Приветствую Вас, Гость

  3. Кони Световида из Красного Буерака

  Валуны-песчаники в Верхнем Подонье встречаются относительно часто. Многие камни имеют изображения людей, животных или на них угадываются какие-то знаки. С глубокой древности жители задавались вопросом: откуда появились такие статуи, кто их сотворил?

  Каменные изваяния возникли в природе случайным образом. Процесс их появления легко представить, только дело это долгое, на миллионы лет: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Вода любит рисовать причудливые узоры на песке или глине – это знают и видели все. Водный поток бывает речным, а может случиться после дождя. Представьте простую последовательность. Прошёл ливень, вода перенесла и отложила массу песка. Дождь кончился, поверхность подсохла, на ней остался причудливый рисунок. Через некоторое время ливень случился в другом месте речной долины и на этот рельеф принёс и отложил слой глины. Песок имеет свойство со временем слёживаться, спрессовываться под давлением верхних пластов до твёрдости камня. Песчаники бывают разного цвета из-за примесей минералов, чаще всего красные от солей железа. Глина не каменеет, и всегда поддаётся размыву.

  Прошли миллионы лет, весна перестала приходить в наши края, началось глобальное оледенение Земли. Постепенно нарастал пласт снега, который прессовался в лёд. Ледниковый пласт медленно потёк к югу. Наступление ледяного фронта и его таяние сопровождалось бурными водными потоками, которые промыли долины рек и оврагов. Платформа Верхнего Подонья сложена известняковыми пластами, образовавшимися в ещё более древний геологический период, а, чтобы их прорезать, нужна мощная энергия потока. В наши края ледник пришёл с Валдая сорок тысячелетий тому назад, просуществовал более двадцати. Он, будто гигантским бульдозером сдвинул с места окаменевший песчаниковый пласт, раздробил на фрагменты, обкатал острые грани – получились валуны и готовые статуи. В наше время русла промываются вешними водами, а дожди смывают грунт с вершин холмов, поэтому напластование идёт медленно. На ровных площадках валуны встречаются редко, они ушли под вековые наслоения. Вешние потоки не имеют большой силы, да и текут в году всего неделю, поэтому в последние тысячелетия овраги подросли мало. Эрозии почвы препятствовал лес, который сплошь покрывал ландшафты Лебедянского края до 18 века. Типичны для этой местности плоские камни-известняки, из которых сложены холмы и скалы, а пришельцы вызывали недоумение. Выдумать ниоткуда и из ничего персонажи и их облик не просто, а тут лежали статуи в готовом виде – смотри, сравнивай, фантазируй. Про них сочинили сказки, придумали мифы. В древности всё непонятное объяснялось проделками сверхъестественных сил. На основе природных изваяний постепенно появился целый пантеон богов, соответствующий явлениям природы. Потом люди научились делать деревянные, костяные или керамические копии кумиров, разнесли их по белому свету, а оригиналы постепенно забылись.

Красный Буерак после "субботника"

Красный Буерак исковерканный вандалами

  Уникальное собрание причудливых каменных персонажей так и просится из Красного Буерака, из тумана веков и из сказки на волю. Мне выпало счастье заново открыть эти скульптуры, вернуть из тысячелетнего забвения. Двумя веками ранее А.С. Кайсаров собрал древнейшие первоисточники, уцелевшие после разгрома язычества, и составил брошюру «Славянская и российская мифология», которая включена в издание «Мифы древних славян. Велесова книга», Саратов, «Надежда», 1993. Лучшего путеводителя по древним мифам пока никто не написал. Читайте тексты Андрея Сергеевича, смотрите мои фотографии и судите, кто из персонажей лучше соответствует описанию, а я, не скрывая радости, всех выпускаю на белый свет.

Каменный Конь и Змей-Горыныч до разграбления

  Самой интересной скульптурой Красного Буерака является сказочный Конёк-Горбунок, который в исторических документах значится Каменным Конём, поэтому справедливо будет начать рассказ с мифологии, и уже в другой главе перейти к его истории.

  Андрей Кайсаров со страницы 82:

 «Мифологическое существо Полкан или Полуконь. Полуконь охранял солнечных коней Световида, коней богов солнца или богов-громовержцев. Среди полуконей русские Конёк-горбунок, Сивка-бурка и т.д. По внешнему виду он вполовину или намного меньше героических коней бога, он невзрачный, иногда уродливый даже (горб, длинные уши и т.д.). В метафорическом смысле он именно Полуконь-получеловек: понимает дела людей (богов и бесов), говорит человеческим языком, различает добро и зло, активен в утверждении добра».

Змей-Горыныч и мёртвый Каменный Конь

Мёртвый Каменный Конь

Красный Буерак, Змей, мёртвый Конь. Вид в сторону Красивой Мечи

  Можно даже не комментировать, а обойтись одними цитатами, настолько описание совпадает с реальными скульптурными изваяниями. Поставим себя на место древних русских людей, которые не знали львов и динозавров, зато отлично владели конями, рассмотрим снимок, и что же получается – найден оригинал сказочного Конька-Горбунка? Версия мифа, изложенная профессором в начале 19 века, идеально совпадает с фактурой Каменного Коня, кроме того, имеющего длинный язык, поэтому – говорящего. Он же на летнем фото Сивка, опалённый солнцем, а на осеннем Бурка – бурый от влаги и мха. Конёк-Горбунок стоял на древнейшей Столповой дороге, весть о нём в течение тысячелетий разносили по свету путешественники. Люди насочиняли об этом странном коне разные истории, а самую известную «Сказку о Коньке-Горбунке», сочинил П.П. Ершов. Видел ли он статую этого Горбунка? Думается, прочёл миф в изложении Кайсарова и слышал народные легенды, а потом придумал занимательные сюжетные подробности.

  Андрей Сергеевич тоже не посещал Красный Буерак и не видел Полкана, а основывался на собранных мифах и преданиях. Почему так уверенно утверждаю? Вы поймёте, когда опуститесь ниже по тексту. В его время Столповая дорога потеряла своё стратегическое значение. Мать Андрея, княжна Волконская, родилась в имении Чирково Ряжского уезда Рязанской губернии, в котором русский офицер Кайсаров был похоронен после гибели на поле боя в 1813 году. Он прожил всего лишь 30 лет. Имение находилось на древнейшем водносухопутном пути, проходившем через Ряжск по реке Ранова. В настоящее время село называют «Кайсарово». Расстояние от Красивой Мечи составляет около ста километров. Его предки или знакомые могли ездить по известной дороге, видели Конька-Горбунка и передали описание по поколениям, как сказку. Уж больно точно описано, как будто всё он видел своими глазами.

  В наше время при первом же взгляде на Каменного Коня возникает впечатление, что его фигура хорошо знакомая. Начинаешь вспоминать и быстро находишь ответ – конечно, все видели её в Питере под Медным Всадником! Не стану утверждать, что Фальконе снял с этого коня копию или позаимствовал идею, но сходство потрясающее: та же поза и динамика. Да ещё и скачет он явно в сторону Западной цивилизации.

  Все статуи Красного холма нерукотворны. Два камня-памятника: Коня и жертвенника с изображением Ящера, образуют мифическую композицию. Не сложно понять, что оба они стремятся вверх по склону горы, на небо. Конь взвился на дыбы, Ящер летит в ту же сторону на уровне головы Коня. Минута – и дары будут доставлены прямо Световиду. Естественным и логичным образом появились мифы и сказки о конях, которые скачут по небу. Люди давно всё заметили и описали правильно.

  Очерки о Красном Буераке, мною написанные, многократно публиковались в прессе. Знакомые и простые туристы стали проситься на экскурсии. Смотрели и удивлялись, и тут же говорили упрёки о его запущенности, и почему-то все претензии предъявляли лично мне.

Голова медальонного Коня

  В 2009 году камнекрады исковеркали ландшафт, подрыли валуны – подготовили их к тотальному вывозу. В Сафари-парк продали самую оригинальную скульптуру, которая в исторических документах значится Каменным Конём. Овраг зарос деревьями и бурьяном, скрывшим экспонаты. Мне стало неловко перед туристами: растрезвонил на весь мир о Красном Буераке, а он находится в таком изуродованном состоя­нии. На гранты или помощь чиновников я никогда не рассчитывал – их не дают на неформатные разработки, к тому же пропагандирующие язычество. Погожим апрельским днём взял топор, лопату, лом, фотокамеру и отправился на субботник. Со времени погрома уже прошло восемь лет. Первым делом вырубил деревья и кустарники, выросшие в ямах, ломом выкорчевал их корни. Потом засыпал раскопы, разровнял территорию. Силы ещё остались…

  Давно мечтал посмотреть, что же таится на полузасыпанных грунтом камнях, немного выступающих на поверхности? И вот, начал я счищать землю с валуна, видневшегося около ямы, оставшейся от похищенного Коня, и сразу же открылась мёртвая голова лошади с закрытыми глазами, с обозначенными ноздрями. Ого, уже удача! Стал чистить дальше, с надеждой открыть передние ноги, и не обманулся. Показалась передняя правая нога, согнутая в коленке, а ещё дальше, … короткая задняя нога, как бы откушенная по колено, и в довершение – обрубок хвоста. Фигура, длиной до четырёх метров, выглядела мёртвой, с головой, вывернутой назад. Эта песчаниковая платформа, толщиной до 60 см, уходила в склон оврага под огромную плиту с изображением Змея-Горыныча. Всю её раскапывать не стал. Удалять весь грунт нельзя. Подроешь верхний валун, он просядет, и нарушится вся композиция. После сметания с тела коня его остатков, появилась возможность для фотосъемки.

  Тут же пришла в голову мысль, что бои героев со змеями, рассказанные в мифах, возникли не на пустом месте. Последствия боя ярко проявились в Красном Буераке, в скульптурном воплощении. Можно представить, что Красный Великан (он же Световид, он же Георгий Победоносец) успешно сражался с этим Змеем, стоя на колеснице или верхом на коне, и отсёк у него две головы. Змей-Горыныч тоже не остался в долгу: свернул одному из коней шею и откусил конечности, да ещё огненным дыханием поджарил противнику лицо. Совсем не случайно этот Мёртвый Конь лежит перед ним.

  Напротив этой пары, на противоположном склоне виднелась красновато-бурая песчаниковая лепёшка до полуметра толщиной. Когда сбросил с её поверхности землю, взору открылась лошадиная голова, похожая на шахматного конька. Горельефный отпечаток отрубленной и изуродованной головы разместился на медальоне до полутора метров в диаметре. Это изображение подпорчено сколом фрагмента в центральной части лошадиной морды, а так, всё остальное находится на положенных местах: губы, левый глаз, изогнутая шея. Это что? Голова одного из коней, покусанных в схватке, оторванная, поджаренная Змеем и отброшенная в сторону? А где его тело? Не всё здесь откопано, и далеко не всё ещё понято.

  Красный Буерак - карта-схема

  Теперь вернёмся к цитате, в которой говорится о Коньке-Горбунке. Попробую распределить роли и понять, кто есть, кто? По описанию из известной сказки, самым невзрачным, маленьким, представляется Медальонный Конь. По ходу сюжета и воплощению в камне, он и есть настоящий полуконь, охраняющий пару других – больших и сильных. Он и сморит из оврага наружу, как бы следит за входом, а рабочие тягловые кони устремились к хозяину, статуя которого лежит в глубине буе­рака. В итоге получается, Световид катался по небу на золотой солнечной колеснице с запряженной в неё парой мощных лошадей. Думаете случайно ходит по свету легенда о золотой карете Мамая, спрятанной им в долине Красивой Мечи, после поражения в Куликовской битве? Все легенды, мифы и сказки имеют основания, и родились совсем неслучайно. Произошло переложение древних мифов Красного холма на персонажей из разных исторических периодов. Согласно древней логике, этих коней родила гора Удрики. Это в неё врезался овраг, ставший языческим святилищем. Отсюда происходят Конёк-ГОРбунок, серый великан ГОРыня и его сын Змей-ГОРыныч – отчество у него такое.

 Статуя Световида

  Красный Буерак оказался над Чуровым бродом, через который проходила древнейшая торговая дорога Руси. Нерукотворные статуи видели многие путешественники, удивлялись, пытались объяснить суть вещей, сочиняли мифы и сказки и разносили по белому свету. Скульптуры и детали от них вошли в тексты, создали собирательные портреты мифических персонажей.

  После первого субботника вопросов появилось ещё больше. Сил осталось ровно столько, чтобы погрузить инструменты и добраться на железном коне до дома.

 Из книги «Каменная сказка».  Далее следует документальная история Коня, рассказанная в главе 4. «Каменный Конь из устья Красивой Мечи».

 Николай СКУРАТОВ. Январь 2021.