Лебедянская Лунница
Луна – самый интересный и занимательный объект небесной сферы – переменчивый шарик: то растёт, то убавляется – смотришь, не налюбуешься. С глубокой древности славяне заметили притягательную магическую силу холодного светила и придумали таинственную Лунницу, сестру солнечного Хорса. В раскопах древнейших поселений иногда находят украшения-обереги, в виде двух круглых отверстий, насаженных на коромысло. Эта дуга представляет путь Лунницы по небосводу ночью, поскольку днём по нему ездит Хорс. Отверстия изображают восход и закат.
Природа подарила людям земное изваяние божественной Лунницы. В составе языческого святилища Красного Буерака лежит песчаниковая плита толщиной до 80 см, пятиметровой длины, полутораметровой ширины. На поверхности камня выступают 56 шишек, по числу суток в двух лунных месяцах. При взгляде с западной стороны эта конструкция похожа на панцирь дракона или на хлебницу, наполненную ломтями. А ещё интереснее заглянуть в её круглые очи. С этого ракурса шишки смотрятся кудряшками роскошного шлейфа волос. Два глубоких отверстия, связанные дугой, глядят на восток, будто ждут восхода ночного или дневного светила.
Статуя Лунницы из Красного Буерака
Лунница из Владимира на позиции 6
Воронежский историк И.И. Бабанов в статье «Элементы культа светил в палеолите», рассказал о раскопках стоянок около Владимира, у ручья Сунгирь, впадающего в Клязму:
«В одном из погребений обнаружен скелет девочки с атрибутами небесных светил. В самом деле: число 7 — это число суток, определяющих каждую фазу луны, 14 суток — половину лунного месяца, 28 суток — полный лунный месяц. Числом 7 определяется и количество наблюдаемых на небе звёзд (планет), место которых меняется по отношению к другим звёздам. Тем же числом определяется и количество звёзд в одном из наиболее ярких созвездий — в Большой Медведице. Первобытный человек с его острой наблюдательностью должен был уже очень рано подметить эти явления в обожествляемой им природе, и в первую очередь, конечно, фазы луны, которые легче всего было использовать для счета времени».
Прямая связь между берегами Клязьмы и Мечи реально происходила по древнейшей дороге от Киева до Владмира, вдоль которой разносились все интересные сведения, а некоторые зацепились даже за берега Оки в Рязани. Свидетельством тому рязанская лунница 7 века, хранимая в музее города, на которой показана небесная сфера с точкой полнолуния, с пунктами восхода Луны и её заката.
Лунный календарь даже в наше время остаётся популярным. Лунные фазы наглядны, коротки, поэтому удобны в практическом использовании. Солнечный цикл длится 365 суток, поэтому в древности практиковался мало. К тому же на Ближнем Востоке, в точке зарождения крупнейших мировых религий, времена года не так уж сильно выражены. Лунным календарём пользовались иудеи, составившие книгу Ветхого Завета, в которой отмечены невероятно долгие жизни персонажей, аж до цифры 900. Переведите библейские цифры на солнечный календарь, то есть разделите их на 12,4 – получите несколько больше 70-ти лет. В Ветхом Завете применялся лунный календарь, а в Новом – перешли на современный, на солнечный, от Рождества Христова. Пересчитать все даты и исправить подлинники древнейших текстов невозможно. Люди искренне удивляются нереальным длинным срокам, которые служат аргументом в пользу святости древних манускриптов. Исторический факт перемены календарей замалчивается, да никто и не требует занудных объяснений.
Скелет девочки, откопанный на Косогоре напротив Красного Буерака
В лето 2020 года липецкий археолог Григорий Земцов проводил раскопки на левом берегу Красивой Мечи. На Косогоре экспедиция откопала скелет девочки из погребения вятичей 5 века. Лунных амулетов при ней не найдено, но разве случайно могила устроена напротив святилища Красного Буерака? И опять… девочка… По мнению учёных, Лунница покровительствовала мечтательным девушкам.
Поселение славян восьмого века открыто в нижнем городе Лебедяни, на месте древнейшего посада. Здесь пролегает улица Ситникова (бывшая Покровская). Вероятно, при сносе Покровской церкви был обнажён древнейший культурный слой. В 1976 году, на её площадке обыкновенный школьник Игорь Кузьмин подобрал вещичку, похожую на пряжку. Мальчик полюбовался затейливой бронзовой фигуркой и отнёс в музей. Как Лунница ушла в землю? Вероятно, шнурок перетёр тонкую дугу или она сломалась. Амулет покинул надоевшую хозяйку, и через полторы тысячи лет попал в хорошие руки. Кто теперь расскажет, стоял ли языческий храм на месте церкви? Какая красавица из племени вятичей носила на груди самый загадочный амулет эпохи язычества? Хочется верить: моя бабушка.
Такой затейливой Лунницы подлунный мир ещё не видывал. Даже крепёжные гвозди стенда, по-незнанию забитые в лунные отверстия, не портят магическую композицию. На небесной дуге, как на коромысле, повисли два отверстия на расстоянии 30 мм друг от друга, одно из которых изображает восход Луны, а второе – закат. Часть отломанной дуги утеряна. Возможно, третьим отверстием на её вершине было отмечено полнолуние. Размер по вертикали около 40 мм. По центру композиции повис стареющий полумесяц рожками вверх, который разделяет функции светила на небесные и земные, пунктуально и точно выполняемые миллионы лет. Полная Луна постепенно растрачивает силы, за 14 ночей стареет и совсем умирает до новолуния, как будто уходит на подзарядку во Вселенную. Неизменно рождается и за 14 суток вырастает до максимальной величины. Эталонная цифра 7 повторяется в каждой из четвертей. Над полумесяцем, в ущербной зоне древний ювелир нарисовал зигзагом 14 треугольников – суммарное число тусклых ночей в первой и в четвёртой четверти лунного цикла. Семеро треугольников на своих вершинах удерживают семь темнейших ночей, близких к фазе новолуния. Средняя, самая тёмная, показана круглой маленькой точкой, а остальные представлены мелкими прямоугольными выступами. Выступы, будто присоски, поглощают звёздный свет, а семь других треугольников сливают его в лунную миску, зависшую между рожками. Полумесяц направлен сияющим куполом вниз, на Землю, а под ним выставлен весь двадцати восьми суточный лунный календарь, состоящий из двадцати одной точки переходных ночей разной силы, под которыми показано сияние семи ярких, в виде крупных лучистых сосулек-капелек разной мощности. Центральная фигурка – самая крупная, полнолунная. По мере приближения к ней, левые капельки подрастают, а правые убывают, изображая плавный переход лунного диска из фазы роста в фазу старения и умирания.
Лунница – уникальный бесценный амулет наших далёких предков, хранится в Лебедянском краеведческом музее.
Николай СКУРАТОВ, потомок вятичей, расшифровал криптограмму лебедянской Лунницы в октябре 2021 года.
© kamenny-con