Варькин камень
Много лет тому назад, в пору моего детства, слышал эту древнюю легенду от своих земляков. Полузабытая, она напомнила о себе снова, когда моя сестра Вера стала раз за разом рассказывать о необычном камне-песчанике, вечном её хранителе, который лежит в овраге Крутой Верх, и настойчиво предлагала посетить загадочное место.
Белый медведь - Варькин камень
В настоящее время к Варькиному камню, похожему на огромную голову белого медведя, протоптали тропинку туристы. Кабы не легенда, то назвал бы его «Медвежьим камнем» или «Змеиным» потому, что ещё одно изображение медведя имеется на поверхности, обращённой на север, а змеи сторожат живую и мёртвую воду в его источниках. Источник живой воды устроен в глазнице белого медведя, а мёртвая – сочится из самого сердца другого. А ещё, на камне нанесены странные знаки – петроглифы, которые расшифровать никто не сумел.
Бурый медведь - Варькин камень
Восстановить историческую датировку событий, о которых говорится в легенде, оказалось делом нетрудным. Крымские татары набегами проникали в Лебедянский край вдоль берегов Дона и терзали юг Руси до середины 17 столетия. Они грабили поселения и уводили людей в рабство. Один из последних набегов прошёл через село Большая Попова Поляна, и военно-морской поход, теперь забытый, стартовал по Дону в 1662 году от казачьей слободы Романов Рог Лебедянского уезда и проложил маршрут для донских походов Петра Великого, стал прологом покорения Азова.
В те времена село было небольшим. В домах у восточной окраины жили и трудились на земле две дружные семьи. В одной из них вырос сын Василий. Пора бы парню жениться, но он не торопился, потому что ждал, когда у соседей подрастёт красавица Варя. Свободные минуты, когда можно было уйти от дома и погулять, в деревне выпадали редко, чаще всего ночью. Место для прогулок и свиданий в нашем крае только одно – это живописные донские берега. Кто же из лебедянцев не встречал светлые зори над Доном в июне, когда заря не гаснет совсем, а небо на севере остаётся розовым даже в полночь. Влюблённые облюбовали место у большого оврага на окраине села. Сидели на высоком берегу до рассвета, разговаривали о пустяках и мечтали о счастливой судьбе. Днём они работали в поле на своих земельных наделах, в нескольких километрах от Дона. Рядом, на склоне оврага, лежал огромный камень, на котором в минуты отдыха устраивалась парочка.
Когда Варе исполнилось 16 лет, в Петров день сыграли свадьбу. Только их счастье было недолгим. Через несколько недель начался сбор урожая, а этого момента, по-обыкновению, ждали кочевники-грабители. Во время очередного набега забрали обмолоченный хлеб и увели в рабство всех молодых людей, которые попались под руку. Варю и её отца спас случай – их не оказалось дома. Что было делать? Вернулась в родной дом, но каждую свободную минуту приходила на места счастливых свиданий, садилась, а слёзы текли и падали на камень. А через положенное время у неё родилась дочка. Так и жили в доме отца, как две дочери. Прошло около четырнадцати лет. Несмотря на горе, Варвара расцвела краше прежнего. Парни не раз сватались, но получали отказ. Им было не понятно, кого же она ждёт? Из татарского полона никто никогда не возвращался.
Однажды приехал из Лебедяни отец и стал рассказывать новости. Мол, прибыл из Москвы боярин и объявил о государевом указе, по которому надлежало собрать всех мастеровых людей, плотников, кузнецов в Романов Рог – царь затеял строить флот. А для чего ему понадобился флот? Алексей Михайлович собрался в поход против крымского хана, для его усмирения.
Отец был отличным плотником, и дома не появлялся месяцами. У Вари появилась надежда: а вдруг вернётся домой любимый, освободят его в этом походе.
Минуло ещё два года. Ну, вот и настал момент, когда по Дону поплыла флотилия вдогонку за ушедшим ледоходом. Целый день плыли струги, счёта им не было. Потом историки утверждали, что их было пять сотен вместе с судами, построенными у села Тарбеева на реке Воронеж, а воинов двадцать тысяч. Когда суда проплывали мимо, жители выбегали на берег, провожали их и кричали вдогонку: «Ищите моего Петра! Моего Максима!» А Варя просила искать Василия, пока совсем не охрипла. Потом потянулись долгие недели, и появилась новая забота – смотреть вниз по Дону, смотреть и ждать.
Экспедиция прошла успешно. Флотилия достигла Крыма, воины десантировались на берег и освободили много пленников и взяли богатую добычу.
Прошло месяца два. Лето достигло зенита. Наступил долгожданный день, в который Варя не отрывала взгляда от реки. Предчувствие её не обмануло. В полдень над донским лугом, который в народе называется Кругом, что напротив устья Красивой Мечи, вдруг вспорхнул красным петухом и захлопал на ветру крыльями царский вымпел на мачте переднего струга, а потом, обогнув этот Круг, выплыл белый парус с огромным ликом Христа. Варя вскрикнула и упала без чувств. На крик прибежала дочь, а на берег высыпали все соседи.
Южный ветер наполнял паруса, и струги быстро бежали навстречу течения, а когда Варя пришла в себя, уже проплывали мимо, а с одного внимательно всматривался в берег бородатый мужчина. Вдруг он спрыгнул с борта и поплыл к берегу. Подошёл к людям Василий и остановился в недоумении: перед ним стояли две красавицы, одинаковые, как близнецы. Обе бросились к нему и повисли на шее.
Счастливый финал очередной истории о любви и верности, как во всех сказках. А вот продолжение мне не известно, но его не трудно предположить. Не сохранилось в памяти, из какой фамилии были эти счастливые люди. Только нет девушек краше, чем в Лебедянском крае.
Можно, конечно, не верить легенде, но тогда, почему камень, на котором ждала своего любимого и плакала Варя, до сей поры течёт её слезами? Он лежит на склоне оврага Крутой Верх, к югу от железной дороги, в направлении на юго-восток от окраины села. Пройдите по правому берегу
Слышали сказку про живую и мёртвую воду? Здесь она рождается. В левой спаренной глазнице стоит мёртвая вода. Она хранится в пасти двуглазого Серого Змея, рисованный отпечаток которого тянется вверх по камню. Правый источник с живой водой опоясала Белая Змея, обвила как всемирно известную целебную чашу, прогнувшись спиной, и зорким оком оценивает обстановку. Живая вода лечебная, поэтому её источник размером больше мёртвого. Вспомните инструкцию из сказки, и ничего не перепутайте – иначе беда! Сначала поливают раны мёртвой водой, и они мгновенно заживают, а отрубленные органы прирастают. Потом окропляют мертвеца живой водой – он оживает. Неизвестно, что несут нам петроглифы на правом краю камня? Может быть, криптограмма хранит инструкцию живой и мёртвой воды? Подобные чудесные глазницы видел и в других местах, на других камнях.
В этих выемках Варькины слёзы скапливаются, как в кувшинах. Настоящие его хозяева – лисы, протоптали тропку к водопою, за что камень иногда называют «Лисьим». Приходят сюда и люди, наполняют ёмкости, уносят с собой и утверждают, что вода помогает от всех недугов. Главное – верить. А те, которые знают настоящую её тайну, под большим секретом расскажут, что эта вода имеет силу верности и любви, и лечит она неверных супругов. Родная земля всегда помогает.
Варькин камень и Геннадий Кривопусков
Источники воды на Руси хранили змеи. Андрей Кайсаров, собиравший мифы славян, 200 лет назад писал:
«Змеи – хранители кладов несметных, трав целебных, живой и мёртвой воды. Змеи символизировали тучи небесные грозовые, мощный разгул стихий. Они многоглавые. Одну голову отсечёшь – другая вырастает и пускает языки огненные, молнии. Змей-Горыныч – сын небесной горы – тучи. Змеи эти похищают луну, звёзды и даже солнце. Змей может быстро превращаться в юношу или девушку, что связано с омолаживанием природы после дождя и после каждой зимы».
Местная молодёжь утверждает в ином варианте. Влюблённым, встречавшим на донском берегу рассветы, нужно в день свадьбы прийти к этому источнику и окропить друг друга чудесной живой водой. Причём, воду надо черпать руками. А какой в этом смысл? Уверяют, что если пройти через этот ритуал, то брак никогда не разрушится, а любовь будет верной и вечной.
Может быть, может…
Ничто не кончается в этом чудесном мире. Как и прежде льются соловьиные песни, дают концерты донские лягушки, сверкают фотовспышками зарницы, стараясь навечно запечатлеть его красоту. Седой благородный красавец Дон катит и катит свои ласковые светлые струи, а на крутых берегах оврага, вокруг Варькиного камня, в канун Петрова дня краснеют россыпи спелой дикой клубники.
Смотрит малиновым оком – любуется, и улыбается влюблённым парочкам недремлющее летнее небо, и приходит рассвет…
Фотоочерк опубликован в журнале «ЛГ: итоги недели» №33, 6 августа 2012 года, в газете «Лебедянские Вести» №121, 18 августа 2012 года и в книге «Каменная сказка Верхнего Подонья» - 2016. Представлена последняя правка в марте 2019 года.
Николай СКУРАТОВ.
© kamenny-con