Приветствую Вас, Гость

  4.5. Легендарный, летописный Березуй

  Березуй – есть такое славное место возле древнего города Скопина, над которым ярко сияют летописи Куликовского цикла, в котором предания истошно кричат о походе князя Дмитрия \95/. Опять незадача: … нисколько не подходящие к официальному Куликову полю…

 Возврат в предыдущую главу "Кузьмина Гать" http://kamenny-con.narod.ru/index/na-kulikovo-pole-cherez-kuzminu-gat/0-216 

  Как такое может быть? И вообще-то, плохо это или хорошо? Хорошо, что никто не посягнул на местные топонимы, не переименовал гидронимы, не потоптался по народной памяти, не растёр летописный край в ветхий тряпичный Перехвал, как старую Непрядву. Прочтите главу до конца и сами решите: не повезло или повезло?

  Хорошо, что край этот древний Скопинский, не опустошался и не разорялся до тла, как Лебедянский. Свидетели русской истории робко и скромно хранят славную память. Робко и скромно – это как? А так: помнят про поход Дмитрия Донского, рассказывают легенды, но не заявляют о знаковом Березуе, боятся цитировать летописи, нынче несущие крамолу. С другой стороны, не нашлось ни одного голоса против.

Храмы Свято-Дмитриевского Скопинского монастыря

  Уважаемые земляки рязанцы, не пора ли заговорить в полный голос?

  Дождался. Из Скопина пришёл Каменщиков Максим, прочёл в сети публикацию «Куликовская битва – летописи, факты и двойники» и громко заявил:

  «Автор, вы нашли Березуй южнее Скопина, у Дмитриева. Могу добавить, в 10 км севернее вашего Березуя есть речушка Старый Келец, которую называли Березник и деревня Старые Кельцы. Кела – это береза.

  Так же, вы не обратили внимания на сёла Секирино (5 км к западу от Дмитриево), Побединка и Победное (5 км к юго-востоку), Чулково – (рядом), где Мамай чулок потерял при переправе, по легенде. Одни топонимы чего стоят!

  Учитывая, что место битвы неизвестно, а, судя по топонимам, здесь явно был бой, может, это оно и есть?

  Я, как раз, здесь живу, в Скопине. Здесь есть еще монастырь. Был слушок, что и его строил Донской. Сейчас он, кажется, Свято-Троицкий. А Дмитриевский, вроде, Дмитрия Солунского. В нем, по легенде, хранился посох Пересвета. Еще есть село Вослебово, которое связывают с Ослябей.

  От этого места до Куликова поля по прямой около 70 км на запад. Это 3 перехода. До Лебедяни – еще больше. Не понимаю, зачем строить монастырь на таком расстоянии от места боя?

  А около 30 км к северо-востоку, по слухам, у с. Делехово исчез обоз с трофеями. Трофеи исчезли вместе с отрядом охраны. Спрятали, все погибли.

  Вообще, если идти с юга, имеем сейчас подсохшее болото около 500 м, Старый Келец, за которым обрывистый берег, метров 30 – вверх. Через пару км – ещё болото, Вёрда и крутой берег, на котором Скопин.

  К сожалению, от того монастыря осталась только одна перестроенная башня. Я был там году в 84-м. С тех пор помню, что башня воротная. Сейчас, кажется, колокольня там – не уверен. Еще из земли торчали купола каких-то помещений подземных. Красный кирпич, купол метров 5 диаметром, около метра высотой. С монахами общался – ничего не знают и знать не желают. Красивые картинки вы, думаю, уже видели – этим постройкам не более 20 лет. Есть еще монастырь – сохранилась довольно длинная стена, по неподтвержденным слухам, его-то Донской и построил. Хотя, откуда у него красный кирпич?

  А на слиянии Вёрды и Старого Кельца был еще женский монастырь – от него не осталось ничего. Вообще, Скопин странный городок. В нем было то ли 11, то ли 13 церквей, причем, немаленьких. Посмотрите старые фото. Это, не считая церквей в окрестных селах».

  Максима дополнил Андрей Серёгин из Кельцов:

  «Среди сельчан есть выражение «идти на берёзу», означающее – «идти в центр деревни». Также на старых картах в этом селе указаны ручей Березовец и Берёзовый верх, а кроме них есть река Старый Келец, село Новые Кельцы и Келецкие Выселки».

  Вот это – факты! Откуда было мне знать? Все апологеты официальной версии напрочь отрицают роль Березуя в истории и уверяют: в районе села Дмитриева ничего берёзового нет, легенд периода Куликовской битвы нет и в помине – сбили меня с толку.

  По мнению профессора В.Н. Морохина, изложенному в книге «Легенды и предания Волги-реки», «…по-мордовски слово «киля» означает берёзу».

  После комментариев Максима и Андрея, просмотрел в сети современные публикации. Все авторы стараются не прослыть крамольниками. Не вступая в спор с официальной версией, хорошо передают местные документы самых разных эпох, кроме Куликовской.

  В конце марта 2020-го срочно собрался и, несмотря на ковидный карантин, пустился в поход на летописный Березуй по боевой трассе Дмитрия Донского. После Данкова дорога пролегает по водоразделам рек, по гребню возвышенностей. Живописная панорама открывается на полсотни километров в обе стороны. Даже разглядел Чернаву, разместившуюся на высоком холме на северном горизонте. Ландшафт этой рязанской окраины странный, весь уставленный холмами, будто большими курганами. Причём пашутся все холмы и распадки. Трактор ходит по ним вверх-вниз, как в потешном мультике. Древний маршрут проходит от Данкова через Ягодное, Архангельское, Кочуры, Заболотовское, Милославское, Горняк, Победная, Скопин. Прокатитесь. Окрыляет сознание великого дела наших предков, а впечатляют разбитые дороги Рязанщины и неописуемая русская природная красота!

  Приведу в кратком пересказе информацию, полученную с сайтов поселений.

Мост на реке Вёрде

  Победная

  На месте нынешнего села Победного (Побединка), по возвращении с Куликовской битвы, великий князь Дмитрий Донской дал роздых своему войску, праздновал победу и принимал рязанских бояр, явившихся к нему с хлебом-солью.

  В селе Воскресенском находилась вотчинная земля Дмитриева монастыря. Окрестные места известны из межевых книг:

 «Межа Слободы Воскресенской, Победное тож, поместной земли Семена Огломазова да Ивана Максимова сына Огломазова с товарищи, Слободки Чулковой казацкой земли до речки Победенки направо к березовому Ржавцу, да вверх по Ржавцу ...» (199).

  Берёзовые рощи спилили на дрова в прошлые века. Хорошо струятся Старый Келец и Вёрда, а Победная и другие мелкие речки пересохли.

  Впечатляет глубокая долина Победной реки, а выражение «к березовому Ржавцу» – особенно удачное – «берёзовое». Оно нам пригодится в конце главы, для связи другого события, с другим летописным Ржавцом, который под Задонском.

  Ни одно знаковое место, связанное с военными действиями древности, не обходилось без святого источника или колодца. На них проводили водосвятия и обряды освящения воинов перед битвами или походами. Для примера, вспомните родник Студенец в районе московской Пресни, на котором благословляли воинов, уходивших на Бородинскую битву. Считается, получив божественное благословение на военный подвиг, уходишь в бессмертие под Покровом Пречистой Богородицы.

  В селе Перехваль, на берегу Перехвалки (Славной реки) есть благословенный Прощёный колодец с часовней Илии Пророка, потерявший историю Куликова поля. В селе Победном над родником стоит Купель \46/, которая стала притягательным знаковым символом Березуя на все времена. У источника располагался лазарет, в котором лечили раны. Подобные источники с особо целебной водой – «белые колодцы», известны и в других местах. Кто теперь скажет, как давно Купель освящена именем святого Целителя Пантелеймона? Во времена Дмитрия Донского или князя Изяслава, на два века ранее? Как бы то ни было, из родника по трубке бежит святая вода.

Купель в Победной 

  Пока все лечились и отдыхали, князь Дмитрий заложил на берегу Вёрды церковь Дмитрия Солунского, ставшую основой монастыря \47/. В ней хранился посох Пересвета.

  Церковная логика внутри себя абсолютна! На Поле Куликовом стоит храм Рождества Христова, как символ победного возрождения Руси. В священной точке Березуя, к западу от Купели, поставлен храм Воскресения Христова \48/, который хранит в алтаре души погибших и умерших от ран воинов, служит им, и ждёт часа воскрешения праведников.

  Село Секирино

  О котором на сайте села рассказал Андрей Алекс:

  «Секирино в качестве села упоминается ещё в 16 веке с Борисо-Глебской церковью.

  Попало село и в полосу великого движения русских войск, шедших на битву к Куликову полю, и с победой возвращавшихся обратно. С этим событием местные жители связывают историю названия села. По этой версии, идя навстречу Мамаю в 1380 году, Дмитрий Донской выслал вперед небольшой отряд, который встретился с передовыми частями татар. Между ними произошла страшная сеча, в которой русские воины посекли татар. От слов «сеча» и «секли» и пошло название села.

  По двум другим, тоже легендарным версиям, название происходит от «секиры» – боевого топора. В первом случае, якобы здесь перед Куликовской битвой ковались секиры для русского войска. Во втором – секиринский воевода повел своих ратников, вооруженных только секирами, на Куликово поле к Дмитрию Донскому».

  Село Чулково

  Впервые упоминается в XIV веке в рязанских документах, как вотчина боярина Кабылы-Вислого, от которого пошел дворянский род Чулковых. Позже оно было сторожевой казачьей слободой.

  Все местные легенды связывают название села с потерянным чулком, на месте которого образовалось первое поселение. Чулком в древности называли сапог. Чулок здесь теряли многие персонажи, начиная с простых разбойников или воинов, кончая царём Мамаем или князем Дмитрием Донским. Сюжеты не сильно отличаются: у растерях сапоги соскочили в топком болоте, беспечные разбойники после привала не успели обуться, а героям, ловившим злодеев, обуваться было некогда. Короче, все персонажи теряли сапоги в Чулково и бегали по болотам друг за другом босиком.

  Восле́бово

  По одной из версий, название села – это дань памяти монаху-воину Андрею Ослябе, героически погибшему на Куликовом поле. Направляясь на битву, он отдыхал здесь с Александром Пересветом. Слово трансформировалось в Вослеба, а затем – в Вослебово.

  По другой версии, у названия села гидронимическое происхождение, и имя ему дала речка Вослебка, с последующим преобразованием этого имени по топонимической модели.

  По окладным книгам 1676-го, в селе Вослеба значилась Христорождественская церковь.

  Село относится к числу наиболее старых поселений края наряду с такими городами, как Пронск, Рязань, Ижеславль, Вердерев, возникших в XII - XVI веках.

  По преданию, село возникло после Куликовской битвы. При возвращении русского войска в посёлке осели раненые воины.

  В 16 веке село Вослеба входило в Пехлецкий стан и принадлежало к вотчинам крупнейших бояр Александра и Василия Никитичей Романовых, которым царь Михаил Федорович приходился родным племянником. Затем вослебовские земли перешли к Алексею Михайловичу.

  Добавлю: эти же Романовы в начале 17 века значились владельцами земель на территории и рядом с современным Липецком. Они же основали город-крепость Романов (село Ленино). Донские казаки поддержали в 1613 году своих земляков Романовых на выборах нового царя.

  Скопин

  «Список Русских городов дальних и ближних» датируется историком В.Н. Тихомировым между 1387-92 годами. Среди городов Рязанской земли, рядом с городами Вердерев и Дубок, упоминается городок Ломихвост. Птицу скопу, от которой происходит название города, иначе диалектно называли ломихвостом. При атаке на рыбу, она резко тормозит хвостом, при этом хвост визуально ломается. Весьма вероятно, речь идет именно о городе Скопине. Город Скопин на самом деле значительно старше, чем принято считать. Как свидетельствуют археологические исследования, укрепленное поселение Лихарево городище существовало близ города уже в XII веке.

  Рядом со Скопиным расположены старинные села – Секирино, Побединка, Чулково, Вослебово, Дмитриево, Княжое, Князево, названия которых напоминают о витязях и князьях, о древних сечах, известных в русской истории.

  Троицкую пустынь под Скопиным заложили в 1385-м году, в честь замирения московского и рязанского князей. Согласно преданию, раненный на Куликовской битве воин, испив из местного источника, получил исцеление. Его в видениях посетил преподобный Сергий и благословил основание обители. В 1620-е на данном месте значился монастырь Святой Живоначальной Троицы. В 1786 году в его постройки перевели монахов сгоревшего рязанского Духова монастыря. С этого момента монастырь называют Свято-Духовым.

  Добавлю: Троицкий Скопинский монастырь составляет пару Свято-Троицкому Елецкому монастырю, основанному князем Фёдором Елецким сразу после битвы. В 1621 году монастырь перевели в Лебедянь.

  Березуй

  В наше время уже никто не спорит о маршруте князя Дмитрия Московского на официальное поле битвы. Историки произвольно нарисовали трассу до нечаевского поля, отбросив все летописные указания и народные предания.

  В данной главе собраны летописные сведения, привязанные к точке Березуя, на которой стоит село Дмитриево с монастырём-памятником, струится речка Старый Келец, звенит родник чистой русской правды в Победной Купели, а в алтаре храма Воскресения Христова живут святые души дружинников Дмитрия Донского.

Воскресенская церковь на реке Победной 

  Первый этап похода князя Дмитрия начался 20 августа и прошёл от Коломны до устья реки Лопасни. В начале второго манёвра, 26 и 27 августа, русская армия переправилась через Оку и пошла по Татарской сакме. По этой дороге можно было идти до Сарая-Берке, при таком варианте развития событий.

 Дорожная карта Куликова поля. Карта-схема пути Дмитрия Донского на Куликовскую битву

  В результате восьмидневного марша прошли 160 км и встали «на этой стороне Дона» в местечке Березуй «в 23 поприщах от Дона, и тут соединились с литовскими князьями Ольгердовичами в 5 день месяца сентября» (200).

  «И приспеша борзо на Дон, и наехаша великого князя Дмитреа Ивановича Московьскаго ещё об сю страну Дону, на месте рекомое Березуй, и ту съвокупишася» (201).

  Название места можно исказить достаточно сильно, и сведения туманны, неконкретны. Это только на первый взгляд и в наше время. А если вникнуть, точнее не бывает – летописец выдал по-полной!

  Сначала посмотрим, что говорят другие источники, менее известные или специально умалчиваемые? Где это место? Версия А.Л. Никитина опубликована в сборнике ИТУАК, а в ней фигурирует верхняя Непрядва:

  «В 40 верстах (64 км) от Непрядвы на восток, неподалёку от Скопина, на левом берегу р. Вёрды, был Дмитриевский Ряжский монастырь, в котором перед битвой был Пересвет с «Грамоткой» и просфорой для князя Дмитрия от Сергия Радонежского – крёстного отца Дмитрия» (202).

Посох Пересвета в краеведческом музее Рязани

  И ещё… Пересвет помолился, облачился в доспехи и оставил свой дорожный посох, который хранился, как реликвия.

  Ошибки А.Л. Никитина: Сергий Радонежский не был крёстным отцом князя Дмитрия, Пересвет уже находился в войске, а благословение принёс некий старец, и на момент встречи, на берегу Вёрды стояла часовня. Хотя, как сказать: вдохновитель похода – тоже «крёстный отец».

  «В то же время прииде к нему посол с книгами от преподобного игумена Сергия, в книгах писано: Великому князю и всем русскым князем, и всему православному въйску мир и благословение! Ещё же дасть посланный старец от игумена Сергия хлебец пречистыа богородица» (203).

  При пересчёте вёрст на километры следует применять к = 1,6. В версте считалось 750 саженей. После реформы 1649 года в версте осталось 500 саженей, при к = 1,063. Цифра «в 40 верстах» подогнана под древние параметры. В летописях её нет.

  В публикации от 1892 года значится верхняя Непрядва, и одновременно показана знаковая точка Березуя, увековеченная на Вёрде, которая ещё не была отброшена и затуманена историками окончательно. С одной стороны, тамбовцы не имели мужества выступить против официального назначения места битвы у верхней Непрядвы, а с другой – игнорировать убедительные факты, говорившие о расположении Березуя. Здесь ярко высвечивается роль служителей культа, как хранителей славного места.

  После битвы, в память о важных событиях, в семи километрах от Скопина Дмитрий Донской повелел поставить Дмитриевскую церковь. Несколько позже, здесь устроили церковь Сергия Радонежского и основали Свято-Дмитриевский мужской монастырь.

  Как же так! Как могли проскочить мимо нечаевского Красного холма?! Березуй не вяжется с ложным холмом. Чтобы попасть к нему из точки Березуя, надо резко свернуть вправо и вернуться назад к северу. Выкрутились, место для фальшивого дублёра подыскали на прямой линии от Лопасни, в Себино, аргументируя тем, что в нём родилась Матрона Московская.

  Дело не в верхней Непрядве. Достоверно указана точка Березуя. Напротив монастыря, в Победной, служит святая Купель, а все окрестности и «берёзовые» топонимы хранят предания о славном прошлом. Посох Пересвета, ставший эстафетной палочкой преданий, после упразднения обители в 20 веке, выставили в музее города Рязани. Символическая эстафета монастыря прервалась – в ней теперь отсутствуют хранители Куликова поля.

  Почему Победная устроилась так далеко? На Куликовом Поле поставили символический храм и основали село Рождественское, которые вскоре сожгли кочевники. Регион Непрядвы-Перехвалки был слабо заселённым. Город Ломихвост-Скопин уже стоял и значился в документах. Из Березуя ушли на битву по Дрысинской дороге – в него же вернулись и основали Победную.

  А как считать «23 поприща от Дона», если по кратчайшему пути на запад от Березуя до Дона около 50 км? Совпадение идеальное, если умножить 23 поприща на 2,16, то получим 49,68 км. В древней Руси поприще состояло из 1000 саженей (204).

  Главное, в поисках отметок, для измерения, ошибиться невозможно. Главный ориентир похода – Дон, поворачивает направо под прямым углом, а вершина угла указывает на точку Березуя \95/. Никакой мистики, сплошная удивительная конкретика. Вспомните выражение «ставить во главу угла» – ну, прямо, про это место!

  Почему так конкретно и точно отмечено это расстояние до Дона? Оно отмерялось по хорошо известной дороге, которая проходила в левобережье реки Паника. Дорога и в наше время хорошо прослеживается из этого угла на Чернаву, Скопин, Рязань. По ней с запада пришли Ольгердовичи, тоже проскочившие мимо официального поля. Березуй не вяжется к верхней Непрядве!

  Берега Красивой Мечи заново заселялись на рубеже 16-17 веков. У подножия Красного холма возникла деревня Одоньева, в которой поставили Димитриевскую церковь. Село стали называть Димитриевским (с 19 века – Троекурово). В 1854 году здесь основали Свято-Димитриевский Троекуровский Илларионовский монастырь. Храмами в честь Димитрия Солунского, духовного покровителя князя Дмитрия, отмечены эти два важных места в истории, на Вёрде и на Мече. Первый связан с началом активной фазы военной кампании, а второй – с её успешным завершением.

  5 сентября в Березуй прискакали разведчики и доложили:

  «Уже царь на Кузьмине гати стоит, но не спешит, поджидает Ольгерда Литовского и Олега Рязанского, а о твоих же сборах царь не ведает и встречи с тобою не ожидает, по письмам от Олега, и через три дня должен быть на Дону» (205).

  Летописец ошибся – Ольгерд к этому времени умер, а выступал его сын Ягайло. Князь Олег состоял в сговоре с князем Дмитрием, писал ему письма и в поход не собирался. В докладе не говорится, что на Кузьминой Гати стоял сам Мамай. Это фигура речи. Войско было царское, мамаевское: на речке Цне коней пас Багун, который мог преодолеть 160 км до Гусина брода за три дня. Сам царь с войском три недели отдыхал на Красном холме, вплоть до дня Куликовской битвы \95/.

  Однако! Прямо раскрыт стратегический план Мамая: Ольгерда и Олега ждали на Кузьминой Гати, а не в Москве!

  Сколько не черните булгарские летописи и русские, достоверные сведения идеально ложатся на свои места.

  Серия благоприятных событий и встреч в Березуе, позволила определиться и перейти к третьему этапу. Благословение вдохновителя всей военной кампании, мудрого старца Сергия Радонежского, имевшего необыкновенно высокий авторитет на Руси, укрепило уверенность в правоте дела и подняло боевой дух войска. Пришла конная дружина литовских князей Ольгердовичей и значительно усилила боевой состав армии. Хорошие вести принесла разведка: две части армии Мамая соединятся на Дону не ранее, чем через трое суток.

   Багун уже скакал по Ногайской дороге. Стало ясно: основные события военной кампании состоятся в Подонье, поэтому приняли решение идти «… за Дон в поле чисто, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы» (206). С берега реки Вёрды армия вступила в фазу активных боевых действий.

  Что скажете, ходил ли Дмитрий Донской через Березуй? Туда, на Куликово поле, он прошёл через Скопин по принуждению – уж так вышло, так сложилась оперативная ситуация. И тут же выскакивает язвительный вопрос к оппонентам: зачем его, измученного, понесло огромным крюком обратно, в ту же Коломну, через этот же Березуй, если, по-вашему, «устоявшемуся» мнению, битва была на нечаевском поле под Епифанью?

Купель и храм Воскресения на реке Победной

  Поход князя Изяслава на половцев

  Вспомним «берёзовый Ржавец» у речки Вёрды, отмеченный выше, и я расскажу вам ещё об одном походе, связанным с этим же ключевым местом. Уж так повезло нашему Березую стоять на большой дороге, на окраине русских земель, и провожать на битвы самых знаменитых князей, освящая славные походы в Купели. Село Победное – дважды Победное! Первый раз за князя Изяслава, громившего половцев, а второй – за князя Дмитрия, победившего ордынцев.

  Подвиги Дмитрия Донского мы помним. Победа Изяслава в союзе с русскими князьями, среди которых рязанские и пронские, суздальские и ростовские, муромские и другие, не менее важна для Руси. Битва с половцами произошла у другого Ржавца, который впадает в Дон рядом с Задонском. В этой ключевой исторической точке в 17 веке стояла Ржавецкая крепость. Здесь, по водоразделу Дона и Воронежа пролегал Дивьев шлях, который перекрещивался с Дрысинской дорогой на Донской переволоке. Два Ржавца связывают названия и дороги, и рязанские участники.

  О великой битве Изяслава с половцами на Гибельном поле у Дона рассказала Никоновская летопись 1160 года:

  «Князь Андрей Юрьев, сын Долгорукого, послал сына своего князя Изяслава и с ним друзии мнозии князи и воинство Ростовское, и Суздалское, и Рязанцы, и Муромцы, и Пронстии и друзии к сим мнози совокупишася к ним же в помощь, и идоша на Половцы в поле за Дон далече, и соступишася на бой, и бысть брань велиа и сечя зла, и начаша одолевати Русстии князи. Половци же разсыпашася на вся страны по полю; Русьским же воем за ними гнавше и пришедшим на Ржавцы, и Половци паки собравшеся удариша на Русское воинество и многих избиша; но паки поможе Господь Бог и Пречистая Богородица христианьскому воинеству, и прогнаша Половцев. Половьцем же разсыпавшимся в поле и бежавшим восвоаси; князи же Русстии возвратишася во своя отнюдъ в мале дружине, вси бо избиени быша в поле от Половцев» (207).

  Будто бы звучит рассказ о походе Дмитрия Ивановича под Покровом вездесущей Богородицы. Половцы покинули донские земли и растворились в составе Золотой Орды.

  Слышу, слышу реплику: Коля, не сочиняй, нету никакого Березуя – есть авторитетное мнение кабинетных академиков, общепринятое.

Дмитриевский монастырь на Вёрде 

  А мы переходим в главу "Дорожная карта Куликова поля. Часть 1"  http://kamenny-con.narod.ru/index/put_na_pole_kulikovo/0-18 

Николай СКУРАТОВ. Последняя правка в июле 2023 года.

© kamenny-con