Световид - повелитель Дона, и закон высокого половодья
Скажу с первого слова: каменные персонажи Красного Буерака сильно похожи на языческих богов из древнейших мифов. Особенно потрясает воображение огромная четырёхликая красная статуя. Ей мало уступает существо, похожее на динозавра. Открыл я кумиров заново в 2009-м, стал разбираться, кто есть кто? Не успел открыть рот, сразу же набросились невесть откуда набежавшие близорукие оппоненты. И каких только упрёков не услышал в свой адрес! Которые попроще вешали мне примитивный ярлык фантазёра, а демагоги требовали откопать древний сертификат соответствия.
Языческие верования родились с появлением первого мыслящего человека. Мне, инженеру, понять их сказочные роли было не просто. Пришлось обратиться к публикациям академика Б.А. Рыбакова. В нескольких цитатах покажу его мысли, которые касаются святости водной стихии, и приложу их к родному Дону.
«Зарождение представлений о мужском божестве солнца и света придётся опустить вглубь веков до самого уровня, на котором появилось мужское божество – Уран-Варуна – бог неба и водной стихии, документированный трипольской сакральной живописью».
На трипольских сосудах Варуна изображался в окружении потоков дождя и змей, которыми украшали сосуды с водой. Считалось, что змеи любят тепло и влагу, поэтому помогают вымаливать дождь. Древние люди подметили круговорот воды в природе и назначили ответственным за небесную и водную стихию бога Варуну. В таком случае его помощник Ящер – Змей-Горыныч из Красного Буерака, отпускал воду из подземных источников. Горыныч – это сын богатыря Горыни. Роль солнца, как источника всей жизни на земле, тоже была замечена. Солнцу должным образом поклонялись, благодарили за пищу, теплоту и свет. Варуна почитался главным богом и выполнял все жизненно важные функции. Борис Александрович сделал предположение, что культ Варуны возник в 3 тысячелетии до новой эры, на полтысячи лет ранее греческих божеств острова Крит. Позднее появились славянские боги: Световид, Даждьбог, Перун.
«Разумеется, что история трипольской мифологии неадекватна развитию славянской, так, как только юго-восточная часть протославянских племён имела какое-то отношение к более развитым трипольским племенам 3 тысячелетия до новой эры».
Устье Красивой Мечи, где лежит статуя красного великана, и есть юго-восточная точка их обитания. Жаль, что о существовании этой статуи академик не знал, а если бы знал? Слишком уж хорошо всё сходится применительно к ней, как в сказке.
После крещения Руси, «Николай-угодник заменил Посейдона или ведического Варуну». Известно, святой Николай – современный покровитель моряков – бог моря.
Лебедянский край люди заселили очень давно. Можно догадаться, какие чувства испытывали наши предки при виде этих идолов. Куда более сильные, чем современный человек. В момент их открытия, в моём сознании появилась сказка, а у них родились суеверия и мифы. Хотя в общих чертах реакция схожая.
Удрики над Красивой Мечой от Волотовой Могилы до Красного Буерака
Красный Буерак находится в ключевом месте, у слияния двух крупных рек, над речным бродом древнейшей Столповой дороги. В 1959 году археологическая экспедиция под руководством В.П. Левенка, работала на берегу оврага в селе Тютчево и обнаружила фрагменты неолитической ямочно-гребенчатой керамики и кремнёвый наконечник копья. В устье Мечи было открыто самое древнее поселение Лебедянского края. Расположено оно в полутора километрах от Световида. Эта же экспедиция откопала несколько поселений 2-3 тысячелетия до новой эры, а в самих Удриках – стоянку времён ранней бронзы. В Красном Буераке живут Световид, Конёк-Горбунок, Горыня и Змей-Горыныч, Велес, Перун, Лунница, Колобок. Рядом стоял половецкий курган Волотова Могила, отмеченный каменными бабами.
От Варуны-Световида – красного языческого идола, созданного природой из красного песчаника, получилась Красная-Красивая река, а сам овраг промыт в Красном Холме. Мича переводится с угорского языка коми-кыв просто: Красивая. С Красной Мечи по Столповой дороге пошли многочисленные русские «красные» топонимы.
Христиане сокрушили всех языческих идолов, а статую Варуны-Световида спас огромный вес под 30 тонн. Красный Буерак и его каменные статуи могут быть предметом для изучения язычества. А кому это теперь надо?
Каменный Конь и Змей-Горыныч в Красном Буераке
На то, что это именно Уран-Варуна-Световид, в компетенцию которого входила власть над небом и водной стихией, указывают четыре косвенные доказательства, которые легко вписываются в его определение и в функции:
1. Варуна изображался на трипольских сосудах в окружении змей и водных дождевых потоков. Смотрим: змея – хозяйка воды, спит на лбу Световида, будто на небе. В овраге Крутой Верх, источник с живой водой хранит Белая Змея, а с мёртвой – Серый Змей. Это совсем близко, всего лишь в пяти км от Удриков.
2. Перед лицом идола, на дне оврага, лежит гладкий камень-песчаник, который мог служить жертвенником. Другой жертвенный камень лежит рядом с Каменным Конём и отмечен изображением Змея-Горыныча. Получается, что жертвенники имеются перед самыми значительными приметными фигурами: у Коня и у Варуны-Световида. Конь олицетворял Солнце.
3. Ритуал жжения костров во время весеннего половодья, проводился в Скуратово, Тютчево и в Большом Попове вплоть до 1972 года. Эти поселения расположены в самой ключевой точке священной реки, на клиньях, образованных руслами Дона и Красивой Мечи. Дети жгли костры на берегах, когда поток вешней воды омоет губы Световида в Красном Буераке, в момент ледохода поздним вечером, и дурачились, и резвились вокруг них, как дикари. Ещё делали факелы из горючего материала (из тряпок, пропитанных керосином) и бегали с ними по берегу реки, перекликались со своими друзьями на других берегах. Потом бросали их на льдины и наблюдали, как быстрое течение уносит огни в непроглядный мрак ночи. Хорошие факелы получались из старых резиновых сапогов и калош. Для этого их резали на лоскуты и насаживали стопкой на стальную проволоку. Факел брали рукой за конец проволоки, поджигали и вращали рукой по большому кругу, символизируя солнце. С приходом автомобилизации, стали жечь старые шины, которые сильно коптили. Приходили домой чумазые от сажи. Радостное настроение не портила даже взбучка от матери за прожжённую одежду. Высшим шиком было скатить горящую шину под горку и попасть на уплывающую льдину. Про Световида или язычество никто ничего не помнил, а поддерживали мы традицию, пришедшую от наших предков. Мы просто радовались приходу весны. Получается, что я соблюдал этот языческий обряд, сам того не сознавая, поклонялся Дону весной. Наше поколение было последним, которое здесь выросло и разъехалось по городам, а традиция прекратилась из-за малочисленности жителей в современных деревнях.
Бурный технический прогресс сильно изменил жизненный уклад во второй половине 20 века. Лошади постепенно исчезли. Тяжёлый ручной крестьянский труд взяли на себя машины и механизмы. Рабочих рук в деревне требовалось всё меньше и меньше – люди их покинули. Лошадей заменила автотехника, которая принесла другой образ жизни и резко повысила производительность труда. Люди стали образованнее, появились новые средства развлечения: кино, радио, телевидение, интернет. Старые обряды и традиции постепенно уходили, становились неинтересными, теряли своё значение и забывались. Их некому стало поддерживать. Невозможно вернуть лошадь и соху, поэтому разговоры о возрождении деревни не состоятельны.
4. Световид – бог неба и водной стихии, поэтому Дон – священная река славян, а начиналось всё в узловой точке устья Красивой Мечи. Язычники видели нерукотворные статуи и поклонялись священной реке:
«Великолепнейшие торжествования производились весною, когда воды, разрушив зимние свои оковы, являлись изумлённым обожателям своим в полном величии. Народ падал ниц. Моления начинались. Погружали людей в воду с великими обрядами; энтузиасты же религии в жару усердия своего добровольно топились в священной реке или озере из благоговения».
Очень похоже на современный крещенский обряд купания в ледяной воде.
Ещё во времена моего детства, в момент ледохода, всё население бросало дела и выходило на берег Дона смотреть это потрясающее зрелище. Взбешённая река, ворочала огромные толстые льдины, ставила их на дыбы, сталкивала между собой, подрезала и рвала берег, как сотней мощных бульдозеров. Стихия пыталась вырваться из тесного глубокого русла. Под ногами дрожала земля, река стонала и трещала. Как тут было не испытывать восторга и преклонения перед такой силой! Как тут не упасть от восторга на колени! В нашем крае даже летом Дон и Красивая Меча имеют бурное течение, скатываясь с высоты Среднерусской возвышенности.
Весенний ледоход, как явление, прекратился с конца двадцатого века, как результат прогресса. Страна вступила в эпоху интенсивного земледелия с применением разнообразных химикатов, которые, просачиваясь в речную воду, превращают её в минералку, в плохо замерзающую жидкость. Лёд на реке образуется тонкий, слабый, рыхлый, несмотря на сильные морозы. При первой оттепели, едва дождавшись весны, исчезает, размывается на месте без следа. Во время половодья по реке плывут отдельные кусочки, которые ледоходом нельзя назвать.
Приход весны и половодье в устье Красивой Мечи отмечаются 24 марта – в этот день чаще всего вскрываются реки. По результатам моих многолетних наблюдений и сведений, полученных от моего отца Прокофия, можно сформулировать «Закон высокого половодья». Он состоит из четырёх причин или факторов, которые должны максимально близко к указанной дате совпасть.
Главным решающим – является лунная фаза. Замечено, что самые высокие половодья происходили во период тёмных ночей. А самые тёмные ночи бывают в фазу новолуния. Чёрная Луна притягивает тёплый циклон с плотными облаками и осадками, который вызывает бурное снеготаяние. Надо, чтобы новолуние наступило около 24 марта – сразу после весеннего равноденствия, когда солнце способно уже излучать достаточно мощную энергию в течение продолжительного светового дня.
Земля должна быть сильно проморожена, чтобы талые воды не смогли просочиться в землю, а стекали в овраги и реки. Понятно, земля промерзает на большую глубину в очень морозные зимы.
На местности имеется толстый слой снега – источника талой воды, особенно удачно, когда влагу пополняют сильные весенние ливни.
Получается цепочка: мощное солнце, растапливающее снег; луна, притягивающая тёплый циклон; мерзлота, не дающая воде впитаться в почву; много снега – источника воды. Эти факторы должны совпасть на пятидневке после равноденствия. При несоблюдении даже одного из факторов – мощного половодья не получится.
Примером может служить весна 2010 года. Три фактора совпали: было много снега и толстый слой мерзлоты после очень морозной зимы, но 24 марта Луна находилась в полнолунии – в противоположной фазе, и бурного снеготаяния не получилось. Днём, в период антициклона, светило яркое солнце и топило снег, а ночью морозы, до десяти градусов, гасили потоки воды в оврагах.
Другой яркий пример – весна 2011 года, когда после очень снежной зимы мерзлоты не было совсем. Несмотря на высокий слой снега, овраги не текли. Половодье было рекордно низким. Уровень в Дону поднялся всего на полметра. Такая же ситуация сложилась весной 22-го, при новолунии 2 апреля.
Источник живой воды под охраной Белой Змеи
Автор осознанно подогнал под образ Варуны-Световида всю информацию, которую подобрал. К мифическим персонажам Красного Буерака она удачно подходит, потому что здесь живёт сказка. Надеюсь, что получился ещё один миф – современный, а «Теория высокого половодья» не дала ни одной осечки.
Несомненно – эта статуя Световида была объектом поклонения язычников и персонажем религиозных мифов. Её вид потрясает человека!
Первая публикация «теории» в книге "Каменный Конь на Поле Куликовом" - 2012. Николай СКУРАТОВ. Последняя правка в апреле 22-го.
© kamenny-con