Багги и тонкие дуги.
В конце семидесятых жил я в Москве и работал сварщиком в Управлении механизации №26 на ремонте строительных машин. Коллектив сложился настолько доброжелательный, что друзей и начальников вспоминаю с особым теплом всю жизнь, и снится родной ремонтный цех. Более всего меня там удерживало страстное увлечение автокроссом. Имея диплом инженера, легко делал чертежи новых багги, адаптировал под них узлы заводского выпуска. Наша команда из шести человек выполняла все сборочные и наладочные работы.
Бараночников Константин Дмитриевич - справа в полный рост в светлом костюме. Скуратов Николай - в верхнем ряду, с кудрявой причёской. Москва. 1979 год.
Начальник Управления, Бараночников Константин Дмитриевич, увлёкся сам, и полностью нас поддерживал, отпускал на все соревнования, которые проходили внутри Советского Союза. Покажите хоть одного человека, который, попробовав рулить, не заболел автомобилями на всю жизнь. Я участвовал в официальных гонках только как механик, однако на тренировках усвоил все приёмы кроссового вождения под руководством отважного десантника Староверова Жени, который по факту был нашим тренером. На всю жизнь остался ни с чем несравнимый восторг полёта на юрких маневренных машинах. Спортивные навыки пригодились, и в дальнейшей водительской практике позволили избежать неприятностей на скользких и опасных дорогах, поэтому в жизни я не совершил ни одной аварии.
В 1980 году наша команда приняла участие в чемпионате Союза на двух багги с двигателями от «Волги». Женя финишировал восьмым, а Мамченко Андрей – двадцать восьмым. В итоге мы заняли шестнадцатое место в командном зачёте. И то не плохо, для дебютантов – перворазрядников.
Перед стартом водители проходили мандатную комиссию, которая разбирала все документы. Потом придирчиво проверялось техническое состояние машины. На безопасность обращалось повышенное внимание. В каждом заезде по грязной извилистой трассе, хотя бы одно багги переворачивалось вверх колёсами, а водители зависали вниз головой на ремнях безопасности. Зрители подбегали и ставили машину на колёса. Травмы случались редко. Всё у нас было нормально по всем параметрам, кроме толщины стенок дуг безопасности, которые по техническому регламенту должны быть не тоньше
– Ребята, мы спасены! Надо старую дырку заварить, рядом наплавить маленький бугорок электросваркой, ударом молотка сравнять с поверхностью, просверлить на нём контрольное отверстие, всё зачистить напильником и закрасить.
Дальнейшее было делом техники. Мы как будто бы поехали на тренировку. В Тукумсе нашли автобазу, попросили сварочный аппарат. Я наплавил слой металла, и проделал всё по программе. Друзья взбодрились, стали посмеиваться, предвкушая конфуз наших врагов. Следует сказать, если бы не этот донос, мы могли провалиться обычным честным путём. На что рассчитывали? Комиссия закроет глаза, как в других случаях, когда нет заявленных протестов. «Доброжелатели» помогли исправиться, с гарантией на перспективу.
В назначенный час эксперт вставил калибр в отверстие первой машины – не проходит! Дуги слишком толстые. Братья Гордеевы – доносчики, стоят рядом и наблюдают. Когда всё повторилось с другой машиной, один из них лично проверил – калибр не проходит! Постучал по дуге – звук исходит, как от явно тонкостенной трубы. Повисла немая сцена. Андрюша Мамченко, по характеру большой озорник, осмелел и стал выкрикивать на всю округу: «Кто ещё не измерял наши трубы?!».
Мастер спорта Гордеев зацепил соперника на финальном старте и создал затор из нескольких машин. За пару минут завал растащили, он ушёл на трассу, но не смог наверстать потерянное время, и финишировал в группе аутсайдеров.
В простом цехе ремонта строительных машин я прошёл великолепную практику и попробовал себя в живом конструкторском деле. С большой тоской в сердце, пришлось проститься с любимым увлечением. В 1981 году меня пригласили в конструкторское бюро Курчатовского Института и, учитывая живой опыт экспериментирования, сразу же доверили разработку сложнейшей робототехники. Не прошло и трёх лет. Инженерный коллектив запустил первого советского робота в восемьдесят третьем, а меня назначили ведущим конструктором. Вскоре наступило безвременье Перестройки. Чертежи оригинальных роботов промышленного назначения, построенных на механизмах разгрузки приводов, остались на бумаге, и до сей поры пылятся в личном архиве.
Скуратов Николай и робот "Сапёр". Москва. 2003 год.
Робот и Валерий Шанцев (второй справа) - заместитель Юрия Лужкова. Николай Скуратов - инженер (второй слева). На выставке в 2003 году.
На рубеже веков терроризм захлестнул Москву. Произошла серия взрывов в общественном транспорте. Правительство Лужкова вспомнило про нас и заказало технику. Последний мой робот, предназначенный для сапёрно-минёрных работ, вышел в 2003 году, стоял на вооружении Инженерно-сапёрного отдела ГУВД, снимался в документальных фильмах и получил две Золотые медали ВДНХ.
Эх! Если бы не проклятая Перестройка, я бы заселил роботами всю Вселенную!
P.S.
Компьютерная разработка новой совершенной модели робота "Сапёр - М" выполнена мной в домашних условиях, в личное время, в порядке инженерного интереса, поэтому осталась в моём личном архиве. Манипулятор построен полностью на импортных приводах, обладающих малым весом и габаритами, и повышенной мощностью, что позволило поднять скорость работы звеньев в несколько раз. Заказов на него не поступило.
Робот "Сапёр - М". Трёхмерный чертёж общего вида.
Николай СКУРАТОВ. Январь 2018.
Готовлю к изданию сборник моих рассказов разного содержания.
© kamenny-con