Приветствую Вас, Гость

  Волотова Могила
  Самая первая статья Николая Скуратова (творческий дебют автора) опубликована 11.06.2009 в газете «Лебедянские Вести» №73 и в журнале «Итоги Недели» №28 от 06.07.2009 года. 

  Нового автора представил читателям газеты «Лебедянские Вести» корреспондент Александр Владимирович Ковырялов:
  «Многие исторические события по прошествии веков нередко обрастают легендами и мифами. От этого достоверные факты не перестают быть значительными, более того, самые известные становятся символическими. Ведь события такого рода, как правило, влияли на ход всей отечественной истории. В их ряду по праву значится Куликовская битва и всё, что так или иначе с ней связано. Отголоски тех времён остались не только в летописях. О них можно судить и по местным названиям, по находкам. И уж никак нельзя сбрасывать со счетов версии и гипотезы, опирающиеся на весомые аргументы и приближающие нас к исторической правде.
                                                      ***
  Николай Прокофьевич Скуратов - бывший городской житель, опытный инженер, прошедший школу Бауманского вуза, имеющий большой практический опыт, эрудит, неравнодушный к истории. Спустя годы он поселился на своей малой родине в деревне Калиновка. Размышления о событиях прошлого, поиски неизведанного и любовь к родным местам заставили его подвести итоги, обобщить собранную им информацию о заключительной фазе Куликовской битвы. К собственной версии Н.П. Скуратова подтолкнула статья о селе Волотово, опубликованная осенью прошлого года в «Лебедянских Вестях». Выводы Сергея Чеботарёва о сражениях русских с остатками Мамаева войска на Красивой Мече между селами Волотово и Курапово заставили Николая Прокофьевича переосмыслить и проанализировать всё, о чём задумывался давно. Он много раз проходил по знакомым с детства местам. И в конце концов пришёл к выводу, что может указать местонахождение кургана Волотова Могила, древнего брода на Красивой Мече и дорогу, по которой мчались татарские конники, спасаясь от русских отрядов. По его мнению, именно здесь случилось последнее сражение Куликовской битвы. Свою гипотезу он считает достоверной и приводит целый ряд логичных, убедительных доводов в её пользу. А. АНТОНОВ».

                                                                                                                         

Статья "Волотова Могила" в журнале "ЛГ: итоги недели".

  Текст Николая Скуратова.
  Прочтение статьи З. Киреевой и В. Шестакова «Доброе, славное, родное, село» в газете «Лебедянские Вести» от 27 ноября 2008 года, №149 и вывода Сергея Чеботарёва, о заключительной фазе Куликовской битвы, произошедшей между сёлами Волотово и Курапово, заставило меня заново переосмыслить и проанализировать всё, о чём задумывался всю жизнь, собирал по крупицам информацию. помнил местные предания. Статья моих земляков подняла волну раздумий и размышлений, заставила в тысячный раз пройти по этим местам, вспомнить местные предания.
    В настоящее время могу указать местонахождение кургана Волотова Могила, дорогу, по которой татары прискакали с Куликова Поля, древний брод на Красивой Мече.

Волотова Могила - старая неточная карта. Гудрики - это Удрики, а курган стоял на другом берегу Красивой Мечи, в Удриках, напротив показанного места.

   Курган Волотова Могила.
   Курган расположен на левом берегу реки Красивая Меча. Он выглядит, как природная 
гряда, протяжённостью более километра, которая начинается в устье Красивой Мечи, 
от правого берега реки Дон, с плавным подъёмом в северном направлении и располагается метрах в ста от береговой линии реки. Восточная сторона гряды плавно переходит 
в распаханное поле, а западная, поросшая разнотравьем, опускается к широкой речной луговине. Могильный курган устроен в северной, наиболее высокой части гряды. Село 
Волотово расположено километрах в пяти от кургана, если смотреть с него под углом в десять градусов к северу от восточного направления. Наиболее крутой склон кургана обращён на северо-запад и имеет следы продолжающегося оседания, оползания грунта, что указывает на его искусственное происхождение. Срок в шестьсот прошедших лет оказался недостаточным для его формирования.  Предполагаю, что для его устройства, северная часть природной гряды была подрыта для устройства могилы, а после захоронения павших воинов, грунт насыпан сверху до необходимой высоты.
    Таким образом, логически умно, было решено несколько задач:
- павшие воины похоронены на поле битвы, в соответствии с русской традицией;
- разрытие холма экономило силы на перемещении большой массы грунта, для насыпания кургана;
- устройство кургана в естественной гряде замаскировало захоронение от гробокопателей, которые не перевелись и до наших дней.
   Половодья, с высоким подъёмом воды, до высоты кургана, случаются на Красивой Мече несколько раз в столетие, а за шестьсот лет их было несколько десятков. Каждый раз, после половодья, на берегах остаётся какое-то количество ила, достаточное, чтобы замаскировать, слить курган с природной грядой за прошедшее время. Как единое целое с грядой, он смотрится огромным, если смотреть от реки Красивая Меча. Курган Волотова Могила выглядит естественным природным образованием, потому и не был 
найден до настоящего времени. Его месторасположение полностью соответствует летописным указаниям: «В устье Красивой Мечи, недалеко от Волотово, огромный курган».
   Я, коренной житель данной местности. Мой дом стоит в нынешней деревне Калиновке на расстоянии одного километра от кургана. Весь рельеф местности, в радиусе пяти километров от устья Красивой Мечи, я могу нарисовать по памяти и, утверждаю, что других холмов, кандидатов нет, да и все окрестности были заняты лесом в те времена.
Для устройства кургана в лесу, надо потратить много сил и времени на корчёвку деревьев и перемещение огромной массы грунта. Свободной от леса была прибрежная зона заливных лугов, протяжённая и широкая речная пойма.
   По моему мнению, название кургана – это обычный русский топоним, по-современному звучащий как «Волотовская Могила», то есть расположенная рядом с местностью, которая сохраняла название села Волотово, прерывавшего, на некоторый период времени, своё существование.
  Речной брод.
  Древний брод через Красивую Мечу существует и поныне. В этом легко может убедиться любой желающий. Он расположен метрах в ста от подножия кургана, через луговину. Река, в этом месте, делает последний поворот налево, прежде чем слиться с Доном. В радиусе поворота реки простирается обширная луговина, плавно переходящая в речное дно на западе, а на востоке на ней стоит курган. Над бродом, на правом берегу реки, имеется естественное понижение местности к воде с последующим пологим затяжным подъёмом на высокую гору под названием Удрики. Подъезды для конника имеются с обеих сторон переправы. Быстрое течение Красивой Мечи, ниже брода, подпирается Доном, река замедляет течение, а весь песок, который она принесла, выпадает в осадок, образуя речной перекат-отмель, глубиной человеку чуть выше пояса.
Пеший может перейти реку, сняв одежду, а конник переезжает её не испытывая затруднений. Этот брод работал до середины двадцатого века, пока не исчезли лошади, как разновидность транспорта, а автомобили пошли по другим дорогам. Переправа в этом месте работала и тысячелетия тому назад и была обозначена скифскими каменными бабами, которые стояли над бродом на высокой горе Удрики и своими лицами смотрели на восход солнца, совсем как на острове Пасхи. Идолов сбросили в Красивую Мечу два столетия тому назад по приказу барина богоборца из села Тютчево, расположенного южнее Удриков. Про этот факт вандализма я знал с детства из местной газеты. В настоящее время истуканы лежат на дне Красивой Мечи и ждут своего часа, чтобы вернуться на прежнее место.
  Древняя дорога.
  Татары в нашей местности хозяйничали долго и пользовались бродом. С Куликова Поля они скакали именно к этому броду. Других вариантов у них не было, потому что слева препятствием служил Дон, а к знакомому броду их вела натоптанная стратегическая дорога. За рекой их ждало спасение, как за крепостной стеной. Другой, подходящей для конницы, переправы, на участке реки от устья до Курапова, найти невозможно, потому что везде существуют естественные препятствия: высокие обрывистые берега, глубокое русло реки, лес по берегам…  Дорогой местные жители перестали пользоваться в последние годы и в настоящее время она зарастает, но её еще можно проследить в обратном направлении. Начиная от брода, она пролегает у подножия кургана, далее по левому берегу Красивой Мечи через посёлок Красивая Меча с подъёмом на высокий берег с названием Косогор, перед лесом плавно поворачивает направо и по левому берегу оврага Змейка углубляется в Тютчевский лес. В лесу дорога зарастает, но её ещё можно проследить в северо-восточном направлении, на Лебедянь. Из леса она выходит со стороны села Волотова. Далее всё перепахано и переделано, но я помню, как с отцом на телеге, с запряжённой в неё лошадью, в шестидесятые годы коротким прямым путём, по полям, минуя с севера Волотово, въезжали в Лебедянь через Пушкари. Кусок этой дороги уцелел и в настоящее время, по выходе из Пушкарей, вливается в Троекуровскую трассу. Если предположить маршрут скакавших от Куликова Поля татар, все время по правому берегу Дона, мимо Лебедяни между Волотово и Курапово, через Тютчевский лес, то прискачем, к броду в Удриках на Красивой Мече. Столь организованно убегать с поля битвы, можно было только по хорошо знакомой дороге.
   О стратегическом значении этой дороги, в древние времена, хочу высказать дополнительные соображения. Дорога вела в северо-восточном направлении, с выходом к древнерусским городам: Рязани, Владимиру… Приходила она в наш район со стороны Ельца, Киева…Уж, не по ней ли ездил в Киев Илья Муромец? Точно, не через Москву.
   Поле битвы. Последний бой.
   Если, далее, размышлять с точки зрения элементарной военной логики, то «заключительная фаза Куликовской битвы» могла произойти только у переправы через Красивую Мечу. Тютчевский лес, в то время, занимал гораздо большую площадь и, по рассказам моих предков, простирался к югу до Дона. Это мои предки срубили его часть и распахали поле, когда построили себе дома на современной улице Скуратово, переселившись из деревни Ключи, расположенной неподалёку. Легенды о битве я слышал с детства. Якобы произошла она где-то на переправе через Красивую Мечу, поэтому вода в ней была вся красная от крови. Слышал разговоры и о существовании могильного кургана, но никто не называл место его расположения.
    Место битвы назвал Сергей Чеботарёв: «Между селами Волотово и Курапово». Да, километра на два дальше от прямой линии между ними. Пространство между этими сёлами и в настоящее время занимает Тютчевский лес, а конница в лесу не воюет. Да, и скакавшим в панике татарам сражаться не имело смысла. Быстрей бы удрать в степи за спасительную Красивую Мечу и дорога к броду здесь одна. Рельеф местности, в точке существования брода, не позволяет переправляться коннице широкой лавиной, поэтому отступающие войска могли накапливаться на огромной, обширной, заливной, в этом месте луговине, которая никогда не зарастает лесом, протяжённостью около километра и шириной метров до ста пятидесяти. Река протекает с западной стороны от луговины, а с восточной, в те времена, подступал лес.
   Вот тут и встала перед татарами задача: защитить переправляющееся через брод многотысячное войско. Они были вынуждены вести заградительный бой. Если этого не сделать, то воодушевлённые победой на Поле Куликовом русские, опрокинут их в реку, и на переправе возникнет давка, появится плотина из тел лошадей и людей, а полноводная река смоет, утопит всех. Осознавая это, татары вынуждены были биться отчаянно, вести заградительный бой. Единственное подходящее место для конного сражения – эта луговина перед переправой. В летописи говорится, что преследовали до Красивой Мечи.  Далее, форсировать реку под татарскими стрелами и гоняться за ними по степям не имело смысла. На поле битвы, у переправы, русские похоронили павших воинов в кургане Волотова Могила – так говорилось в местных преданиях.
  Нужны подтверждения. 
  В настоящее время реально существуют: брод на Красивой Мече; древняя дорога, не совсем заросшая; обширная, пологая, пойменная луговина между бродом и курганом с оврагами в её северной части; курган, предположительно, Волотова Могила, который через столетия выглядит как холм, слившийся с природной грядой. Все эти объекты расположены на площади в один квадратный километр.
  Чтобы подтвердить мою гипотезу, необходимо произвести археологические исследования в северной части кургана, положительный результат которых позволит точно обозначить место подвига русских богатырей.
  Полагаю, что следует достать со дна реки скифских истуканов и водрузить на историческое место в Удриках.
  Пейзаж в этих местах необыкновенно живописный. Исторических мест такого значения для истории нашей Родины известно немного.
  Сведений о сражении на Красивой Мече мало. Получены они мной из летописи «Сказание о мамаевом побоище», книги «Краткая история Липецкого края, 1979г.», публикаций прошлых лет в местной прессе, местных легенд.
 События тех веков можно реконструировать в наше время, используя логику, а подтвердить с помощью археологии.
                                                                           Текст написан 3 декабря 2008 года. 

  Вид с левого берега Красивой Мечи на курган Волотова Могила.

  Что изменилось через 11 лет?
  С выходом в сеть Интернета открылись документы, уточнившие заявленные в статье темы. Появилась целая армия помощников, которые показали важные документы, поделились ценными мыслями, в результате в 2017 году вышла моя строго документальная историческая монография «Каменный Конь на Куликовом Поле», в которой дан точный ответ на все вопросы.
  Место кургана Волотова Могила указано в Книге Большому Чертежу – на высокой стороне Красивой Мечи недалеко от устья. На правом берегу в Удриках, в километре от устья, виден кратер раскопа диаметром до двадцати метров. Раскопки вели тамбовские археологи в начале 20 века. Мне не удалось найти отчёт. Полагаю, что курган не содержал захоронения русских воинов.
  Первоначальное ошибочное место кургана мною позаимствовано из публикации Петра Черменского и из неточной карты-схемы исторических объектов, вывешенной на стенде Лебедянского краеведческого музея.

Чуров брод в Удриках на Красивой Мече.

  Древний брод назывался Чуровым. Он расположен в летописном Чурове, известном из летописей Куликовского цикла. Над бродом расположено языческое святилище Красного буерака, открытое мной через полтора месяца после выхода статьи «Волотова Могила». В Удриках стояли каменные бабы, известные из публикации А. Норцова. Удрики – это береговая часть летописного Красного холма. Здесь три недели стоял лагерем Мамай. Через Чуров брод и другие переправы Красивой Мечи, в туманное утро 8 сентября 1380 года, двинул царь огромную армию на Куликовскую битву.

  Сведения о древнейшей торговой дороге Руси – Столповой, обнаружены в татарских летописях и в русских. Дорога проходила через Чуров брод, отмеченный каменными статуями – столпами, поэтому называлась Столповой, а по-татарски – Балской, отмеченной «бал-бал» – теми же каменными болванами.
Куликово Поле - план-схема.

  Поле Куликовской битвы с братской могилой найдено в селе Перехваль Данковского района, в двадцати верстах от Чурова брода. У забытой братской могилы, отмеченной скромной часовней Рождества Христова, сошлись все сведения из документов, идеально совпала топография местности и хронология событий.
Бегство Мамая с Куликова Поля.

  Последние бои проходили на всех десяти бродах Красивой Мечи, выявленных мною из исторических документов. Броды существуют и поныне на тридцатикилометровом отрезке от устья Мечи до деревни Большой Верх. К ним вели древние дороги, которые перекрещивались в зоне междуречья Дона и Мечи.
  Напомню, поводом для моих разработок послужила статья-гипотеза З. Киреевой и В. Шестакова, составленная на местных преданиях. 

Каменный Конь на Куликовом Поле - обложка исторической монографии.

  Историческая монография «Каменный Конь на Куликовом Поле» пока есть в продаже и в полном объёме опубликована на сайте автора 
 http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyj_kon_na_kulikovom_pole/0-76
   Скуратов Николай Прокофьевич, Лебедянский район, деревня Калиновка. Декабрь 2019.

© kamenny-con