Каменный Конь и месть языческих богов
Эта мистическая история уже много лет творится на берегах Красивой Мечи, набирая сюжетные картинки прямо на моих глазах. Ситуация созревала веками и вошла в активную фазу в момент моего возвращения на малую родину. Лебедянские вандалы, ведомые Почётным скульптором Коноваловым, увезли Каменного Коня с исторического места 9 октября 2009 года и продали на Кудыкину гору. Спорить с глухими и слепыми оппонентами - дело гадкое! Гораздо интереснее наблюдать, как сказочный Конёк-Горбунок топчет своих мучителей.
В «Книге Большому Чертежу» от 1627 года говорится:
«С правыя стороны, пала в Дон речка Лебедянь, а на усть её на Дону город Лебедянь, от Донкова до Лебедяни 20 вёрст. А ниже Лебедяни, вёрст с 8, пала в Дон река Быстрая Меча; на усть реки Мечи с вышныя стороны Волотова Могила».
Кочевники хоронили вождей в курганах, а курганы украшали каменными бабами – хранителями покоя. Несколько истуканов смотрели с высокой кручи на восток, стараясь разглядеть за дальним горизонтом своих братьев на острове Пасхи. Тамбовский историк Алексей Норцов написал о них в «Адрес-календаре» от 1903 года:
«Село Волотово. На устье Красивой Мечи, в 5 верстах от села, возвышается огромный курган «Волотова (т.е. богатырская) Могила». На вершине кургана в начале 19 века стояли каменные бабы, брошенные владельцем села в реку. По преданию, «Волотова Могила», место погребения Кунама».
Кунам, он же Куман – князь половцев-куманов. Экспедиция исследовала курган в начале 20 века и откопала скелет половецкого хана.
Севернее Волотовой Могилы в берегу промыт Красный буерак, а в нём лежат фигуры людей и животных, включая статуи четырёхликого Световида и трёх Коней. Все персонажи вместе с половецкими истуканами-чурбанами входили в состав древнейшего языческого капища, которое в древности называли Чуровым. «… каменные бабы, брошенные владельцем села в реку» — это рассказ про деяния Пальчикова Василия. По его приказу, мужики скатили истуканов с высокой кручи в реку – исполнили жестокую традицию топить идолов в реках и озёрах, существующую со времён крещения Руси.
Андрей Кайсаров, русский профессор, собрал древние мифы и составил брошюру «Славянская и российская мифология», в которой отметил Конька-Горбунка:
«Мифологическое существо Полкан или Полуконь. Полуконь охранял солнечных коней Световида, коней богов солнца или богов-громовержцев. Среди полуконей русские Конёк-горбунок, Сивка-бурка и т.д. По внешнему виду он вполовину или намного меньше героических коней бога, он невзрачный, иногда уродливый даже (горб, длинные уши и т.д.). В метафорическом смысле он именно Полуконь-получеловек: понимает дела людей (богов и бесов), говорит человеческим языком, различает добро и зло, активен в утверждении добра».
Найден оригинал. Описание идеально совпало со скульптурным изваянием, и работает статуя точно по сказке. Более того, у нашего Коня висит длинный язык, поэтому он обязан быть говорящим. Он же на летнем фото Сивка, опалённый солнцем, а на осеннем – Бурка, бурый от влаги и мха. Конёк-Горбунок стоял, над ключевым бродом Мечи, на древнейшей Столповой дороге. Весть о нём в течение тысячелетий разносили по свету путешественники. Люди придумали миф, его записал Кайсаров, а «Сказку о Коньке-Горбунке» сочинил Ершов в середине 19 века.
Каменные бабы лежат на дне Красивой Мечи уже 200 лет. И не подумайте, что подонки жили только в средние века. В наше время вандализм доведён до циничного совершенства. Беспредел творят именитые люди. Прямо на моих глазах и при свидетелях Почётный скульптор Коновалов, а по нечётным – вандал, заявил: «Глава приказал привезти сегодня» – и увёз исторического Каменного Коня на Кудыкину гору. В ответ на мои протесты, мне в лицо прозвучала реплика мадам Украинской: «Там ему будет лучше, больше народу увидит. Приехал тут свои порядки устанавливать!». Эту крылатую фразу слышал и от других компетентных лиц. Исторический памятник, известный в летописях с 1499 года, казачий символ Сторожевой черты 1571 года, талисман моих предков – детей боярских, гнилая липецкая элита сорвала с исторического места и превратила в пошлый сувенир. За этот подвиг в 2018 году конокрад получил медаль «За заслуги перед городом Лебедянью», а в 2023-м титул Почётного гражданина Лебедяни.
Самое главное!
Найден первый летописный документ по истории лебедянского Каменного Коня, который опровергнуть невозможно! Его открыл историк Юрий Звягин из Петербурга (РГАДА. Дела Крымские №2, страницы 515-621, 894-921):
«№60. 1499, марта 16. Посольство от великаго князя Ивана Васильевича в Кафу и к турецкому султану Баязету с Александром Голохвастовым.
1. Лета 7007, марта 16 день, отпустил князь великий гостей Доном на низ в судах; а с ними отпустил в Кафу к Баазит салтанову сыну к Шигзоде салтану, да и во Царьгород к Баазит салтану к турьскому с грамотами Олешу Голохвастова, да с ним послал подъячего Илейку, Юшкова шурина; а клалися в судно на Мече, у Каменово Коня. А толмач с ним Михал.
№81. 1502, апреля 29. Посольство от великаго князя Ивана Васильевича к кафинскому султану Махмет-Шихзоде с Александром Яковлевичем Голохвастовым.
Посольство от великаго князя в Рязань о проводе кафинскаго посла до Дона.
А как его князь великий отпустил, и он под них подо всех дал подводы до Мечи, а послал с ними людей проводити их до Дону, а на Дону дал им судно, да и корм им дал до Азова».
Мистические истории
Языческие боги стали мстить, и пошла цепочка преждевременных смертей или странных происшествий.
Первая история длилась полтораста лет, и связана с древним дворянским родом Пальчиковых. Филипп Петрович был сподвижником царя Петра, мастером корабельных дел, и владел селом Иншаково-Тютчево. Я стал свидетелем того, как Световид вступился за каменных баб и отплатил роду помещика Пальчикова той же монетой, руками потомков тех же тютчевских мужиков.
Тютчевский мост. Место, где он стоял.
Тютчевский мост стоял в километре от устья Красивой Мечи, а мистический Чуров начинается сразу же за ним. В прошлые века мосты через небольшие реки ставили на дубовых сваях, забитых в речное дно. На сваи крепили накат из брёвен, а на накат укладывали настил из толстых каменных плит. В тридцатые годы двадцатого века обновили дубовые конструкции, а для устройства настила, использовали надгробия, снятые с семейного некрополя дворян Пальчиковых в селе Тютчево. В тот исторический период дворянские могилы уничтожали повсеместно. Надгробия запросто топили в реках, как топили языческих идолов в момент крещения Руси. В этот раз мужики решили: хорошо обработанные каменные блоки нужно пустить в дело. Заодно поглумились над памятью ненавистного барина.
Мы, деревенские мальчишки, ходили на мост купаться и ловить рыбу. С удивлением разглядывали полированные чёрные и красные плиты с крестами, читали надписи на старинном языке и спорили между собой, какая буква как произносится. По этим надгробиям, по мосту, рассчитанному под гужевой транспорт, стала ходить тяжёлая техника. Подгнивший настил провалился под трактором летом 1963-го. Теперь надгробия лежат на дне Красивой Мечи рядом с истуканами. Барин утопил память о половцах, а Конёк-Горбунок стёр память о нём.
Где сейчас эти господа Пальчиковы? Остались ли их потомки, знают ли они об этой мести? Ничего не слышно. Похоже, весь их род пресёкся. Неужели так и будем рушить мавзолеи, крушить памятники – стирать память о славных предках? Они мстят нам за это нашими руками. Ситуация в государстве периодически меняется. То, что кажется противоречащим идеологии или религии сегодня – через годы воспринимается до наоборот. Вот только памятники вернуть удаётся не всегда.
После осквернения Каменного Коня, дело праведной мести ускорилось. Через полгода блистательного предпринимателя Сергея Уваркина, прибывшего в московскую командировку, выбросили из окна высотного дома. Сказочный Конёк-Горбунок затоптал своего заказчика и осквернителя. В Липецке Сергея вспоминают часто, как великого деятеля культуры, мецената и благотворителя. Как бы то ни было, а разрушать чудесные природные ландшафты хороший человек не станет, ни под каким предлогом. И летать он не умел.
Мадам Украинская, мастер подмены понятий и автор фразы: «Ему там будет лучше», – занимавшая должность хранительницы лебедянской природы, вскоре умерла от рака. Сбылась её мечта – там ей будет лучше. Ни тени цинизма… Липецкая пресса скорбела, посвящала «министру природы» необыкновенно душевные некрологи, которым завидовала сама Мать Тереза. Без надзора остались поля, засыпанные удобрениями и химикатами по колено, погибающие пчёлы и реки с тухлой водой. Как бы то ни было, лишились мы лучшего в мире эколога.
Хозяин автобазы Терехов, поучаствовал в вандальном деле техникой, поэтому Конёк-Горбунок всего лишь ласково лягнул его копытом, не стал добивать в автоаварии. Предупредил и ждёт, когда у него заговорит совесть, и подаст он платформу, для перевозки Горбунка взад.
Лебедянский «министр культуры» Соболева, скоро умерла от того же проклятого рака, не успела выполнить приказ мадам Кураковой: Скуратова давить и не пушшать ни в какие двери, гнать в пинки скандалиста, несогласного с разорением чудесной природы. Но незадача… Свободный интернет мешает функционерам навести стерильный порядок в сфере культуры. Справедливо сказать: мадам Соболева была простым нормальным человеком. Здесь без вариантов: не посмела ослушаться приказа. Своя рубашка ближе к телу. Апостол Пётр встретил её у Райских дверей, и терпеливо поджидает, чем закончится земное дело о Каменном Коне? Зинаида Павловна! Услышьте! Я скоро приду и проведу Вас в Рай.
Обаятельная красавица, мадам Куракова, высокий пост Министра культуры Липецкой области покинула, потом пробовала надзирать за детьми, а по факту следить за воспитанием новых вандалов – и даже это у неё не дюже получалось. Покорно ждёт своей участи…
Бывший Глава Липецкой области Королёв совершил аварию в сильном опьянении и стал куражиться над потерпевшим. Свидетели сняли эпизод на видео. Олег Петрович вылетел из Сената. Для меня стало сюрпризом: этот человек – такой же лыжник, как я, активно проповедовал здоровый образ жизни!
Знаете, станешь вот так рассказывать людям трагедию Каменного Коня, каждый раз находится некто и ставит логичный вопрос с подковыркой: а что же Коновалов, почему же не наказан по справедливости? Тут несколько важных причин. Думается, он нам ещё нужен, как хороший специалист по перевозкам валунов, поэтому его боги не трогают, берегут на крайний случай. К тому же, все мои знакомые в один голос твердят: Шурик очень хороший душевный человек и большой любитель лошадей. Верю. Превращать исторических коней в сувенирных меринов, у него от предка, от коновала. Напомню, Пальчиковы ждали своей участи полтораста лет. Пусть пока развлекается, и населяет уродливыми железными тварями всю Вселенную. Подождём. Кто отвёз туда – повезёт назад, а Лебедянский фонд культуры нам поможет.
Чаще прочих, от оппонентов выскакивает лукавый вопрос: «А почему же целы Коновалов и его покровитель Акимов?». До поры до времени. Поймите: забодает их Конь – исчезнут главные фигуранты. И кому тогда мы будем предъявлять? Самые благородные люди Лебедяни нам нужны целыми, чтобы всему свету показать их подлое нутро, рассказать, кто предал и продал самый величавый памятник Древней Руси, кто растоптал древнейшую историю Лебедяни. После моей смерти, как только погаснут мои статьи, Конёк-Горбунок непременно расправится с главными вандалами. Я вам не пророк. Это всего лишь элементарная психология: каждый подонок убивает себя сам!
А что же учёные невежды из Липецка? Эти – умелые и опытные, обхитрят любого, даже самого пытливого бога. Директор Найдёнов, не вникая в исторические документы, походя перечеркнул историю древнейшего памятника Липецкой области, механически следуя христианскому завету: идолов топить, жечь, уничтожать. Мадам Чалых, некомпетентный экспертный археолог, никогда не признающая документов, живёт по понятиям, не умеет читать по-русски и страдает куриной слепотой. Маститый картавый краевед Клоков хитро молчит и лыбится – это его противный стиль. Титулованный историк Бессуднов не понимает факт существования древнейшего исторического памятника в Липецкой области.
Фамилии-то все какие! О чём-то говорящие.
Липецкая область образовалась недавно. Научная школа быстро не вырастает. На это уйдёт лет этак 200. В нашем крае хорошие историки были, да все вышли сто лет назад. Остались в Тамбове, после передачи Лебедянского уезда в Рязанскую область. Получилось так: тамбовские ушли, а рязанские прийти не успели. Чехарда с перекройкой границ, на пользу истории не пошла. Шустрые туляки воспользовались моментом. Они бесхозную историю Каменного Коня подобрали и прилепили к своему «козьему» валуну, а столетием ранее нечаевцы подобрали Куликово Поле, потерянное в результате перекройки границ губерний.
В Управлении природы Липецкой области историю Каменного Коня слушать отказались. Они историческими памятниками не занимаются. С другой стороны, в Дирекции по культурному наследию не охраняют памятники природного происхождения. Недоумеваю: кто же охраняет историю Сапун-горы, пропитанной русской кровью? А природные холмы-курганы: Мамаев и Малахов? И летописные речки Нева, Вожа, Угра, Красивая Меча – у нас тоже не исторические памятники? Ах, да! Борьба с язычеством…
Славный русский Конь!
Я не спас тебя.
Гаснет мой огонь…
Ты прости меня!
Блистательная история лебедянского Каменного Коня в развёрнутом виде показана на сайте http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyi_kon/0-48
Николай СКУРАТОВ, академик ПАНИ. Последняя редакция статьи в мае 2024.
© kamenny-con