6. Светоносная Триглава (Перун, Даждьбог, Световид и другие)
Первый раздел «Каменной сказки» представляет читателям уникальные скульптуры Красного холма из устья Красивой Мечи, которые соответствуют их словесным портретам в языческих мифах.
Тройка богов Сварог, Перун и Световид называлась Триглава и особо почиталась.
Сварог – бог неба, отец Света, сведений о котором до нас дошло мало. Сварожич – огонь небесный. С ним связан его помощник бог ветров Стрибог, а его сын Даждьбог отождествляется с Хорсом или с Солнцем.
Четырёхликий Световид из Красного Буерака
Сварог – старший бог Триглавы. В «Велесовой Книге» приведена речь – поучение Сварога:
«Сотворены вы из пальцев моих. И будут про вас говорить, что вы – сыны творца и будете как дети мои, и Дажьбог будет отцом вашим. И вы должны его слушаться, и он вам скажет, что вам иметь, и о том, что вам делать и как говорить, и что творить. И вы будете народом великим, и победите вы весь свет, и растопчете роды иные, которые извлекают свои силы из камня, и творят чудеса – повозки без коней, и делают разные чудеса без кудесников. И тогда, всякий из вас будет ходить словно кудесник, и пропитание для воинов будет создаваться с помощью заклятий. Но воины станут рабами дани и золотых монет, и за монеты захотите продаться врагам».
Писано тысячу лет назад, но уж больно похоже на дела современников, продавшихся врагам за монеты, которые в повозках без коней несутся в пропасть.
О четырёхликом Световиде из Красного Буерака, властителе верхней полусферы мира, рассказано в предыдущей, в 5-й главе - «Открытие статуи Световида»
http://kamenny-con.narod.ru/index/otkrytie_statui_svetovida/0-175
Даждьбог (он же Дажбог)– божество благородное, податель всех благ земных, неиссякаемый источник богатства, счастья, благополучия. Обращались к нему только с молитвами, и просили милости.
Полная Чаша плодов, поданных Даждьбогом
Просили и выпросили. Сам Дажбог принёс в святилище посудину, наполненную земными плодами. Доброе пухленькое лицо благодателя смотрит на запад, лучится добротой и приглашает славян отведать арбузы и дыни, яблоки и сливы, мелочь всякую, похожую на вишни. Плоды представлены на скульптуре букетом в форме чаши с дарами. Это её, Полную Чашу, принял я поначалу за панцирь гигантской черепахи. Зря, что ли, в народе живёт понятие достатка? Лежит себе спокойно в самом начале Красного Буерака огромный шишковатый валун диаметром до трёх метров и толщиной до одного, и красуется, удивляя людей вечными каменными плодами!
В комплекте персонажей, заявленных Андреем Кайсаровым в брошюре «Древние мифы славян», чаша с плодами, символическая чаша с дарами означает обильную земную жизнь.
Если этого мало, то примите ещё одну чашу – тарелку или Хлебницу, наполненную каменными ломтями хлеба, как символ гостеприимства. Ту, к которой прислонился Велес в образе лохматого мамонта. В этом сказочном царстве сразу не разберешься: кто есть, кто? При первом взгляде, кажется, что торчит из-под земли странный хребет дракона, покрытый панцирями, а при более пристальном рассмотрении, эта же песчаниковая глыба несёт Лунницу.
Перун – грозное воинственное славянское божество, наиболее известный нам из всего пантеона. У Перуна была огромная свита из родственников и помощников: Гром, Молния или Маланьица, Град, Дождь, Русалки и Водяные, ветры-сыновья, которых четыре, по сторонам света: Сиверко, Полудённик, Утренник и Вечерник. Отсюда четвёртый день Перуна – четверг (чистый четверг, после дождичка четверг). Перуну служат богатыри: Святогор, Валигора, Дубодёр, Горыня – его исполинский спутник, который выворачивает камни, валит деревья, и ещё множество других, среди которых боги сезонной смерти природы: Вий, Кащей, Мара, змеи. Он почитался производителем всех воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это было ужасное громомечущее божество, судья и палач в беззаконных и безнравственных поступках. Он был провозвестником всего ужасного в природе, имеющее отношение к человеку. Исполнитель его воли Соловей-разбойник – ураганный ветер.
Двуликая статуя Перуна представлена в Красном Буераке в поверженной на правый бок позе. Его второе лицо скомбинировано из элементов отрубленной головы Змея-Горыныча и выглядит нахмуренным, как ненастное небо. Исполинский помощник Горыня лежит неподалёку и наблюдает за небом. В части служения Перуну, наш вездесущий Световид может сойти за Соловья-разбойника. Здесь невозможно определиться во мнении, и каждый новый посетитель видит свою компанию персонажей и составляет версию, которая ему приходит в голову. Картины меняются с течением времени суток, по положению солнца, по погоде, по временам года. Эти параметры нашли отражение во множестве вариантов мифов и сказок, которые растеклись по Донскому торговому пути.
Наиболее известные истуканы Перуна стояли в Киеве и в Великом Новгороде. Стан киевского Перуна был вырезан из дерева, голова вылита из серебра, а уши и усы выкованы из золота, ноги из железа. В руке он держал камень похожий на молнию, на котором укреплены рубины и карбункулы. Перед ним горел неугасимый пламень, поддерживаемый дубовыми дровами (аналог современного вечного огня), за небрежение которого, жрец наказывался смертью – сожжением от имени божества. Он считался владыкою между богами. Ему приносили животных, а если нечего было жертвовать, то наиболее суеверные сбривали волосы и бороду, которые тоже дарили. Ему посвящали целые леса и рощи, из которых под угрозой смерти запрещалось брать даже дрова. По принятии христианства статуи Перуна побили палками, киевскую сбросили в Днепр, а новгородскую – в Волхов. Их проводили по реке с великим плачем. В христианстве праздник Перуна-громовержца перешёл на Ильин день, который отмечается в наше время 2 августа.
Древние люди сделали правильный вывод: Солнце – главный бог на Земле, источник жизни. Вспомните фотосинтез – творец всей биомассы. На солнечном свете вырастают растения, которые дают пищу людям и животным, оно освещает мир земной, согревает его. Жертвовали ему только усердными молитвами и испрошением милости, потому что благотворительность не требует ничего кроме признательности. В конце языческого периода Руси Даждьбог входил в число богов наиболее почитаемых, его божница стояла в Киеве.
Состав языческого пантеона менялся в ходе веков, изменялось назначение персонажей, в разные исторические периоды им присваивали другие имена, наделяли новыми функциями. Ярким примером служит состояние современной религиозной сферы, где даже в пределах одной конфессии существует множество течений, которые по-разному трактуют священные книги и враждуют между собой.
Далее следует глава 7-я – «Алтарь».
Из книги «Каменная сказка». Николай СКУРАТОВ.
© kamenny-con