Приветствую Вас, Гость

  Лебедянь из Лебедии

  Рязанское княжество заселялось в первом тысячелетии с берегов Днепра северным маршрутом по Оке и юго-западным вверх по Дону. Вторая обратная волна заселения Лебедянского края пошла из Рязанских земель в 12 веке, после сокрушительного поражения половцев дружиной князя Изяслава на Ржавце под Задонском. 

  О великой битве на Гибельном поле у Дона рассказала Никоновская летопись 1160 года:

  «Князь Андрей Юрьев, сын Долгорукого, послал сына своего князя Изяслава и с ним друзии мнозии князи и воинство Ростовское, и Суздалское, и Рязанцы, и Муромцы, и Пронстии и друзии к сим мнози совокупишася к ним же в помощь, и идоша на Половцы в поле за Дон далече, и соступишася на бой, и бысть брань велиа и сечя зла, и начаша одолевати Русстии князи. Половци же разсыпашася на вся страны по полю; Русьским же воем за ними гнавше и пришедшим на Ржавцы, и Половци паки собравшеся удариша на Русское воинество и многих избиша; но паки поможе Господь Бог и Пречистая Богородица христианьскому воинеству, и прогнаша Половцев. Половьцем же разсыпавшимся в поле и бежавшим восвоаси; князи же Русстии возвратишася во своя отнюдъ в мале дружине, вси бо избиени быша в поле от Половцев».

  Будто бы звучит рассказ о походе Дмитрия Ивановича Донского под Покровом вездесущей Богородицы.

  Половцы покинули донские земли и растворились в составе Золотой Орды.
  Первое упоминание о Дубке и Ельце появилось в Никоновской летописи от 1146 года: 

  «Князь Святослав Ольгович иде в Рязань и быв во Мценске, и в Туле, и в Дубке, и на Дону, и в Ельце, и в Пронске, и придя в Рязань на Оку».
  Главная дорога региона – Дрысинская, пересекала Красивую Мечу в селе Сергиевском в 13 верстах (20,8 км) от Коня. На это указывают документы о сторожевой службе от 1571 года, в которых Каменный Конь из устья Мечи служит чётким неоспоримым ориентиром. Князь Святослав прошёл по городам своих владений через Елец и Дубок, потом через Пронск на Рязань. Маршрут пролегал севернее Лебедяни, поэтому нет о ней упоминания.

 Лебедянь. Вид на церковь Рождества Богородицы с улицы Ситникова.

  Лебедянь получила статус города в 1613 году, с момента назначения первого воеводы Л.А. Кологривова. Известна «Сказка московских дворян Вельяминовых» от 1628-го, по которой Вельяминовы владели сельцом Лебедянское городище в 1605-м. Поселение входило в Данковский уезд. Городище – это бывший город, носивший в прежние времена имя «Лебедянь», но пришедший в упадок.

  Некоторые краеведы предполагают, что Дубок и есть древняя Лебедянь, но нет никакой аргументации в пользу этой версии. Дубок стоял на Донской переволоке. Только в этой крепости могли служить специалисты по перетаскиванию судов между Кочуровкой, впадавшей в Дон, и рекой Ранова, относящейся к Волжско-Окскому бассейну. Городище Дубка раскопано в 1983 году археологами М.И. Гоняным и А.П. Мошинским на правом берегу Кочуровки в 9-ти км от устья. Все находки датируются 12-13 веками.

 Лебедянь на Тяпкиной горе
  Древние артефакты и факты

  Исследования нижнего лебедянского посада проводились к югу от речки Городянки. Площадь, которую занимала древняя Лебедянь, измеряется гектарами. Летом 2003 года к востоку от храма Рождества Богородицы строители случайно откопали захоронение людей и погреб, в котором хранились четыре византийские амфоры 12-13 веков. На них заметны следы пожара. Археологи сделали датировку, но не сделали выводов. Множество беспорядочно лежащих останков людей, погибших насильственным путём в первой половине 13 века – результат нашествия Батыя. Разве возможны другие варианты?

  Здесь же нашли керамику донских славян роменско-боршевской культуры 8 века, стоянку людей раннего железного века. Присутствие боршевцев обнаружено и в верхнем городе, при рытье котлована для здания больницы в 2002-м.

  На площадке Покровской церкви, снесённой в нижнем городе, обыкновенный школьник Игорь Кузьмин, в 1976 году подобрал вещичку, похожую на пряжку. Мальчик полюбовался затейливой бронзовой фигуркой и отнёс в Лебедянский краеведческий музей. Теперь каждый может полюбоваться Лунницей – амулетом славян-вятичей.

Лебедянская Лунница

  В 2012 году археолог Григорий Земцов, в книге «Липецкий край в 3-5 веках», опубликовал результаты раскопок по берегам Быстрой Сосны и вверх по Дону: первые поселения древних славян возникли здесь в 3 веке и закрепились в 5-м, а пришли славяне из Черниговского княжества по реке Сейм с переходом в Быструю Сосну, а далее по Дону. Об этом говорят предметы быта и принцип устройства жилищ.

  В 2019 году, напротив Чурова, на левом берегу Мечи тот же Земцов исследовал захоронение вятичей 5 века и откопал скелет девочки.

  Период разорения

  Кто разорил ту древнюю Лебедянь и сколько длился период опустошения края? Отсчёт надо вести с 1378 года. По мнению историка Д.И. Иловайского, войска Мамая, которыми командовал Бегич, убегая после поражения на реке Воже, с досады сожгли города Дубок, Переяславль и другие. Митрополит Пимен проплыл по всему Дону в 1389-м и отметил ужасное запустение: на местах городов бродили дикие звери, а людей совсем не видно.

  Другой летописец, описывая поход Тамерлана в 1395-м, отмечает:

  «Оба пол Дона реки пусто вся сотворишу».

  В 1382-м здесь прошёл Тохтамыш, а в 1380-м была битва с Мамаем, а потом досаждали шайки разбойных кочевников. Период тотального разорения длился двести лет. А потом, до середины 17 века на землю Лебедянского уезда приходили грабительские отряды крымских и ногайских татар, и совершали кровавые рейды литовские гетманы.
  Гусин брод

  Батый уничтожил многие поселения, включая Рязань, но всё население не истребил. Хан установил границы в 1238-м. Запретная Гибельная черта – Хэлэк Джэртык, в Лебедянском крае прошла по левому берегу Дона, по древнейшей границе расселения славян, известной с первого тысячелетия. Русские княжества попали под протекторат Золотой Орды. Лебедянь возродилась. Она значилась в булгарских летописях 1380 года под именем Акказ-кичу, что переводится на русский, как белая казарка или лебедь на переправе, известной как Гусин брод. Маленькая речка Лебедянь, на которой стоял этот «Лебедь», тоже называлась Акказ. В «Сказании о Мамаевом побоище»:

  «Уже Мамай-царь на Гусин брод пришёл, и одна только ночь между нами, ибо к утру, он дойдёт до Непрядвы».

  Хотите – верьте, хотите – нет, а подробно все эти моменты раскрыты в моей исторической монографии «Свет забытой Непрядвы», 2023 года издания.

 Лебедянь. Торговые ряды

  Колодезь

  Чтобы пресечь набеги кочевников, на южных рубежах построили крепости, поставили сторожи, и некоторые из них – в Лебедянском крае. В документах 1571 года о Сторожевой службе нет упоминания о Лебедяни:

  «7-я сторожа из Донкова на Дону на Ногайской стороне усть Скверны против Романцовского лесу от Донкова вёрст с сорок, а сторожем на ней стояти из Донкова четырём человеком, а беречи им налево от усть Скверны до Колодезя вёрст с пять».

  Колодезем называли источник питьевой воды, обложенный срубом из деревянных колод, а в данном случае, известный родник Покрово Казацкой Слободы в устье нынешней Лебедянки. О древнем источнике всегда помнили. До него 8 км по левому берегу Дона: 5 вёрст надо умножить на 1,6. Патрули контролировали два стратегических брода: первый – Гусин, в Стрелецкой слободе, а второй – казачий, под Тяпкиной горой. В 17 веке над Гусиным бродом встал Троицкий монастырь, а над казачьим – Лебедянская крепость. На бродах стоят современные мосты: Стрелецкий и Казённый. Дороги к ним протаптывались веками.
  Загадочное озеро 

  А теперь пришло время древних легенд и версий о происхождении имени Лебедяни. Первая – утверждает, что пошло оно от красивых птиц, которые водились на озере, из которого вытекала речка Лебедянь. Версия сомнительная. Чтобы смотреть в небо, считать лебедей и восторгаться ими, надо было обладать сильной поэтикой.
  Утки-лебеди полетели с лёгкой руки писаря И.А. Домогацкого, из его Переписной книги от 1709 года:

  «А с одной стороны того города на полдень степь, на восток степь же и леса, и к западу леса и да озеро Великое Лебединое».

  Почему от «Великого озера» не осталось никаких следов? С возвышенности, которая служит водоразделом Дона и Красивой Мечи, кроме Мещанского лога (он же река Городянка, Городенка, Лебедянь), берут начало несколько больших оврагов. На карте Лебедянского уезда 1790-го, обозначена речка Городенка, но никакое озеро не показано. Домогацкий записал сведения со слов местных жителей, а картографы наносили фактические объекты, и были обязаны отыскать озеро в истоке реки.

  Замечу, село Большая Попова Поляна, согласно документам, с 1613 года стояло «на озерке под Романцовским лесом». Попова Поляна и Лебедянь находились на берегу Дона. Край наш Лебедянский – речной, озёр здесь нет совсем. Полагаю: озером или озерком местные жители называли реку.

  Князь Лебедян

  Есть такая традиция – давать имена поселениям по имени их владельца или основателя. Вспомните, для примера, кто основал Киев, Владимир или Ярославль? Имена птиц в названиях тоже встречаются.
  Вношу собственную версию: имя Лебедяни принес киевский князь по имени Лебедян!
  Гипотеза о переходе названия страны-Лебедии на город, стоявший на её восточной окраине, отражена в публикациях тамбовских историков 19 века. Её выдвинул А.С. Хомяков, потом подхватил А.Н. Норцов, в 20 веке с ней соглашался П.Н. Черменский. Авторы указывали на географическую близость расположения Лебедяни к указанной местности и на созвучие её названия. Осталось неизвестным, какой источник использовался? Секрет открывается в книге «Об управлении империей» византийского императора Константина Багрянородного:

  «Знай, что народ турок имел древнее поселение близ Хазарии в местности называвшейся Леведия – по прозвищу их первого воеводы. Этот воевода прозывался личным именем Леведия». 

  Народ «турки» – предки мадьяр. Их уход с берегов Дона на территорию современной Венгрии датируют 700-м годом. На месте Леведии, между Доном и Днепром, располагалась ей созвучная Лебедия. Говорится, что эти турки жили рядом с хазарами. Археологи локализуют Саркел – столицу Хазарского каганата, в районе Большой Донской Луки на месте посёлка Белая Вежа. В устье реки Воронеж исследован их подземный город. Начиная от Дона, в сторону Чернигова и Киева на карте показаны славяне, а по реке прочерчена граница Киевского княжества.
  В книге отмечено ослабление государства хазар, а потом и турок. Правил турками Леведия, и его же звали княжить хазары. Стало быть, князь был киевским, а народы Подонья жили под его протекторатом.
  Известна легенда: Кий, его братья Щека и Хорив, и сестра их Лыбедь высадились на берегу Днепра, где основали Киев. Там стоит красивый памятник, в их честь. Тут становится понятным, откуда к тамбовцам прилетели «Лыбедь и Лебедь».
  Наконец, настал торжественный момент открыть «Велесову Книгу», в предисловии которой академик Ю.К. Бегунов писал:

  «...До основания Киева (430 г.) Кием и княжении там его рода: Славерь - Верен - Сережень до 880-х годов, когда Олег Вещий стал киевским князем».

  И ещё, в самой книге:

  «И тут Кий умер, тридцать лет владев нами. А после него был Лебедян, его же называли Славерь, и тот жил двадцать лет».
  Вот он, легендарный Лебедян – основатель Лебедяни и правитель Лебедии в 460-480 годы! Как раз 5 век, раскопанный Г.Л. Земцовым! 

  Тамбовские историки не знали о существовании князя Лебедяна и «Велесовой Книги». Её обнаружил Али Изенбек в 1919-м. Книга начала публиковаться с 1954-го, и в историю славян принесла много новой информации, противоречащей устоявшимся историческим канонам, поэтому вызвала споры. Византийскому императору легенды записывать можно, а последнему русскому языческому жрецу – никак нельзя! Можно подумать: небывалая всемирная любовь к Лебедяни, заставила выдумать под неё книги и легенды.

  Где и в чём проблема? В двойных стандартах. Апологетам христианства не так важно, что наговорил там чужой император, но не выгодны свидетельства летописца языческой Руси. В древности простой писарь или монах не смел указывать своё авторство перед лицом князя или игумена, но каждый фальсификатор стремится увековечить своё имя. Велесова Книга – типичное откровение безымянной человеческой души перед людьми, которую не принято обозначать даже перед богами.
  О существовании статуй идолов в ключевой точке дорог люди знали. Религиозные символы имеют притягательную силу – хорошо известно. Древние славяне были идолопоклонниками – не новость. Особенно сильное развитие эта религия получила в Киевской Руси. Святилище Красного Буерака и государственные дела привели Лебедяна в наши края. Князь основал опорный пункт государства на восточной границе и назвал своим именем.

  Лебедия закончилась в 880-х годах вместе с династией Кия. Константин Багрянородный правил в середине 10 века, лет через семьдесят от этой даты, и записал ещё свежие предания. Князь Лебедян попал в историю через императора Константина – это раз, и через Велесову Книгу – это два. А это уже, становится историческим фактом!

  Красный холм

  Во время прогулки по берегу Красивой Мечи, летом 2009 года, автор случайно забрёл в языческое святилище Красного Буерака и увидел нерукотворные статуи: четырёхликого Световида и его алтарь, мохнатого Велеса, солнечного Хорса, богатыря Горыню с сыном Змеем-Горынычем, ясноокую Лунницу, Чашу, заполненную плодами, стадо световидовых коней во главе с Коньком-Горбунком (он же Каменный Конь) и тут же катился румяный разговорчивый Колобок – символ солнышка. Открытие лебедянского Каменного Коня, принесло в оборот массу забытых документов по древнейшей истории Лебедянского края, которые исправляют крупнейшие исторические ошибки.

Красный Буерак - карта-схема

  Рядом со святилищем находился курган Волотова Могила с каменными истуканами-чурбанами, утопленными в Красивой Мече в начале 19 века. Все эти объекты составляли летописный Чуров. Кроме того, в двух километрах от Чурова в овраге Лоск лежит статуя Макоши, представленная перед своим алтарём в ипостасях Золотой Бабы и Жар-Птицы. Оба оврага стекают с вершины холма – Красного, по языческим параметрам.

  Летопись «Задонщина» отметила удивительный Чуров:

  «У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу».

  В этой фразе показан участок правого берега длиной в 30 км, где расположилось татарское войско. Стоять одновременно «у Дона» и «у реки Мечи», можно только в устье Красивой Мечи. И обязательно за Мечой – потому что «хотят реку перейти».

  Что теперь скажете? Разве не в Чуров, не к этим святыням Красного холма стремился князь Лебедян? И Мамай пришёл на Красный холм под защиту и благословение языческих богов. Только не говорите, что и русские летописи – фальшивые!
  Лебедянка, Городянка…
  Как же всё запутано! Речка Лебедянь – Городенка – Городянка – Мещанский лог, а в довесок к ней ещё и Лебедянка.

  В «Книге Большому Чертежу» от 1627 года прямо говорится:

  «С правыя стороны, пала в Дон речка Лебедянь, а на усть её на Дону город Лебедянь, от Донкова до Лебедяни 20 вёрст. А ниже Лебедяни, вёрст с 8, пала в Дон река Быстрая Меча, на усть реки Мечи с вышныя стороны Волотова Могила».

  Эти отрезки хорошо известны: от Лебедяни до Данкова 32 км, а от Лебедяни до устья Красивой Мечи – 13. Курган Волотова Могила стоял на правом берегу Красивой Мечи, на высоком месте в Удриках, в километре от устья. Курган исследован тамбовскими учёными в начале 20 века. На его месте заметен конус раскопа до 20-ти метров в диаметре.
  Речку Лебедянь стали называть Городенкой в конце 17 века, после устройства через неё моста на городнях – на земляных опорах, обложенных камнем, а потом картографы причесали её до типичной Городянки.
  Откуда взялась ещё одна лебединая речка – Лебедянка? Названия, конечно, похожие, но разные. Река Лебедянь течёт через город Лебедянь, а Лебедянка – под Лебедянью. Речка всегда была маленькой, поэтому и на ней лебеди жить не могли: узкое пространство – не для птиц большого полёта.

  В последние десятилетия картографы произвольно переиначили многие топонимы и гидронимы. На современной топографической карте появился Мещанский лог вместо Городянки.
  Родник

  Ещё один родник существует в Лебедяни под скалой, немного выше устья Городянки. Источник необыкновенной силы стал дополнительным фактором возникновения города именно в этом месте. Лебедянцы пробили ствол до уровня подземной реки и качали чистейшую воду прямо в крепость.

  В 1657 году воевода Гаврилко Пасынков доносил царю Алексею Михайловичу:
  «А тайник землёю не засыпан, и тайничный колодезь обвалился. Воды в нём нет».
  Во второй половине 17 века граница государства откатилась до южных морей. Лебедянская крепость утратила боевое значение. Население города росло. Воды, вынутой бадьями с глубины в сорок метров, на всех не хватало. За колодцем перестали следить.
В 19 веке пленные турки проделали к роднику Турецкий спуск и устроили удобный водозабор, на настил которого въезжали на телегах с бочками.

Памятник основателям города

  Лебедянь существовала с 5 века, если её основателем считать киевского князя Лебедяна, и, как минимум, с 8-го – по археологическим находкам. Стояла она на современном месте и прекращала существование лет на двести в период борьбы с кочевниками.

Список использованных источников:
1. Газета «Лебедянские Вести», вкладыш в неё «Лебедянская Летопись».
2. Мифы древних славян. Велесова Книга. Кайсаров А.С. и др. Саратов, «Надежда», 1993 год.
3. Куликовская битва в свете булгарских источников, ответ Рустаму Набиеву. Бегунов Ю.К., Нурутдинов Ф.Г.-Х.
4. История Рязанского княжества. Иловайский Д.И.
5. Лебедянский Каменный Конь из устья Красивой Мечи. Авторская статья www.proshkolu.ru/user/NikolaiSkuratov/blog/72441/
6. Статьи Николая Скуратова на сайте kamenny-con.narod.ru

7. Каменный Конь на Куликовом Поле. Н.П. Скуратов. 2017. Мичуринское издательство.
8. Лебедянь в начале 17 века. А.И. Гамаюнов. 2013 год.
Николай СКУРАТОВ.

Смотрите фильм "Любимая Лебедянь!" https://ok.ru/video/7738265504371
© kamenny-con