Приветствую Вас, Гость

  Путеводная звезда Сергия Радонежского

  Выбираем ли мы свою дорогу? Чаще всего человек становится заложником неодолимых обстоятельств и неразрешимых проблем – всю жизнь сражается с ними или покоряется судьбе. Черты характера, генетически переданные предками, строят стержень нашего поведения, ещё к ним добавьте по 5% от воспитания и среды обитания. Главное – не уронить человеческое достоинство: служить людям, не жить обманом людей, не делать людям подлости.

  Моё поколение рвалось в космос. Но, в лётное училище медкомиссия пустила не всех. Даже в свои 71 не хожу по клиникам, бегу лыжный марафон, и до сей поры недоумеваю, какие-такие мутные недостатки придирчивые врачи разглядели в моём носу? После первого провала хотелось навсегда остаться дома, будто уже тогда почувствовал: моё место здесь. Однако отец, до предела сытый колхозной жизнью, отвёз в Липецк и устроил учеником сварщика на Молочный комбинат. Потом была двухгодичная военная служба слежения за вражескими самолётами и кораблями, которая превосходит по азарту любую современную компьютерную игру. Оглядываясь сквозь годы назад, полагаю, уж такая мне выпала судьба – идти по гражданской дороге, идти не прямо, но интересно, и далеко не всегда в соответствии с мечтами и желаниями. Сразу после возвращения, двоюродный брат Николай увёз в Москву. Профессия сварщика-ремонтника разнообразных механизмов и машин оказалась не хуже роли удачливого радиста плюс вписался в отличный рабочий коллектив УМ-26. В 71-м пришёл старый инженер Лебедев и стал налаживать цеховое сварочное оборудование, а меня, как закончившего десятилетку, приставили к нему в помощники. Автоматы мы отладили, после чего Пётр Николаевич спросил:

  – Почему ты не учишься? У тебя есть инженерный талант.

   Ответил просто:

  – Сам не знаю, потерялся…

  – Иди в МВТУ имени Н.Э. Баумана, там хорошая кафедра сварки, там очень интересно учиться.

  – Да, что вы! Это же академия, туда не поступишь!

  – А как ты думал! Надо готовиться.

  Идея понравилась. Сел за учебники, успешно сдал экзамены, даже внеконкурсное преимущество не понадобилось, а ведь после окончания школы прошло шесть лет. На вечернем отделении факультета автоматизации учился с восторгом. Пропустил всего одну лекцию, хотя было очень нелегко жить в общежитии, выполнять тяжелейшую физическую работу, потом весь вечер сидеть за партой, а все выходные чертить, чертить …

  Человек, попавший в чужой город, отрывается от корней и не может воспользоваться плодами труда своих предков, в первую очередь, по устройству быта. Женился на втором курсе, а жить негде. Уж так заведено – лимитчик парится с лимитчицей. Выбора нет, каким бы ни был ты прекрасным человеком, мало кому удалось уйти в примаки, в подкаблучники. Как примерному работнику и активисту, дали комнату в коммуналке. Можно бы жить да радоваться, но судьба подставила особу весьма скверную, подлую, неверную, а куда деваться? Бросать учёбу, бежать в деревню? Терпел, надеялся, старался всё наладить и недоумевал: как же можно обманывать самого близкого человека?! Через шесть лет родился любимый сын. После окончания учёбы, позвали на конструкторскую работу в Курчатовский институт. Семейная жизнь не ладилась, зато огромная интереснейшая работа увлекла. Большой практический опыт ремонта разной техники сказался на результатах. Оценили и уже через три года назначили ведущим конструктором на новом направлении. Работал с упоением. Удалось спроектировать и создать два робота разного типа. Мечтал заселить автоматами всю Вселенную, но опять невезение – началась Перестройка. Вдруг всё пришло в упадок, кончилась работа, разрушилась могучая держава. Плутовка попала в милую стихию рыночной вседозволенности, распоясалась, потеряла остатки совести. Пришлось развестись. Шёл 1992 год.

  После развода, друг Андрей решил поучаствовать в моей судьбе, и познакомил с женщиной. Давно мечтал побывать в Троице-Сергиевой Лавре, и сразу же предложил ей туда прогуляться. Долго стояли на поклон к Сергию Радонежскому. Сын соседей по очереди, мальчик лет двенадцати, вертелся и всех засыпал вопросами:

  – Что там? А зачем?

  Я возьми да скажи:

  – Когда будешь проходить мимо мощей святого Сергия, коснись рукой гробницы и загадай желание. Любая, самая светлая просьба исполнится.

  Все посмотрели на меня задумчивыми взглядами, с явным выражением лица: явился тут, ещё один пророк…

  Не знаю, что просил для себя этот мальчишка, а я, проходя мимо, тронул деревянный корпус и прошептал:

  – Укажи мне мой путь.

  Беспутная неустроенная жизнь тянулась ещё долго, до момента ухода на пенсию. В таких ситуациях люди входят в депрессию, спиваются. Хотя и до этого избегал выпивок, напрочь отказался от алкоголя и побежал марафон до 50 км на «Лыжне России». Быстро и сразу ничего не изменилось, поэтому скоро забыл про это пожелание. Если не считать, что после поездки мы с дамой перестали звонить друг другу.  

  Судьбе назло, через некоторое время познакомился со своей землячкой из Лебедяни, поженились, родилась дочка, но не сложилось и в этот раз. Конструкторская работа появлялась эпизодически, квартира зависла в неразделённом виде, семейная жизнь не налаживалась. Начал понимать, что некая неведомая сила хочет оставить меня холостым, монахом и упорно выталкивает из Москвы в родную деревню всеми способами. А зачем?

  Воспользовался льготным стажем и вышел на пенсию в 57 лет. В этот момент «первая бывшая», исчерпавшая все способы выпихивания меня в бомжи, применила последний приём – продала свою квартирную долю кавказцам. Другой бы на моём месте опечалился, а я несказанно возрадовался. Независим! Теперь могу избавиться от своей доли и покинуть столицу. Клубок проблем распался. Переехал в опустевший отцовский дом – отрубил все московские концы. Сильно обветшавшие постройки пришлось разобрать до фундамента и сложить заново. В полном одиночестве, первым из людей я прошёл через самый настоящий ад и вышел невредимым. Пригодилась марафонская накачка на сверхвысокие длительные нагрузки. За полтора года всё выстроил и обустроил своими руками, от фундамента до крыши, совсем без чьей-либо помощи – никто не готовил обед, не стирал спецовку, не подставил плечо, зато впервые в жизни никто не мешал.

  Не успел нарадоваться новоселью, явился знакомый и позвал на прогулку. Не поверите, языческое святилище Красного Буерака во главе с историческим Каменным Конём (он же Конёк-Горбунок или Полкан) пряталось в двух километрах от родного дома, в Удриках, на том берегу Красивой Мечи, и открылось в этот же выход. Обалдев от восторга, написал первую в жизни статью, то есть в 60-летнем возрасте дебютировал в газете «Лебедянские Вести» в роли писателя-сказочника. Взлетел от счастья! Вот, она, моя новая жизнь! Но это было всего лишь начало. Потом пошла череда красочных фотоочерков о природе, которые охотно растиражировали журналы и газеты области. Стал активно работать в Интернете, получил массу документов, приобрёл новых друзей и помощников. Скоро пришло осознание, что в устье Мечи затаился летописный Чуров, уставленный каменными чурбанами. Вспомнились Фома Кацибей и Дмитрий Волынец, персонажи Куликовской битвы, испытавшие подобные чувства на этом же самом месте. Тема Куликова поля высветилась отчётливо и ярко и сама, как по волшебному повелению, пошла в село Перехваль Данковского района, на забытую Непрядву-Перехвалку. В 2012 году результаты поиска документов и ландшафтной разведки сошлись в книге «Каменный Конь на Поле Куликовом», и в этот миг великой радости вспомнилась поездка в Лавру и моё простенькое обращение к Сергию Радонежскому. Вдруг, как громом треснуло:

  – Это и есть мой путь!

  Сразу же в памяти пронеслись все неурядицы, вспомнилось всё, что происходило. Наконец понял, почему суровая судьбина не давала закрепиться в Москве, несмотря на упорное сопротивление, зачем создавала и использовала мои же ошибки. Стало понятным, чья невидимая рука толкала в родные места, кто и зачем вывел меня на эту тему, почему теперь всё идеально складывается, ширится, разрастается. Это и есть моё призвание. Работа разделилась на две взаимосвязанные темы, хорошо дополняющие друг друга. Собственная пасека приносила необходимые средства. На пике работы явился Дьяченков Сергей Васильевич, мой любознательный земляк, директор агрофирмы «Лебедянское», и поддержал новое издание книг «Свет забытой Непрядвы - 2020» и «Каменная сказка». В какой-то момент встал вопрос: почему призван я? Когда составил родословную, нашёл ответ. Из далёкой недосягаемой вечности за мной идёт огромная армия предков: священнослужителей, сразу в семи линиях родства по матери, и умелых однодворцев по отцу. Кому, как не мне, поднимать это тяжёлое знамя, потерянное в веках? Ложная версия Степана Нечаева утвердилась в ранге слепой непререкаемой веры. Пришло время разобраться. Сам Сергий Радонежский, вдохновитель народного подвига, привёл меня на Куликово Поле.

  Зарвался старик, возомнил… Да, нисколько. Через 600 лет проявился в роли одного из многочисленных последователей самого великого патриота моей Родины. Поищите в русской истории свою звезду – выше Сергия Радонежского нет никого! Радость нежная.

Я покоя не знал, и копил эту грусть,

Но, оставив сомненья, в конце своих дней,

Вышел в Поле, услышал: гудит моя Русь

Под копытами буйных татарских коней.

 

Храмы Поля в руинах, погашен их свет,

А глазницы пусты и черны от печали,

Шёл я к ним все шестьсот 35 долгих лет,

И дороги стелились, и реки встречали.

Помогали друзья, но скулили враги,

В подворотне готовя точёные вилы…

– Мудрый Сергий! Меня вразуми, помоги!

Укажи светлый путь до забытой могилы!

 

И не просто, не сразу, волна за волной,

Приходило прозренье, и множились силы,

Будто посох вручил русский старец святой,

И лампаду зажёг над Великой Россией!

Свет забытой Непрядвы – негаснущий свет,

Вспыхнул снова, но всуе – замечен едва ли.

Озаряет он Поле твоё, Пересвет,

И могилы, и храмы, что мы потеряли.

 

Над Красивой Мечой не растаял туман,

И над Гатью Кузьминской забвенья печаль,

Гусин брод потеряла моя Лебедянь,

Над забытой могилой стоит Перехваль,

Бледно светит луна над Победной рекой,

В Березуе святом благодатный покой.

Красный холм не остыл от татарской крови,

Камни в Чурове спят, что расскажут они?

  Перед Куликовской битвой старец из Радонежа имел на Руси необыкновенно высокий авторитет. Князья ездили к нему за советами.

  «Князь же великий Дмитрий Иванович, взяв с собою брата своего, князя Владимира Андреевича, и всех князей русских, поехал к живоначальной Троице на поклон к отцу своему духовному, преподобному старцу Сергию, благословение получить от святой той обители. Преподобный Сергий окропил его священной водою и всё христолюбивое его войско, и осенил великого князя крестом Христовым – знамением на челе. И сказал: «Поиди, господин, на поганых половцев, призывая бога, и господь будет тебе помощником и заступником». Князь же великий сказал: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии – Пересвета Александра и Андрея Ослябю, тем ты и нам поможешь». Старец же преподобный велел тем обоим быстро сготовиться, идти с великим князем, ибо были они известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили» (1).

  От нашествия хана Батыя прошло 142 года. В этот момент Золотая Орда была раздроблена и ослаблена борьбой за престол между раскольником Мамаем и султаном Тохтамышем – это вселяло надежду на обретение независимости. После яркой победы в Вожской битве 1378-го, блеснул первый лучик свободы. Войско Мамая, которым командовал Бегич, топили в Воже эти же полководцы: Дмитрий Московский, Андрей Полоцкий... У князей появилась возможность объединить Русь, собрать большую силу. Светилась реальная возможность разбить каждую армию по-отдельности. Мамай позвал на помощь Ягайло и Олега, а на Кузьминой гати, на реке Цне его поджидал Багун – это хорошо известно из летописей (2). Кроме мамаевских, существовали две группировки у Тохтамыша, которыми командовали Бахта-Мохаммед и Эдигей. Первая, нацеленная с юга на Красный холм – стояла в районе Задонска, а вторая – следила за Багуном.

  Войско Мамая находилось к Москве ближе, поэтому отправили посольство именно к нему. Захарий Тютчев убедился: ордынский смутьян не собирается идти на Москву, а готовится в поход на Сарай-Берке, для захвата власти. В подтверждение своих планов, царь не принял дары и подобру отпустил посла.

  Первый этап похода князя Дмитрия начался 20 августа и прошёл от Коломны до устья реки Лопасни – войско выдвинулось в сторону Мамая и Ягайло. Однако все противники стояли на прежних местах. В начале второго манёвра, 26 и 27 августа, русская армия переправилась через Оку и неспешно пошла по Татарской сакме, по которой можно было идти в Золотую Орду, для добивания любого из царей, который смог бы утвердится на престоле. Современная автотрасса «Волгоградка» проходит по этому древнему маршруту рядом с городом Скопиным. Очевидно, князья ждали самого благоприятного варианта развития событий, ждали соединения Мамая с Ягайло, и их совместного похода в сторону Сарая через Кузьмину гать, поэтому за восемь суток прошли всего лишь 160 км и встали «на этой стороне Дона» в местечке Березуй «в 23 поприщах от Дона, и тут соединились с литовскими князьями Ольгердовичами в 5 день месяца сентября» (3).

  В наше время уже никто не спорит о маршруте князя Дмитрия на официальное поле битвы. Историки произвольно нарисовали трассу до Себино, отбросив все летописные указания и народные предания, привязанные к Березую. Эта ключевая точка живёт в реальных объектах на реке Вёрде: под городом Скопиным стоят монастыри-памятники, струится Берёзовая речка – Старый Келец, служит святая Купель в Победной, а все окрестные сёла и «берёзовые» топонимы хранят предания о славном прошлом.

  Название места и его расположение летописец выдал очень точно. На момент встречи, на берегу Вёрды стояла часовня, в которой Пересвет помолился, облачился в доспехи и оставил дорожный посох. В настоящее время на данном месте, километрах в семи южнее Скопина стоит село Дмитриево с восстановленным Свято-Дмитриевским мужским монастырём. После упразднения обители в 20 веке, её история прервалась – из неё выбили хранителей Поля Куликова. Посох Пересвета, служивший эстафетной палочкой преданий, спрятали в музее Рязани.

  В «Сказании» говорится, что некий старец принёс благословение и вручил перед битвой:

  «В то же время прииде к нему посол с книгами от преподобного игумена Сергия, в книгах писано: «Великому князю и всем русскым князем, и всему православному въйску мир и благословение!». Ещё же дасть посланный старец от игумена Сергия хлебец пречистыа богородица» (4).

  А как считать «23 поприща от Дона», если здесь по кратчайшему пути на запад от Березуя до Дона около 50 км? Совпадение идеальное, если умножить 23 поприща на 2,16, то получим 49,68 км. В древней Руси поприще состояло из 1000 саженей (5). Главное, в поисках отметок, для измерения, ошибиться невозможно. В месте впадения реки Паники, Дон делает приметную петлю огромного размера, поворачивает направо под прямым углом, а вершина угла показывает на точку Березуя, что служит отличным ориентиром. Расстояние отмерялось по хорошо известной дороге, которая и в наше время проходит от Дона на Чернаву, Скопин, Рязань.

  Русские летописи гласят, что 5 сентября в Березуй прискакали разведчики и доложили:

  «Уже царь на Кузьмине гати стоит, но не спешит, поджидает Ольгерда Литовского и Олега Рязанского, а о твоих же сборах царь не ведает и встречи с тобою не ожидает, по письмам от Олега, и через три дня должен быть на Дону» (6).

  Летописец не знал, что Ольгерд умер три года назад. Участником событий был его сын Ягайло. Этот факт определяет дату написания летописи – сразу после битвы. Князь Олег состоял в сговоре с князем Дмитрием, писал ему письма и в поход не собирался. На Руси есть только одна Кузьмина гать – на реке Цне (7). В докладе не говорится, что там стоял сам Мамай. По булгарским источникам, здесь коней пас Багун, его подчинённый командир отряда (8), который мог легко проскакать 160 км до Гусина брода за три дня, а вот войско было царское, мамаевское, поэтому сказано так. Вспомните, что согласно подобной русской фразеологии, Гитлер тоже стоял под Москвой. Сам царь с войском три недели отдыхал на Красном холме, вплоть до дня Куликовской битвы – это отлично известно. Однако! Прямо раскрыт стратегический план Мамая: Ольгерда и Олега ждали на Кузьминой гати, а не в Москве!

  Серия событий и встреч позволила определиться и перейти к третьему этапу. Благословение Сергия Радонежского подняло боевой дух войска. Пришла отборная конная дружина литовских князей и усилила боевой состав. Появилась возможность последовательно, по отдельности разбить группировки ордынцев, которыми командовали Мамай – Багун – Тохтамыш, но не получилось. Мамай, напуганный приближением русской армии, вызвал Багуна. Разведка донесла: они смогут соединиться на Дону через трое суток. Ягайло как прежде стоял под Тулой, Мамай – в устье Мечи. Приняли решение идти «за Дон в поле чисто, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы», чтобы разбить группировку Мамая до подхода Багуна. Утром 7 числа подошли к Романцовскому броду на Дону, который находится на 4 км ниже устья Непрядвы-Перехвалки. Разведка доложила:

  «Уже Мамай-царь на Гусин брод пришёл, и одна только ночь между нами, ибо к утру, он дойдёт до Непрядвы» (9).

  Нижняя Непрядва названа своим именем. Багун ночевал в 15-ти км ниже по Дону. Перешли через Дон и встали на Поле Куликовом, которое расположено в границах современного села Перехваль, в 15…20 км от Мечи или от лагеря Мамая.

  Мамай, чтобы избежать одновременного нападения Бахта-Мохаммеда с юга и князя Дмитрия с севера, утром 8 сентября 1380 года перешёл Мечу и атаковал русско-литовскую армию, но потерпел поражение. Отряд Багуна, к исходу сражения подошедший от лебедянского Гусина брода, был уничтожен. Но, какой ценой? Армия, потерявшая две трети состава, исчерпала ресурсы и уже не могла разгромить Тохтамыша, главного ордынского правителя.

  Хан воспользовался русской победой, и в 1381 году добил обескровленного соперника, и укрепил власть в Орде:

  «И встретились на Калке, и был между ними бой большой. И царь Тохтамыш, победив царя Мамая, прогнал его, Мамаевы же князья и союзники, и есаулы, и бояре били челом царю Тохтамышу. И принял тот их, и захватил Орду, и сел на царстве. Мамай же убежал снова в Кафу один; утаив своё имя, скрывался здесь, и опознан был каким-то купцом, и тут убит был итальянцами, и так зло потерял свою жизнь» (10).

  Ни одно знаковое место, связанное с военными действиями древности, не обходилось без святого источника или колодца. На них проводили обряд освящения перед битвами или походами. Получив божественное благословение, воины уходили в бессмертие под Покровом Пречистой Богородицы, тем более Куликовская битва состоялась в её памятный день. В селе Перехваль, на берегу Перехвалки-Непрядвы есть Прощёный колодец с часовней Илии Пророка, благословлявший воинов.

  В селе Победном на Победном Верху родник чистой русской правды журчит историю славного похода, наполняет Купель и впадает в речку Победную. Эта Купель, освящённая именем целителя Пантелеймона, стала притягательным знаковым символом Березуя. Как давно? Во времена Дмитрия Донского или князя Изяслава, на два века ранее. У источника располагался лазарет. Пока все лечились и отдыхали, князь Дмитрий заложил церковь Дмитрия Солунского, благовестившую с высокого берега Вёрды в сторону Куликова Поля. Несколько позже рядом устроили церковь Сергия Радонежского и основали монастырь.

  В километре от Купели к западу стоит вновь отстроенный храм Воскресения Христова и, не трудно понять, хранит души воинов, погибших или умерших от ран, захороненных где-то рядом с алтарём, служит им, и ждёт момента их воскрешения.

  Свято-Троицкий Елецкий монастырь основан князем Фёдором Елецким сразу после битвы. Его, после погрома в Смутное время, перевели в Лебедянь и устроили над Гусиным бродом. Пустынь Святой Живоначальной Троицы основали под Скопиным в 1385-м. Согласно преданию, раненный на Куликовской битве воин, испив из местного источника, получил исцеление. Ему в видении явился преподобный Сергий и благословил устройство обители. В 1786 году в постройки перевели монахов из сгоревшего рязанского Духова монастыря и стали называть Свято-Духовым. Оба памятника отмечают роль игумена Сергия и Троице-Сергиевой Лавры в истории Руси. От Живоначальной Троицы выводит Сергий Радонежский свою земную великую миссию.

   Церковь, непосредственно посвящённая Сергию Радонежскому, устроена в селе Сергиевском не позже 1642 года. Село стоит в самой середине активного тридцати километрового участка Мечи, над Дрысинским бродом, на котором добивали ордынское войско. Напротив церкви, на левом берегу имеется братская могила русских воинов, погибших на переправе, о которой говорят местные предания. На её месте заметен невысокий холм. Следовало бы поискать братские могилы к востоку от всех памятных храмов, поставленных в зоне боёв.

  Храм Живоначальной Троицы села Яблонева с приделами Сергия Радонежского и Архангела Михаила тоже посвящён миссии игумена Троице-Сергиевой Лавры. В Писцовых книгах начала 17 века на месте села значится починок «Рындин (Коптев) к Яблонове кулиге на Рубленом колодезе под Рысиным лесом» (11). С постройкой Троицкого храма починок стал называться селом Яблонево. Рядом с селом, на месте «Рублёного колодезя» в балке Большой Верх находится благоустроенный Святой источник. Храм отмечает крайнюю верхнюю точку участка правого берега, на котором армия Мамая стояла перед Куликовской битвой одновременно у Дона и у Мечи, от Чурова до Михайлова:

   «К славному граду Москве съехалися вси князи русские, а ркучи таково слово: «У Дону стоят татаровя поганые, и Момай царь на реки на Мечи, межу Чюровым и Михайловым, брести хотят, а передати живот свой нашей славе» (12).

  Посмотрите на карту с точками памятных мест. Храмы-памятники чередуются между собой в порядке Димитриевская церковь – Архангельская церковь и отметили победный путь Дмитрия Донского от Дмитриевского монастыря на Вёрде до Димитриевского монастыря на Мече. Инициатором их установки был патриарх Иов. Начиналась программа с открытия Донского монастыря в 1591 году и продолжалась около шестидесяти лет. Отчётливо видна линия храмов, расставленных по маршруту армии, а в самом конце она подчёркнута дугой, будто бы основанием, на котором стоят культовые объекты, посвящённые Сергию Радонежскому. Церкви поставлены в знаковых точках зоны военных действий так, что получился символический посох православного иерарха. Основание и вершина посоха опираются на храмы у Вёрды и у Мечи, а Троицкие пункты в Лебедяни и в Яблоневе венчают его. Этим символическим посохом святой Сергий благословил праведное дело. Здесь, на берегах Мечи, духовное покровительство завершилось наглядно, полным триумфом.

  На Куликовом Поле в селе Перехваль, в точке первой Рождественской церкви, срубленной Дмитрием Донским, над забытой братской могилой стоит скромная часовенка Рождества Христова, восстановленная в 2013 году.

  Очевидно, боевой путь и Куликово Поле указал Архангел Михаил, битвой правил Христос, Димитрий Солунский и заботливая Богородица опекали воинов, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский завершили на Мече великий ратный подвиг.

  Татаро-монгольское иго продолжалось ещё сто лет, но трагическая доблесть, добытая на Поле Куликовом, стала определяющей на все века.

Перехвалка дремлет в тишине,

Дон блистает лентой, позолоченной… 

Заблудилась память в глубине

Той неправды, в мире замороченном.

Шесть веков, в сиянии Христа,

Славный край хранила Богородица.

Льётся свет, вода в Мече чиста,

Но Героям здесь никто не молится!

Примечания

1 Лихачёв Д.С., отв. ред. Сказание о Мамаевом побоище. // В кн.: Повести ратной славы Древней Руси. Воронеж, 1986. С. 169.

2 Бегунов Ю.К., Нурутдинов Ф.Г.-Х. Куликовская битва в свете булгарских источников: ответ Рустаму Набиеву. // http://bulgarizdat.ru/book109.shtml

3 Лихачёв Д.С. Сказание. С. 178.

4 Там же. С. 151.

5 Чему равна верста? Интернет. 2010. http://www/genon.ru/PrintAnsver.aspx?qid=f898e5b8-bcb1-4f27-91

6 Лихачёв Д.С. Сказание. С. 178.

7 Беляев И.Д. О сторожевой, пограничной и полевой службе на Польской Украйне Московского государства до царя Алексея Михайловича. М., 1846. Источники. С. 64.

8 Бегунов Ю.К., Нурутдинов Ф.Г.-Х. Куликовская битва…

9 Лихачёв Д.С. Сказание. С. 180.

10 Там же.  С. 193.

11 Сельские поселения Липецкого края в 17 веке.

12 Лихачёв Д.С., отв. ред. Задонщина. // В кн.: Повести ратной славы Древней Руси. Воронеж. 1986. С. 119.

Свет Забытой Непрядвы - 2020 - обложка книги

Каменная сказка - обложка книги 

Каменная сказка - карта-схема 

Красный Буерак - карта-схема 

Каменный Конь 

Дорожная карта Куликова поля - карта-схема 

Сергий Радонежский 

Дмитриевский Скопинский монастырь 

Памятники Куликовской битвы - карта-схема 

Купель на реке Победной 

Церковь Сергия Радонежского в Сергиевском 

Свято-Троицкий монастырь в Лебедяни

Часовня Рождества Христова в Перехвали 

Свято-Димитриевский Илларионовский Троекуровский монастырь 

  Данная статья презентует новое издание книг и открывает серию литературных красочных очерков о природе, опубликованных в «Каменной сказке».

  Материалы о Куликовом поле, как обширной географической области, на которой разыгрались исторические события, и о Поле Куликовом – месте Куликовской битвы, показаны в исторической монографии «Свет забытой Непрядвы - 2020».