Приветствую Вас, Гость
 

   Раздел 2. Древние дороги Верхнего Подонья. (Из исторической монографии "Каменный Конь на Куликовом Поле).

  Содержание: 

   Введение во второй раздел.

    Глава 1. Донской водный путь и Столповая дорога.

    Глава 2. Турмышская дорога на Старый Данков.

    Глава 3. Дубок на Дрысинской дороге.

    Глава 4. Зеленковская дорога от Воргола до Дона.

    Глава 5. Ногайская дорога на Гусин брод.

    Глава 6. Михайловская дорога.

    Заключение ко второму разделу.

  Введение во второй раздел.

  Современные люди привыкли к асфальтированным дорогам. А как же в древности? Дороги были грунтовые – зимой заснеженные, а летом пыльные или грязные, затоптанные копытами лошадей и раскатанные тележными колёсами или полозьями саней. Конь – не автомобиль, пройдёт, где угодно.

  Одинаковые критерии выбора оптимального маршрута существовали всегда. Главный из них – кратчайшее расстояние между пунктами, другой – рельеф местности, который в идеале должен быть ровным, часто по водоразделам рек, в стороне от глубоких оврагов, где они ещё не набрали силу. Заболоченную местность обходили стороной. Автору неизвестно о древних мостах на Рязанской Украине, полагаю, в рассматриваемой зоне их не существовало. Ключевыми пунктами на реках были броды, поэтому важнейшие из них отмечены в документах. Речное дно в некоторых местах имело каменное покрытие: природное или искусственное, которое называли гатью. В эпоху коней гати надёжно служили – мосты в половодье сносил ледоход, а над ними проходил сверху. Стратегические маршруты дополняла густая сетка дорог местного значения – стёжек. Если география страны кардинально менялась, то старые направления теряли значение, а иногда совсем забывались. Такая участь постигла одну из самых древних сухопутных дорог Руси – Столповую, которая дублировала Донской водный путь (рис. 2). Следы от неё постепенно зарастают или запахиваются, а берега рек на местах старых бродов выровняли ледоходы и заволокли отложения ила во время половодий. Водные пути создала сама природа. И уж точно – по воде скользить удобней и легче, чем ездить по суше. Повозку заменяет судно, которое может перевезти многотонный груз.

Через Печёрский волок. Картина художника А.А. Зарецкого.

  Один из торговых путей Северной Руси проходил по Днепру, другой – по Дону. На Волге разбойничали враждебные кочевники, и этот вариант стал эксплуатироваться гораздо позже донского. Для того чтобы попасть в соседний водный бассейн, устраивали переволоки, по которым перетаскивали, перекатывали на катках или колёсах даже большие суда, в лучшем случае копали каналы (ф. 38).

   

  Русские суда типа река-море – быстроходные и изворотливые, легко преодолевали волоки, сплавлялись по малым рекам. Струг, от выражения «строгать из целого бревна», имел от десяти до двадцати метров в длину, до трёх в ширину, осадку до метра и кормовое рулевое весло. Из целого бревна строгали киль, а борта делали из досок. Перемещался он под прямым парусом или с помощью гребных вёсел, которых могло быть от шести до двадцати (ф. 48). Плавали ещё и на дощаниках, полностью собранных из досок. Флотилия проходила по течению до сотни километров в день, а путь от Москвы до Азова длился около 20-ти суток. Откуда цифры? Хронометраж экспедиции митрополита Пимена.

  Реки Верхнего Подонья в древности были полноводней, их питали многочисленные малые речки, в наше время совсем пересохшие. Большую площадь тогда занимали леса, которые задерживали воду в почве. Помнится мощное течение в Дону и Красивой Мече, переносившее огромную массу песка ещё в середине 20-го века. В настоящее время песчаные речные перекаты увидишь редко.

  Русское государство тысячелетие боролось за выход к морям, который давал возможность торговать с другими странами. Иван Грозный пытался наладить торговлю через Северное море, а Пётр I «прорубил окно» в Балтику, потом в Азовское море, но на юге мешали турки, сменившие крымских татар в роли главного врага. В очередной раз изменилась география России. В новой обстановке сухопутная магистраль из Москвы на юг прошла западней Лебедяно-Данковского края через Серпухов и Тулу. С отходом Украины и эта дорога потеряла значение. В наше время моря пригодились, как торговые пути в новом варианте – по их дну проложили газопроводы.

  В данном разделе книги сделана попытка заново открыть и описать крупнейшие дороги Верхнего Подонья: Столповую, Турмышскую, Дрысинскую, Ногайскую, Зеленковскую, Михайловскую, что позволило восполнить исторический пробел. Ключом к открытию послужил Каменный Конь, стоявший близь устья Красивой Мечи, от которого вёлся отсчёт маршрутов казачьих патрулей, а названия древних речных бродов и дорог появились в документах о сторожевой службе.

  Для понимания последующего материала рекомендуется прочесть документальный анализ системы бродов нижнего течения Мечи в разделе «Два Каменных Коня».

Здесь представлена последняя редакция на февраль 2017 года.

Для продолжения чтения выбирайте в меню "Донской водный путь и Столповая дорога" в разделе "Древние дороги..."

Николай СКУРАТОВ. 

© kamenny-con