Приветствую Вас, Гость
  Глава 2. Турмышская дорога на Старый Данков.

(Начало 2-го раздела "Древние дороги..." выбирайте в меню сайта или перейдите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/drevnie_dorogi/0-7 )

  Турмышская дорога в зоне междуречья значится в документах о сторожах от 1571 года. Её первая точка отмечена на Старом Турмышском броде Красивой Мечи в Троекурове, а вторая:

  «14-я сторожа вверх по Вязовке на Турмышевской дороге от Донкова 12 вёрст» (14).

  Первая точка на Мече сомнений не вызывает. Документы, показанные в разделе «Два Каменных Коня», вполне убедительны и достаточны.

Место Старого Турмышского брода в Троекурово.

  Вторую точку, где стояла 14-я сторожа, по данным сведениям определить трудно – они противоречивы. Что брать под сомнение, пункт базирования на речке Вязовке или расстояние в 12 вёрст? Попробую разобраться, и не стану подвергать сомнению только один факт – пикет стоял на Турмышской дороге.

  По устоявшемуся мнению данковских краеведов, ошибочно отмерявших расстояние от нового Данкова, точка падает на Вязовку в село Ярославы. Только вот, отмерять все дистанции до 1619 года следует от Старого Данкова, а от него до села Ярославы не сходится расстояние, потому что здесь около 25-ти, что вызывает большие сомнения в локализации сторожи в этом месте. Да ещё эта точка находится в стороне от прямого маршрута Старый Турмыш (Троекурово) – Старый Данков. «Вверх по Вязовке» звучит не пунктуально.

Сторожи на Мече по Загоровскому.

Анализируя эту версию, надо иметь в виду, что все топонимы, связанные с Турмышом, были нанесены на карты в последние десятилетия на основании ошибочных выводов В.П. Загоровского (р. 28): «У Дона, южнее г. Данкова, основанного в 1568 году» (15). До недавнего времени датой основания нового Данкова ошибочно считался 1563 год, поэтому все документы от 1571 года лепили к устью Вязовки. Надо смотреть и понимать чётко, что в документах после Смутного времени речь о Турмышской, Дрысинской, Зеленковской дорогах вообще не идёт. Дороги остались на прежних местах, и прочерчивать их следует на основании документов от 1571 года, отталкиваясь от Старого Данкова. Тем не менее, можно взять в расчёт, что 14-я сторожа располагалась где-то в данном районе, в направлении на Вязовку. Ошибки в документах встречаются, однако, 14-я сторожа стояла на большой дороге. Расстояние до неё было хорошо известно, оно отмеряно конкретно, а вот положение точки указано расплывчато, и её следует поискать, применяя логику. Поступим просто: прочертим циркулем дугу радиусом в 12 вёрст из места Старого Данкова, из точки крестика, что повыше Стрешнево, и посмотрим, что под неё попало? Точнее всех перечёркнуты Колодези, которые, к тому же, устроились на одном из верхних притоков Вязовки. Но прикрытие западного направления со стороны Тулы вызывает сомнения – налётчики, как правило, ходившие с юга, мимо Данкова уже проехали.

Другая точка, отлично подходящая под основное направление Турмышской дороги, приходится на село Кудрявщино, только речка здесь другая – Паники, которая портит логику (р. 12). Если взять в расчёт 14-й номер сторожи, последний по списку, а это означает – самый ближний от крепости контрольный рубеж, расстояние до которого знали лучше других, то Кудрявщино на левом берегу речки Паники имеет предпочтение по сравнению с другими пунктами. При измерении длины маршрута до Кудрявщино надо засчитать ещё и «поперечную» версту для переправы через Данковский брод. Кроме контроля Турмышской дороги, сторожа следила за движением от Ногайского брода, от самого тревожного направления из Дикого Поля.

  Предыдущий, 13-й пост, поставили на Вязовке, на точке пересечения Дрысинской дороги со Столповой, что вполне логично вписывается в стройную систему (р. 1).

  Попробую понять, в чём причина такой ошибки или неточности? Думается, в странных похожих названиях двух речек. Судите сами: речка, впадающая с левого берега в Дон повыше Данкова, называется Паника, а ниже и с правого берега – Паники. Правильно было бы указать в документе место сторожи – «вверх по Панике», а в смысловом значении тут можно запутаться: где сторожа, на этой или совсем на другой речке? Попробуйте сами просклонять и произнести названия этих речек, что у вас получится? Но, догадки к делу пришить трудно. Авторы текста попытались избежать путаницы и не внесли в документ гидроним, играющий в склонениях множественным числом и единственным, звуком и смыслом, ударением, а написали всего лишь указательное направление, направление на Вязовку, что привело к ещё большей путанице, но уже в наше время, что нисколько не мешало делать дело в древности. В те времена было вполне достаточно двух точных сведений: Турмышская дорога, приходившая с юга, и расстояние в 12 вёрст. Ошибка ярко высветилась на карте от 2000 года издания: урочище в нижнем течении речки называется «Поники», а сама речка «Паники», и верхняя речка по-прежнему «Паника» с ударением на втором слоге. Чудесная лингвистика!

  Если ориентироваться на эти сведения, поправки и гипотезы, то можно предположить, что на Красном Холме Турмышская дорога отделялась от Столповой, через Турмышский брод в Троекурове (через тот, который мелкий и горбатый) переходила на левый берег Мечи и через середину Вязовки попадала к Старому Данкову. В междуречье она шла, придерживаясь меридиана 39 градусов, а прийти могла только с Нижнего Дона. Беря за основу просёлочные дороги, показанные на современных картах, не трудно прочертить её маршрут по пунктам: Губино, Хрущёво-Подлесное, Зашево, Городки-на-Вязовке, Политово, Кудрявщино в верховьях Паники (снова проблемы, на какой речке?!), Бибиково – получится идеально прямая и короткая дорога от Красного Холма до брода у Старого Данкова в Верхней Павловке, которая срезает большую донскую петлю, выпученную к востоку (р. 2).

  А куда же дальше? Если проследовать по прямой через Полибино, то вольёмся в Михайловскую дорогу, которая, предположительно, становилась Болвановской выше Михайлова. А если перейти по броду в Старый Данков, то можно продолжить путь в Рязанские земли на Чернаву, Скопин, Ряжск. Здесь следует обратить внимание на созвучие русской Болвановской дороги с татарской Балской, которые имеют одно назначение и направление – приходят из Северо-Восточной (Балынской) Руси.

  Турмышская дорога служила прямым продолжением маршрута пришедшей с юга Столповой дороги. К востоку от сарматского городища у Слободки перекрещивалась с другими дорогами: Ногайской, Дрысинской и Зеленковской. По-другому маршрут и предназначение Турмышской дороги определить невозможно – получится дублирование других дорог междуречья.

Примечания и источники информации открываются в меню сайта или по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67 

 Продолжение темы раздела "Древние дороги..." открывается в меню - "Дубок на Дрысинской дороге" или по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/dubok_drisinskaya_doroga/0-10 

 Представлена последняя правка на декабрь 2017 года.

Николай СКУРАТОВ. 

 © kamenny-con