7. Языческие алтари
Единственный языческий комплекс с алтарями уцелел на Красном холме в устье Красивой Мечи. Он представлен двумя нерукотворными святилищами, составленными природными статуями на камнях-песчаниках. Первый алтарь, наиболее подходящий под описание, лежит в Красном Буераке перед лицом Световида на самом дне оврага. Это всего лишь большой гладкий камень-песчаник треугольной формы с размером сторон два на три метра и толщиной около одного. Второй – перед лицом Макоши, в овраге Лоск.
Алтарь показан на задней позиции, а передним лежат две отрубленные головы Змея-Горыныча, справа - Колобок
Весна приходит в устье Мечи 24 марта. Ручей, протекавший по дну Красного Буерака накануне Радуницы, ночью всегда затихал и позволял поставить подарки – горшки с пищей. Утром вставало солнце, топило снег, поток усиливался и смывал дары – как будто сам Световид регулировал солнечный свет, воду в ручье и забирал жертвы. Отличный финал! Если в этот день подмораживало – вода не прибывала, значит, бог гневался на людей и приношения не принимал.
Андрей Кайсаров в книге «Древние мифы славян», будто про него рассказывает:
«На треугольный камень каждый мог принести жертву: Творцу – солнцу и небу, Матери-жизни, земле, предкам. Славяне некоторых племён сжигали умерших, но для этого ритуальная крада не подходила. Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом. Далее её подхватывали жаворонки – первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая. День прилёта жаворонков 9 марта считался днём поминовения предков и назывался Радуница».
Ещё Кайсаров:
«Крада – жертвенный алтарь, горящий жертвенник, костёр. На нём сжигали мёртвых и приношения. Нестор называл их «крады и требища идольские». Ящер у подножия крады означает подземное царство; чаша с плодами – обильную земную жизнь; колесо – солярный знак, который символизирует вечное обновление жизни на земле».
К нашему времени вряд ли что осталось возле этой крады. Водный поток выносил подарки на приречную террасу – на луговину, потом широко растекался, а всё принесённое выпадало в осадок. Обширный участок из наносного грунта – конус выноса, хорошо виден. Если его исследовать, то можно найти свидетельства человеческой деятельности, а осколки от ритуальной посуды – уж наверняка.
Чаша с плодами стоит в самом начале оврага.
Место для ритуальных целей обнаружено рядом, на правом берегу Красного Буерака, между ним и курганом Волотова Могила. На вершине этого холмика лежит камень среднего размера, а лужайка обильно посыпана пемзой, в которую через тысячелетия превратилась зола от ритуального костра. Место сильно изрыто грабителями, повсюду валяются черепки от керамической посуды. Откуда дровишки? Из Бруслановского леса, покрывавшего Красный холм в древности.
Вид на Красивую Мечу с кургана
Четыре камня образуют в Красном Буераке уникальный языческий комплекс. Главные герои здесь Световид и Конёк-Горбунок. Каждый из них имеет свой алтарь для пожертвований, а Горыня, отец Горбунка, собственной персоной устроился на одном из них. Этот жертвенник лежит рядом с Каменным Конём на уровне его головы, имеет ровную плоскую поверхность большого размера, с изображением Ящера на фасадном торце. Он подходит для поклонения и Велесу, как скотному богу – Конь же рядом стоит. Вокруг этой пары из-под грунта выступают ещё несколько камней, которые тоже могли служить алтарями. Все персонажи Красного Буерака – полноправные члены свиты световидовой.
В заключение, предлагаю пройти от Красного Буерака всего пару километров через вершину Красного Холма к югу и познакомиться с самой Матерью-прародительницей всех земных людей и богов – Венерой из палеолита, которая в разные времена носила имена: Золотая Баба, Златая Мать, Макошь. Андрей Кайсаров даёт подробное описание нашей статуи и ритуала:
«Золотая Баба начальствовала над деторождением. Во храме её сокрыто было много музыкальных инструментов, которыми пользовались хитрые жрецы, дабы уверить народ, что истукан сам собою звучит. По сему и почитали это божество оракулом. В смутных обстоятельствах спрашивали у Золотой Бабы совета, и она говорила устами своих жрецов, или наоборот: как истукан был весь пустой, то жрецы говорили устами своей богини. В жертву ей приносили соболей и куниц, и одевали её в сии кожи. При каждом жертвоприношении священники съедали мясо, а богине доставалась только кровь, которую обмазывали ей рот, глаза и другие части. Вера к сей богине была так сильна, что даже чужестранные путешественники приносили ей в жертву золото, серебро и другие вещи по мере своего имения, ибо жрецы уверяли, что пренебрегший такое приношение заблудится на пути своём».
Само собой, такие боги, в таких мистических местах, не могут обходиться без алтаря. Перед Макошью лежит плита четырёхугольной формы серо-красного цвета с размером сторон метров до двух и толщиной до метра, с гладкой горизонтальной верхней поверхностью. С этого алтаря дары доставлялись в Дон тем же способом, что и в Красном Буераке, посредством ручья, протекавшего весной на дне оврага.
Красивые Дон и Меча - карта-схема
До наших дней сохранилась весенняя традиция выпекать фигурки жаворонков, вылепленные из теста, а праздник называется Сороки. Обычай поминать усопших на могилах едой и выпивкой тоже сохранился, хотя он противоречит обрядам христианской религии.
Из книги «Каменная сказка». Далее следует глава 8 «Колобок».
Николай СКУРАТОВ
© kamenny-con