Приветствую Вас, Гость

  Глава 4. Древняя мифология Красного холма. Часть 2

  Царевна-Лягушка

  Царевна-Лягушка обнаружилась недавно, потому что обитает особняком, прячется за знаменитыми Кураповскими скалами, в пяти км от устья Красивой Мечи.

  В августе 21-го приехала ко мне за мёдом семья из Курапово. Любознательные земляки были в курсе прежних публикаций, поэтому Василий Алексеевич спросил:

  – Вот, ты написал про всякую всячину нашей округи, а видел ли ты Лягушку, обитающую в овраге на задворках Курапово?

  – Конечно, нет.

  – Знаешь, там ещё есть Пик Товарища Сталина, Кровать, Коровья Ж.

  Я исходил пешком многие овраги района, отыскал массу оригинальных валунов, но сюда заглянуть не пришлось. Наверное, грандиозный ореол Кураповских скал затмевал прочие и сбивал с толку. Через пару дней собрался в экспедицию, и неожиданно попал в древнюю сказку о Царевне-Лягушке, и даже снял её на видео.

Начало 3-й главы «Древняя мифология Красного Холма. Часть 1» по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/drevnie_mify_krasnogo_kholma/0-62

  Ну, кто же не знает сказочный сюжет про братьев, искавших себе невест способом метания стрел? После стрельбы визитка старшего попала к царской дочери, среднего – к купеческой, а стрелу младшего подобрала лягушка. Отец держал уговор и устроил свадьбу. Старшие братья радовались счастью, а младшему пришлось подчиниться. В брачную ночь лягушка сбросила противную кожу и обернулась прекрасной царевной. Утром снова в неё оделась. Счастье длилось долго. Родились дети. Мужу надоели эти переодевания. Бросил он в костёр лягушачью кожу. После этого красавица навсегда обратилась в лягушку.

Царевна-Лягушка из Курапово

  Теперь стану утверждать, что мы нашли ту самую окаменевшую Царевну-Лягушку, и все сказочные события происходили в Курапово. Доказательства есть. Рядом с убежищем Лягушки открыто поселение славян вятичей 5 века. В нём найдена лунница – амулет-подвеска. Эта богиня Луны покровительствовала девушкам.

  Под Тютчевским лесом на Косогоре исследовано древнее кладбище этих же вятичей и откопан скелет юной девушки.

  Полёт Жар-Птицы

  Предлагаю пройти пару километров на юго-запад от Красного Буерака, через вершину Красного холма, в сторону Нижнего Брусланова, и познакомиться с Матерью всех земных людей и богов, которая в разные времена носила имена: Золотая Баба, Златая Мать, Макошь \16 и 17/.

 Богиня Макошь, она же Жар-Птица

  Богиня-роженица, лежит животом вверх на западном склоне оврага Лоск и смотрит в небо. Красавица откинула волну волос в правую сторону на каменную подушку, манит пышным телом и большими шикарными грудями. Костяная копия Макоши найдена в древнейшем кургане у села Гагарино и теперь хранится в музее. Археологи окрестили её Венерой Палеолитической. Оригинал лежит всего-то в 18-ти км, выше по Дону на координатах: N 52 градуса 54 минуты 50 секунд и E 39 градусов 00 минут 00 секунд.

Золотая Баба и Зайцев Владимир

  Зайцев Владимир много лет любовался этим камнем-песчаником, и открыл мне живописное место. Простой деревенский пастух ничего не знал о его назначении, не различал фигуры. Стал я перелистывать «Велесову Книгу» с мифами славян, вдруг божественная мама перевоплотилась и предстала передо мной в образе сияющей Жар-Птицы:

  «И вот Матерь Сва бьёт крылами по бокам своим с двух сторон, как в огне вся, сияя светом. И все перья её – иные: красные, синие, рыже-бурые, жёлтые и серебряные, золотые и белые. И так же сияет, как Солнце-царь, и идёт Она близ ясуни, и так же сияет седьмой красой, завещанной от богов» (35).

  Здесь Матерь Сва – священная птица, реинкарнация Великой Матери. В санскрите «сва» – означает «своя», «самосущая». Обе фигуры составляются из одних и тех же деталей. В первом образе выступает женщина, а во втором, перевёрнутая на живот дама превращается в птицу, при этом её рука становится крылом. Крылья сложены так, что ноги не видны, голова повёрнута в сторону Красного Буерака, глазки хлопают в полудрёме, поэтому не летит, а ползёт или «идёт Она близ ясуни». Край ясуни – это самый дальний рубеж русского мира у священного светлого Дона, линия горизонта, за которой рождается солнце.

  «Сварог, как олицетворение неба, то озаренного солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Во мраке туч он возжигал пламя молний, и таким образом являлся творцом небесного огня. Земной же огонь, по древнему преданию, был божественный дар, низведенный на землю в виде молнии. Отсюда понятно, почему славянин молился огню, как сыну Сварога. Далее: разбивая громовыми стрелами тучи, Сварог выводил из-за них ясное солнце, или, выражаясь метафорическим языком древности: возжигал светильник солнца, погашенный демонами тьмы. С восходом солнца, с возжжением его светильника, соединялась мысль о его возрождении, потому Сварог есть божество, дающее жизнь Солнцу» (36).

Никитская церковь села Тютчево в сиянии света

Сварог светородный жжёт мои оконца,

Речек торопливых разжигает донца.

Отражаясь в шлеме Воина Никиты,

Храм сияет светом Куликовской битвы.

  Техника получения небесного света, не сложнее лазера. Как сказано выше, Святовит смотрит в сторону богини специальным левым глазом. В соответствии со статусом, Матерь имеет особое почтение: кроме младшего сына, ей служит четырёхугольный алтарь. Светоносный Дон притекает к Красному холму с востока прямо, в упор. Его линия пересекает святилище. Сварог зажигает солнце. Первый луч ловит Святовит и направляет на алтарь Никитского храма и на Световидов. С первым всполохом богиня проснётся, преобразится в Жар-Птицу, исполнит звонкую скворечью песенку с прихлопом. Затем подскочит, поймает лавину света, отражённого донским потоком, засияет как Солнце-царь, расправит крылья, при этом перья её «красные, синие, рыже-бурые, жёлтые и серебряные, золотые и белые» вспыхнут «седьмой красой, завещанной от богов». Царица Мира, «как в огне вся, сияя светом», умчится в небеса.

  Станете ли спорить, что она и есть само чудо-Солнце, восходящее на донском восточном берегу?

  Алтари

  Важные боги не служат без алтаря или жертвенника. В двадцати метрах от Макоши, на дне оврага вверх по течению, лежит алтарная плита четырёхугольной формы с размером сторон около двух метров и толщиной до одного. В вешний день Радуницы открывался новый год и благодатный летний сезон. Ручей, проносивший по дну оврага талые воды, ночью всегда затихал и позволял поставить дары. Утром вставало солнце, топило снег, поток усиливался, смывал подарки и уносил в священный Дон мимо Макоши. Будто бы в заветный день Радуницы сам Световид регулировал солнечный свет и воду в ручье. Если в этот день подмораживало – вода не прибывала, значит, боги гневались.

Алтарь у Макоши

  Каменные персонажи составляют в Красном Буераке уникальный языческий пантеон. Главные герои здесь Световид и Конёк-Горбунок. Каждый имеет свой алтарь. Перед Световидом на дне оврага лежит толстый камень-песчаник треугольной формы с размером сторон два на три метра \23/. С этого серо-красного алтаря дары доставлялись в Красивую Мечу и в Дон тем же способом, что и в овраге Лоск, посредством ручья, протекавшего весной. Только вот, для исследователей, вряд ли что осталось возле этой крады. Обширный участок из наносного грунта – конус выноса, хорошо виден на луговине \20/. Если его исследовать, можно найти свидетельства человеческой деятельности, а осколки от ритуальной посуды – уж наверняка.

  «На треугольный камень каждый мог принести жертву: Творцу – солнцу и небу, Матери-жизни, земле, предкам. Славяне некоторых племён сжигали умерших, но для этого ритуальная крада не подходила. Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом. Далее её подхватывали жаворонки – первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая. День прилёта жаворонков 9 марта считался днём поминовения предков и назывался Радуница» (37).

  У верхней черты Волотовой Могилы лежит камень среднего размера, а вокруг него лужайка обильно посыпана пемзой, в которую через тысячелетия превратилась зола от погребального костра. Место сильно изрыто грабителями, повсюду валяются черепки от керамической посуды.

  Возможно, погребальный костёр жгли на главной песчаниковой плите, прямо на Макоши. Как бы то ни было, на её верхней поверхности заметны следы пожара. За тысячу лет дожди смыли все улики, осталось большое тёмное пятно.

  «Крада – жертвенный алтарь, горящий жертвенник, костёр. На нём сжигали мёртвых и приношения. Нестор называл их «крады и требища идольские». Ящер у подножия крады означает подземное царство; чаша с плодами – обильную земную жизнь; колесо – солярный знак, который символизирует вечное обновление жизни на земле» (38).

  Оказывается, наш Ящер – Змей-Горыныч, повелитель подземного царства. Совсем неслучайно он представлен на камне, который высунулся из-под земли.

  Дом ваш – Полная Чаша!

  В мифах, по Кайсарову, всё стройно и слажено, а у нас не хватает чаши изобилия. Зря, что ли, в народе живёт понятие достатка? Зря усомнился. Здесь она, самая Полная Чаша нашего мира! Огромный шишковатый валун диаметром до трёх метров и толщиной до одного, похожий на панцирь черепахи, устроился в самом начале Красного Буерака. Макошь – вершина мира, макушка. Сама Макошь, подательница благ, с располагающим выражением лица несёт Полную Чашу на собственной голове \24/. Символично: Чаша поставлена на место божественной макушки и щедро переполнена вечными каменными плодами. Добрая богиня дарила древним посетителям оврага крупные тыквы, арбузы и дыни, яблоки и сливы, мелочь всякую, похожую на вишни. Теперь всё это предлагает современным туристам. Народные боги злыми не бывают. Щедрость – взамен на внимание. Жадные долго не живут.

Полная Чаша на голове Макоши

  Лунница и Велес

  Двойка и семёрка – числа лунные. Совсем неслучайно, в глубине буерака притаилась влюблённая парочка. Скотный бог Велес, похожий на бородатого и мохнатого, горбоносого и безрогого барана устроился на плите размером 3х5 метров, толщиной до 0,6; взирает на подлунный мир суровым взглядом, как известный персонаж на новые ворота; пристроился к Луннице, и её нежно покрывает. Ночная повелительница неба, равнодушная богиня влюблённых, освещает землю двумя прожекторами – огромными холодными глазами. Откуда два глаза, если Луна – единственный, всем известный круг? Оттуда: из вечности. Древнейший талисман Лунницы двуокий. Первое отверстие изображает восход Луны на востоке, а другое – закат на западе. Между ними по дуге проложен небесный мост. Система похожа на коромысло с двумя вёдрами. На теле Лунницы выпучились 56 шишек, по числу суток в двух лунных месяцах.

Велес и Лунница в Красном Буераке

   Древние люди имели воображение не хуже нашего и хорошо передавали символику, да ещё с намёком: тройка коней этого святилища происходит от этой сладкой парочки. Под ногами у Конька-Горбунка лежит Мёртвый Конь. Его голова свёрнута назад, а ноги наполовину ампутированы. Голова Третьего Коня, похожая на шахматную фигуру, сидит на коротко отрубленной шее, и представлена на камне-медальоне диаметром в полтора метра. Что это, символы небесных светил, или окаменевшие от ужаса жертвы битвы Куликовской?

  Поселение славян восьмого века открыто в нижнем городе Лебедяни, на месте древнего посада. Здесь пролегает улица Ситникова (бывшая Покровская). При сносе Покровской церкви обнажился древнейший культурный слой. В 1976 году Игорь Кузьмин подобрал здесь вещичку, похожую на пряжку \25/. Мальчик полюбовался затейливой бронзовой штучкой и отнёс в музей. Кто теперь расскажет, стоял ли языческий храм на месте церкви? Какая красавица из племени вятичей носила на груди самый загадочный амулет? Хочется верить: моя бабушка. Как Лунница ушла в землю? Вероятно, шнурок перетёр тонкую дугу, или она сломалась. Подвеска покинула надоевшую хозяйку, и через полторы тысячи лет попала в хорошие руки.

Лунница из Лебедяни

  Такой затейливой Лунницы подлунный мир ещё не видывал. Даже крепёжные гвозди стенда, по-незнанию забитые в лунные отверстия, не портят магическую композицию. На небесной дуге, как на коромысле, повисли 2 отверстия на расстоянии 30 мм друг от друга. Первое изображает восход Луны, а второе – закат. Часть отломанной дуги утеряна. Размер по вертикали около 40 мм. По центру картинки рожками вверх повис стареющий полумесяц, чтобы разделить функции светила на небесные и земные, и ловить звёздный свет в чашу. Полная Луна постепенно растрачивает силы, за 14 ночей стареет и совсем угасает, и уходит на подзарядку во Вселенную. В новолуние рождается и за 14 суток вырастает до максимальной величины. Эталонная цифра 7 повторяется в каждой из четвертей. Над полумесяцем, в ущербной зоне лунного цикла, древний ювелир нарисовал зигзагом 14 треугольников – суммарное число тусклых ночей в первой и в четвёртой четвертях. 7 треугольников на своих вершинах удерживают 7 темнейших ночей, близких к фазе новолуния. Средняя, самая тёмная, показана круглой маленькой точкой, а остальные представлены мелкими прямоугольными выступами. Выступы, будто присоски, поглощают звёздный свет, а 7 других треугольников сливают его в рогатую лунную чашу. Полумесяц направлен сияющим куполом вниз, на Землю, а под ним выставлен весь 28-суточный лунный календарь, состоящий из 21-й точки переходных ночей разной силы, под которыми показано сияние 7-ми ярких, в виде крупных лучистых сосулек-капелек разной мощности. Центральная сосулька – самая крупная, полнолунная. По мере приближения к ней, левые капельки подрастают, а правые убывают, изображая плавный переход лунного диска из фазы роста в фазу старения и умирания.

  Волотова Могила

  В «Книге Большому Чертежу» от 1627 года говорится:

 «С правыя стороны, пала в Дон речка Лебедянь, а на усть её на Дону город Лебедянь, от Донкова до Лебедяни 20 вёрст. А ниже Лебедяни, вёрст с 8, пала в Дон река Быстрая Меча; на усть реки Мечи с вышныя стороны Болотова Могила» (39).

  Расстояния умножим на к = 1,6, получим в километрах. Известно: от Лебедяни до Данкова 32 км, а до устья Красивой Мечи – 13. Курган стоял на правом берегу, на высоком месте в Удриках, в километре от устья, над Чуровым бродом \5/. Описка «река Быстрая Меча» возникла из аналогии с Быстрой Сосной. Зато место города Лебедяни указано с абсолютной точностью, и названа речка Лебедянь.

  Курган Волотова Могила

  Заглянем в «Адрес-календарь Тамбовской губернии», 1903 года издания, а там живут легенды и предания, собранные Алексеем Норцовым:

  «На устье Красивой Мечи, в 5 верстах от села, возвышается огромный курган «Волотова Могила» (т.е. богатырская). На вершине кургана в начале 19 века стояли каменные бабы, брошенные владельцем села в реку. В сороковых годах одна такая баба из целого тёмно-серого камня, вымытая вешней водой, была найдена близ устья реки Лебедяни. Баба была изображена в обнажённом виде, неуклюжей, с едва вырезанными чертами лица, рук и туловища; вся выпуклость головы сливалась с телом; живот подпоясан будто по кафтану. По преданию, «Волотова Могила» – место погребения Кунама, но конечно происхождение могилы гораздо древнее» (40).

  Ему вторит другой краевед – М. Гедеонов:

  «Куману (или Кунаму) предание приписывает богатырскую силу и рассказывает, что во времена одной из схваток его дружины с татарами, он пал в единоборстве с татарским богатырём на берегу при впадении в Дон реки Мечи, близ «Волотовой могилы», ныне село Волотово, Лебедянского уезда» (41).

  Место кургана выделяется крошечными овражками, и хорошо различается с противоположного берега. С вершины кургана каменные бабы любовались чудесным Подоньем и ловили восход солнца, стараясь разглядеть братьев за дальним горизонтом на острове Пасхи. Для забав Купальской ночи, место самое подходящее. В начале 20 века курган исследовали тамбовские учёные. Остался неглубокий двадцатиметровый кратер раскопа и несколько ям от каменных баб-чурбанов. Бабы, сторожившие покой половецкого хана Кумана, до сей поры лежат на дне реки. Скоро заросли сорного кустарника укроют всё и окончательно похоронят летописный Чуров.

  Заключение

  На окраинах Руси-России броды и перевозы сторожили казаки и другие служилые люди, знающие своё дело. Указы изданы не для нас, поэтому содержали достаточный минимум сведений. Чтобы их анализировать и делать выводы, вовсе не обязательно быть специалистом по истории. Нерукотворные выразительные статуи Красного холма – самое надёжное свидетельство, подкреплённое огромной совокупностью доказательств.

  Граница России к концу 17 века продвинулась далеко на юг. Деятельность государственного масштаба на берегах Мечи прекратилась, Столповая дорога утратила стратегическое значение, Каменный Конь потерялся в глухом месте. Главного Коня забыли, а к тульскому, появившемуся в документах от 1623 года, не вяжется древнейшая история Старого Данкова. Каменный Конь вновь открыт автором в июле 2009 года, а через два месяца похищен группой именитых лебедянских вандалов и, с одобрения невежественных липецких историков, превращён в сувенир бутафорского Сафари-парка на координатах 52 градуса 22 минуты 03.7 секунды северной широты и 38 градусов 45 минут 65.0 секунд восточной долготы.

  Тульский Конь-камень не терялся, обрастал небылицами, утащил все предания и легенды старшего брата и попал в список памятников природы. Откуда такой почёт? Типаж козьего коня не соответствует лошадиному – служит наглядным экспонатом несостоятельности языческих верований. Аналогично нечаевцы относятся к Фоменко и Носовскому, к их фантастической версии Куликовской битвы на московских Кулишках.

  Экспедиция Голохвастова грузилась в Тютчеве, а не в Козьем. Грозный царь лихо скакал на Каменном Коне и ставил сторожи в нынешних Лебедянском и Краснинском районах. Из Ефремовского уезда на трёхногом Коне из мутного Смутного времени выбирался другой царь – Михаил Романов.

  Лебедянский Каменный Конь – знаковая фигура, самый первый пограничный столб Древней Руси. Красный Буерак, населённый языческими персонажами, и курган Волотова Могила с каменными истуканами составляли летописный Чуров, ныне потерянный историками, несмотря на точный адрес стояния Мамая у Дона: в устье Мечи «между Чуровым и Михайловым». Современные учёные первого Каменного Коня не нашли, да и не искали, а указания авторитетных, эрудированных, логически мыслящих специалистов 19 века Л.Б. Вейнберга, И.Д. Беляева, Е.Л. Маркова, А.Н. Норцова проигнорировали.

Красный Буерак

Красный Буерак - карта-схема

  В овраге Лоск и в Красном Буераке сохранились два языческих святилища, а Красный холм служит убежищем – русским Олимпом. Рядом с устьем Красивой Мечи затаилась сказочная Русь и дождалась своего открытия, и вступила в противоречие с философией нашего государства.

  Восстановить Чуров – дело пустяковое: забрать у вандалов Конька-Горбунка и вернуть в историческое стойло, достать истуканов со дна Мечи и насыпать курганный холмик. Что мешает? Фанатичная религия, которую исповедуют новые дворяне.

  Не ходите Коней искать

  По Красивой Мече и Дону…

  Степь не стала людей рожать,

  По закону живёт блатному.

  Список примечаний и источников информации смотрите на сайте «Каменный Конь»

http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67

Полный комплект карт, использованных в публикациях данного сайта, смотрите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/kulikovskaja_bitva_karty/0-66

Полный комплект фотографий смотрите в "Фотогалерее" сайта. Вход в меню слева или по ссылке "Фотоальбомы"  http://kamenny-con.narod.ru/photo/

Начало истории Каменных Коней смотрите в начале 1-го раздела на странице "Два Каменных Коня", которая открывается в меню сайта или перейдите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyi_kon/0-48 

Продолжение темы древней истории Лебедяно-Данковского края смотрите во 2-м разделе «Древние дороги Верхнего Подонья», который открывается в меню данного сайта или по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/drevnie_dorogi/0-7 

Последняя правка в июле 2023 года.

  Николай СКУРАТОВ.

© kamenny-con