Приветствую Вас, Гость

          Падение Каменного Коня 16

  От времён Варуны и Световида сквозь тысячелетия по берегу Красивой Мечи прискакал к нам сказочный Каменный Конь и угодил на роль сувенира на Кудыкину гору в бутафорской «Задонщине» – «попал как кур в ощип».

  В Красном Буераке, расположенном недалеко от устья Красивой Мечи, сохранялся до наших дней уникальный языческий комплекс. Его ядро составляли две фигуры или две статуи: Конька-Горбунка и Световида с жертвенными алтарями и несколько фигурантов из их же свиты: Барсук, Голова Змея, Велес, Лунница, Полная Чаша, Змей-Горыныч, Колобок. Статуи уникального пантеона до поры до времени спасал огромный собственный вес, который был не под силу вандалам, чистившим Русь от рукотворных идолов на протяжении целого тысячелетия. Все понимали, что валуны имеют природное происхождение, и делали им поблажку.

  Статуя Каменного Коня отмечена в исторических документах с 1499 года, а в древних мифах и сказках играет роль Конька-Горбунка. Другой персонаж, самый главный из всего комплекса, может претендовать на роль Световида. В момент открытия Красного Буерака я назвал его Красным Великаном и, лишь спустя некоторое время разобрался, кто есть кто? Мои предположения о ролях построены на собственных выводах. Сделать это было несложно. Удивительным образом всё совпадает с описанием из древних мифов – пусть криминалисты позавидуют такому чёткому раскладу.
  

  Культ Варуны, самого древнего ведического бога на Земле, возник на просторах Евразии в 3 тысячелетии до Новой эры, лет за пятьсот до древних греческих богов. Этот момент описан академиком Борисом Рыбаковым в работе «Рождение богов и богинь», опубликованной в 1993 году саратовским издательством «Надежда» в книге «Мифы древних славян. Велесова книга». Академик исследовал керамику трипольской культуры, существовавшей на берегах Днепра, на которых в наше время живут славяне. Учёные однозначно не выводят происхождение славян от трипольцев.  На сосудах бог Варуна изображался в потоках дождя и в окружении змей – хранителей воды. А причём здесь Красный Буерак со своим двуликим Красным Великаном? В том то и дело, что в тридцати метрах от него, рядом с Каменным Конём, лежит второй камень-жертвенник. Да, какой!
   

  На его торцевой стороне, обращённой на юг, в сторону Каменного Коня, имеется крупное, отчётливое изображение крылатого Змея или Ящера с отрубленной одной из двух голов.

  Отсечённая голова валяется здесь же. Овраг выливается на приречную террасу первого уровня. Никто из учёных не догадался исследовать его обширный, отлично заметный конус выноса. Полагаю, что в нём укрыты древние артефакты, а осколки от ритуальной посуды – наверняка. Вершина Удриков вокруг кургана изрыта чёрными копателями. Повсюду валяются осколки керамики, которые грабителей не интересуют, зато удивляют туристов. Исторические сведения о Варуне с Красивой Мечи вряд-ли удастся отыскать.

  Несомненно, столь выразительные статуи давно заметили люди, издревле обитавшие в зоне Нижней Мечи, наделили их ролями в своих верованиях и сказках. Поселения древнего человека в регионе датируются как раз со времён трипольской культуры, начиная с 3 тысячелетия до Новой эры. Самое близкое из них, исследовано в устье Мечи, в километре от буерака. Можно полагать, что статуи обожествлялись, им поклонялись. Они уже давно стояли в готовом виде на Донском водно-сухопутном торговом пути. Эта древняя стратегическая дорога отмечена в булгарских летописях, и именуется как Балская. Эпоха кочевников, поивших коней в Красивой Мече, длилась несколько тысячелетий. Разные народы сменяли друг друга. Можно быть уверенным, что статуя  коня, стоявшая на берегу у речного брода недалеко от устья, вызывала у них благоговение.

  Неслучайно кочевники похоронили вождя в кургане Волотова Могила рядом с Каменным Конём. Для его охраны поставили каменные бабы, чем удачно дополнили пантеон языческих богов Красного Буерака. Вот он период высшего расцвета этого пантеона! Период поклонения главному другу и помощнику всех времён и народов – Коню! Случайно ли конные ярмарки Российского значения в 19 веке проводились в Лебедяни? Думается, в этом была дань древней традиции на прародине казачества. Комплекс Красного Буерака с каменными бабами кургана Волотова Могила назван в "Задонщине" Чуровым. 

  Славяне стали заселять Верхнее Подонье с третьего века Новой эры. Продолжалась «эпоха коней» в период расцвета языческой религии. Вот тут и пригодились эти истуканы, да ещё в составе уникального Чурова комплекса. У славян – вятичей, обитавших в крае с древности, кони были в особом поклонении. Череп коня укладывали под угол жилого дома, ставили на шесте у порога. Лебедянский Каменный Конь тоже стоял на пороге – на границе славянского мира с угорскими народами. Из глубокой древности идёт почитание этого Коня – хранителя русских земель, которое в Средневековье с лёгкостью перешло к казакам, отметивших его в документах о сторожевой службе от 1571 года. Полагаю, что это не первая волна казачьего расселения. Поселения были здесь в период Куликовской битвы, донские казаки встречали войско Дмитрия Донского иконами. Их главная святыня – Донская Богоматерь, хранится в Донском монастыре Москвы. В булгарских летописях в тот период отмечена Акказ – Лебедянь и село Рождественское на Куликовом Поле у старой Непрядвы – в русских. Край периодически разорялся кочевниками, а население неоднократно его покидало. Митрополит Пимен проплыл по Дону в 1389 году и отметил особенно сильное разорение после нашествия хана Тохтамыша в 1382-м. Казаки несли сторожевую службу и ставили новые поселения в Лебедяно-Данковском крае с эпохи Ивана Грозного. По мере продвижения границы Руси, с Верхнего Подонья мигрировали на Нижний Дон. Потомки казаков гутарят на одном диалекте по всему Дону.

  Функции Световида, Конька-Горбунка, Змея-Горыныча прекрасно описаны в работах русских учёных Андрея Кайсарова и Григория Глинки двести лет назад. Они опубликованы в выше названной книге. Световид представлен в русской мифологии даже четырёхликим главным богом, якобы властным на все четыре стороны света, а конь несёт колесницу этого бога по небесной тверди, в соответствии с индоевропейской мифологией. Конь, согласно мифам, получеловек, полуживотное. Среди русских полуконей был Конёк-Горбунок, который охранял и пас солнечных коней Световида. Почему Каменный Конь был такой знаковой фигурой древней Руси? Можно повторить, что его статуя во все века вызывала восторг у путников, проезжавших по древнейшей торговой дороге Руси – Столповой.

  В состав комплекса вписались чурбаны с Волотовой Могилы – её молчаливая стража. Не случайно среди славянских богов-берегинь встречается Чур, которого они наделили функциями хранителя: покоя предков, прав собственности, традиций. Деревянные или каменные чурбаны ставили на границах владений, как межевые столбы. Эти идолы отмечали межу, сохранившуюся до нашего времени, которая проходит от вершины Красного Холма в сторону Красивой Мечи через вершину кургана.  Что истукан половецкий, вряд ли кто из славян помнил. Они полагали, что эта Волотова Могила – могила русского богатыря, поэтому название присвоили соседнему казачьему поселению «Волотова Могила» (современное село Волотово), известному с 1613 года. Языческий Красный холм выделяется на местности и кроме Красного Буерака хранит святилище Макоши в овраге Лоск. 

  Период язычества длился тысячелетия. Народы сменяли друг друга, истуканов наделяли другими функциями, им поклонялись, как самой живой природе. На природу никогда не покушались. Вплоть до эпохи христианства её обожествляли. С внедрением на Руси христианства, приоритеты резко изменились. Славян заставили учить историю еврейского народа и жить по их сюжетам, как по инструкции. Природные символы отошли на задний план. Все языческие капища подверглись уничтожению, а вместе с язычеством уничтожили древнюю историю и культуру славян. Сегодня мы возмущаемся по поводу разрушения наскальных изображений Будды в Афганистане, Пальмиры – в Сирии, а когда вандалы крушат памятники в своей стране, не препятствуем.

  По свидетельствам старожилов, строители скупали крупные камни для фундамента железнодорожного моста, который строился через Дон в 1893 году. Местные крестьяне охотно занялись новым промыслом и собрали все валуны в округе. Вскоре здесь появились тамбовские археологи, они исследовали курган Волотова Могила. После них остался двадцатиметровый кратер раскопа. Тютчевский барин Пальчиков с мужиками сбросил истуканов в Красивую Мечу в начале 19 века. Идолов топить – дело святое! Падение Каменного Коня началось в начале 19 века – с начала разорения языческого комплекса.

  Просвещённые люди России забили тревогу по факту уничтожения древностей в начале 19 века. Андрей Кайсаров написал брошюру «Славянская и Российская мифология», а Григорий Глинка книгу «Древняя религия славян», в которых предупредили соотечественников, что они губят не идолов, для религии опасность не представляющих, а древнюю историю славян. Потом прошла война с Наполеоном, долго было не до этого. Министерство внутренних дел России отреагировало циркуляром «О сохранении древностей и о воспрещении разрушать оные» 31 декабря 1826 года. А 23 декабря 1843 года МВД направило предписание губернаторам выявить места, «где находятся… каменные  бабы на могилах или курганах, где оные поставлены…» и сделать распоряжения на местах «о совершенной неприкосновенности» этих памятников. В Лебедянском уезде бабы стояли на двух курганах. Первый упомянут выше, а второй – в устье речки Лебедянки. Городничий о них не знал, поэтому ответил: «Во вверенном мне городе древностей таковых, чтобы находились на могилах или курганах каменные бабы, не имеется». Однако факт их существования отметил тамбовский историк А.Н. Норцов.

  Донской водно-сухопутный путь работал до эпохи Петра Первого, который пробивался по Дону к Азовскому морю. Постепенно изменились границы государства и, как следствие, направления больших дорог. Новая стратегическая дорога от Москвы на юг прошла через Серпухов и Тулу. Столповая дорога потеряла даже локальное значение после разрушения в 1963 году Тютчевского моста на Красивой Мече. Через Чуров брод с крутыми берегами и глубиной до 70-ти сантиметров на автомобилях не ездят, поэтому береговые участки быстро вышли из употребления: «заколодила дорожка, замуравила» и была забыта. Каменный Конь оказался в глухом месте, в двухстах метрах от береговой линии реки в овраге, который посещали мимоходом лишь местные пастухи. Многочисленные экспедиции, работавшие в устьевой зоне Красивой Мечи в 20 веке, на Каменного Коня не обратили никакого внимания. Световид – Красный Великан, постепенно вышел из почтения и спокойно лежал в глубине оврага. Его и других каменных персонажей нет ни в одном научном отчёте экспедиций, ни в одном каталоге памятников.

  Исторические сведения, легенды и мифы лебедянского Коня с грубой натяжкой переложили на валун возле села Козье в Тульской области, на животное совсем непохожий. Ему приписали посольство А. Голохвастова, которое не могло грузиться за зоной Кураповских порогов в стороне от торгового пути. В. Загоровский поставил от него 11-ю и 12-ю сторожи, которые не вяжутся туда ни малейшим образом. Адресовали окончание Куликовской битвы, которая по факту завершилась близ устья Красивой Мечи, на Красном Холме, где Мамай стоял лагерем перед битвой. Его оформили памятником природы и взяли под защиту. А в это время лебедянский оригинал стоял в забвении и безвестии.

  Долго ли, коротко ли, проспал мой Каменный Конь всю эпоху социализма, но поскольку не мешал Товарищу Сталину, на него не покушались и, наконец, появился в современной демократической России. Пришла такая демократия, что всё пошло с молотка. Наше время отличается повальной некомпетентностью вся и всех, великим плутовством. Составят «программу», получат под неё деньги, изобразят видимость работы, активно напишут пустые отчёты. Результат не важен, главное – сам процесс: «Движение – всё, конечная цель – ничто!» – вспоминается лозунг товарища Троцкого, блестяще воплощённый нашими современниками. Строили справедливое идеальное общество – коммунизм, а что вышло?

  В Липецкой области придумали программу создания дутых туристических кластеров, один из которых известен под брендом «Задонщина». Новые русские помещики Уваркины устроили в нём бутафорский Сафари-парк. Кластер – термин русский, происходит от выражения «класть в карман». Поставкой в него живописных камней занялась группа именитых граждан из Лебедяни – видно «класть» оказалось выгодно. Известный скульптор и реставратор церквей Коновалов опустился настолько, что стал выступать экспертом в оценке валунов и руководить их перевозкой. В течение нескольких лет эти вандалы разрушали чудесные ландшафты области. Рука не дрогнула, сердце не качнулось! В 2008 году добрались и до Красного Буерака, из которого вывезли с помощью мощной техники и продали полдюжины камней. Самый оригинальный с изображением Барсука, сдали на хранение Богу под стену Ново-Казанского собора в Лебедяни: видно не нашли покупателя. На Каменного Коня покушались тоже, но он с первой попытки не поддался – конокрады оставили рядом порванные тросы и отступили года на полтора.
   

  Я открыл Красный Буерак населённый сказочными изваяниями 29 июля 2009 года случайно, когда приехал в Удрики не фотоэтюды. Моему изумлению не было предела, от восторга дрожали руки, было трудно снимать! Полагаю, что древние люди, увидев Каменного Коня, падали в обморок. С первого мгновения понял, что нашёл нечто необычное, потому что знал о проходившей здесь древнейшей дороге. Моя фраза, сказанная на месте открытия: «Такая фигура должна отметиться в истории! Она стоит на Столповой дороге» – оказалась провидческой. Скоро нашлись документы, а с выходом в Интернет, информация пошла лавиной. Исследование начиналось с изучения древних славянских мифов. Интуиция подсказала, что идти надо по такому маршруту.

  В начальный момент удалось опубликовать статью «Красный Великан», про эти сказочные камни. Пресса восприняла факт их открытия как сенсацию. Но радость была недолгой. Через два месяца снова явились конокрады, вырыли Каменного Коня из грунта, увезли и продали на Кудыкину гору на координаты: N 52 градуса 22 минуты 03.7 секунды, E 38 градусов 45 минут 56.0 секунды. Случайно я оказался в районе Красного Буерака и снял процесс вандализма на камеру. Средства информации области в первый момент активно забили тревогу – пока не получили окрик от губернатора Королёва. 

   Пленённого Каменного Коня на Кудыкиной горе нашёл корреспондент Евгений Федерякин. 

  Потом была безуспешной моя попытка вернуть Каменного Коня в историческое стойло на координаты: N 52 градуса 55 минут 46.3 секунды, E 39 градусов 01 минута 52.9 секунды. Липецкие чиновники из Управления культуры "имени мадам Кураковой" опрокинули убедительные исторические документы и превратили самый яркий оригинальный памятник Древней Руси в сувенир бутафорского Сафари-парка. Уничтожен уникальный знаковый памятник, разрушен последний языческий комплекс. Кому в голову придёт в наше время молиться Световиду и Коню?! В Красном Буераке жила настоящая сказка.

  В вологодских и костромских лесах энтузиасты выдумывают и «находят» то Деда Мороза, то Бабу Ягу, а липецкие деятели – прагматики, растаскивают на сувениры то, что создано природой и украшает нашу землю. Второй несчастный случай произошёл в заповедном Парке камней на Сухом Семеньке в 2013 году недалеко от деревни Толбузино, откуда вандалы вывезли несколько живописных валунов, а у статуи Пантеры отбили голову. Чиновники и этот скандал замяли. Имена вандалов и их роли хорошо известны, имеются документы, фотографии, и ещё живы свидетели.

  В древности Нижнюю Мечу несколько раз завоёвывали и многократно переподчиняли. В известные исторические периоды она побывала во владении разных княжеств, а так же в составе Воронежской, Орловской, Рязанской, Тамбовской губерний. В 1954 году оказалась на территории Липецкой области. Опытные историки имеют свойство оставаться в насиженных губернских городах. Такая чехарда всегда ведёт к потере традиций, и сыграла на пользу тульскому памятнику, а вступаться за лебедянского было некому. Один в один напоминает историю локализации Куликова Поля! Настоящие компетентные, эрудированные учёные вырастают при смене нескольких поколений. Пятидесяти лет для этого процесса недостаточно. К примеру, на создание преподавательской и научной элиты в МГУ имени М.В. Ломоносова и в МГТУ имени Н.Э. Баумана ушло полтора столетия. Липецкие учёные не выросли, и ещё долго будут страдать невежеством. Вместо взятия Красного Буерака под охрану государства, одобрили его разграбление. В Липецке не с кем иметь дело! Собирать камни некому. Найдёнов, Клоков, Бессуднов работают на разрушение чудесной природы. Попробуйте сами погутарить со здешними историками – наверху их самомнения будешь выглядеть неловко. Более того, вступаться за чужие открытия вдвойне не выгодно даже столичным академикам. Не степенно им слушать и поддерживать энтузиаста, пускающего крамолу, идущую вразрез с официальной устоявшейся, ошибочной версией. Все заняты обустройством христианских святынь. Путь только один: в одиночестве нести историческую правду, благо, изобрели Интернет. Документальная история Коня и мнения историков Беляева, Вейнберга, Норцова и Маркова представлены в разделе «Два Каменных Коня» из книги «Свет забытой Непрядвы», 2020 года издания.

  Падение Каменного Коня – понятие философское. Это результат падения в обществе нравственности, образованности, эрудированности, а это – путь к полной деградации личности, что мы наглядно наблюдаем в нынешнее время среди деятелей культуры, и в первую очередь, среди чиновников от культуры.

  Можно по разному относится к моему открытию, к наделению каменных персонажей языческими ролями, однако разрушать чудесные природные ландшафтыэто кощунственный вандализм от невежества. Лукавым чиновникам от науки такие памятники не нужны, здесь не устроишь сбор доходов. Туристы приезжают ко мне целыми группами, а я с радостью, с распахнутой душой дарю любознательным людям чудесный мир Древней Руси.

  Конёк-Горбунок взялся мстить своим мучителям. Заказчика и яростную защитницу воров - мадам Соболеву, затоптал насмерть. Затоптал мадам Украинскую - автора реплики: " Коню будет лучше в Сафари-парке. Там его увидят большее число людей". Сильно лягнул Терехова - владельца механизмов для погрузки и перевозки валунов. Заказчика и покупателя Коня - Сергея Уваркина, затоптал насмерть. В семье бывшего губернатора произошла цепочка дорожных катастроф. Некоторые из вандалов лишились должностей. В длинной цепочке вандалов на данный момент только Коновалов остался нетронутым и получил титул "За заслуги перед Лебедянью". Надолго ли? А ведь на основании исторического опыта, я их предупреждал. Смотрите мои былины «Месть Пальчиковым» и «Казнь Кутепа», статью корреспондента Евгения Федерякина «Бог Варуна и Каменный Конь» http://sokolski-mg.livejornal.com/17408.html  , в которых рассказано кое-что мистическое. Мистику можно объяснить с точки зрения психологии: человек непорядочный сам себе разрушает здоровье – роет могилу, таких ненавидят люди.Тупоголовые чиновники лишили Коня истории и превратили в пошлый бутафорский сувенир на Кудыкиной горе.

  Восстановить этот комплекс – дело плёвое. Что стоит поменять Коня на простой валун и вернуть в историческое стойло? Если не удастся отыскать на дне Мечи истуканов, то легко вытесать их копии, снова насыпать вершину кургана. Получится оригинальный туристический комплекс Красного Холма. Совсем несложно приделать голову Пантере, была бы она на месте у чиновников от культуры.

  По факту открытия и уничтожения Каменного Коня вандалы и их покровители, как маститые уголовники, играют в несознанку и валяют дурака, и как попугаи твердят: «Не доказано, не проверено…». Каждый порядочный мыслящий человек, проверяя версии, определяется сам, основываясь на фактических документах. К сожалению, раскопки делать мне не позволено. Да и проку от этого… Дятлам не докажешь…

Трагическая и славная, и сказочная – родная Русь!

  Безмерно обидно за Державу!

Николай СКУРАТОВ. Первая публикация в марте 2016, последняя правка в январе 2022.

© kamenny-con