Приветствую Вас, Гость
  Глава 3. Дубок на Дрысинской дороге.

(Начало 2-го раздела "Древние дороги..." выбирайте в меню сайта или перейдите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/drevnie_dorogi/0-7 )

  Дрысинская дорога отметилась в документах о сторожах от 1571 года в двух точках. Проведу через них прямую линию, которую постараюсь обосновать документально.

  Место древнего Дрысинского брода в Мочилках

Первая – отмечена на Старом Дрысинском броде Красивой Мечи, что в Мочилках, напомню, на самом удобном мелком броде, а вторая – на речке Вязовке: 

 «13-я на Вязовке повыше Вязовскаго устья на Дрысенской дороге» (16).

  Подходящая точка находится в Барановке. Здесь сторожу поставили не случайно, а сразу на перекрестии двух дорог: Дрысинской и Столповой. На этом бойком перекрёстке в межевых книгах 17 века означен «починок Баранов на речке Вязовенке». Низовья речки были топкими, потому и «Вязовня», а в точке сторожи был нормальный переход.

Ногайский брод в северной части Данкова.

  В зоне междуречья Дрысинская дорога легко прокладывается по современным поселениям и пунктам: Мочилки, Сибильда, Хрущёво-Подлесное, Баловнево, через Вязовку, повыше её устья, потом выше нового Данкова переходит через Дон по Ногайскому броду в зоне Доломитового карьера (ф. 37). На участке от Баловнево через Вязовку и Дон, на современной карте имеются отрезки просёлков, которые служат хорошими указателями старого маршрута, нацеленного от Барановки на урочище Полевой. Участок дороги в левобережье от донского брода до урочища уничтожен карьером (р. 11). Смотрите карту Данковского уезда от 1790 года – на ней участок дороги через Баловнево показан. А куда же дальше? Легко догадаться, что на Дубок, предположительно, стоявший близь волока на речке Кочуровке, а потом, на Рязань, в северо-восточном направлении на Владимир, служивший в древности столицей Руси почти до эпохи Дмитрия Донского. Учитывая, что дороги стремились к максимальной прямоте, Дрысинская дорога срезает кочуровский угол, нарушая договор Хэлэк джэртык, пересекает Кочуровку и уходит в Рязанские земли на Милославское, Скопин и Дмитриевское на Вёрде. Следует обратить внимание, что древний маршрут от Ногайского брода через предполагаемую точку Дубка отлично прочерчен просёлочными дорогами вплоть до Милославского. Новое шоссе проложили в наше время со стороны Данкова рационально через Архангельское, несколько восточнее древнего маршрута.

  Теперь посмотрим, какие свидетельства имеются в других документах.

   Стану утверждать, что две точки Дрысинской дороги, Елец и Дубок, указаны в Никоновской летописи за 1146 год:

  «Князь Святослав Ольгович иде в Рязань и быв во Мценске, и в Туле, и в Дубке, и на Дону, и в Ельце, и в Пронске, и придя в Рязань на Оку».

  В стороне от маршрута находятся Мценск и Тула, что не помешало князю перейти потом на Дрысинскую дорогу и следовать далее по перечисленным пунктам.

  Откуда она пришла на Красивую Мечу? С Чернигова или Киева по древнейшим городам, между которыми дороги были всегда, а далее через Ливны, Елец, Красное.

  Упоминается Дрысинская дорога «во вторичном документе», изданном под редакцией В.П. Семёнова в 1902 году, который называется «Россия», возможно, как проходившая через самый известный и удобный брод. Во втором томе имеется географическое описание средней чернозёмной зоны, а на странице 413-й без ссылки на какие-либо документы говорится: 

  «Верстах в трёх северо-западней Сергиевского у с. Слободка находятся остатки древнего вала. Между Сергиевским и расположенным в 8 верстах выше него по Красивой Мече с. Кузьминской (Кузьминой Гати), близ так называемой татарской Дрыченской или Дрысинской дороги, соединительной между Муравским и Ногайским шляхами, в 1380 году целый месяц стоял с войском Мамай, поджидая Дмитрия Донского» (17).

  Здесь выдан клубок информации из местных названий. Точна только информация о древнем поселении кочевников у села Слободка и стоянии Мамая. Дрысинская дорога, проходившая неподалёку в Мочилках, и другие топонимы сохранялись в памяти, а указать их место невозможно, если не знаешь координаты Каменного Коня. Кузьмина Гать в данном месте назначена историками ошибочно, что подробно разобрано в главе «Дорожная карта Куликова Поля».

Однако безымянная каменная гать имеется ниже Кузьминок, на ней ранее стояла плотина мельницы (ф. 28). А в остальном имеют место быть домыслы авторов от неправильной трактовки местных легенд.

   Чтобы указать место исторического Дубка, достаточно весомых косвенных свидетельств. Они подкрепляются логикой и результатами археологических раскопок. Рационализм и практическая повседневность поставили Дубок в строго определённом месте, разумеется, непосредственно на самом волоке, потому что мастера должны были ходить на работу ежедневно. Встанем на место его обитателей. Кто они были по профессии? Специальность специфическая, практиковалась только в городе, который обслуживал волок. Можно ли их называть волочильщиками, перетаскивателями судов? Для такой работы необходимы специальные инструменты, оригинальная оснастка, приспособления, под это дело обученные тягловые животные. Этот очень сложный комплекс, обслуживать могли только профессионалы. Донская Переволока находилась в самой неспокойной зоне, по-соседству с вечно агрессивными кочевниками, поэтому город должен иметь гарнизон и укрепления.

  Если рассуждать логически, то Дубок мог стоять на левом берегу Дона, на котором расположен волок. Чтобы обеспечивать его функционирование, нужен был на Кочуровке, недалеко от Дона, потому что это положение выгодное со стратегической точки зрения: можно грузить суда после волока, если устроить здесь пристань, и удобно подвозить грузы по сухопутной дороге. Имел право стоять на русской земле, в пределах черты Хэлэк, а в домонгольский период на границе раздела русских земель с угорскими, а значит на правом берегу Кочуровки.

  В настоящее время дорога (бывшая Столповая) рядом с предполагаемой точкой Дубка идёт по правому берегу Кочуровки на село Воейково и имеет продолжение на Старый Данков. Эта дорога показана в межевых книгах Ряжского уезда 1606 года (смотрите в главе «Донской водный путь и Столповая дорога»). Столповая дорога не резала чужой кочуровский угол, а тщательно его огибала в месте современного села Долгое, напомню, чтобы путешествовать с оружием (р. 2).

  Карту Рязанской земли конца 14 – начала 15 веков опубликовал А.И. Цепков. На ней Дубок показан выше Старого Данкова в месте современного поселения Дубки на севере Липецкой области, а Чур-Михайлов – рядом с устьем Кочуровки, что нельзя считать достоверным. Согласно описанию пути митрополита Пимена, Чур-Михайлов лежал в середине дистанции пешего пути, а не в конце – не в самой точке погрузки на суда. Служит ли популярный топоним достаточным указателем? И расположены эти Дубки, прямо сказать, далековато от волока, да ещё, на несудоходном участке Дона, даже, по мнению барона Герберштейна. Легендарный Дубок и современные Дубки, которых в России сотни – это топонимы, связанные между собой одним регионом.

Долина речки Дубок очень похожа на это дерево своей развесистой формой (р. 25). Предъявите документы с результатами раскопок. Их нет и быть не может!

  Какой имелся смысл, таскать суда к этим Дубкам, расположенным в 25-ти верстах от Рановы, на несудоходный участок вверх по Дону, вместо удобной и близкой Кочуровки? Посмотрите в карту: путь от Рановы до Дубков перерезают две глубокие долины речек Рожня и Круглянка. Зачем такое испытание? Уж, ежели тащить, то по короткому отрезку волока, или ниже его, или сплавляться по одной из этих речек. Полная бессмыслица! О месте Дубка имеются различные предположения разных историков, ни на чём не основанные, противоречащие элементарной логике. Как это ни странно, но ни один из историков не указал на очевидный вариант Донской Переволоки между речками Кочуровка – Ранова, между которыми расстояние около трёх километров. Что, в карты не смотрели? Некоторые из них договорились даже до того, что Лебедянь – это бывший Дубок!

  Куда исчез Дубок? По мнению историка Д. Иловайского, в отместку за поражение в Вожской битве 1378 года, татары сожгли Дубок, Переяславль, другие города, разорили много сёл и увезли многих пленных (18), что и засвидетельствовал летописец: «Понеже вся земля была пуста и огнём сожжена».

  По другой версии, высказанной историком С.М. Соловьёвым, города уничтожили во время специального рейда:

  «Мамай собрал остаток своей рати и в сентябре ударил на Рязанскую землю; князь Олег никак не ожидая нападения после Вожской битвы, бросил города и перебежал на левую сторону Оки, а татары взяли Дубок и Переяславль Рязанский, сожгли их и опустошили всю землю, но дальше, за Оку, не пошли».

  После сожжения Дубка, главным городом региона стал соседний Данков, а местность сохраняла своё легендарное название вплоть до 16 века. К примеру, одна из легенд утверждает, что Ермак Тимофеевич был родом из Дубка (19) – через 200 лет! По московско-рязанскому договору от 1483 и от 1496 годов Дубок переходит во владение рязанских князей. Через сто лет, прошедших со времени сожжения городов, регион продолжал носить древнее название. Данков и Дубок стояли на дорогах, которые вели на Москву, через Рязань и Коломну. Именно к этим временам поменялось стратегическое значение дорог, в связи с переносом столицы Руси из Владимира. Дубок больше не отстраивали, а Старый Данков возрождали неоднократно. Напомню, что барон Герберштейн в 1517 году переправлялся в этих местах у Донка – старого, и в очередной раз разрушенного города, а Дубок теперь вовсе не значился. Мы знаем, куда ушли беженцы с пепелища – на речку Дубок, которая названа ими в память о погибшем городе и показана на карте Данковского уезда 1790 года выше поселения Дубки (р. 25). Данков не смог взять на себя функции города, обслуживающего волок. Зато, на древнейшей Дрысинской дороге, в трёх верстах к северу от предполагаемого места Дубка стоит Дубровка – прямая наследница его имени.

  Обратите внимание. Митрополит Пимен в 1389 году спустил суда в Дон, но не в Данкове, и не в Дубке, потому что прибыл со стороны Переяславля в верховья Дона. В его записках знаменитый Дубок не значится, а ведь он проплыл через Дубки, и отметил бы его популярные свежие руины, если бы они лежали на донском берегу. Барон Герберштейн появился у разрушенного Данкова в 1517-м. Настоящий Дубок остался несколько южнее. Точка показных Дубков нигде не фигурирует, туда не ведут древние дороги – это выдумка историков.

  Холм на предполагаемом месте Дубка над Кочуровкой.

  Однако, показанная Цепковым точка древнего Городища, привела на Кочуровку археологов. Искали Чур-Михайлов, а откопали Дубок. Место раскопок находится в 23-х км от нового Данкова, в 6 км от Дона, непосредственно у трассы волока:

  «Археологические исследования в этих местах проводились в 1983 году в районе села Архангельское (Кочуровское, именуемом также Городищем). В 6 километрах от устья на правом высоком берегу речки Кочуровки было обнаружено городище треугольной формы площадью 1200 кв. метров. Культурный слой на городище достигает 0,3 метра. Были собраны многочисленные фрагменты древнерусской керамики, найден обломок стеклянного браслета. За валом городища находятся два обширных селища, где раскопками обнаружены керамика, хрустальная бусина. Все находки датируются 12-13 веками. Гоняный М.И., Мошинский А.П. Разведки и раскопки в районе Куликова Поля. АО, 1984, с. 47» (20).

  Это и есть легендарный Дубок в точке с координатами 53 градуса 25.854 минуты северной широты и 39 градусов 12.138 минут восточной долготы. Всё подходит под логику его местонахождения и историческую датировку.

Место раскопок Дубка

В наше время на месте города видны ямы, с оплывшими краями, оставшиеся от тех раскопок (ф. 35), а в лето 2014 года начались новые раскопки у подножия холма. Ровная площадка, поросшая дикой земляникой и роскошным ковылём, хранителем тайны, устроилась на высокой каменной скале, нависающей над красавицей Кочуровкой, имеет ширину около двухсот метров и плавно поднимается к северу.

Кочуровка, Старый Данков на карте 1790 года

С восточной и с западной сторон она ограничена глубокими оврагами с отвесными берегами, которые на карте 1790 года назывались Полевой Верх и Большой овраг (р. 24). Достаточно поставить тын с северной стороны, и крепость готова. С этой скалы панорама разворачивается вёрст на десять к югу, поэтому перемещения врагов заметны издалёка.

Речка Кочуровка. Вид с предполагаемого места городища Дубка.

  А как же пристань, где её место? Удобней не подобрать – природа и тут постаралась. Сразу же за восточным Большим оврагом, куда приходила дорога со стороны Рязани, берег полого сходит к речке и завершается просторным лугом, достигающим подножия скалы. В мою честь пушки не палили, а прибыл я на своём автомобиле. Мне сполна достало цветения синих ирисов и седого ковыля, рассказавшего древнюю историю маленькой речки, с берегами, раскрашенными в яркую зелень, и очарования узорочья древней родной Рязанщины, ныне отрезанной от Лебедяно-Данковского края. Умели наши предки дело делать, а попутно ценить красоту и выбирать дивные места!

  Можно предположить, что по древнейшей Дрысинской дороге совершали свои донские походы Владимир Мономах в 1111 году и его сын Ярополк в 1116 году.

  Лаврентьевская летопись говорит на этот счёт:

  «Ярополк ходил в половецкую землю к реке, называемой Дон, и там взял в полон многий и три города половецких: Галич, Чешуев и Сугров» (21).

  Краевед И.Ф. Малюков в книге «Страницы истории Данковского краеведения» (22),  ссылаясь на мнение историков по данной теме, предлагает под Сугров отнести современное село Сугробы; под Чешуев – Тешев, или современный Задонск; под Галич –  поселение Галичья Гора.

  Сомнение вызывает последнее, которое связывается с современным селом Галичья Гора, которое могло возникнуть на правом берегу Дона не ранее 17 века, очевидно, получившее название от одноимённого соседнего топонима.

  В точке под Галичьими Горами стояла 5-я сторожа, которая патрулировала участок «направо вверх по Дону до усть Сосны Быстрые на двенадцать вёрст, а налево до усть Липовиц на десять вёрст» (23), и «берегла» она брод на Дону и дорогу, по которой пролегает современная трасса Липецк – Елец. Очевидно, сторожа стояла на месте современного села Донское – полностью сходятся расстояния и ориентиры.

   Могу предположить, что здесь и стоял половецкий город Галич – на левом берегу Дона, обязательно! И горы стали «Галичьими» от его имени. Место для сторожи выбрано неслучайно – на месте древнего города. Сведения о нём сохранялись, прежде всего, у  кочевников, которые совершали свои рейды по исконным и памятным местам. Эту точку  взяли под контроль по-необходимости.

   Правильно показаны места Сугрова и Чешуева – за Доном. На правом берегу простирались земли Киевского княжества, ещё с первого тысячелетия. Половецкие города в этом регионе могли стоять только за Доном. Ситуация в государствах менялась с переменным успехом от века к веку, но такого принципа раздела придерживались и во времена татаро-монгольского ига в соответствии с договором «Хэлэк джэртык». Проанализируйте современные межгосударственные отношения. И в наше время соседи непрочь предъявить друг другу претензии на исконные земли, бывшие во владении сотни лет тому назад.

  Точка Сугрова требует небольшого уточнения. Село Сугробы стоит на низком берегу Дона, а рядом – село Новоникольское на высоком холме, опоясанном донской петлёй, место которого идеально подходит для устройства крепости. Проверить бы…

  Название Дрысинской дороги исчезло из документов после Смутного времени, с переносом сторожей от лебедянского Каменного Коня к ефремовскому.

Примечания и источники информации открываются в меню сайта http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67 

Последняя правка в феврале 2017 года.

 Продолжение темы открывается в меню сайта "Древние дороги..." на странице "Зеленковская дорога от Воргола до Дона" или перейдите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/zelenkovskaya_doroga/0-11 

Николай СКУРАТОВ. 

© kamenny-con