Нью-Казаки.
Хочется воскликнуть: «Любо, братья-казаки!», - когда читаешь публикации липецкой прессы на казачьи темы. Велика казачья слава в русском народе и велика трагедия казачества, гениально и красочно описанная М.А. Шолоховым в «Тихом Доне». Ностальгия по давно ушедшим временам кружит голову в первый момент. Маскарады все мы любим. Приятно смотреть, как ходят по нашим улицам ряженые в красивую форму, побитую молью, да ещё с шашкой на боку, люди. Удивление проходит быстро, а потом включается голова и начинаешь вспоминать, анализировать, делать выводы.
Нью-Васюки и Остап Бендер – второе, что приходит в голову. Потом – сказочная история елецкой «принцессы» времён Тамерлана. Обе фантасмагории объединяет авантюрная жажда денег.
Из публикаций прессы становится понятно о чём «гуторят» современные лебедянские казаки. Их община во главе с атаманом Перовым создана в Лебедяни. Коротко громадьё казачьих планов изложить трудно. Перечислю некоторые: построить этническую казачью станицу; получить под неё землю на берегу Красивой Мечи около деревни Иншаковки на месте бывшей дворянской усадьбы Пальчиковых; построить на реке плотину и мельницу; жить натуральным хозяйством; развлекать туристов. Самое главное, получить для этих дел огромное государственное финансирование. Известно, чем фантастичней планы, тем больше денег можно просить.
Получат ли они землю и финансирование – гадать не стану. А вот, строительно-хозяйственные, житейские планы поддаются анализу.
Формула, определяющая группу людей, как казачество, хорошо известна: человек-воин; конь; земля. Убери из неё один элемент – и нет казака. Разберёмся по-порядку.
Есть ли человек-воин в современной Лебедяни, нужен ли он ей? Нет. От него осталась легендарная история времён царя Ивана Грозного, когда он по Дону и на его притоках ставил в 16 веке засечную черту – границу Русского государства. Казаки по указу царя несли пограничную службу: данковский гарнизон с 1571 года, а лебедянский с 1618 года – вполне успешно. Сторожевая служба давно прекратилась. Где теперь проходит граница государства? Нужен ли на ней лебедянский казак на лошади?
Конь сам ушёл из этой формулы под давлением технического прогресса. Тут и комментировать нечего. Конница вышла из употребления! Если даже выдать каждому человеку по броневику, то он от этого казаком не станет. Эх, где, вы, наши легендарные драгуны и стрельцы? Проснитесь! Наточите ржавые алебарды – запахло большими деньгами.
Агротехника на земле и жизненный уклад изменились за последние сто лет кардинально. Лошадей заменила техника, армию пропольщиков – ядохимикаты. Производительность труда земледельца возросла астрономически. Потребность в работниках стала исчисляться в единицах. Военные гарнизоны в нашем крае упразднила Екатерина Великая, а казаки стали государственными крестьянами. Крестьянские и казачьи общины вымерли. Не случайно, казаки набрали в общину людей в городе. Лебедянь – это не военизированная станица земледельцев. Чтобы земля кормила общину этих людей, её нужно столько гектаров и хозяйствовать надо на ней так, как в успешной агрофирме 15 Лет Октября, на землях которой казаки собрались устроиться.
Получается: есть плутоватый человек, но нет воина; нет коня, за ненадобностью; нет земли в прежнем объёме; нет казачьей общины на земле.
Следует вывод: нет казаков и больше быть не может никогда!
Для того чтобы реализовать мысль о турбизнесе в Нью-Казаках – надо убедить весь земной шар в том, что центр мирового этноса казачества находится под Лебедянью. Даже это не поможет. Туристы в Нью-Казаки валом не повалят как в Кремль. Сколько вы на этом заработаете? Хватит ли денег на прокорм одной лошади?
Если получится построить мельницу и плотину на реке, то её придётся строить и разбирать ежегодно перед половодьем, как делали наши мужики в старину. Иначе река снесёт, уничтожит всё в первую весну. Хватит ли денег, собранных в летний сезон с туристов, на монтаж-демонтаж?
Изначально, игнорирование плутами перечисленных очевидных факторов, наводит на мысль: всё гораздо проще. Сценарий не новый: надо получить государственные деньги под эту аферу и поделить. Для вида нарисовать проекты и построить что-нибудь для отчёта. Потом можно пробивать деньги на окончание строительства. А потом – требовать деньги на содержание: «А то всё бросим!».
Благое дело делается проще, если не задумана авантюра. Братья-казаки, хотите заняться турбизнесом, который, по вашим прогнозам, принесёт золотые яйца? В чём проблема? Берите кредит под свои гарантии, землю в аренду, и стройтесь. А мы будем радоваться вашим успехам и поступлению налогов в казну. Только человек-воин и человек-гид – очень разные люди. Отлично пляшущих «Казаков России» не следует путать с бутафорскими нью-казаками. Полезно играть в древность и развлекать туристов на «Русборге», но на полном серьёзе мнить себя казаками – это за пределами разумного.
Весь проект нереальный и провал его виден изначально. Если подсчитаете, сколько нужно «зарыть в землю» своих, а не чужих денег, то от испуга разбежитесь в первый же день!
Если в школьном музее висит казачий мундир и шашка, приходит усатый дядька и рассказывает ученикам славную историю казачества - это патриотизм. Если усатый дядька рядится в штаны с лампасами и на полном серьёзе изображает из себя казака - это бутафория и опошление славной истории казачества.
А что же есть в современной Лебедяни реально, из сферы исторической, краеведческой деятельности? Существует великолепный Краеведческий музей имени П.Н. Черменского. В нём работает маленький, но весьма профессиональный коллектив сотрудников во главе с директором Натальей Вячеславовной. Историческое направление ведёт Ю.П. Первицкий, а литературное – Н.В. Высочкина. Эти три сотрудника делают большую научную работу, издают массу статей в прессе и книг исторического, краеведческого профиля. Огромную просветительскую работу проводят среди школьников и студентов, которые здесь проходят практику и пишут дипломные работы на основе материалов из фондов музея. Вокруг музея сплотился коллектив краеведов, которые получают помощь и поддержку. Поддерживаются связи со знаменитыми земляками. Регулярно проводятся презентации новых книг и работ и не только местных авторов. Устраиваются необычные выставки. В прошлом году прошёл пленэр художников России. Огромный интерес вызвала выставка восковых фигур, приезжавшая из Санкт-Петербурга. Недавно закрылась выставка великолепных работ фотохудожников. И прочее и прочее…
Вот кто требует поддержки и финансовой помощи. Здание музея находится в удручающем состоянии на фоне приближающегося 400-летнего юбилея Лебедяни, где все основные торжества неминуемо пройдут вокруг него.
Если бы деньги, на которые претендуют казаки, направить на благое дело. Реальный классный музей, хорошая конкретная работа в преддверии юбилея Лебедяни, которая неизбежно принесёт плоды.
Статья опубликована в газете «Липецкие Известия» №16 от 21 марта 2010 года.
Николай СКУРАТОВ. Март 2010 года
P.S.
На момент публикации на данном сайте в августе 2018-го, фантасмагория в Липецкой области набрала невиданные обороты. Бутафорские «слободы» созданы в Елецком и Данковском районах.
Каменный Конь из устья Красивой Мечи, известный из летописи 1499 года и из документов о сторожевой службе от 1571 года. Знаковый казачий памятник природного происхождения, продан бутафорскими казаками на Кудыкину гору и превращён в пошлый сувенир. Заместитель казачьего атамана Перова - Александр Коновалов, руководивший операцией, летом 18-го года награждён медалью "За заслуги перед Лебедянью".
Всё подробно в серии статей данного сайта, открываемых в меню слева.
© kamenny-con