«Христиане же, увидев, что татары с Мамаем побежали, погнались за ними, избивая и рубя поганых без милости, ибо Бог невидимою силою устрашил полки татарские, и, побежденные, обратились они в бегство. И в погоне этой одни татары пали под оружием христиан, а другие в реке утонули. И гнали их до реки до Мечи, и там бесчисленное множество бегущих побили. Князья же гнали полки содомлян, избивая, до стана их, и захватили большое богатство, и все имущество их, и все стада содомские» (227).
Как тут не поверить летописи, если в Чурове развернулась окаменевшая сцена «потопления мамаева войска в Мече». На входе в Красный Буерак на дыбы взвился Каменный Конь, рядом с ним валяется Мёртвый Конь\12/. Внутри оврага лежат поверженные всадники: красный великан-Световид, упавший наземь грудью, и серый богатырь-Горыня свалившийся навзничь. Сцену ужаса дополняет порубанный Змей-Горыныч. Легенда родилась от реальных статуй Красного Буерака и вобрала в себя все предания ужасного разгрома.
Чуров брод на Красивой Мече в Удриках
Не менее удивительное собрание персонажей прячется в Долине камней на реке Сухой Семенёк между поселениями Толбузино – Ищеино, в нескольких верстах от Мечи, как раз на древнейшей Дрысинской дороге [13].
Возврат в предыдущую главу «Куликово Поле» по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/pole_kulikovo/0-19
Потопление далось не легко
До нас дошли сведения о больших потерях на берегах Мечи. Мамаевцы, прижатые к реке, отчаянно сопротивлялись. Давка на переправе – это погибель. В панике они разбегались по всему междуречью, но не к лебедянскому Гусину броду. Отряд Эдигея, атаковавший со стороны Дона (229), фланговым ударом направил лавину всадников по Ногайской дороге к устью Птани \63/. Свежая конница усилила разгром до полной катастрофы и спасла жизни многим русским дружинникам. Эту ужасающую атаку объясняет предание. Якобы казаки-бродники, не входившие в состав православной Руси, мобилизованные Эдигеем с Хопра, составляли основу ударного отряда. В своей массе язычники, с криками: «За Перуна!» – громили Мамая особенно яростно у языческого капища на Чуровом броде \5/, на который они выходили по раскладу, поскольку скакали с левой стороны лавины преследователей.
О боях на Красивой Мече в булгарских летописях подробностей нет. Что ни говори, междоусобица. Скупо отмечено: ордынцы отступали в лагерь Кызыл (Красное) с левого берега Мечи на правый. Ф. Нурутдинов выдвинул гипотезу: отход войск прикрывал полководец Сабан Кашани, и на Мече сражались его конники, которые «понесли от ударов Боброка тяжкие потери три тысячи всадников» (229). Вспомним, что воинов у него к началу битвы было пять тысяч. Легко заметить, что это слишком маленький отряд, чтобы оборонять участок реки с десятком переправ на длине в 30 км. А вот один из верхних бродов прикрыть было можно.
В публикации ИТУАК говорится: преследовали до Мечи 40 вёрст, взяли богатые трофеи и захватили татарский обоз (230). Цифру придумали специально для верхней Непрядвы под систему измерений, которой пользовались до реформы 1649 года, чтобы она соответствовала расстоянию в 64 км от нечаевского поля до Кузьминок на Мече. Все расстояния, отмеренные в верстах, попали во вторичные документы позже, при подгонках к ложной площадке. В летописях о Куликовской битве встречается единственный отрезок, указанный в мерах длины: 23 поприща от Березуя до Дона. Все другие дистанции измерены в днях пути или в суточных интервалах. Почему? Потому что в тот исторический период вели более простой посуточный отсчёт.
От тульской Непрядвы не сходятся никакие расстояния, и нисколько не сходится хронометраж. Каким образом после завершения битвы, могли проскакать такую дистанцию за остаток дня? Не стану в третий раз пересчитывать расстояния туда и обратно. Напомню, что при таком варианте развития событий, потребуется дня четыре. Битва состоялась в один день – никто ещё не посмел оспорить этот исторический факт.
Летопись, описывающая боевой путь ростовской дружины, отмечает, что «дошли, наконец, и до Красного холма». Другие источники утверждают – до Мечи. Это одно и то же, потому что Красный холм стоит сразу же за рекой.
Понятно весьма чётко, обоз «садомлян» мог быть только за Мечой. Эту фразу некорректно трактовать, что их гнали «до стана», который по официальной версии назначен на Красном холме возле верхней Непрядвы. Сначала громили на Мече, а потом брали обоз, или наоборот: сначала брали и делили трофеи, а потом – добивали? Или нигде, никого и никогда не топили?
По версии Степана Дмитриевича, татары легко перескочили через Смолкочь-Смолку, добежали до его огорода, тут их добили и забрали трофеи.
«Теперь уже русские сыновья захватили татарские узорочья. И доспехи, и коней, и волов, и верблюдов, и вина, и сахар, и дорогие убранства, тонкие ткани и шелка везут жёнам своим» (231).
Самоуверенный Мамай собирался вернуться в свой лагерь с победой, поэтому обоз оставался на месте. Не имело никакого смысла тащить его за собой на холм, где стоял шатёр во время битвы. Ещё предстояли разборки с Бахта.
Как говорят булгарские летописи, к вечеру 8 числа на Красный холм ступил Бахта-Мохаммед и выбил из лагеря остатки мамаевского войска. Затем, на правах главнокомандующего, отдал приказ об окончании военных действий (233), потом забрал всех пленённых, для доставки на суд к Тохтамышу, однако оставил русским всю добычу, как компенсацию за огромные потери. За Мечой Мамай не нашёл спасения. Бежал в Крым и собрал сторонников. Его добивали в низовьях Дона, на речке Калке, в 1381-м году, опять не без русской помощи и по приказу Тохтамыша. Этот факт объективно отразился в «Сказании»:
«И встретились на Калке, и был между ними бой большой. И царь Тохтамыш, победив царя Мамая, прогнал его, Мамаевы же князья и союзники, и есаулы, и бояре били челом царю Тохтамышу. И принял тот их, и захватил Орду, и сел на царстве. Мамай же бежал в Кафу один; утаив своё имя, скрывался здесь, и опознан был каким-то купцом, и тут убит был итальянцами, и так зло потерял свою жизнь» (См. прим. 158).
Мощь армии Мамая подорвала междоусобная война за столицу Булгарского царства. Сброд, мобилизованный из южных земель перед битвой и после неё, не смог заменить кадровых воинов, павших в июне под Сарачином, а в сентябре – на Куликовом поле.
Сторожи на Красивой Мече в 1571 году. Точки бродов
Предания Красивой Мечи
Что происходило на берегах Мечи? Документов, описывающих места схваток, найти не удалось. Берега нижнего течения Мечи на большинстве участков крутые или обрывистые, а значит, неудобные для переправы конницы. В кандидаты попали пять ключевых бродов на древних дорогах, с удобными спусками и накопительными площадками перед ними, равномерно расположенные по левому берегу Мечи от Дона до устья Птани. Посмею восстановить боевые картинки, основываясь на преданиях и топографии.
Река Красивая Меча. Слева Большой Верх, справа Буравцева
Хранитель легенд, Чурилов Василий Николаевич (1948-2022), родился в деревне Буравцева. В этих местах ходят предания о схватке с татарами. По его рассказу, на высоте с отметкой 227 у села Медведево, стоял русский сторожевой пост. Дозорные наблюдали за переправой через Мечу и разожгли сигнальный костёр, чтобы предупредить своих. Умирают последние носители, угасают предания. В споре с официальной версией они проигрывают – там авторитеты…
Этот район требует особого исследования, как самый предпочтительный, для бегства за Сосну и в сторону Крыма. Только в этом направлении и в этих местах был свободный выход на юго-запад на волю через аул Кызыл, где не было противника. Можно было удирать по двум маршрутам: по первому – через брод на Михайловской дороге, по второму – пересечь устье Птани, а потом Мечу. Удобный и мелкий брод сохранился в первозданном виде, отмечен на топографической карте и виден невооружённым глазом в полукилометре выше слияния рек. В этой ключевой зоне стоит село Яблонево с Троицким храмом, приделы которого посвящены Архангелу Михаилу и Сергию Радонежскому, что служит прямым свидетельством исторического события.
Легенда о жарком бое, после которого Меча кровью текла, дожила до наших дней, попутно породила ошибочную версию о Кузьминой Гати-на-Мече и справедливое предание о захоронениях, требующее проверки. Перед первым птаньским бродом напротив Хрушовки, народный поисковик нашёл россыпи артефактов и, опасаясь преследований и дурной славы, анонимно по почте прислал фотографии.
Брод под кручей у Кузьминок имеет малую пропускную способность из-за высокого берега и узкого прохода \43/. По склону Столпового оврага (нынешняя балка Лагута) можно спуститься к реке спокойно. Однако в панике неизбежно возникнет свалка, и все покатятся с крутой горы в реку и станут давить друг друга в тесном проходе.
Красивая Меча в Кузьминках
Километра через полтора ниже Кузьминок, напротив Малинок, начинается обширный протяжённый луг. На него ведёт пологий спуск ниже Столпового оврага. Согласно преданию, на лугу состоялась жаркая схватка. В этом месте нет брода, а Меча глубокая. Если пуститься с конём вплавь, есть шансы на спасение. По лугу и в наше время проходит дорога с выходом к удобному броду в Сергиевском. Разумеется, по Дрысинской дороге сюда же с Куликова Поля прискакала большая масса конников. Два потока сливались – серьёзная схватка и давка были неизбежны. Перед бродом поисковик нашёл коллекцию боевых топоров и есть реальные указания на захоронение погибших. Археологи яростно лают в сторону «чёрных копателей», но сами ничего не предпринимают, а от поисков и раскопок яростно уклоняются, их бездействие никак не порицается. По докладам от поисковиков, на момент 2023 года артефакты выбиты и больше не попадаются.
Старый Дрысинский брод в селе Сергиевском
Старый Турмышский брод в Мочилках
Старый Турмышский брод в Мочилках мелкий, с пологими берегами и с обширными лугами, прилегающими к реке \6/. Этот самый удобный для переправы брод мог пропустить широкую лавину всадников сходу без препятствий и без задержки. Местные жители доносили сведения о находках оружия, но их судьба не известна.
Самый короткий путь на Красный холм проходит через броды в Троекурове, на отрезке от плотины ГЭС до современного моста. Вероятно, Мамай оторвался от преследователей и по дороге через Губино прискакал в лагерь с первым отрядом. Полевая дорога служит и в наше время. К вечеру на Красный холм с юга ступил Бахта-Мохаммед, а с севера прискакали русские дружинники, и выбили остатки мамаевского войска.
В Тютчеве жило предание, пересказанное Дмитрием: Никитская церковь села, посвящённая святому воину Никите, поставлена на месте самой яростной схватки на Красном холме, в точке гибели воеводы Никиты \42/. Предположительно, патриоты Пальчиковы наименовали село в честь Захария Тютчева, смелого посла, проводившего переговоры с Мамаем.
Последние бои Куликовской битвы состоялись на участке Нижней Мечи, от её устья до устья Птани, и на Красном холме. Остатки разгромленного войска, около одной части из девяти, Мамай собрал в ауле Кызыл (Красное) и увёл в Крым:
«Тогда же Мамай с немногими убежал и пришел в свою землю с небольшой дружиной. И, видя, что он разбит, и обращен в бегство, и посрамлен, и поруган, снова распалился гневом и собрал оставшиеся свои силы, чтобы опять напасть на Русь» (233).
Примечания и источники информации открываются в меню сайта http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67
Для продолжения чтения в меню раздела "Свет забытой Непрядвы" выберите "Могилы Куликовской битвы" или перейдите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/mogila_kulikova_polya/0-21
Николай СКУРАТОВ. Последняя правка в июле 2023 года.
© kamenny-con