Приветствую Вас, Гость

  Глава 2. Каменный Конь. Измерения.

(Начало первого раздела на странице "Два Каменных Коня" выбирается в меню сайта или перейдите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyi_kon/0-48 )

  Автор нашёл точное расположение древних бродов легко и сразу, однако имеет место быть принципиальный исторический момент, и требуются подробные пояснения.

Начинать измерения надо от Красного Буерака или от Каменного Коня, который стоял на расстоянии в 1,2 км от устья Красивой Мечи (р. 1).

Удрики, Чуров брод на Красивой Мече.

Красный Холм, известный из летописей периода Куликовской битвы, на участке от устья в сторону Коня обрывался непреодолимой каменной скалой, поэтому контроль здесь не нужен (ф. 34). Погрешность измерений составляет не более сотни метров. Их легко перепроверить может каждый по электронной карте из Интернета или с помощью обычной линейки и масштабной карты. Если сложить отрезки маршрутов двух сторожей, указанные в документах 1571 года, то получится 28 вёрст. Это расстояние надо умножить на 1,08 (500 саженей) тогда в километрах получится – 30,5. Пройдём правым берегом, отмеряя дистанцию от Коня до Семенцовского брода –  обнаружим идеальное совпадение!

Старый Семенцовский брод находится в современной деревне Большой Верх, на месте моста через Красивую Мечу (ф. 27).

В книге А. Краснопольского «Елецкий уезд в геологическом отношении» 1902 года издания описаны две речки Семенёк. Одна, впадающая в Мечу в городе Ефремове, называется Семенёк, которая в межевых книгах начала 17-го века значится Сменкой. Другая, впадающая в Мечу выше села Сергиевского, значится под двойным названием Семенёк (Семенец), что даёт географическое право считать соседний брод Семенцовым.

  Почему патрули ходили по правому берегу Мечи, а не по левому? Мудрые предки учитывали геологические особенности прибрежных ландшафтов. Левый берег Мечи высокий, на всём протяжении изрезанный глубокими оврагами с крутыми каменными берегами – трудно проходимыми. Правый берег ровный и пологий. Это только на первый взгляд сложно реконструировать маршрут патрулей четырёхсотлетней давности, но если попробовать, то все отрезки ложатся на истинные места. Точными указателями служат современные мосты, плотины ГЭС или мельниц и, как в старину, от этих бродов отходят просёлки (р. 26, 27).

 Устьевая зона Красивой Мечи на карте 1790 года

Устьевая зона Красивой Мечи на карте 1848 года

Сохранились все казачьи тропы вдоль правого берега реки, по которым проложены дороги, а острые изгибы русла нужно спрямлять, как это делали патрульные на практике, да и Красивая Меча сильно не петляет. Древняя сетка дорог мало изменилась, её кардинально не перекраивали даже в эпоху автомобилизации. Люди пользовались дорогами в течение многих столетий, вплоть до наших дней, постепенно обустраивая некоторые. Запахали и забыли отдельные просёлки, показанные на картах 18 и 19 веков. За неимением коня, автор воспользовался автомобилем, проехал и прошёл по берегам Мечи, и увидел всё воочию.

  Чётко сказано «от Турмыша до Коня вёрст с семь». Не дюже смышлёным оппонентам поясняю: в обратную сторону будет ровно столько же! Следовательно, отмерив от Коня до Турмыша (до полевой дороги на Губино) расстояние в 7,5 км (7 вёрст), попадаем в современное Троекурово. С левого берега к точке брода в Мочилках тоже подходит грунтовая дорога, а отрезок получается длиной в 6,4 км (6 вёрст) – снова совпадение.

  Старый Дрысинский брод

Брод сохранился в первозданном состоянии и виден невооружённым глазом. В месте наибольшей ширины реки к воде спускаются необыкновенно отлогие берега (ф. 32). На описанном участке Красивой Мечи, он самый удобный из всех. В древности через него ездили на телеге и ходили пешком. Это обширное мелководье использовалось жителями для отмачивания снопов конопли, а в результате волокна легко отделялись от стеблей и служили материалом для изготовления верёвок, мешковины, мочалок. Из семян получали конопляное масло. Мочилки – они и есть Мочилки или Мочалки, как на карте Шуберта 1821 года.

  Что тут непонятного? Почему не нужно отмерять в другую сторону, то есть от Коня вниз по Дону? Сторожи стояли на Мече. «Право-лево» здесь имеет дополнительное указательное значение, для точки сторожи по отношению к собственному маршруту, свойственное фразеологии того периода времени. Уважаемые многословные оппоненты, вы-то, как бы покороче описали этот участок? Надо понимать чётко: конный казачий патруль, перемещаясь по дозорной полевой или лесной тропе, осматривал местность вокруг себя – всю круговую панораму – враги могли появиться с любой стороны. Этим патруль отличается от часового, стоящего на крепостной стене, который преимущественно наблюдает внешнюю – враждебную сторону, и уж, для него-то важно знать и понимать, где тут право или лево. В нашем случае «право-лево» указывает на то, что сторожа делила маршрут на участки, что её место находится внутри дистанции – не скраю. Главным ориентиром служит Конь возле устья, а конечный пункт маршрута – Брысинский брод, находится в современных Мочилках, в 13 верстах от Коня, если сложить отрезки «право-лево». Во время написания документа, писарь «смотрел» в сторону Старого Данкова. Местные казаки этот ключевой устьевой участок отлично знали, поэтому внесли в документ все пункты и расстояния, отмеренные с высокой точностью (р. 1). От подножия Коня в северном направлении начинается невысокая приречная терраса, по которой патрули уходили в сторону Старого Турмыша.

 Удрики от Волотовой Могилы до Красного Буерака.

  Меча – не сторожевая крепость! Патрульные несли службу на враждебной стороне реки по условиям рельефа довольно часто. К примеру, смотрите выше левобережные сторожи: «5-я на Дону под Галичьими Горами» и «7-я на Дону на Ногайской стороне, усть Скверны, против Романцовскаго лесу».

  Старый Турмышский брод

  Старый Турмышский брод попадает на участок реки выше автодорожного моста в Савинках (ф. 33). Древняя дорога через него показана на картах топографического атласа Тамбовской губернии 1848 и 1790 годов. Здесь и пролегала древняя Турмышская дорога. В настоящее время на броде стоит плотина Троекуровской ГЭС (р. 26, 27). В теле плотины образовалась промоина, и обнажились гнилые деревянные конструкции старого моста, замурованные в бетон. Трудно было дёргать сваи из речного дна вручную.

  Однако не все маршруты описаны в документах идеально и подробно. Участок 12-й сторожи обозначен правильно – от Зеленковского брода до Семенцовского. Именно эти два брода 12-я сторожа брала под контроль, а соседний Брысинский не следовало второй раз указывать. Эти 15 вёрст 16,5 км) с абсолютной точностью соответствуют дистанции от Мочилок до моста в деревне Большой Верх. С выбором отметки для измерений ошибиться невозможно. Природа и тут постаралась и поставила холмы, круто нависающие над Красивой Мечой с головокружительной «тургеневской» высоты. Брод может находиться только между двумя пространными прибрежными холмами, стоящими на правом берегу (ф. 27, 29, 77).

Красивая Меча, Буравцева справа, Большой Верх слева.

 Большой Верх у Старого Семенцовского брода.

Холмы друг от друга отрезает балка Большой Верх – глубокая и труднопреодолимая, поэтому патруль ходил до неё в упор. Только по правобережному южному склону балки спускалась к переправе древняя дорога. Лебедянский район до 1954 года входил в состав Рязанской области, и дорога и переправа активно функционировали. Возможно, в древности овраг назывался Семенцовским. Его могли переименовать во время междоусобного скандала. Название Семенцовского брода происходит от речки Семенёк, впадающей в Мечу с правого берега в 9-ти вёрстах ниже по течению, их связывала дорога.

  Чисто практическими исследованиями можно прояснить расположение Старого Зеленковского брода, на котором стояла 12 сторожа, так как его точка не конкретизирована под географию нашего времени.

  Гать в Кузьминках на Мече

На данном участке Мечи бродов всего два: первый – в Кузьминках (ф. 28), верстах в трёх от Семенцовского,

Село Сергиевское на Старом Зеленковском броде

и второй – в Сергиевском (ф. 31). Старый Зеленковский брод находится на месте руин моста. От Мочилок до него 4,5 км. В это место ведёт главная сельская улица, с храмом Сергия Радонежского. Ещё в середине двадцатого века дорога из Рязани проходила через Данков – Сергиевское – Красное – Елец, которая показана и на старых картах. Её точка пересечения с Мечой служит указателем. Геологически Зеленковский брод образовался из осадочных каменных пород, вынесенных в Мечу речкой Семенёк и оврагом Каменный (Зеленковский) Верх.

  В документах от октября 1572 года имеется предписание данковскому гарнизону выжигать траву в правобережье Дона:

  «Из Донкова жечи поле: вниз по Дону, по правой стороне Дону, до усть Мечи и до усть Сосны Быстрые… И ехать станицам от Донкова меж Дону и Мечи до Зеленковской дороги, да меж Мечи и Быстрые Сосны и Дону до усть Воронежа…»  (20).

  Очевидно, речь идёт о полосе, прилегающей к правому берегу Дона, минуя устье Мечи, устье Быстрой Сосны, до устья Воронежа. А в зоне междуречья по ширине – «меж Дону и Мечи до Зеленковской дороги», которая соединяла брод у Сергиевского, предположительно, с Романцовским бродом у села Романово. Расстояние между данными бродами составляет 24 км и может служить определителем ширины зоны выжигания (смотрите подробно в главе «Зеленковская дорога»). Разумеется, речь в документе идёт не о новом Зеленкове в поселении Сторожа, расположенном в 60 верстах от устья Мечи. Иначе спалить надо полстраны силами одного разъезда.

Расположение сторож по Загоровскому

  Проверьте всё по электронной карте. Что это? Моя подгонка или случайное совпадение отрезков?! Буду рад, если они подобным образом совпадут у профессора В.П. Загоровского и его последователей для Каменного Коня у Козьева (р. 28).

  А названия сёл Димитриевское и Сергиевское вам ни о чём не говорят? Можете выдвинуть свою гипотезу, пока не добрались со мной до раздела «Свет забытой Непрядвы».

Представлена последняя правка в декабре 2017 года.

Примечания и источники информации открываются в меню сайта или по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67 

Продолжение 1 раздела "Два Каменных Коня" открывается на странице "Ефремовский Каменный Конь" в меню сайта или по ссылке  http://kamenny-con.narod.ru/index/efremovskij_kamennyj_kon/0-61 

Николай СКУРАТОВ. 

© kamenny-con