Месть Пальчиковым
Эта длинная мистическая история завершилась на моих глазах. Она связана с древним дворянским родом, самый известный представитель которого Филипп Петрович Пальчиков был сподвижником Петра I, знаменитым судостроителем. Барский дом Пальчиковых стоял на берегу Дона с южной окраины села Тютчева, вплоть до революции.
На Руси, с самого её крещения, живёт славная забава или традиция топить языческих идолов в воде. Дело это – святое. Помещик приказал мужикам сбросить половецких истуканов с высокой кручи кургана, и, стало быть, получил гарантированный пропуск в рай. Об этом факте долго помнили старожилы, а я в детские годы читал статью в районной газете «Путь Октября». Давайте заглянем в «Адрес-календарь Тамбовской губернии», 1903 года издания. Там живут легенды и предания нашего края, собранные краеведом Алексеем Норцовым:
«На устье Красивой Мечи, в 5 верстах от села Волотово, возвышается огромный курган «Волотова Могила» (т.е. богатырская). На вершине кургана в начале 19 века стояли каменные бабы, брошенные владельцем села Тютчево в реку. В сороковых годах одна такая баба из целого тёмно-серого камня, вымытая вешней водой, была найдена близ устья реки Лебедяни. Баба была изображена в обнажённом виде, неуклюжей, с едва вырезанными чертами лица, рук и туловища; вся выпуклость головы сливалась с телом; живот подпоясан будто по кафтану. По преданию, «Волотова Могила» – место погребения Кунама, но конечно происхождение могилы гораздо древнее».
Отмеченная в конце цитаты баба, стояла на высоком берегу речки Лебедянки рядом с известным родником в Покрово Казацкой Слободе. Она в незапамятные времена была утоплена в реке, однако вылезла на свет. Этот истукан стоял здесь не случайно. Он отмечал место входа в долину речки и возглавлял огромное собрание нерукотворных скульптур, о которых рассказано в отдельных главах «Каменной сказки». Преданий там не осталось. А я поведаю вам, как стал свидетелем мести языческих богов за разорение Чурова комплекса в Удриках. Расскажу о том, как Световид отплатил роду помещика Пальчикова той же монетой, руками потомков тех же тютчевских мужиков.
С древнейших времён мосты через небольшие реки ставили на дубовых сваях. На сваи крепили накат из брёвен, а на накат укладывали отмостку из толстых каменных плит. Во время весеннего половодья уровень воды поднимался выше настила, и ледоход проходил сверху, не причиняя вреда. Уровень полой воды снижался примерно через месяц, и по таким переправам возобновлялось движение. Тютчевский мост построили на Красивой Мече в середине 19 века, в километре от её устья. К тридцатым годам 20 века он полностью обветшал и потребовал полного обновления. В те годы повсеместно разоряли храмы и сносили некрополи дворян. В это же время уничтожили могилы рода Устряловых у Никольской церкви в Большом Попове. С кладбища у Никитской церкви взяли гранитные надгробия семьи Пальчиковых, но топить не стали. Строители посчитали, что это самые подходящие, хорошо обработанные каменные блоки, годные для устройства настила проезжей части. Заодно был повод поглумиться над памятью ненавистного барина.
Мы, мальчишки, ходили на мост купаться и ловить рыбу. С удивлением разглядывали полированные чёрные и красные плиты с крестами, читали надписи на старославянском языке и спорили между собой, какая буква как читается. По этим надгробиям люди ездили десятки лет. По мосту, рассчитанному под гужевой транспорт, в шестидесятые годы 20 века пошла тяжёлая техника. Дубовые сваи-опоры уже подгнили. Летом 1963 года настил обрушился под трактором. Трактор вытащили, а надгробия ушли на дно Красивой Мечи и остались лежать рядом с языческими истуканами. Некоторые плиты видны сквозь толщу прозрачной воды. Барин утопил память о половцах, а Световид стёр память о нём.
Где сейчас эти господа Пальчиковы? Остались ли их потомки, знают ли они об этой мести? Ничего не слышно. Похоже, весь их род пресёкся. Мы-то помним этот урок.
Это были рассказы о вандалах и порочных людях давнего прошлого, а что происходило в наше время?
В 2009 году лебедянский художник Коновалов надругался над языческими святынями Красного Буерака и над Каменным Конём. И пошла цепочка мистических смертей. Первым на трассе у села Тёплого застрелили основателя Сафари-парка. У липецкого «князя», вдохновителя программы бутафорского туризма, сын задавил человека, но каким-то чудом избежал уголовного преследования? Потом сам попал в автоаварию. Нового хозяина Кудыкиной горы, заказавшего Конька-Горбунка, выбросили в Москве из окна высотного дома. Хозяин автобазы, участник шайки вандалов, предоставивший механизмы для перевозки Коня, чудом избежал смерти в автокатастрофе. «Министр природы» Лебедянского района, циничная дама, автор фразы: «В Сафари парке Коню будет лучше – больше народу увидит», – вскоре умерла от рака. Её коллега, «министр культуры», отдавшая суровый приказ: «Этого, скандалиста Скуратова – запретить и никуда не пушшать!» – разделила судьбу подруги. Гнилая элита Липецкой области исторического Коня возвращать отказалась, но запретить меня не удалось – все эти годы работал свободный Интернет – была возможность рассказывать всему миру о чудесной природе Липецкого края и издавать книги на доходы от собственной пасеки. Необычно красочные оригинальные фотоочерки липецкая пресса охотно публиковала, несмотря на запрет.
Печально. Предупреждение о трагических последствиях я сделал сразу же. Его отметил корреспондент Евгений Федерякин в своей статье «Каменный Конь и бог Варуна», посетивший осквернённый вандалами Красный Буерак через трое суток после погрома. Эта его статья опубликована в октябре 2009 года на «Живом Журнале», и свободно открывается по запросу.
Мы продолжаем рушить надгробия, сносить мавзолеи, крушить памятники – стирать память о предках. Они мстят нам за это нашими же руками. Ситуация в государстве периодически меняется. То, что казалось противоречащим идеологии сегодня, через годы воспринимается совсем по-другому. Вот только вернуть святыни удаётся не всегда. Лучше бы памятники вообще не ставить никогда и никому, ни по какому поводу, как запрещено это делать в одной из самых мудрых религий мира. Идеология от века к веку меняется, поэтому памятники попадают в конфликтные ситуации.
Из книги «Каменная сказка». Последняя правка в феврале 2022 года.
Николай СКУРАТОВ.
© kamenny-con