Приветствую Вас, Гость

П3.4. Краткая история Каменного Коня

  От времён князя Святомира, правившего вятичами с 344-го года, прискакал на берег Красивой Мечи сказочный Конёк-Горбунок и угодил под кувалду бессовестных разрушителей природы, и теперь в образе пошлого сувенира томится в плену на Кудыкиной горе.

Лебедянский Каменный Конь

  В летописном Чурове, расположенном в километре от устья Красивой Мечи, сохранялся уникальный языческий комплекс, в состав которого входил половецкий курган Волотова Могила с каменными бабами на вершине и Красный Буерак, населённый нерукотворными статуями, в числе которых Конёк-Горбунок и четырёхликий Световид, с жертвенными алтарями, и полный пантеон их свиты: Велес, Змей-Горыныч, Колобок, Перун, Барсук, Лунница, Полная Чаша, пара мёртвых коней и две отрубленные головы Змея-Горыныча, в придачу. До поры до времени скульптуры спасал огромный собственный вес, который был не под силу фанатикам, чистившим Русь от идолов. В момент собственноручной расчистки оврага от сорного кустарника и наносного грунта, все кумиры вышли на свет, при этом их фактура идеально совпала с мифологическим описанием, а роли удивительным образом распределились. Подробное описание пантеона имеется в главе «Древняя мифология Красного холма», а я покажу главные вешки истории.

Световид из Красного Буерака.

Красный Буерак - карта-схема.

  История Каменного Коня

  Андрей Кайсаров собрал и опубликовал мифы древних славян, в которых скачет:

  «Мифологическое существо Полкан или Полуконь. Полуконь охранял солнечных коней Световида, коней богов солнца или богов-громовержцев. Среди полуконей русские Конёк-горбунок, Сивка-бурка и т.д. По внешнему виду он вполовину или намного меньше героических коней бога, он невзрачный, иногда уродливый даже (горб, длинные уши и т.д.). В метафорическом смысле он именно Полуконь-получеловек: понимает дела людей (богов и бесов), говорит человеческим языком, различает добро и зло, активен в утверждении добра».

  Этот словесный портрет идеально ложится на статую буйного лебедянского Горбунка, языкастого, поэтому разговорчивого. Все его достоинства отражены в известной сказке П.П. Ершова.

  Интереснее своих коллег-историков, живших в 19 веке, рассуждает Евгений Марков:

  «Игнатий (писарь в экспедиции митрополита Пимена – прим. Н.П.) точно также не упоминает о некоторых других очень заметных и известных в старину урочищах Донского берега. Так, например, он проехал, ничего о них не упомянув, мимо Волотовой могилы, немного выше устья Красивой Мечи, мимо «Каменного Коня», у устья той же Мечи, мимо Галичьей горы и т.п. Нельзя же предположить, чтобы столпы Донской Беседы или Каменный Конь Мечи, несомненно, представляющий собою древнее языческое божество, обычное олицетворение солнца – появилось на Дону после Пимена».

  Нет повода для недоумения. Митрополит проскочил мимо объектов, не входивших в круг его интересов. Не пристало христианскому функционеру пропагандировать языческие персонажи.

Курган Волотова Могила.

  Знаменитый курган впервые представлен в Книге Большому Чертежу:

  «С правыя стороны, пала в Дон речка Лебедянь, а на усть её на Дону город Лебедянь, от Донкова до Лебедяни 20 вёрст. А ниже Лебедяни, вёрст с 8, пала в Дон река Быстрая Меча; на усть реки Мечи с вышныя стороны Волотова Могила».

  Умножьте вёрсты этого периода на 1,6 – они получатся в километрах, и идеально совпадут с топографией устьевой зоны Красивой Мечи.

  В 1627-м по Подонью прошла картографическая экспедиция, которая переписала многие памятники археологии и природы, побывала на кургане, но, почему-то Коня не отметила? Почему, почему? Да, потому… В 1623-м появился второй Конь-камень. Во избежание путаницы, не стали считать первого Коня – с этого момента началась и закрепилась такая недобрая традиция, несмотря на то что ефремовский живописный камень не входит ни в какое сравнение с первородным Каменным Конём.

  Тамбовский историк Алексей Норцов опубликовал своё мнение:

  «Лебедянский уезд. Река Красивая Меча.

  В старину на реке находилась пристань. Когда в 1499 году был отправлен посол к Баязиду, в свите было много купцов, ехавших в Азов и нагрузивших барки у «Каменного Коня», на Красивой Мечи».

  Ключевое слово: Лебедянский уезд, а не Ефремовский.

Столповая гать на Красивой Мече в Иншаковке.

  Столповая дорога – откуда пришло это название? Оно имеется в булгарских летописях. Сведения о важной приграничной зоне и её дорогах татары фиксировали в своих документах. Не случайно эти самые важные броды на известных дорогах контролировала 11 сторожа. Красный Буерак оказался над Чуровым бродом. Столповой брод вымощен плитняком на триста метров выше по реке. Через эту гать прошла древнейшая торговая дорога Руси, известная из Булгарских летописей:

  «Из Балынской (Суздальской) Булгарии на юг вели две дороги: Балская (Столповая, так как «балбал» значит «столп, памятник, скульптура»), которая вначале шла к Ширу (Дону), затем вдоль его берега и заканчивалась в Сарычи (не Волгограде), и Морайская (Муравский шлях), которая шла к Балтавару (Полтаве), а от него – в Джалду (Крым)».

  По мнению записных историков – это фальшивка от академика Нурутдинова. Однако! Уж больно грамотно сочинённая, в точности совпадающая с «чуровой» реальностью Красного холма, на всём протяжения уставленная столпами разного происхождения. Дорога от Чурова брода уходила на восток в сторону современного Волотовского моста, а Столповая – на северо-восток, в сторону Лебедяни. Эти и прочие дороги пересекаются в Удриках, над Каменным Конём. Дороги подробно значатся в документах о Сторожевой службе от 1571 года. Они показаны в разделе «Древние дороги Верхнего Подонья».

Древние дороги Верхнего Подонья - карта-схема.

  В летописи «Задонщина» прямо говорится:

  «У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу».

  В этом месте, одновременно у Дона и у Мечи, то есть в самом её устье, на Красном холме, стоял Мамай перед Куликовской битвой, и пас коней на отрезке «между Чуровым и Михайловым». Летописный Фома Кацибей сидел в дозоре «на реке на Чурове» и наблюдал за ним.

  Красный холм на топографической карте.

  Сам холм назван «Красным» в соответствии с языческой традицией, потому что на нём расположены два уникальных святилища. Кроме Красного Буерака с его вершины стекает овраг, с названием «Лоск», а в нём прячется языческая богиня Макошь, которая представлена в двух ипостасях: в образе женщины и в виде сказочной Жар-Птицы. Меча стала Красной-Красивой от Красного холма, а Дон – священным. Народы сменяли друг друга, кумирам поклонялись, как яркому проявлению живой природы. Нашего Коня татары называли Арсланом – Каменным Львом. Мифы и легенды о персонажах разошлись по Столповой дороге в глубокой древности и породили самые яркие русские сказки.

  О лебедянском столповом Коне, выступавшем в роли древнейшего пограничного знака России, рассказано в Указе Ивана IV о Сторожевой службе 1571 года:

  «11-я сторожа на Мечи у Турмышского броду, а сторожем на ней стояти из Донкова, да из Епифани, да с Дедилова шти человеком, из города по два человека, а беречи им направо от Турмыша до Коня вёрст с семь, а налево до Брысинского броду вёрст с шесть».

Список сторож по Беляеву.

  И.Д. Беляев перечислил сторожи исторического узла Мечи и Дона, входившие в зону ответственности Старого Данкова:

  «7-я на Дону на Ногайской стороне, усть Скверны, против Романцовскаго лесу; 8-я вверх Скверны; 9-я вверх Кобельши Ягодны; 10-я вверх Ряс; 11-я на Мечи усть – Мышковскаго броду; 12-я на той же Мечи меж Зеленкова и Семенцова брода; 13-я на Вязовке повыше Вязовскаго устья на Дрычинской дороге; 14-я вверх по Вязовке на Турмышевской дороге».

   В 1846 году историк полагал: 11-я сторожа контролировала отрезок от устья Мечи до Мышковского (Турмышского) броду. Как ты не переставляй слова и знаки пунктуации в этой фразе, её смысл не изменится. Как ты не суди, а Конь-то настоящий! На себя похожий!

  Старый Турмышский (Мышковский) брод падает на Мочилки, до которого от нашего Коня ровно 7 вёрст (11,2 км), а Брысинский (Дрысинский) брод находится в Сергиевском, до которого от Турмыша – 6 (9,6). Семенцовский брод известен и нынче служит на устье речки Семенёк (старое название Семенец), а до Зеленковского – надо отсчитать 24 км вверх по Мече.

Сторожи на Мече в 1571 году - карта-схема.

  В статье Леонида Вейнберга читаем:

  «В древности на Дону были известны только 4 пристани: у Каменного Коня, или Конь-камня (на устье Красной Мечи ниже г. Лебедяни) …».

  Несомненно, компетентные историки 19 века, Беляев и Вейнберг, понимали, где стоит лебедянский Каменный Конь. Они изучили исторические документы от Александра Голохвастова:

  «№60. 1499, марта 16. Посольство от великаго князя Ивана Васильевича в Кафу и к турецкому султану Баязету с Александром Голохвастовым.

  1. Лета 7007, марта 16 день, отпустил князь великий гостей Доном на низ в судах; а с ними отпустил в Кафу к Баазит салтанову сыну к Шигзоде салтану, да и во Царьгород к Баазит салтану к турьскому с грамотами Олешу Голохвастова, да с ним послал подъячего Илейку, Юшкова шурина; а клалися в судно на Мече, у Каменово Коня. А толмач с ним Михал.

  В 1502 году Великий князь московский Иван III написал письмо-наказ рязанской княгине Агриппине, в котором просил проводить кафинского посла по маршруту Рязань – Хупта – Воронеж:

  «А ехать ему Якуньке с послом турецким от Старой Рязани вверх Пронею, а от той реки Прони по Рановой, а из Рановой Хуптою вверх до Переволоки до Рясского поля».

  Этот, относительно простой маршрут через Лесной Воронеж остался неисполненным.  Почему? Как и три года назад, струги мореходного класса строились только в Романцево.

  И пошли они прежним путём:

  №81. 1502, апреля 29. Посольство от великаго князя Ивана Васильевича к кафинскому султану Махмет-Шихзоде с Александром Яковлевичем Голохвастовым.

  Посольство от великаго князя в Рязань о проводе кафинскаго посла до Дона.

  А как его князь великий отпустил, и он под них подо всех дал подводы до Мечи, а послал с ними людей проводити их до Дону, а на Дону дал им судно, да и корм им дал до Азова».

  Все контакты проходили под руководством Голохвастова, поэтому объединены в рамках единого трёхлетнего цикла. В 1499 году Турцию посетил русский посол, а через три года в Москве с ответным визитом побывал турецкий. Оба похода прошли по Донскому водно-сухопутному пути, через Рязань, с погрузкой в суда на Дону, возле лебедянского Каменного Коня.

Документы от Голохвастова.

  Реальные отметки и дороги

  Рассмотрим реальные отметки и историческую картинку той эпохи.

  Каменный Конь стоял на правом берегу Мечи в версте от её впадения в Дон. В этом месте, по самым нижним бродам Мечу пересекала сухопутная Столповая дорога, которая дублировала водный путь, поэтому маршрут назывался водно-сухопутным Донским путём. По этой накатанной дороге прошли обе экспедиции.

  В булгарских летописях говорится о договоре, по которому установлена граница владений Хэлэк Джэртык – Гибельная Черта:

  «Линию или черту «Хэлэк», отделявшую собственно московские и рязанские земли от кочевий сарайских ханов и князей… пересекать можно было только сарайским войскам. Она… проходила возле Куликова Поля, по левому берегу Дона, и от донских переправ, шла к бассейну реки Пьяны».

  Черта Хэлэк проходила в регионе по левому берегу Дона, мимо устьев Быстрой Сосны и Мечи, впадавших с правого берега, потом по речкам Кочуровке и Ранове уходила в сторону Пьяны, отчерчивая Старый Данков, Дубок и Донскую переволоку от татарских владений. Русские вооружённые отряды, сопровождавшие торговую флотилию, могли следовать по правому берегу Дона, по трассе Столповой дороги. Разрешалось плавать по реке с оружием. После падения татаро-монгольского ига, натоптанным маршрутом пользовались до 20 века. Через Рясное поле, перешедшее в российское владение, в эпоху Петра Великого проложили новую более прямую сухопутную трассу Рязань – Раненбург – Воронеж. Разумеется, крюком через Козье из Рязани в Азов никогда не ходили.

  Обратите внимание! Куликово Поле показано на дистанции до переправ под Старым Данковом. На этом участке с правого берега, с русской территории, в Дон вливается нижняя Непрядва-Перехвалка. Нечаевское поле и верхняя Непрядва расположены далеко от пограничной линии Хэлэк, не «возле Куликова Поля», поэтому были не при делах во все эпохи. Подробности смотрите в главе «Две Непрядвы».

  По мнению въедливых туляков, татарский профессор Нурутдинов сочинил Булгарские летописи, подогнал их под Саснакское поле и под лебедянского Арслана. А зачем? Чтобы тульские пряники не казались дюже сладкими.

  Главный вопрос: откуда брали плавсредства? Другой: почему не «клалися» в судно в Москве, а потом не воспользовались Донской переволокой? Ответы можно поискать, вспомнив ситуацию на Рязанской украине (на окраине) в тот исторический период. Край обезлюдел после Куликовской битвы и нашествия Тохтамыша, о чём подробно рассказал митрополит Пимен в 1389 году. Специалисты по перетаскиванию судов покинули волок навсегда, с момента сожжения Дубка в 1378-м. Донская переволока Ранова – Кочуровка больше никогда не функционировала, не отразилась в документах, поэтому место Дубка на Кочуровке потерялось в истории.

  Иго закончилось в 1480-м. Дикое поле оказалась под контролем разбойных кочевников. Русские князья взялись строить государство, стали налаживать связи. В договорах между Москвой и Рязанью 1483 и 1496 годов на Дону отмечена рязанская вотчина – «Романцево с уездом». Стало быть, в момент экспедиции место было обитаемо, и судостроение восстановилось. Воднотранспортная система тяготеет к Рязани.

  Хронология путешествий

  В первый раз до Коня приползли на санях по мартовскому снежному насту и грузились на несколько судов, а во второй – в мае, по просохшей грунтовке прикатили на подводах и получили одно судно.

  Анализируем датировку летописных отметок и просчитываем хронологию путешествия. В те годы разница между старым и новым летоисчислением составляла 9 дней. Дата 16 марта 1499 года, по юлианскому календарю, соответствует дате 25 марта, по григорианскому, а 29 апреля приходится на 7 мая. Популярно говоря, если бы «отпустил князь великий гостей Доном» в наши дни, то они уплыли бы «на низ в судах» 25 марта, а второй раз – 7 мая. Среднестатистическая дата вскрытия Нижней Мечи приходится на 24 марта, а к 7 мая дороги просыхают. Рязанские люди всё подогнали к этим датам, поэтому Иван Васильевич «под них подо всех дал подводы до Мечи, а послал с ними людей проводити их до Дону».

  Смотрим в карту и видим Рязань на востоке, а Козье далеко на западе под Ефремовым, а между ними Дон. По мнению заумных туляков: ехали с Рязани, плюхнулись в судоходный Дон в точке Старого Данкова или выше – не понравилось, вылезли, отряхнулись и покатили до маленькой уютной и очень Красивой Мечи, чтобы взглянуть на живописный валун под Тулой. На донском рубеже, за 60 км до Козьева, рязанские люди сочли свою миссию выполненной, согласно указу, бросили посла на пороге самой опасной зоны и сбежали домой. Просохшие купцы и посол покатили подводы до Мечи и одновременно искали, и фрахтовали баркасы где-то на Дону, и успевали маневрировать по рекам. В заключение, погрузились в Козьем и уплыли, а лошадей и повозки утопили в Мече. Уж таков древний строй русского языка, если его трактовать формально.

Ногайский брод у нового Данкова в Требунках.

  Реальная ситуация вполне понятна. В древности основные торговые дела вершились зимой, по накатанным санным путям. Разумеется, по ровному снежному насту скользить легче, чем катать телеги по грязным разбитым большакам. Речные броды удобно пересекать по крепкому льду. Купцы везли много пушнины, для продажи, и оплатили все расходы. Первая экспедиция пришла с тяжёлым грузом к моменту вскрытия рек. Иго пало и теперь ездили, срезая кочуровский угол Дона по идеально ровной Дрысинской дороге и попадали на Ногайский брод в Требунках, к северу от нового Данкова. С этой точки рукой подать до устья Мечи и до Романцево. Дороги по этой судостроительной рязанской вотчине были хорошо накатаны. Часть отряда ушла в Романцево, чтобы купить суда. Вслед за ледоходом они пригнали их в устье Мечи. Другая часть перешла на Столповую дорогу и катилась с товаром до Коня в устье Мечи. Дата вскрытия данных рек легко прогнозируется по фазе луны. Бурное потепление приходит за двое суток до новолуния. В 1499 году новолуние попало в идеальную дату – на 24 марта. Подробности смотрите в статье «Световид – повелитель Дона, и закон высокого половодья» http://kamenny-con.narod.ru/index/svetovid-povelitel-dona-i-zakon-vysokogo-polovodja/0-220

  Во второй раз турецкое посольство возвращалось в Кафу налегке. По тому же маршруту путники преодолели все грунтовые трудности и броды на подводах, потом Якунька «… на Дону дал им судно». Написано древним, но понятным русским языком: провожали посла до Дона, суда подали на Дону, погрузка происходила на Мече у Каменного Коня – все дела вершились на Дону, в устьевой зоне Мечи. Каменный Конь служил известным ориентиром на Столповой дороге и молча отправлял струги вниз по Мече.

  Буйные туляки с речки Буйца, не напрягайтесь! Конём у села Козьева посол Голохвастов не хвастался, ни голо, ни в штанах. Рязанцы хорошо знали торговое дело, были практичны, избегали лишних трудностей, дорожили каждым походным днём. Не было смысла тащиться от Рязани до Козьева на Мече, игнорируя судоходный Дон, при его пересечении, а потом гонять баркасы туда – обратно, наслаждаясь бессмысленными манипуляциями. Передвижение по суше невозможно в период бурного половодья по весенней распутице, в момент разлива рек и буйства талых вод в оврагах. Посмотрите, где Козье, а где Романово? В дни весеннего вскрытия рек, манёвры судов против стремительного течения, против ледохода и плывущего топляка – смертельно опасны! Чтобы поднять барки в Козье, надо неделю сидеть на берегу и ждать окончания ледохода. Автор родился в устье Красивой Мечи и все эти катаклизмы наблюдал своими глазами. Дон у нас вовсе не Тихий!

  Что происходило на самом деле? Дон вскрылся 23-24 марта. 25-го появилась чистая вода. В бурное половодье любая лодка за пару часов сплавляется от Романово до устья Мечи. Здесь всего-то – 25 км.

Удрики над Чуровым бродом. Последний поворот Мечи налево.

  А как же подняли судно на версту вверх по Мече? По чистой воде у левого берега. Меча упирается в Удрики под Каменным Конём и делает последний поворот налево, поэтому весь лёд сносится к правому берегу. Водный поток Мечи слабее, поэтому она не может столкнуть или взломать донской лёд. Дон всегда вскрывается первым и освобождает свою поверхность в течение суток. Потом несколько дней плывут отдельные льдины, не мешающие сплаву. Вслед за донским ледоходом суда пришли к устью Мечи, и вдоль левого берега всплыли до Коня, напротив которого пологие берега Мечи очень удобны для погрузки. 25 марта Голохвастов загрузился напротив Удриков и отдался быстрому потоку.

  На моём видео, на фоне села Тютчево, по чистой воде у левого берега вместо струга плывёт друг мой и позёр – дрессированный бобёр. Ледоход ему не мешает. Смотрите видео «Красивая Меча, ледоход и бобр» https://ok.ru/video/264589675123

  Почему не грузились в самом устье Мечи? Мешают прибрежные заросли. Берега в зоне устья обрывисты. Половодье не всегда бывает высоким, а в первые дни уровень воды никогда не достаёт до их верха. Несомненно, над бродом у Коня берега были лысыми.

  Не все историки читали документы 60 и 81, ничего не поняли про Хупту. Миф о пристани в Козьем появился и утвердился навязчивой идеей. Все забыли важные моменты: в половодье пристань затапливается, а Конь в устье Мечи – всегда первый!

Волотова Могила и Красный Буерак в половодье.

  Двойные стандарты

  Исследователи запутались. Они потеряли Каменного Коня в устье Красивой Мечи, зато знали большой Конь-камень на вершине горы у села Козье в Ефремовском районе. Аналогичная ситуация сложилась с забытой нижней Непрядвой 14 века и первым черниговским Липецком из 13-го. Сведения из древнейших исторических документов о манёврах 1499-1502 годов и о 11-й и 12-й сторожах в 1571-м, ложатся на лебедянского Коня, стоявшего в самой южной точке двух участков, а после Смутного времени, в 1623-м, в части расположения 7-го и 8-го сторожевых маршрутов, и межевания земельных участков в 1629-м – только на ефремовский валун, который разделял оба маршрута. На этот главный факт никто не обратил внимания. Недобросовестных туляков поддержал воронежский историк В.П. Загоровский, а потом безрассудный липецкий А.Н. Бессуднов. Маститые историки никогда не аргументируют своё мнение, а перекрёстно ссылаются друг на друга, не вникая в первоисточники, копируют ошибки предшественников. Бесхозную липецкую историю туляки обокрали дважды. В свою очередь, липецкие историки тоже подшустрили: утащили Дубок от рязанской Дубравки у Кочуровки в Дубки на Дону, а Липецк переселили из Воронежского леса у Чернигова в деревню Липцы на реке Воронеж.

Скелет девочки из захоронения вятичей.

  По мнению вятичей

  В устьевой зоне Красивой Мечи обнаружено множество археологических объектов разных эпох, два из которых относятся к Древней Руси: №25 исследован у Столпового брода, а раскоп № 26 находится в полукилометре к югу от деревни Красивая Меча, в точке древней пристани на Чуровом броде. Напротив Чурова, на левом берегу Мечи, Григорий Земцов исследовал захоронение вятичей 5 века и откопал скелет девочки. У славян-вятичей кони были в особом поклонении. Череп коня укладывали под угол жилого дома, ставили на шесте у порога. Конёк-Горбунок тоже стоял на пороге – на границе славянского мира с угорскими народами.

  На забаву вредным, чувствующим свою неправоту, поэтому вечно анонимным тулякам, вместо кости подброшу самый древний исторический факт. Для этого загляну в летописный Будинский Изборник:

  «А еще древнее был род Белояра сильным и могучим. Те гости оделись как мужи Белояра и сказали, что дадут ему сребра за то и два комоня (коня) злата. И пошли иначе, и избежали угрозы (нападения) гуннов».

  «После смерти Руса вождем стал Белояр (340 - 416), первенец Руса и внук Богумира, и пошли эти племена и весь народ к Днепру, на восток, и в год 381-й от РХ пришли к лесу Оковскому, и древляне с Боримиром там осели. Святомир же с вятичами пошел за Днепр на восток».

  Зафиксирован выкуп гуннам размером в «два комоня (коня) злата». Стану толковать древний строй языка непомерно широко, дам оппонентам повод возмутиться. О каком золотом коне идёт речь? Разумеется, о Каменном Коне из устья Мечи, о страже восточной границы славянских земель. Неподалёку от него в овраге Лоск прячется Макошь – Золотая Баба, которую почему-то ищут по всей Сибири. И ещё не забыта в местном предании Золотая гора – языческий Красный холм. «Золотые» они – символически, как приносящие золото, на божественных пожертвованиях.

  Каких таких «два коня злата» заплатил вождь Белояр гуннам? Согласно древним правилам, он из своих владений отдал царю гуннов земли столько, «сколько он может за день объехать на коне». В данном случае, за свою святыню вятичи заплатили двойной тариф, равный двум дням объезда территории. Думается, уступили южные земли за Быстрой Сосной, а Саснак кыры – Куликово поле, где жили болотные кулики, к северу от реки, осталось за вятичами. Белояр выкупил языческие святыни Красного холма и спас свой народ от жестоких завоевателей. Белый восьминогий Конь прискакал на Мечу из санскрита, почитался вятичами и казаками, а в наше время попал в плен к вандалам.

  Ну и дела! Откупились от злобных кочевников, отбились от кровавого Мамая, а от добрейших липецких жуликов – никак невозможно!

   Историческая монография «Свет забытой Непрядвы» опубликована на сайте автора http://kamenny-con.narod.ru/index/svet-zabytoj-neprjadvy-2022/0-218

  Продолжение следует в главе «П3.5. Вандальный расцвет» http://kamenny-con.narod.ru/index/p3_6_vandalnyj_rascvet/0-235

  Николай СКУРАТОВ, академик ПАНИ.