Приветствую Вас, Гость

  3.6. Большое Попово и Малое

  Новая волна заселения Лебедянского края пошла с конца 16 века. Первыми появились военизированные поселения – казачьи слободы и сёла детей боярских. Следом за ними на плодородные чернозёмы потянулись крестьяне (132):

  «И всего в Лебедянском уезде в Городцком стану четыре села да два сельца да в трёх сёлах по жеребью да четыре деревни да два починка да пустошь. А в сёлах и в сельцах восмь церквей. Пашни церковной земли и прелогу и дикого поля сто семьдесят пять чети в поле, а в дву потому ж».

  На момент переписи 1613 года, вместе с казачьими слободами значатся селения детей боярских и крестьян: Ракитна, Большая Попова Поляна, Перехваль, Романов Рог; деревни: Малая Попова Поляна, Дехтянка, Гусева Поляна, Сутупова; сельца: Черпянь, Сугробы; Павловская пустошь; починки. Романов Рог значится и среди казачьих слобод, и в списке сёл. Объясняется всё просто: в этом поселении на соседних улицах жили казаки, дети боярские и крестьяне. И те, и другие имеются в списках владельцев земельных наделов (133).

  Возврат в предыдущую главу «Казачьи поселения…» по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/kazachi_poselenija_lededjanskogo_kraja/0-52

  Сельцо Лебедянское Городище (на месте современной Лебедяни) числилось за дворянами Вельяминовыми с 1605 года. Можно полагать, что село Большое Попово и другие поселения района возникли в тот же период, и совсем не случайно в документах от 1613 года часто указан факт «старого ево поместья» Лаврентия Безлепкина. Вот только документы на самые первые поместья не завели, наверное, писать отчёты было некогда. Названия поселений встречаются в разных вариациях, а чаще говорится о селе Большая Попова Поляна и деревне Малая Попова Поляна «на озерке под Романцовским лесом». Это зависело от того, как местное население называло их в момент очередной переписи. Причём названия отличаются в церковных документах и в государственных, но они не являются принципиальными. Понятно, что и как называлось и где находилось.

  Документов ещё более раннего периода не сохранилось. Через край проходил древнейший Донской водно-сухопутный путь, поэтому путешественники оставили несколько свидетельств описательного, самого общего плана, на основании которых можно полагать, что поселения здесь существовали издавна. После Куликовской битвы их уничтожили разбойные кочевники, приходившие из Дикого поля. На их местах остались эти самые поляны. В течение последующих 200 лет край был мало заселённым. Сама Лебедянь встала на месте старого городища, а её Троицкий монастырь в 1621 году поставили на Яблоновой поляне. Малое Попово, располагавшееся на местах улиц Барские 1-е и Барские 2-е, ныне входит в состав Большого Попова. Эти поселения ровесники Лебедяни.

 Село Большое Попово

  Платёжная книга Лебедянского уезда 1615 года составлена на основе «Письма, меры и межеванья» писца Осипа Секерина и дьяка Добрыни Русанова. Обширный перечень документов пронумерован А.И. Гамаюновым. Приведу некоторые сведения из них. На стр.176 под №135 говорится:

  «В том же селе Попове Поляне за Лавренътьем Трофимовым сыном Безлепкиным жеребей Поповы Поляны старого ево поместья. А на ево жеребей двор ево помещиков. Да за ним ж бобылей: Васка Данилов, Дружинка Перфильев, Мирошка да Ивашка Федоровы. Пашни паханой десять чети, перелогу дватцать чети, дикого поля сорок пять чети. Обоего пашни паханой и перелогу и дикого поля семьдесят пять чети в поле, а в дву потому ж. Сено и лес писан под Мелентьевою статьею Чеусова. А з живущего ему платить с полуосьмины. А владеет он тем поместьем по писцовой выписи Осипа Секерина да подъячего Добрыни Русанова 122-го году (1613/14 г.)» (134).

  Здесь описано землевладение Безлепкина Лаврентия Трофимовича, входившего в сословие «дети боярские», с его работниками (бобылями), размер налога и указана дата, с которой он им владел. Очевидно, имел он и документ (выпись) на эту землю. Почему год написан сдвоенным? Потому что 1613-й закончился 31 августа, а 1614-й начался 1 сентября – таков был древний календарь.

Фрагмент атласа Тамбовской губернии 1790 года

  Смотрим документ, в котором рассказано о храме:

  «Село Большая Попова Поляна на озерке под Романцовским лесом. А в нем церковь во имя Николая Чюдотворца древена клецки. А в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы, и колокола, и всякое церковное строенье мирское. А на церковной земли поп Яков, пономарь Ивашко Васильев, проскурница Марьица. Пашни паханой и перелогу и дикого поля на пашню пятнадцать чети в поле, а в дву потому ж. Сено тридцать копен» (135).

  Село представляло собой:

  «И всего в селе в Большой Попове Поляне за тридцатью человеки помещики да за вдовою да за недорослем одиннатцать дворов помещиковых, одиннатцать дворов крестьянских, да двенатцать дворов бобыльских. Пашни паханой и перелогу и дикого поля на пашню пятьсот семьдесят пять чети в поле, а в дву потому ж» (136).

Фрагмент из Межевого атласа Тамбовской губернии 1848 года

  Дети боярские Скуратовы

  В документах Лебедянского уезда начала 17 века встречаются имена двух Скуратовых, которые числились детьми боярскими села Ракитны (Старое Ракитино), однако владели землями в Малой Поповой Поляне, на которых стоял старый «двор ево помещиков». Это указание позволяет сделать вывод, что в этих сёлах изначально было «гнездо» Скуратовых Лебедянского края:

  «В той жа деревни за Лаврентьем Лазоревым сыном Скуратовым жеребей Малой Поповой Поляны старого ево помесья. А на его жеребей двор ево помещиков» (137).

Карта 1925-45 годов

  Отец и прадед автора были Прокофьями. В Рязанской области есть река Проня, и даже город Пронск. Неудивительно, что другой Скуратов числился землевладельцем в селе Ракитна (Старое Ракитино) и носил популярное среди Скуратовых отчество:

  «В той жа дрв Ракитне за Ондреем Прокофьевым сыном Скуратовым жеребей села, а на ево жеребей двор ево помещиков. Пашни паханой пять чети, перелогу десять чети, дикого поля десять же чети… А владеет он тем поместьем по государеве грамоте 129 году (1620/21)» (138).

  Церковь села Старое Ракитино в начале 17 века:

  «Село Ракитна на речке на Рокитенке, а в нём церковь во имя Николы Чюдотворца древяна клецки. А около церкви паперть. А в церкви образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строенье мирское. А у той церкви поп Лаврентей, дьячок Оска Лаврентьев, пономарь Трофимка Аристов, проскурница Ульянка. Пашни церковные земли и дикого поля на пашню пятнадцать чети в поле, и в дву потому ж» (139).

  Старое Ракитино стоит в стороне от Дона и стратегических дорог – пряталось в глубине Романцовского леса, что даёт надежду на его существование задолго до 1613 года. Из договора князей Москвы и Рязани от 1483 года известно соседнее село «Романцево с уездом». Ракитна вполне реально могла входить в состав этого уезда.

  «И всего в селе Рокитне за детьми боярскими за сорокью за одним человеком да тремя вдовами да за семью недорослями помещики сорок один двор, да место помещиково, а у тех помещиков тринадцать человек крестьян, двенадцать человек бобылей. Пашни паханой и перелогу и дикого поля девятьсот восмьдесят чети в поле, а в дву потому ж» (140).

  Кроме земель, Скуратовы имели в Большом остроге (в Лебедянской крепости) (141) «дворы осадные лебедянъцов детей боярских: (двор) Ондрея Скуратова да Лаврушки Скуратова ж. Длина двору шесть сажен, поперек пять сажен».

  Эти «дворы осадные» предназначались для укрытия в крепости и проживания в них во время осады или при переходе гарнизона на «чрезвычайное положение», при появлении врагов в пределах уезда. Общий двор может служить указанием на родство этих Скуратовых.

  В документах начала 17 века отмечен сотник Дмитрий Скуратов, водивший полк детей боярских города Мценска (142). В истории известны две ветки Скуратовых: западная мценская, из которой происходил Малюта Скуратов-Бельский, и рязанская, из которой вышли мои предки. Общий их корень пока прослеживается только логически.

Скуратов Иван Сидорович

Скуратовы Валерий Фёдорович и Валентина Михайловна

  Видно, досадили наши рыцари литовским ворогам в середине второго тысячелетия, коли получили прозвище «Скурат» – чёрт, в переводе с литовского, перешедшего из прозвания в звучную фамилию. Скуратовы все такие: яростные, неугомонные... Двое из нашего рода современные генералы: Иван Сидорович – генерал-полковник, командующий береговой обороной Советского Союза и России и Валерий Фёдорович – генерал-майор инженерных войск. Мы с Иваном двоюродные братья, а недавно умерший Фёдор – нам четвероюродный.

  Многочисленные «бояре» здесь не дворяне, а служилые воинские люди – владельцы участков земли (жеребей), а поместившиеся на их землях крестьяне – «помещики». Дети боярские – это потомки княжеских дружинников, утратившие своё древнее звание после замены княжеской власти на воеводскую, а потом и на губернаторскую. Они составляли ударную кавалерию, закованную в тяжёлые латы – это русские рыцари. Княжеская власть была родовой, удельной.

  Н. Слатин, разбирая санскритские термины «Велесовой книги», высказал мнение:

  «Древнерусское «болярин» – воинское звание, дававшееся за храбрость, приблизительно соответствует современному «могучий богатырь». Широкоизвестный титул «боярин», является более поздней формой этого слова» (143).

  В период самодержавной власти, губернатор назначался царём, а дружинники стали государевыми служилыми людьми: казаками, детьми боярскими, стрельцами, пушкарями, которые осваивали новые земли и охраняли их границы, а потом оседали на своих наделах. Дети боярские получали земли в наследуемую собственность, а казаки – в общинную, которую делили раз в шесть лет по количеству мужчин в семье. После упразднения боярства, земли остались в собственности однодворцев. Казаки составляли лёгкий вид кавалерии, предназначенной для сторожевой службы и разведки. Пётр Великий, при создании регулярной армии, переделал детей боярских в крестьян-однодворцев, на тех же собственных наделах. Некоторые из них продолжили традицию тяжёлых кавалеристов, ушли в казармы, и ещё долго служили драгунами. К моменту падения самодержавия, существовала только лёгкая казачья кавалерия.

  В метрической книге Никольской церкви села Попова Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне село Большое Попово Лебедянского района Липецкой области) в актовой записи о рождении от 20 сентября 1820 года указано:

  «У однодворца Андрея Ефимова Скуратова сын Димитрий, дата крещения – 16 сентября» (144).

  Автор происходит от Ефима Ивановича Скуратова в шестом поколении по цепочке: Иван, Ефим, Андрей, Дмитрий, Прокофий, Семён, Прокофий, Николай и имеет продолжение рода: Андрей, Михаил. Документы самого раннего периода сгорели в московских пожарах. Из «Ревизской сказки» известна дата рождения Ефима Ивановича Скуратова – 17 октября 1799 года.

  Все три поселения: Старое Ракитино, Лебедянь, Попова Поляна, в которых отметились Скуратовы – имели престолы храмов, посвящённые Николаю-чудотворцу. Это прямое указание на то, что и поселения, и храмы были основаны одними и теми же людьми, разумеется, не только Скуратовыми, а всем «списочным» воинским составом этих поселений, упорно державшим свои традиции в вере.

  Поместные атаманы детей боярских: Андрей Скуратов, Кондратий Миляев, Ловер Безлепкин имели земельные участки и жалованье по первой статье – «по 200 чети, денег по 7 рублев», а Ловрин Скуратов, Наум Турмышов, Кирей Комарев, Микита Офонасьев, Архип Бахтин, Григорий Чеусов – по второй статье – «по 100 чети, денег по 4 рубли» – это лишь некоторые из известных фамилий Лебедянского района, а другие смотрите на страницах 138-139 (145).

  Романцовский лес, ныне Тютчевский, согласно местным преданиям, простирался до Дона, поэтому Поляны находились под лесом, а река Дон названа озерком. Замечу, что и Лебедянь в «Переписной книге» А. Домогацкого от 1709 года упоминается в связи с озером Великим Лебединым, следов которого не выявлено. Предполагаю, что и в этом случае, и в том, под озером или озерком на местном диалекте значится река Дон. Наш край речной, озёр здесь нет совсем.

  Кроме однодворцев, в обеих Полянах проживали крепостные крестьяне, которые были собственностью помещика, их продавали вместе со скотом и постройками. У крепостных крестьян, в свою очередь, могли проживать и на них работать «захребетники» – батраки, не имевшие своего хозяйства. Государственные крестьяне или однодворцы жили в казённой части деревни, а крепостные – в помещичьей. В документах подчёркивалась их принадлежность к сословиям, вплоть до отмены крепостного права. В местном обиходе до наших дней сохранилось деление жителей села на «барских» и «сельских», а в 20 веке появились ещё и «заводские», с посёлка Сахзавода.

  По документам 1646 года в селе Попова Поляна имелось казённых дворов 21, в которых проживало 57 крестьян с захребетниками. Кроме них было два духовных двора и 10 дворов у помещика, в которых проживало 16 крестьян. В селе появился настоящий помещик – барин.

  По данным переписной книги 1710 года в казённом селе Попово насчитывалось уже 34 двора и 114 жителей (146).

  В межевом атласе Лебедянского уезда от 1790 года показаны два поселения: на месте современных улиц Барские Первые и Вторые – Малая Попова Поляна, а на месте современного центра значится село Попово \9/. На правом берегу Дона, где протянулась современная Калиновка, никаких домов не показано. Согласно местным преданиям, правый берег Дона стал заселяться в начале 19 века, и постройки здесь появились в «Межевом атласе» 1848 года \27 и 34/. Вероятно, Скуратов Дмитрий родился уже в Скуратовке Заречной, относившейся к приходу села Попово.

  След Пушкиных и Пальчиковых

  Весьма любопытные старинные документы, в которых говорится о сёлах Большая и Малая Попова Поляна, обнаружил историк Н.В. Кривошеин в РГДА. Отец А.С. Пушкина около года официально был лебедянским помещиком. В документах речь идёт о сделке купли-продажи Поповского имения. Сергей Львович в имении вообще не появлялся, потому что сделка совершена по доверенности. Документы Николай Викторович опубликовал в газете «Липецкие Известия» (147). Приведу сведения из них, дополненные моими комментариями и подробностями.

  По третьей ревизии, прошедшей в государстве в 1762 году, Больше-Поповское имение значится во владении Николая Ивановича Сабурова. Отставной полковник Сабуров был бездетным, а в 1803 году умер. Имение перешло в наследство трём его двоюродным сёстрам. Две сестры, престарелые девицы Чичерины, Марья и Варвара, были помещицами Козельского уезда Калужской губернии. А третья сестра, Ольга Васильевна, бывшая матерью Сергея Львовича Пушкина, к этому моменту умерла, а доля перешла сыну. Сложилось так, что имение никому из них не было нужно, и встал вопрос о продаже. Покупателем стал Василий Иванович Пальчиков – отставной оберпровиантмейстер, лебедянский предводитель дворянства в 1798–1803 годах, помещик сёл Тютчево-Иншаково, Троицкое-Хрущёво, Брусланово и деревни Гребёнкино. Он был сыном капитана Ивана Филипповича и внуком известного корабельного мастера Филиппа Петровича Пальчикова, соратника Петра Первого, строившего военный флот России и в нашем крае. Потомки этого рода жили в Лебедянском уезде вплоть до революции. Василий Пальчиков, лебедянский «Герострат», прославился тем, что в начале 19 века утопил в Красивой Мече половецкие каменные бабы с кургана Волотова Могила. Позже, 13 июня 1810 года, В.И. Пальчиков продал это имение и крестьян своей сестре Дарье Ивановне за 1400 рублей. Но это была уже другая, родственная сделка, а мы вернёмся к Пушкину.

  Сделка купли-продажи с Василием Пальчиковым совершена в Московском надворном суде второго департамента 11 ноября 1804 года, а 1 декабря того же года зарегистрирована в Лебедянском уездном суде. Документ представляет типовую купчую «О продаже сёстрами девицами Чичериными и Сергеем Львовичем Пушкиным имения в дачах сёл Большая и Малая Попова Поляна». Новому владельцу перешло 25 душ крестьян «мужеска пола с жёнами и новорождёнными после пятой ревизии обоего пола их детьми, с зятьями и с пришлыми, …с господским и крестьянским дворовым огуменным и всяким строением, с хлебом стоячим, молоченым и в земле посеянном, со скотом и птицею и со всяким крестьянским имуществом, с пашенною и усадебною землёю, с лесы, с сенными покосы, с рыбными ловлями и со всеми угодьи» (148).

  Указана цена сделки 5000 рублей.

  В это время Александру Сергеевичу Пушкину шёл шестой год.

  Из данного документа мы узнаём, что двести лет тому назад суммарная численность крепостного населения двух названных сёл не могла превышать сотню человек.

  Происхождение названия

  Разгадку названия села Попово следует искать в селе Старое Ракитино. Здесь на улице Поповке изначально жили «поповские люди», которые владели землями в Малой Поповой Поляне, расположенной в 20 км от Ракитино, о чём говорится в Платёжной книге. Почему так далеко? Не было в тот период свободных пахотных земель в зоне междуречья, занятого Романцовским лесом. Дети боярские получили наделы на Большой и Малой Полянах. Они со временем переселились, на эти Поляны, потому что обслуживать их на таком расстоянии было крайне неудобно. Возьмите в расчёт, сколько сена и зерна перевозили из Попово в Ракитино вброд через Дон и речку Лебедянь?

Улица Поповка в Старом Ракитино

  Найти улицу Поповку помог коренной житель села Сдобников Вячеслав Алексеевич. Нет ничего проще. На улице Поповке села Старое Ракитино стоит поповский дом и церковь. И это несмотря на то, что церковь перенесли на другой берег реки и сменили её престол с Никольского на Казанский. Привычное название Поповки переехало вслед за храмом вместе с домом попа.

  Могло ли быть иначе, если люди и земли в обиходном разговоре были «поповскими» и в Ракитино, и в Полянах? Современный человек сказал бы: «Малая Поповская Поляна», – а в древности говорили: «Меньшая Попова Поляна». Русский язык трансформировался, а смысл остался прежним. Поляны с той поры превратились в сплошные поля, и наоборот, сохранились маленькие лоскутки лесов, которые называются Груздовский и Осиновый Куст. В пользу того, что в этом месте действительно была поляна, говорит факт наличия курганов в границах села. Кочевники выжигали леса по берегам рек, а в чистом поле на возвышенных местах над могилами вождей насыпали курганы. Трава на пастбищах в пойме всегда сочнее, потому что растёт в микроклимате реки. Шапки двух курганов виднелись за железной дорогой, по берегам Поповского оврага, впадающего в Дон с левого берега выше Большепоповского моста. Они давно раскопаны, а их места распаханы. Ещё один стоял на левом берегу в границах села. Его археологи исследовали в пятидесятые годы 20 века. Мы всем классом ходили на раскопки и видели скелет человека, позеленевший наконечник стрелы, сосуды, расставленные по границам могилы.

  Тютчевский лес (Романцовский), по местным преданиям, простирался в древности к югу до Дона и занимал западную половину междуречья. Пальчиковы владели селом Тютчево и лесом, оттуда и произошло его название. В наше время на карте лес ошибочно обозначили «Монастырским», хотя такое название носит маленький лесок в овраге к северо-западу от села Волотово. В эпоху Петра Первого хороший лес использовали для строительства кораблей, а прочий – пожгли на уголь для нужд металлургии. На межевых атласах последних веков лесной массив показан в современных границах, а на месте Скуратовки Заречной – поле. Восточная половина сектора, где стояли Льговка, Второе Б-Попово, Волотово, была свободной от леса с более древних времён, что совпадает с показаниями А. Домогацкого, писавшего об окрестностях Лебедяни в 1709 году:

  «А с одной стороны того города на полдень степь, на восток степь же и леса, а на другой стороне к северу леса и к западу леса, да озеро Великое Лебединое» (149).

  Большепоповский мост. Над Доном улица Набережная.

Большое Попово. Улица Центральная

  Малое Попово

  Вероятнее всего Малая Попова Поляна начинала заселяться с улицы Барские Вторые, потому что здесь имеется обширная пойменная луговина в излучине Дона, называемая Кругом. Дон в этом месте сливается с Красивой Мечой и окружает, огибает этот Круг с севера и с запада, а это удобно для хозяйственной деятельности – река везде рядом. Малая Поляна – потому что мало места. Улица Барские Вторые имеет «Т» - образную форму, а 20 её домов, как и много лет тому назад, стоят на прежних местах. Здесь издавна жили люди, которые носили фамилии Космаковых, Рассказовых, Баладуриных.

  Барская усадьба Устряловых стояла к востоку от улицы на высоком берегу Дона, а её хозяйственные постройки примыкали вплотную к крестьянским домам. В наше время от неё остались следы в виде оплывших фундаментных траншей да островки одичавшей сирени. По свидетельствам людей старшего поколения, все сооружения растащили мужики после революции, и при этом дрались между собой за кирпичи и брёвна, из которых строили свои дома. На месте хозяйственных построек усадьбы располагался скотный двор колхоза «Россия». В семидесятые годы 20 века его снесли за ненадобностью после того, как запустили огромный животноводческий комплекс к югу от села.

  Полагаю, с ростом численности населения, появилась улица «Николавка», которая вела от барской усадьбы на юг, в сторону церкви святого Николая. Улица уходит от реки, поэтому на ней трудно было хозяйствовать: поить скот, поливать огороды, стирать, брать питьевую воду. Колодцев в Попово мало, потому что водоносный пласт залегает на большой глубине. Барские Первые ей присвоили в 1991 году при кадастровой записи, не задумываясь, где фактические первые, а где исторические вторые. Она Первая, по ходу от центра села. Барские Вторые, назывались просто – «Барские», что говорит в пользу их большей древности.

Примечания и источники информации открываются в меню сайта или по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67 

Продолжение темы села Попово следует на странице "Деревня Калиновка", открывается в меню сайта или по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/derevnja_kalinovka/0-77 

Последняя правка в июле 2023 года. Николай СКУРАТОВ

© kamenny-con