Глава 11. Древнейшие памятники Куликовской битвы. Часть 2
Победным путём Дмитрия Донского
Приглашаю читателей перенестись в глубину веков и пройти славным путём Дмитрия Донского. Перечислю и разберу основные вешки победного пути настолько подробно, насколько располагаю документами на данный момент времени. Без особого напряжения можно понять логику религиозной философии того периода времени, под православным знаменем которой добыта победа на Поле Куликовом.
Переход в 1-ю часть 10-й главы «Древнейшие памятники Куликовской битвы» http://kamenny-con.narod.ru/index/pamjatniki_kulikovskoj_bitvy/0-54
Полк православного небесного воинства встал на защиту Святой Руси (242):
«Видели благочестивые в девятом часу, как ангелы, сражаясь, помогали христианам, и святых мучеников полк, и воина Георгия, и славного Дмитрия, и великих князей тезоименитых – Бориса и Глеба. Среди них был и воевода совершенного полка небесных воинов – архистратиг Михаил».
Освящённые именем Христа Спасителя, под Покровом Пречистой Богородицы, церковные памятники встали в удивительном порядке: храмы-посвящения Дмитрию Солунскому чередуются с храмами Архангела Михаила, дополняются посвящениями Сергию Радонежскому и завершаются церковью святого воина Никиты \81/.
Древнейшие памятники Куликовской битвы - карта-схема
Роль Березуя на Старом Кельце подчёркнута особо. Здесь 5 сентября 1380 года произошла серия ключевых событий: состоялась встреча с Ольгердовичами, пришла духовная грамота от Сергия Радонежского с благословением на ратный подвиг, прибыли разведчики с благоприятными оперативными сведениями. Небесный покровитель Дмитрия Ивановича – Димитрий Солунский, вложил священный меч в руку полководца, который блистал и разил врагов до берегов Мечи:
«Тогда князь великий Дмитрей Иванович воступив во златое стремя, всед на свой борзый конь и взем свой мечь в правую руку, и помолися богу и пречистой его матери» (243).
«Позднее в память о полученном здесь благословении Преподобного великий князь Дмитрий основал на этом месте монастырь с двумя храмами: во имя великомученика Дмитрия Солунского (своего небесного покровителя) и преподобного Сергия Радонежского» (244).
В советское время монастырь разрушили, а посох Пересвета, служивший эстафетной палочкой, передали в Краеведческий музей Рязани \80/. История прервалась. Современные монахи не помнят посвящение своего монастыря, не помнят историческое место Куликова Поля.
Купель и храм Воскресения на реке Победной
Над источником святого Пантелеймона на реке Победной сохранилась Купель \46/. Святая вода белого источника исцеляла раны. К западу от Купели в селе Победном стоит храм Воскресения Христова, и хранит святые души погибших и умерших воинов, и ждёт часа их воскрешения \48/. Дмитриевский монастырь находится напротив, за рекой Вёрдой, к востоку от Купели.
Церковь Архангела Михаила на реке Кочуровке
Близ села Архангельского Милославского района Рязанской области, на реке Кочуровке исследовано древнее городище. В момент Куликовской битвы здесь лежали руины летописного Дубка, двумя годами ранее сожжённого татарами, убегавшими по Дрысинской дороге, после поражения в битве на реке Воже. Армия пересекла пограничную черту русских земель, проходившую по рекам Кочуровка и Ранова. С этого рубежа Архангел Михаил, посланный Господом, распростёр крылья над войском и повёл к победе (245):
«Солнце ему ясно на въстоци сияет и путь поведает».
В селе Архангельском, расположенном у этой черты, стоят руины церкви Архангела Михаила \82/, сведениями о которой на данный момент не располагаю.
Церковь Дмитрия Солунского в Данкове
Срезав кочуровский угол, армия подошла к донскому Ногайскому броду, который обозначен на современных картах в северной части нового Данкова. Точка перед этим бродом знаковая, отмечена не случайно. Здесь сделали последний походный привал, а в летописи попала дискуссия: переходить через Дон или не переходить? Перешли не в этом месте. Ситуация ещё не сложилась, до её созревания оставалась половина суток. Церковь Димитрия Солунского встала в уездном Данкове в порядке логической очереди \87/, а Христорождественская – подчеркнула особое значение Данковской земли, как хранительницы Великой победы, дарованной Спасителем.
Храм Архангела Михаила в Романово
Утром 7 сентября армия пришла к Романцовскому броду в селе Романово Лебедянского района \85/. Разведка принесла нужные сведения, определившие дальнейшие действия русских князей:
«Семен же Мелик поведаа великому князю, яко: «Уже Мамай царь на Гусин брод прииде, и едину нощ имеем межу собою, на утрие бо имать прийти на Непрядву. Тебе же, государю великому князю, подобает днесь исполъчитися, да не предварять погании» (246).
Стало понятно, в каких точках находятся все семь армий, как союзников, так и противников. Мамай продолжал стояние на Красном холме в устье Мечи, а Багун пришёл на лебедянский Гусин брод. Такой расклад вынудил принять единственно правильное решение о переходе на правый берег Дона. В наше время над бродом к северу стоит на горке огромный кирпичный храм \49/. В благодарность за удачную переправу, здесь устроили первую деревянную церковь, о которой говорится в документах 1613 года:
«Слобода Романов Рог. А в ней церковь во имя Архангела Михаила древена клецки. А в церкви оброзы и книги и ризы, и колокола, и всякое строенье мирское. А у той церкви поп Семён, дьячок Федько Агеев, пономарь Марко Семёнов, проскурница Оринка. Пашни церковные земли дватцать чети. Сена сорок копен, а пашня пахать тому попу и сено косить с казаки с романовскими в межах.
И всего на Романове Рогу в слободе за помещики и за оттоманы, и за казаки шесть дворов помещиковых, да место дворовое, да шесть дворов крестьянских, да восмь дворов бобыльских» (247).
В списке жителей или владельцев села Романовы не значились, однако легенда о прямой связи с царским родом жива поныне. Она имела почву для прорастания, потому что всё кругом было «Романовское»: лес, сёла, владения, государи, патриарх.
Храм Рождества Христова в селе Перехваль
Перехвальские святыни
Святынь в селе Перехваль четыре. Церковь Рождества Христова звонит в центре села, и служат три часовни: Рождества Христова на Куликовом Поле \65/, Покрова Богородицы на сельском кладбище \86/, Илии Пророка на Прощёном колодце \55/. Сразу же напрашивается вопрос: не много ли культовых объектов, для простого села в русской глубинке, на первый взгляд, ничем не примечательного?
Прощёный колодец на реке Непрядве-Перехвалке
Часовня Рождества Богородицы в селе Перехваль
В момент битвы у Большого оврага, впадающего в нижнюю Непрядву, было некое селение. Его приписали к приходу новой церкви, как село Рождественское. Вряд-ли кто отыщет его старое имя, но можно предположить: оно называлось Ильинским по летописному роднику на берегу нижней Непрядвы. Источник имелся здесь с глубокой древности. Его святая вода благословляла русских воинов на Куликовскую битву. Не убедительно? Тогда примите к сведению реальный факт: престольный праздник в селе Перехваль отмечается в Ильин день, 2 августа, с древнейших времён и до наших дней. Замечу, не по престолу храма, не в день Рождества Христова – 7 января, и не в день Рождества Богородицы – 21 сентября, как следовало бы от Дмитрия Донского.
Село Рождественское – это новый топоним 1380 года, а источник Илии Пророка назван от времени Крещения Руси, и пользовался доброй славой с языческих времён. Чистый родник особенно выделялся у реки Нимряд, которая в русском переводе с татарского характеризуется, как река с невкусной, мутной, не годной в питьё водой.
Колокол села Рождественского звонил над братской могилой и Славной рекой совсем недолго. В 1382 году случился набег султана Тохтамыша, который зачистил место ратной славы и сжёг стольную Москву. Край Непрядвы пришёл в запустение. Ужасное разорение отметил митрополит Пимен, проплывший по Дону в 1389 году.
Вернёмся «…к реке Непрядве и селу Рождественскому». Село может быть Рождественским по одному из двух параметров: по храму, посвящённому Рождеству Христову, или по церкви Рождества Богородицы. Все будут правы, поскольку в данном месте, нет никаких документов, кроме народных преданий, в которых говорится, что Дмитрий Донской лично и сразу поставил над братской могилой церковь Рождества Богородицы, для поминовения погибших, в соответствии с православной традицией: к востоку от поля битвы, а от братской могилы к западу. Церковная логика проста и понятна: бессмертные души воинов вселяются в храм с запада, напрямую через распахнутые царские врата и, ожидая воскрешения, парят над алтарём, а их бренные тела покоятся к востоку от священного престола.
На месте первой церкви в наше время служит уже четвёртое по ходу времени сооружение. Все они имели разный статус, но несли посвящение Рождества: вторая церковь служила с 1613-го; третья – деревянная часовня, с 1780-го до 1930-х годов; четвёртая – новая каменная часовня восстановлена в 2013 году \65/.
Указом Ивана Грозного от 1571 года создана Строжевая служба. Район Славной реки стал заселяться служилыми людьми. В документы попала только тульская Непрядва, от которой казачьи патрули вели отсчёт маршрута (См. прим. 174):
«Из Епифани: Сторожа вверх Сукромны и Непрядвы, а сторожам на ней стояти из Епифани трём человекам».
Двухсотлетний юбилей Куликовской победы отмечали при Иване Грозном, при этом мнение туляков оказалось весомее. Оно прошло через всю историю, обрело официальный статус стараниями Нечаевых, и укрепилось в наше время.
Воинские люди служили царю и выполняли его волю. Это они поставили Славную реку на уровень Перехвалки, а вместо села Рождественского придумали Перехвал. Зачем и почему? Нижняя Непрядва жила в преданиях и в летописях и сеяла путаницу. Голос хранителей преданий звучал слабее рупора Грозного царя. Логика понятна: славная Непрядва течёт на 70 км выше, а здесь вы, хилые аборигены, всё выдумали, перехвалили. Верхнюю Непрядву подняли, а нижнюю речку уничижительно растоптали. Чтобы хранители традиций не сильно возмущались, храм возобновили на памятном месте, и остался он привычным – Рождественским, а его престол посвятили самому весомому в православии персонажу:
«Село Перехваль на речки на Перехвалки. А в селе церковь древена клецки во имя Рождество Христово. А в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы, и колокола, и всякое церковное строенье мирское. Да на церковной земли поп Мартин, пономарь Кондрашко Ондреев» (248).
Имена селениям и речкам давали жители, а что же Церковь? Церковь не вмешивалась не в свои дела: пусть пока будут Перехвал или Перехвалка. Ею решался главный вопрос: где следовало ставить храмы и какие? Однако в данном месте посвящение Богородице не отстояли. Вопрос был слишком принципиальным. Раздоры Ивана IV с Церковью и нападки на её патриархов хорошо известны.
Деревянный храм Рождества Христова простоял на отшибе 167 лет. Самые ближние дома отстояли на километр, что не свойственно для обычных сёл. Войдите в положение прихожан: тяжело ежедневно ходить на молитву по грязной или заснеженной дороге в чистое поле, неудобно отправлять религиозные обряды в двух км от кладбища.
Замечу: на нечаевском поле нет могилы, не обнаружено следов древней церкви. Храм Рождества Богородицы в селе Монастырщино, поставленный в 17 веке, прямого отношения к Куликовской битве не имеет. Это всего лишь отзвук событий 1380 года. На карте 1780 года на этом месте ошибочно показали село Рождественское, но быстро исправились.
В 1613-м Перехваль с землями вошла во вновь образованный Лебедянский уезд, а в 1638-м вернулась в Данковский. Село неоднократно передавали в состав разных уездов и губерний. В короткий исторический промежуток времени на рубеже 17-18 веков перетасовка была ещё интенсивней. Данков утратил статус города при вхождении в состав Елецкой провинции Воронежской губернии. Данковский уезд воссоздали при Екатерине Второй в 1778-м, в составе нового Рязанского наместничества. При Павле Первом в 1796-м опять упразднили, а его территорию включили в Раненбургский уезд Рязанской губернии. В 1802 году Данков с уездом восстановили в составе Рязанской губернии.
Копия документа о церкви Рождества Богородицы села Перехваль
Карту времен Екатерины Великой в архиве ГАЛО нашёл Николай Петрович Селезнёв (р. 1950) и, не владея современными техническими средствами, скопировал от руки \89/. В юбилейном 1780 году, новую церковь поставили в центре села у погоста, однако, её престол освятили в честь Рождества Богородицы. Церковь на новом месте показана на карте уезда от 30. 07. 1780 года (249). Обратите внимание! Накануне престольного Ильина дня, прямо перед датой 400-летия битвы!
Кто посмел? Рязанцы, которые в период с 1778 по 1796 годы проводили кампанию по возвращению Куликова Поля на исконное место. Зачем и почему? Восстанавливали историческую справедливость. Земли, на которых произошла Куликовская битва, в древности входили в состав Рязанского княжества. Напомню, они же на карте губернии 1790 года показали Градские овраги на русских флангах \38/.
Судьба перехвальских памятников типична для религиозных святынь нашего государства. В советский период церковь закрыли, часовню снесли до уровня фундамента, Прощёный колодец забросили и забыли. В 1954 году Данковский район оторвали от Рязанской области и передали в Липецкую – с этого момента рязанцы потеряли смысл исторического участия. И кто теперь наведёт порядок, неужели липецкие лукавые историки или краеведы? Вспомните, как они подправили надпись на братской могиле у Полибино и как предали Каменного Коня!
Перехвальская церковь вновь начала работать в июле 2003-го, в которой 29 августа 2005 года освящен главный престол во имя Рождества Христова. На колоннах появилась настенная роспись, представляющая большие иконы Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. В 2006 году Прощёный колодец красиво обустроен, над ним возведена часовня, освящённая в честь Илии Пророка. Новую кирпичную часовню Рождества Христова построили на фундаменте древней церкви, а главная икона в ней – икона Спасителя.
Церковь, с посвящением Спасителю или Богородице, у братской могилы вполне уместна. Здесь она заменила образ Димитрия Солунского в логической цепочке памятников. В эпоху официального ухода с исторического места, и его полного затаптывания, самые памятливые люди и священнослужители поступили деликатно и мудро. Чтобы не потерять отметку, на старом фундаменте соорудили скромную деревянную часовню Рождества Христова, и представили её, как память о прежнем храме.
Часовня Рождества Христова в селе Перехваль на месте первой Богородицкой церкви, срубленной Дмитрием Донским на Поле Куликовом
Первая Богородицкая церковь поставлена на Куликовом Поле у села Рождественского в 1380 году. Вторая – возобновлена на окраине села Перехваль, на этом же месте в 1613-м, с посвящением Рождеству Христову. Третья – Рождества Богородицы, поставлена на новом месте в центре у сельского кладбища в 1780-м. За сотню лет она обветшала и стала тесной, а споры о месте Куликова поля закончились не в нашу пользу. Большую кирпичную церковь, уже четвёртого устройства, перехвальцы построили несколько южнее в 1880-м, а престол опять сменили на Христорождественский. В 2015 году на кладбище села установлена часовня Покрова Богородицы, в память о третьей церкви \86/.
Инициатор воссоздания всего перехвальского комплекса – Антонина Николаевна Ряховская. Средства собрали земляки. Организатором и руководителем работ по восстановлению перехвальских святынь выступил священник Александр Николаевич Васютин. Липецкий художник Евгений Артёмов выполнил полную роспись культовых объектов. Краевед Иван Фёдорович Малюков произвёл поиск некоторых документов. Трагическая история перехвальских памятников в советский период представлена в его книге «Страницы истории Данковского края» [42]. К началу моего расследования, начатого в 2009 году, народная память в селе Перехваль угасла совсем. На момент проведения восстановительных работ место Куликова Поля не помнили даже эти подвижники. Патриотов побуждала генетическая память, вера в Бога и безмерная любовь к своей земле.
Ценнее скромных перехвальских памятников – на Святой Руси нет!
Список примечаний и источников информации смотрите на сайте «Каменный Конь» http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67
Продолжение главы 10 "Древнейшие памятники Куликовской битвы" следует в 3-й части http://kamenny-con.narod.ru/index/pamjatniki_kulikovskoj_bitvy_chast_3/0-192
Последняя правка в сентябре 2023 года.
Николай СКУРАТОВ
© kamenny-con