Дай руку, Брат!
Друзья! Скажу я Вам, что места, связанные с древними легендами, лучше всего посещать в дни летнего солнцестояния. Разве смогу судить по-другому, если в этот день встретил нас Семибратский овраг семью чудесами. Едва вышли на луг, как тут же заговорила услужливая, однако застенчивая кукушка, спрятавшаяся, толи в берёзках, толи в сосняке, стала звать за собой и рассказывать, сколько шагов надо пройти до встречи со сказочным миром. Повисла лёгкая прозрачная дымка, словно приманивая и советуя осторожно проплыть сквозь зыбкую пелену и удивиться, ахнуть, опьянеть от аромата, забыться, затеряться в чудесном крае цветущих лугов и перелесков, вечно бродить по берегам и откосам, всё проверить и всё запомнить вплоть до последней былинки. Маленькое светлое озерцо манило прохладной водой, ласковым шелестом камыша приглашало окунуться или умыться с дороги после пыльного и душного автомобиля. Обильная россыпь луговой земляники не отпускала с поляны, угощала и угощала сладкой ягодой, высыпая прямо под ноги самые отборные и спелые рубины. Такой восторженной встречи родная природа мне ещё не предлагала! Чарующая, незабываемая!
Земляника
Семибратский овраг
Статья в журнале "ЛГ: итоги недели"
Легенд, связанных с этим оврагом, ходит в наших местах достаточно. Старожилы расскажут вам, как мальчик, именно, из их родни, катался на велосипеде по полевой дороге и заблудился в хорошо знакомых местах и к вечеру, весь измученный, очутился аж в Лебедяни. О многих других несчастных людях, потерявших дорогу и ориентиры. О том, как бесы в усмерть напугали чёрных копателей и едва не загнали под ревущий самосвал под управлением косматого и рогатого существа, невесть откуда взявшийся в чистом поле, чем напрочь отбили охоту у других искателей лёгкой добычи. Уж больно похож этот самый чёрт на соседского алкаша Лёньку, в состоянии «под газом» с лёгкостью объезжавшего посты ГАИ по полевым дорогам. Но спорить не стану – людям виднее. А конкретно, бесы любят окроплять дождиком всех подряд, а особенно, развлекаться и шутить на беззаботных, праздно гуляющих туристах. Мне, ито развязывали шнурки кроссовок раз десять, пока продирался сквозь высокие травы. Честно скажу: увидев нас, небо всего лишь немного нахмурилось, а потом, видно разгадав наши благие намерения, приоткрылось и стало ласкать ветерком.
Главная легенда Семибратского оврага связана со странными валунами, которые лежат здесь, и с курганом, хранящим вековую тайну. Давно её слышал, но никак не мог собраться – духи что-то медлили с приглашением, или сам не решался прошагать в поиске десяток километров. Этой весной нашёлся у меня собрат по интересам – Андрей Шаталов из Липецка, фотохудожник, тоже очарованный дивными местами родной природы. По моей предварительной наводке, он прошёл весь овраг от села Тёплого до Дона и разведал место, где лежат оригинальные камни.
Крупных мегалитов здесь несколько, и разбросаны они в среднем течении. Идти пешком или ехать удобнее по забытому старому большаку Липецк – Лебедянь на север, от автобусной остановки «Дворики» километра три до конца посадок, до точки 52 градуса 56.099 минут с.ш. и 39 градусов 09.789 минут в.д. В этом месте сам Семибрат прижимается близко к дороге с правой стороны, а прямо к нему ведёт большой отрог, который начинается у вершины возвышенности с отметкой 188,2 метра. Ныне эта дорога служит полевой, однако засыпана щебёнкой и пересекает трассу Тёплое – Сахзавод у Двориков.
Младший Брат
Львиная морда в глазу Младшего Брата
Берега отрога поросли редколесьем, а в самом его начале в камышах и осоке спряталось крошечное озеро. Если пройдёте более километра по левому берегу, то набредёте на Младшего Брата – на первый валун, отлично видный на самом дне глубокого русла. Позиция для наблюдения и съёмки получится у вас самая лучшая – только с верхней точки во всей красоте и мощи смотрится большое выразительное лицо, украшенное огромными усами. Потом нужно спуститься с крутого склона и познакомиться: «Дай руку, Брат!». Не забудьте заглянуть в левый глаз, в котором проявилась львиная морда, отражающая яростный характер казака. Название валуна покажется странноватым только тем, кто не слышал легенду. Якобы камнем укрыта могила младшего из семи братьев – волотов, охранявших русскую землю ещё в 16 веке. Налётчики в очередной раз пришли в эти места на разбой и грабёж из Дикой степи. Казаки только-только начали обживать Лебедянский край и ставить слободы. На берегу этого оврага встали на пути отряда из сотни кочевников семеро братьев и бились тяжело и долго, почти весь день. Много супостатов полегло здесь, но пали и трое из братьев: самый старший, самый младший и средний. Горстка уцелевших разбойников сдалась на милость победителей, а те поступили с ними благородно и мудро. Сначала заставили похоронить погибших врагов в кургане, а потом отпустили с наказом не ходить больше с грабежами на русскую землю. Координаты кургана: 52 градуса 56.454 минуты с.ш. и 39 градусов 10.287 минут в.д. С той поры кочевники не раз штурмовали саму Лебедянь, а Волотово всегда обходили стороной. Только раз в 1618 году его сжёг злодей Сагайдачный и истребил много народа. Видно, не знал он предания.
Курганы Семибратского оврага
А что же было после Семибратского сражения? Старшего схоронили на месте гибели под самым большим камнем, который с той поры так и зовётся в народе – «Старший Брат», его место 52 градуса 56.031 минута с.ш. и 39 градусов 10.394 минуты в.д. Стоит он в основном русле на самом дне, несколько выше по течению, и неплохо виден от устья отрога, в котором упокоился Младший Брат, а рядом с братьями, лежат их погибшие кони. Ещё ниже, примерно через километр от окаменевшего коня младшего из братьев, у левого берега стоят два кургана: большой и малый. Средний Брат лежит в крайнем отроге, примыкающем к основному руслу с северо-востока на координатах 52 градуса 57.241 минута с.ш. и 039 градусов 10.397 минут в.д.
Средний Брат
Старший Брат
Сюжет самого боя к нашему времени потерялся. Признаюсь, что я не опрашивал всех жителей, а ведь кто-то может помнить подробности. Зато известно, что остальные братья основали казачью слободу под защитой треугольника, образованного Красивой Мечой и Доном, на вершине высокого холма, с которого открывается вся живописная панорама междуречья. Она числится в документах Лебедянского уезда от 1613 года, как «слобода Волотовская (Волотова Могила) на реке Дон». Потом от этих богатырей пошли местные фамилии: Текутьевы, Сотниковы, Сапроновы, Кукушкины... Почему они разные? Обычная практика. Как повелось на Руси, почти все жители имели уличные или подворные прозвища, которые записывались царским подьячим и переходили в фамилии, чтобы было проще различать их роды. В самом селе по каждой из них расскажут своё предание, а что касается моих хороших друзей Афанасовых, то их фамилия пошла от одного из легендарных братьев по имени Афанас. Недавно умер в селе Волотово их потомок – Иван Васильевич, лучший пчеловод района и отличный садовник.
Воинов из села вышло тоже достаточно. К примеру, от шестого из братьев пошли Шестаковы, а один из них – Владимир Герасимович, ушёл в отставку полковником и, имея степень Кандидата наук, преподаёт в университете города Липецка. Он совсем недавно успешно возглавлял церковную общину села Волотово.
Троицкая церковь в селе Волотово
А вот какую справку даёт «Собрание материалов для истории западного края Тамбовской губернии и епархии. Тамбов, 1878» на странице 70:
"1664 год. В селе Волотове слободе казацкой 50 дворов живущих, а людей в ней пятидесятников и десятников, и рядовых и сторожевых казаков 50 человек, да у них детей и братей и захребетников половинщиков 64 человека, и обоего в Волотовой слободе казаков и их детей и братей, и половинщиков, и захребетников 114 человек; пашни пахотные по обе стороны реки Дону 644 четверти в поле, а в дву потому ж; пятидесятнику 25 четвертей, десятником по 22 четверти, рядовым козакам по 2 четверти, и обоего 1013 четвертей в поле, а в дву потому ж, оприч церковной земли, оклад их сполна; сена меж поль и по заполью и по конец поль и по дубовым в их межах 4000 копен; лес Романцовский вопче со всем городом. А меж их слободы козацкой пашни паханой и Дикому полю и сенным покосам… от деревни Черепяни… на право к берегу реки Дону… а возле реки Дону низью берегом пригон животины до протока, что проток течёт из Семибратских колодезей…".
Следует пояснить: «захребетники» - это наёмные работники, проживавшие во дворе работодателя, не имевшие своего жилья, Романцовским лесом казаки пользовались совместно (вопче) с городом Лебедянью, а «Семибратские колодези» - это Семибратские родники, бьющие в устье оврага и в наше время.
Казачьи гарнизоны и слободы, сыгравшие яркую ключевую роль в становлении Лебедянского края, были упразднены в 18 веке указом Екатерины Великой, как утратившие своё боевое назначение, потому что граница России отодвинулась далеко на юг, а разбойные набеги здесь прекратились. Жители казачьих поселений получили статус государственных крестьян, которые практически не отличались от крестьян крепостных. В то время часть казаков, самая лёгкая на подъём, переселилась на Хопёр, поэтому в наше время под Борисоглебском часто встречаются коренные волотовские фамилии. Деревянную церковь Параскевы Пятницы, построенную на свои средства в 1703 году, казаки разобрали и увезли на новое место, а на её месте в 1833 году крестьяне построили кирпичный Троицкий храм.
Бунтари из Волотово у Елецкого острога
Память о былой славе и вольнице долго таилась в крови разжалованных казаков. Она в 1910 году проснулась и привела к знаменитому Волотовскому бунту, исторические документы которого разобрал Виктор Елисеев, а я перескажу их кратко.
Селян возмутил несправедливый передел земли, согласно новому закону, известному как Столыпинская реформа. До неё землями и угодьями владела крестьянская община. Земли числились в трёх категориях в зависимости от плодородия и назначения. Раз в шесть лет производился их передел, а семейные паи распределялись по количеству мужчин в семье. Новый закон побуждал крестьян выходить из общины и получать наделы в пожизненную собственность. Самые шустрые и богатые быстро оформили лучшие плодородные участки. Остальные крестьяне, возмущённые такой несправедливостью, побили землемеров. Для их усмирения Тамбовский губернатор Муратов прислал солдат. При их приближении к селу, предводитель бунтарей Трушкин ударил в набат. Крестьяне напали на военных, стаскивали их с коней, отбирали оружие. Солдаты открыли огонь. Сразу убили троих и ранили 17 крестьян, из которых трое умерли. Силы были слишком неравны. Бунтарей повязали. В Елецкий острог отправили 43 человека, в числе которых 25 женщин и 17 мужчин. Адвокаты успешно выступали на суде. Восьмерых оправдали и выпустили на свободу, другие отделались сроками от семи месяцев до трёх недель. Община смирилась с новым порядком, а через два десятка лет из неё организовали сообщество нового коммунистического типа – колхоз.
С той поры исчез и колхоз, испарилось и само понятие об общине, а в начальной школе села учатся всего лишь несколько десятков детей. За последние сто лет люди в сёлах нашего края больше не бунтовали, а, воспользовавшись правом на полную свободу, дружно разбегались по городам в поисках лучшей доли. Желающих драться за паи и угодья больше не имеется. Теперь хозяйственная деятельность ограничивается только обработкой полей и вырубкой последних лесов. Вслед за людьми ушли с берегов оврагов и рек бесчисленные стада, которые выщипывали, будто под нулёвку выстригали траву и выкашивали кустарники.
Семибратский родник
Семибратское озеро
Искусница-природа взялась восстанавливать былое великолепие подстепья: радуется необузданной свободе, заселяет земляничные луга берёзовым редколесьем со сказочными певчими птицами, воссоздаёт ковыльные поляны, кипит буйным цветением, плетёт в покинутом мире дивный ковёр из травостоя, который служит шикарной оправой для драгоценных легендарных камней.
Николай СКУРАТОВ. Последняя правка текста в ноябре 2021 года.