Приветствую Вас, Гость
   Раздел 2. Древние дороги Верхнего Подонья.
 Для полного понимания материалов 2-го раздела , рекомендуется прочесть 1-й раздел "Два Каменных Коня" из исторической монографии "Каменный Конь на Куликовом Поле" http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyi_kon/0-48 

  Содержание 2-го раздела: 

   Введение во второй раздел http://kamenny-con.narod.ru/index/drevnie_dorogi/0-7 

    Глава 1. Донской водный путь и Столповая дорога

                    http://kamenny-con.narod.ru/index/stolpovaya_doroga_donskoi_vodnyi_put/0-8 

    Глава 2. Турмышская дорога на Старый Данков

                     http://kamenny-con.narod.ru/index/turmihskaya_doroga/0-9 

    Глава 3. Дубок на Дрысинской дороге

                    http://kamenny-con.narod.ru/index/dubok_drisinskaya_doroga/0-10 

    Глава 4. Зеленковская дорога от Воргола до Дона

                     http://kamenny-con.narod.ru/index/zelenkovskaya_doroga/0-11 

    Глава 5. Ногайская дорога на Гусин брод

                     http://kamenny-con.narod.ru/index/nogaiskaya_doroga/0-12

    Глава 6. Михайловская дорога. Заключение ко второму разделу

                    http://kamenny-con.narod.ru/index/mihailovskaya_doroga/0-13

  Введение во второй раздел.

  Современные люди привыкли к асфальтированным дорогам. А как же в древности? Дороги были грунтовые – зимой заснеженные, а летом пыльные или грязные, затоптанные копытами лошадей и раскатанные тележными колёсами или полозьями саней. Конь – не автомобиль, пройдёт, где угодно.

  Одинаковые критерии выбора оптимального маршрута существовали всегда. Главный из них – кратчайшее расстояние между пунктами, другой – рельеф местности, который в идеале должен быть ровным, часто по водоразделам рек, в стороне от глубоких оврагов, где они ещё не набрали силу. Заболоченную местность обходили стороной. Автору неизвестно о древних мостах на Рязанской Украине, полагаю, в рассматриваемой зоне их не существовало. Ключевыми пунктами на реках были броды, поэтому важнейшие из них отмечены в документах. Речное дно в некоторых местах имело каменное покрытие: природное или искусственное, которое называли гатью. В эпоху коней гати надёжно служили – мосты в половодье сносил ледоход, а над ними проходил сверху. Стратегические маршруты дополняла густая сетка дорог местного значения – стёжек. Если география страны кардинально менялась, то старые направления теряли значение, а иногда совсем забывались. Такая участь постигла одну из самых древних сухопутных дорог Руси – Столповую, которая дублировала Донской водный путь (рис. 2). Следы от неё постепенно зарастают или запахиваются, а берега рек на местах старых бродов выровняли ледоходы и заволокли отложения ила во время половодий. Водные пути создала сама природа. И уж точно – по воде скользить удобней и легче, чем ездить по суше. Повозку заменяет судно, которое может перевезти многотонный груз.

Через Печёрский волок. Картина художника А.А. Зарецкого.

  Один из торговых путей Северной Руси проходил по Днепру, другой – по Дону. На Волге разбойничали враждебные кочевники, и этот вариант стал эксплуатироваться гораздо позже донского. Для того чтобы попасть в соседний водный бассейн, устраивали переволоки, по которым перетаскивали, перекатывали на катках или колёсах даже большие суда, в лучшем случае копали каналы (ф. 38).

   

  Русские суда типа река-море – быстроходные и изворотливые, легко преодолевали волоки, сплавлялись по малым рекам. Струг, от выражения «строгать из целого бревна», имел от десяти до двадцати метров в длину, до трёх в ширину, осадку до метра и кормовое рулевое весло. Из целого бревна строгали киль, а борта делали из досок. Перемещался он под прямым парусом или с помощью гребных вёсел, которых могло быть от шести до двадцати (ф. 48). Плавали ещё и на дощаниках, полностью собранных из досок. Флотилия проходила по течению до сотни километров в день, а путь от Москвы до Азова длился около 20-ти суток. Откуда цифры? Хронометраж экспедиции митрополита Пимена.

  Реки Верхнего Подонья в древности были полноводней, их питали многочисленные малые речки, в наше время совсем пересохшие. Большую площадь тогда занимали леса, которые задерживали воду в почве. Помнится мощное течение в Дону и Красивой Мече, переносившее огромную массу песка ещё в середине 20-го века. В настоящее время песчаные речные перекаты увидишь редко.

  Русское государство тысячелетие боролось за выход к морям, который давал возможность торговать с другими странами. Иван Грозный пытался наладить торговлю через Северное море, а Пётр I «прорубил окно» в Балтику, потом в Азовское море, но на юге мешали турки, сменившие крымских татар в роли главного врага. В очередной раз изменилась география России. В новой обстановке сухопутная магистраль из Москвы на юг прошла западней Лебедяно-Данковского края через Серпухов и Тулу. С отходом Украины и эта дорога потеряла значение. В наше время моря пригодились, как торговые пути в новом варианте – по их дну проложили газопроводы.

  В данном разделе книги сделана попытка заново открыть и описать крупнейшие дороги Верхнего Подонья: Столповую, Турмышскую, Дрысинскую, Ногайскую, Зеленковскую, Михайловскую, что позволило восполнить исторический пробел. Ключом к открытию послужил Каменный Конь, стоявший близь устья Красивой Мечи, от которого вёлся отсчёт маршрутов казачьих патрулей, а названия древних речных бродов и дорог появились в документах о сторожевой службе.

  Для понимания последующего материала рекомендуется прочесть документальный анализ системы бродов нижнего течения Мечи, документально и подробно раскрытый в разделе «Два Каменных Коня» http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyi_kon/0-48 

Здесь представлена последняя редакция на декабрь 2017 года.

Для продолжения чтения выбирайте в меню "Донской водный путь и Столповая дорога" в разделе "Древние дороги..." или перейдите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/stolpovaya_doroga_donskoi_vodnyi_put/0-8 

Николай СКУРАТОВ. 

© kamenny-con