних Лебедянском и Краснинском районах, а не в Ефремовском. Из Ефремовского уезда на трёхногом Коне из мутного Смутного времени выбирался другой царь – Михаил Фёдорович.

  Имя лебедянского Каменного Коня, ставшее нарицательным, передалось другим камням, даже на коней непохожим. Например, в Козьем Ефремовского района, в Приолымье Тербунского района, у села Долгое Данковского района.

  Причина исторической ошибки очевидна и вполне понятна: Каменных Коней было два – историки запутались. Лебедянский Конь значится во всех документах до Смутного времени, а ефремовский – во всех документах после него. При анализе истории Каменного Коня следует выделять временные периоды, в каждом из которых менялась ситуация в регионе, к каждому из которых относятся определённые документы: до основания нового Данкова и после, до образования Зеленковского стана и после. 

Примечания и источники информации открываются в меню сайта или по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67 

Продолжение исторической монографии "Каменный Конь на Куликовом Поле" открывается в меню данного сайта. Выберите в разделе "Два Каменных Коня" - "Каменный Конь. Заключение" или перейдите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyj_kon_zakljuchenie/0-64 

Последняя правка в декабре 2017 года.

Николай СКУРАТОВ. 

© kamenny-con