11. Велес каменный, неприкаянный и потерянный
Пришёл черёд рассказать про Велеса, который в Красном Буераке представлен на большой каменной плите серого цвета метров на пять длиной, прислонившейся к Луннице, на которой видна горбоносая бородатая овечья голова и большое мохнатое тело. Следует сказать, что с другого ракурса скульптура похожа на мамонта, но этот зверь – ископаемый, не из круга нашей памяти. Хотя в первобытные времена люди могли сопоставлять реальную скульптуру с живыми мамонтами, на которых охотились, а в более поздние – с безрогим бараном.
Велес или Волос – бог скотоводства с древнейшей эпохи, когда главным богатством был скот. Ему, как охранителю скота, воздавались великие почести. Слово Велес означает «велий есть», то есть, великий, а Волос – «володеющий», то есть, обладатель. Великое его значение подчёркнуто в летописи при договоре Святослава с греками, когда в соблюдении мира греки присягали, целуя крест и Евангелие, а Святослав, вынув из ножен саблю, клялся Перуном и Велесом, богом скотьим. В Киеве и других городах ему воздвигли божницы, а в жертву приносили коров и быков. Он изображался в простой одежде с бычьими рогами, держащим в руке чашу с молоком. В наше время его функции унаследовал св. Власий, которого называют коровьим богом, а св. Егория – овечьим и лошадиным. До наших дней дошли некоторые суеверия, связанные с культом Волоса. Нельзя самому себе отстригать волосы – не будет удачи. Нельзя выбрасывать стриженые волосы на улицу – будет болеть голова, а надо их похоронить.
Род, Велес, Ярило – представляли группу богов, связанных с плодородием. Самым устойчивым обрядом, дошедшим до наших дней, следует считать поклонение Ярило-Яровиту путём сжигания чучела на масленицу. Поклонялись ему и летом, когда хоронили соломенное чучело. Оба праздника имели заклинательное значение, их связывали с плодоносящей силой зерна-семени.
Из «Велесовой Книги»:
«Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп в жилище, чтить его как Отца божьего. Так мы шли, и не были нахлебниками, а были славянами, которые богам славу поют и потому – суть славяне».
Ритуал поклонения Велесу, описанный С.В. Максимовым, слился с христианским обрядом, и долго существовал у крестьян. Обряд проводился на Крещение после церковной обедни.
Один из членов семьи брал с божницы икону Воскресения Христова, с зажжённой перед ней свечой, другой – кадильницу, третий – топор, четвёртый – сам хозяин, надевал вывороченную наизнанку шубу, брал миску с богоявленской водой и соломенное кропило. Вся семья отправляется на скотный двор в следующем порядке: впереди, согнувшись, идёт сын или брат хозяина и держит топор остриём книзу так, что он касается земли. За ним идёт женщина с иконой, далее человек с кадильницей, наконец, хозяин дома с чашею воды. Шествие совершается торжественно при полном молчании и останавливается посреди двора, где разложен особый корм для скота: печёный, разломанный на куски хлеб, ржаные лепёшки, сохранённые для этой цели от праздника Рождества и Нового года, хлеб в зерне и не молоченные снопы ржи, овса и других хлебных растений, оставленные к этому дню с осени – обыкновенно по шести снопов каждого хлеба. Когда процессия останавливается, хозяйка выпускает из хлевов скотину, которая набрасывается на лакомую пищу. Процессия обходит вокруг скотины с образом, а хозяин окропляет святой водой каждую голову скотины в отдельности. Этот обход делается трижды, топор крестообразно перебрасывается через скот, и люди уходят в избу.
Хозяин дома, в этом случае, исполняет роль жреца – волохатого Волоса, заклинающего с помощью топора сохранность скота. В эти зимние праздники пекли обрядовую выпечку изображавшую скот: коровки, баранки, рожки, козульки.
Не поверите, похожий обряд проводили мои родители 6 мая до середины 20-го века, в Егорьев день. Отец брал икону Николая-угодника и обходил скотный двор. Мать окропляла всех святой водой и давала каждой скотинке пучок из необмолоченных снопов проса, ржи или пшеницы. Мы с сестрой угощали животных кусочками хлеба, сами крестились и крестили скотину. С этого дня скот выгоняли на пастбище, при этом ласково стегали веточками вербы, припасёнными с Вербного воскресения. Обряд прекратился до начала 60-х, потому что на своих участках хлебные злаки перестали сеять, а брать их с неродного, с чужого колхозного поля, было не по правилам, да ещё и запрещалось. Мы пошли в школу, начитались умных книжек, языческие суеверия и христианские обряды отпали сами собой.
Александр Владимирович Напалков (Костино, Петушинский район Владимировской области) нарисовал фрагмент звёздного неба в статье «Звездные картины Древней Руси»:
«Пашет зимнее небо золотой Плуг, а рядом с ним, в созвездии Тельца, выделяется очень компактная и хорошо заметная звёздная группа Плеяды. Это звёздное скопление занимает на небе очень маленькую площадь, примерно равную видимому диску Солнца и Луны. Тем не менее, в этой точке на небе древние наблюдатели различали семь звёзд. При помощи телескопа можно обнаружить в Плеядах около трёхсот звёзд. Одно из древнерусских названий Плеяд – Седьм Звёзд. Эта звёздная группа была известна повсеместно. Для неё в русском языке найдено 37 названий. Наиболее распространённые – Стожары, Волосины и Влашичи. Это дети Волоса, или Велеса, очень почитаемого древними славянами бога изобилия. А поскольку изобилие зависело от успешного производства и продажи сельскохозяйственных продуктов, то Волос и бог земледельцев, дающий нивам плодородие, и бог торговли, и бог пастухов, да и сам пастух. Влахами, волохами или велесами называли пастухов. Конечно, Велес пасёт свои стада на небе. Он сын всемогущего Сварога, Месяц Сварожич...
Зимой после захода Солнца Плуг и Влашичи восходят в восточной стороне. Весной сразу после захода Солнца Влашичи сходят на землю в западной стороне неба и там же вонзается в землю звёздный клин Плуга. Небесные пахари начинают обрабатывать Землю – это сигнал к началу полевых работ на земле».
Нельзя покидать данную главу, не упомянув ещё один персонаж, который не живёт в русских сказках, но неплохо устроился в словарной среде. Что касается России – родины слонов, то не всё так примитивно и просто, как употребляется в обиходном ироническом смысле. Велес из Красного Буерака, который для современного человека сильнее всего похож на мамонта, воспринимался в средние века слоном – не иначе! К этому времени уже не помнили, да и не знали давно вымерших мохнатых мамонтов, как и динозавров, потеряли образ Велеса. Зато самые активные – купцы и государственные деятели, ходили по Столповой дороге и видели слонов в заморских странах, и сравнивали их со скульптурой на берегу Красивой Мечи.
При том высоком уровне развития мифологии и язычества в древней Руси легко было вывести, что все слоны произошли от этого каменного бога, который ещё и стоит то, приСЛОНившись к Хлебнице-Луннице. Вот вам и Россия – родина слонов, а Красный Буерак – место происхождения термина! Может быть, перебрал немного, сделал из мухи Слона? Тогда, для большей убедительности, примите ещё одного слона с берега речки Сухой Семенёк. Этот устроился в заповедной Долине камней у деревни Толбузино, километрах в двадцати от первого. Не ропщите, мы же находимся в сказочной главе!
С самых древнейших времён устьевой зоной Мечи владели разные народы, которые видели собрание оригинальных скульптур, сочиняли о них сказки и мифы и разносили по всему свету. От киммерийцев пришло наименование Дона – река или вода, а от угорской народности коми прославилась Меча-Мича – красивая.
На этом рассказ о нерукотворном капище Красного Буерака заканчивается. Мы ненадолго покидаем летописный Чуров и берега Красивой Мечи. На часок отправимся на вершину Красного холма, на его макушку, в гости к главнейшей из богинь языческого пантеона, к Макоши.
Из книги «Каменная сказка». Николай СКУРАТОВ.
© kamenny-con