Приветствую Вас, Гость

  Лебедянь. Она из Лебедии.

  Лебедянь получила статус города в 1613 году, с момента назначения первого воеводы Л.А. Кологривова. Известен документ «Сказка московских дворян Вельяминовых» от 1628 года, в которой говорится, что они владели сельцом Лебедянское городище в 1605 году. Поселение входило в Данковский уезд. Его название красноречиво говорит, что это бывший город, носивший в прежние времена имя «Лебедянь», но пришедший в упадок. В исторической практике датой основания объекта принято считать момент забивки первого колышка, который отражён в публикациях или в документах.

 Лебедянь. Вид на церковь Рождества Богородицы с улицы Ситникова.

 

  Колодезь

  А кто разорил ту древнюю Лебедянь? Варваров в предыдущие два столетия было достаточно, начиная от разбойных набегов кочевников, до походов известных полководцев. Чтобы пресечь эти набеги, на южных рубежах построили крепости, а для их предупреждения, Иван Грозный поставил сторожи (заставы), и некоторые из них – в Лебедянском крае. В документе 1571 года «О сторожевой, пограничной и польской службе...» имеется масса информации, но нет упоминания о Лебедяни. Даже в описании маршрута 7-й сторожи:

  «7-я сторожа из Донкова на Дону на Ногайской стороне усть Скверны против Романцовского лесу от Донкова вёрст с сорок, а сторожем на ней стояти из Донкова четырём человеком, а беречи им налево от усть Скверны до Колодезя вёрст с пять».

  В тот период в одной версте считалось 750 саженей, поэтому вёрсты нужно умножить на 1,6, чтобы получить километры. Можете проверить по карте отрезок от Стрешнева, рядом с которым стоял Старый Данков, до речки Сквирни у вас получится около 65 км. Второй факт: патрули ходили от устья речки налево до Колодезя. Непременно учтите, что патрульный казак, это вам не часовой, который глядит с крепостной стены только во вражескую сторону. Дозорный патруль смотрит кругом, и не столь важно, по какой стороне реки он ходит. Зависит от рельефа местности. В районе города правый берег Дона холмистый, изрезанный оврагами, а левый – ровный, пологий.

  В терминологии «колодец» – это сруб над источником, составленный из деревянных колод. А какой объект в документе назван Колодезем, причём именем собственным? Бесспорно, это источник питьевой воды. В данном случае, это известный родник Покрово Казацкой Слободы, который находится в устье Лебедянки. Если отмерить расстояние 8 км по берегу Дона, то электронный измеритель с абсолютной точностью укажет на него. Лебедянь ещё не возродилась, а о древнем источнике всегда помнили. На дистанции от Сквирни до Лебедянки казаки контролировали два стратегических брода: первый – Гусин, в Стрелецкой слободе, а второй – казачий, под Тяпкиной горой. В 17 веке над бродами встали крепости: над Гусиным – Троицкий монастырь, а над казачьим – Лебедянская крепость. Современные мосты Стрелецкий и Казённый стоят на местах известных бродов, потому что дороги к ним протаптывались веками.
  Через Лебедянский край проходили торные дороги в русские земли, по которым пришли завоеватели: Давлет-Гирей, Тамерлан, Тохтамыш, Мамай, Бегич... Всех не счесть. К примеру, соседний Данков уничтожался многократно и восстанавливался на старом месте. В последний раз в 1618 году его сжёг гетман Сагайдачный, но уже в 1619-м по указу Михаила Фёдоровича новый Данков заложили в устье речки Вязовки. Заставы контролировали перемещения разбойных кочевников и предупреждали население и крепостные гарнизоны. Край стал заселяться.
  Безвременье

  Сколько времени длился этот период опустошения? Без малого двести лет. Отсчёт надо вести с Вожской битвы 1378 года. Летописец, описывая поход Тамерлана в сторону Москвы в 1395-м, отмечает:

  «Оба пол Дона реки пусто вся сотворишу».

  По-современному: опустошили обе стороны Дона. А до него в 1382 году прошёл Тохтамыш. А перед ним в этих местах в 1380 году была битва с Мамаем. По мнению историка Д.И. Иловайского, войска Мамая, которыми в Вожской битве 1378 года командовал Бегич, убегая после поражения, с досады сожгли города юго-запада Рязанского княжества: Дубок, Переяславль и другие. Когда завоеватели шли с юга вдоль правого берега Дона по древнейшей Столповой дороге, то первой на пути им попадалась Лебедянь. А если шли по Муравскому шляху, в Ливнах поворачивали на Елец, разделавшись с ним, снова, на Лебедянь. Могла ли уцелеть Лебедянь? Поэтому нет её в документах, даже в виде скромной деревушки.
  Митрополит Пимен в 1389 году проплыл по всему Дону и отметил ужасное запустение края. Города здесь процветали совсем недавно, но теперь на их местах, путешественник увидел диких зверей, а людей не заметил совсем. Даже первый период татаро-монгольского ига, протяжённостью в 140 лет, можно характеризовать, как стабильный и вполне подходящий для жизни. Его надо отсчитывать от нашествия хана Батыя до Вожской битвы.

  В 2003 году при проведении земляных работ в нижнем городе, на месте древнего посада в народе называемого «Водокачкой», к востоку от храма Рождества Богородицы случайно вскрыли захоронение первой половины 13 века. Археологи провели осмотр и сделали датировку, но не сделали выводов. Множество беспорядочно лежащих останков людей, погибших насильственным путём, могло быть только от завоевателя Батыя. Разве возможны здесь другие варианты?
  Гусин брод

  Батый уничтожил многие поселения на своём пути, включая Рязань, но всё население не истребил. Хан продиктовал условия ига русским князьям в 1238-м году на развалинах древней крепости Хэлэк, рядом с аулом Кызыл (село Красное). В булгарских летописях документ носит название Хэлэк Джэртык (Гибельная черта). Черта Хэлэк в Лебедянском крае прошла по левому берегу Дона, по древнейшей границе расселения славян, известной ещё с первого тысячелетия. Русские княжества попали под протекторат Золотой Орды и стали платить дань, но была стабильность. Разумеется, Лебедянь возродилась снова. Она значилась в булгарских летописях 1380 года под татарским именем Акказ-кичу, что переводится на русский, как белая казарка или лебедь на переправе. Маленькая речка Лебедянь, на которой стоял этот Лебедь, тоже называлась Акказ. Более того в «Сказании о Мамаевом побоище» переправа так и называется – Гусин брод. Вспомните:

  «Уже Мамай-царь на Гусин брод пришёл, и одна только ночь между нами, ибо к утру, он дойдёт до Непрядвы».

  Хотите – верьте, хотите – нет, а подробно все эти моменты раскрыты в моей исторической монографии «Свет забытой Непрядвы», 2023 года издания.
  Древние артефакты и факты

  Продолжим путешествие за пределы даты нашествия Батыя, на момент, которой Лебедянский край входил в состав Рязанского княжества, примерно с 1202 года, после смерти князя Игоря Святославича. По версии рязанских историков, с этого момента началась вторая волна заселения юго-запада княжества из рязанских земель. А само княжество, по их мнению, заселялось в конце первого тысячелетия с берегов Днепра северным маршрутом по Оке. Имеются ссылки на археологические исследования.
  Первое летописное упоминание о Дубке и Ельце относится к 1146 году. Под этим годом в Никоновской летописи записано:

  «Князь Святослав Ольгович иде в Рязань и быв во Мценске, и в Туле, и в Дубке, и на Дону, и в Ельце, и в Пронске, и придя в Рязань на Оку».
 Так и хочется подправить летопись «и на Донку», и получится «Донок» – древнее имя Данкова. Что было проку отмечать сам Дон? Главная дорога региона – Дрысинская, пересекала Красивую Мечу в селе Сергиевском. На это указывают документы о сторожевой службе от 1571 года, в которых Каменный Конь из устья Красивой Мечи служит чётким неоспоримым ориентиром. Дорога пересекала Мечу в 13 верстах (20,8 км) от Коня. Князь Святослав проследовал по городам своих владений по древнейшей Дрысинской дороге через Елец и Дубок, потом через Михайлов и Пронск на Рязань. Этот маршрут прошёл севернее Лебедяни, поэтому и нет о ней упоминания.

  О Дрысинской дороге говорится в книге академика В.П. Семёнова – «Россия», 1902, Т.2, с. 413: 

  «Верстах в трёх северо-восточней Сергиевского у с. Слободка находятся остатки древнего вала. Между Сергиевским и расположенным в 8 верстах выше него по Красивой Мече с. Кузьминской (Кузьминой Гати), близ так называемой татарской Дрыченской или Дрысинской дороги, соединительной между Муравским и Ногайским шляхами, в 1380 году целый месяц стоял с войском Мамай, поджидая Дмитрия Донского».

  В конце 19 века наблюдалась высокая активность историков, несогласных с назначением Куликова поля в Тульскую область на берег новой Непрядвы. Они не смели выступить против властей напрямую, а публиковали косвенные сведения в пользу старой Непрядвы у села Перехваль, пытались растолковать и дополнить летописи.

  Некоторые краеведы полагают, что Дубок 1146 года и есть древняя Лебедянь, но нет никакой аргументации этой версии. Такой город непременно должен быть на волоке, в котором могли бы жить специалисты этого дела. По факту Дубок стоял на Донской Переволоке, которая функционировала между Кочуровкой, впадавшей в Дон и рекой Ранова, относившейся к Волжско-Окскому бассейну. Городище Дубка раскопано в 1983 году археологами М.И. Гоняным и А.П. Мошинским на правом берегу Кочуровки, в 9-ти км от устья. Все находки датируются 12-13 веками.
  Исследования нижнего города к югу от речки Городянки проводились эпизодически. Тем не менее произошла масса находок, а наиболее интересные случились летом 2003 года. Площадь, которую занимала древняя Лебедянь, измеряется гектарами. Строители случайно откопали захоронение тел погибших, о которых говорилось выше, и погреб, в котором хранились четыре византийские амфоры 12-13 веков. Установлено, что попали они сюда из Приазовья. На одной заметны следы пожара. Здесь же нашли керамику донских славян роменско-боршевской культуры 8 века, стоянку людей раннего железного века. Присутствие боршевцев обнаружено и в верхнем городе, при рытье котлована для здания больницы в 2002 году.
  Дата заселения Верхнего Подонья уточнилась, с выходом в 2012 году книги археолога Григория Земцова «Липецкий край в 3-5 веках». В ней опубликованы результаты раскопок по берегам Быстрой Сосны и вверх по Дону. Их результат неоспорим: первые поселения древних славян возникли здесь с 3 века, и закрепились в 5-м, а пришли славяне из Черниговского княжества по реке Сейм с переходом в Быструю Сосну, а далее по Дону. Об этом говорят предметы быта и принцип устройства жилищ.
  Загадочное озеро 

  А теперь пришло время древних легенд и версий о происхождении имени Лебедяни. Первая – утверждает, что пошло оно от красивых птиц, которые водились на озере, из которого вытекала речка Лебедянь. Версия сомнительная. Чтобы смотреть в небо, считать лебедей и восторгаться ими, надо было в древности обладать сильной поэтикой.
  Откуда полетели утки-лебеди? С лёгкой руки писаря И.А. Домогацкого. В его Переписной книге от 1709 года говорится:

  «А с одной стороны того города на полдень степь, на восток степь же и леса, и к западу леса и да озеро Великое Лебединое».

  Само существование озера, в прошлые века, вызывает большое сомнение. Почему от «Великого озера» не осталось никаких следов? С возвышенности, которая служит водоразделом Дона и Красивой Мечи, кроме Мещанского лога (он же - река Городянка, речка Лебедянь), берут начало несколько больших оврагов. Само существование даже небольшого озера на его вершине с отметкой 212 метров вряд ли было возможно. А тут это озеро должно питать ещё и речку? На карте Лебедянского уезда 1790 года, всего лишь через 80 лет, обозначена речка Городенка, но никакое озеро не показано. Домогацкий записал сведения со слов местных жителей, а вот картографы наносили на карту фактические объекты, и как минимум, должны были отыскать исток.

  Замечу, село Большая Попова Поляна, согласно документам начала 17 века, стояло «на озерке под Романцовским лесом». Край наш Лебедянский – речной, озёр здесь нет совсем. Романцовский лес, ныне Тютчевский, простирался до Дона. Попова Поляна и Лебедянь находились на берегу реки Дон. Полагаю, что под озером или озерком подразумевалась река. Так её называли местные жители в тот период времени.
  Князь Лебедян

  Есть такая традиция – давать имена поселениям по имени их владельца или основателя. Вспомните, для примера, кто основал Киев, Владимир или Ярославль? Имена птиц в названиях тоже встречаются.
  Вношу свою собственную версию. Имя Лебедяни принесли не красивые птицы лебеди, а человек с таким именем собственным, тем не менее, лебединым. Этого князя звали Лебедян! Теперь об этом по-порядку.
  Идея, что имя страны, носившей название «Лебедия», перешло на город, стоявший на её окраине, отражена в публикациях тамбовских историков 19 века. Сначала её выдвинул А.С. Хомяков, потом подхватил А.Н. Норцов, в начале 20 века с ней соглашался П.Н. Черменский. Авторы указывали как на географическую близость расположения Лебедяни к указанной местности, так и на созвучие её названия. Осталось неизвестным, какой источник использовался?
  Книгу «Об управлении империей» византийского императора Константина Багрянородного нашёл в Интернете современный краевед Кирилл Надов. Затем он опубликовал статью, в которой категорически отверг «Лебедию», как источник версии названия Лебедяни, называя это опиской, мифом. А парадокс заключается в том, что он, отрицая, сделал главное – нашёл первоисточник, который подтвердил эту версию.

  Император рассказывал:

  «Знай, что народ турок имел древнее поселение близ Хазарии в местности называвшейся Леведия – по прозвищу их первого воеводы. Этот воевода прозывался личным именем Леведия». 

  Упомянутый в тексте народ «турки» относится к предкам мадьяр. Их уход из Леведии на территорию современной Венгрии датируют 700 годом. В книге императора не указано дат, касательно этих турок, а описано всё приблизительно. Часто названия имеют несколько созвучных вариантов. Говорится, что эти турки жили рядом с хазарами. Археологи локализуют столицу Хазарского каганата – Саркел, в районе Большой Донской Луки на месте посёлка Белая Вежа. В устье реки Воронеж исследован их подземный город. Южная граница обитания угорских народов, к которым относятся предки мадьяр, проходила как раз выше устья Воронежа, а селились их племена северо-восточней. Здесь и заканчивалась эта Леведия-Лебедия, в перекрёстке расселения хазар, славян и угорских народов. Западней, начиная от реки Дон, в сторону Чернигова и Киева на карте показаны славяне, а по Дону прочерчена граница Киевского княжества.
  В книге отмечено ослабление государства хазар, а потом и турок. Говорится, что правил турками Леведия, и его звали к себе княжить хазары. Стало быть, князь был киевским, а народы Подонья жили под его протекторатом. Страна Леведия, по мнению императора Константина, располагалась между Доном и Днепром.
  Известна легенда об основании Киева. Она гласит, что Кий, его двое братьев Щека и Хорив, и сестра их Лыбедь высадились на берегу Днепра, где основали Киев. Там даже красивый памятник стоит в их честь и по случаю такого события. Тут становится понятным, откуда к тамбовцам прилетели эти «Лыбедь и Лебедь».
  Наконец, настал торжественный момент открыть «Велесову Книгу», введённую в научный оборот Ю.К. Бегуновым. В предисловии к ней академик писал:

  «...До основания Киева (430 г.) Кием и княжении там его рода: Славерь - Верен - Сережень до 880-х годов, когда Олег Вещий стал киевским князем».

  И ещё, в самой книге:

  «И тут Кий умер, тридцать лет владев нами. А после него был Лебедян, его же называли Славерь, и тот жил двадцать лет».
  Тамбовские историки не знали о существовании киевского князя Лебедяна и «Велесовой Книги», которую обнаружил Али Изенбек в 1919-м. Книга начала публиковаться с 1966-го, и в историю славян принесла много новой информации, противоречащей устоявшимся историческим канонам, поэтому вызвала споры. Получается, что византийскому императору легенды записывать можно, а последнему русскому языческому жрецу – никак нельзя! В чём проблема? В религии. Апологетам не так важно, что наговорил там чужой император, но не выгодны свидетельства летописца языческой Руси.

  Автор, как лебедянец, сразу же обратил внимание на имя киевского князя, созвучное названию города. Вот он легендарный Лебедян – основатель Лебедяни и правитель Лебедии в 460-480 годы! Как раз 5 век, раскопанный Земцовым!
  Сделаю предположение, что святилище Красного Буерака и государственные дела привели Лебедяна в наши края. О существовании статуй идолов в ключевой точке дорог люди знали. В этом нет сомнения. Религиозные символы имеют притягательную силу – хорошо известно. Древние славяне были идолопоклонниками – не новость. Особенно сильное развитие эта религия получила в Киевской Руси. Лебедян мог основать опорный пункт государства на восточной границе и назвать своим именем, согласно традиции.
  Лебедия закончилась в 880-х годах вместе с династией Кия. Константин Багрянородный правил в середине 10 века, лет через семьдесят от этой даты, и записал ещё свежие предания. Можете не признавать Велесову Книгу, но Лебедян-то был!

  Князь Лебедян попал в историю через императора Константина – это раз, и через «Велесову Книгу» – это два. А это уже, становится историческим фактом!

  Красный холм

  Языческое святилище в Красном Буераке открыто случайно. Летом 2009 года автор забрёл в него во время прогулки по берегу Красивой Мечи и увидел нерукотворные статуи: четырёхликого Световида и его алтарь, мохнатого Велеса, солнечного Хорса, двуликого Перуна, богатыря Горыню с сыном Змеем-Горынычем, ясноокую Лунницу, Чашу, заполненную плодами, стадо световидовых коней во главе с Коньком-Горбунком (он же - Каменный Конь). Рядом находился курган Волотова Могила с каменными истуканами-чурбанами. Все эти объекты составляют летописный Чуров. Кроме того, в двух километрах от Чурова в овраге Лоск лежит статуя богини Макоши, представленная перед своим алтарём в ипостасях Золотой Бабы и Жар-Птицы. Оба оврага, в которых находятся святилища, стекают с вершины Красного холма.

     О персонажах Красного холма автор рассказал достаточно подробно в нескольких публикациях. Готовится к изданию книга «Полёт Жар-Птицы», а мы заглянем в «Адрес-календарь Тамбовской губернии», 1903 года, а там живут легенды и предания, собранные краеведом Алексеем Норцовым:

  «На устье Красивой Мечи, в 5 верстах от села, возвышается огромный курган «Волотова Могила» (т.е. богатырская). На вершине кургана в начале 19 века стояли каменные бабы, брошенные владельцем села в реку. В сороковых годах одна такая баба из целого тёмно-серого камня, вымытая вешней водой, была найдена близ устья реки Лебедяни. Баба была изображена в обнажённом виде, неуклюжей, с едва вырезанными чертами лица, рук и туловища; вся выпуклость головы сливалась с телом; живот подпоясан будто по кафтану. По преданию, «Волотова Могила» – место погребения Кунама, но конечно происхождение могилы гораздо древнее».

  Любопытно, тот самый родник-колодезь из устья Лебедянки, который служил ориентиром маршрута 7-й сторожи, был особо обозначен каменной бабой.

  Летопись «Задонщина» отметила удивительный Чуров:

  «У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу».

  В этой фразе показан участок правого берега длиной в 30 километров, где расположилось татарское войско. Академик Семёнов это понимал. Стоять одновременно «у Дона» и «у реки Мечи», можно только в устье Красивой Мечи. И обязательно за Мечой – потому что «хотят реку перейти».

  Что теперь скажете? Разве не в Чуров, не к этим святыням Красного холма стремился князь Лебедян? Именно на Красный холм пришёл Мамай – под защиту и благословение языческих богов.
  Лебедянка, Городянка…
  Теперь можно вернуться к нашему времени, но отсчёт будет прямой от цифры 1613. Не стану перепечатывать всю историю Лебедяни этого периода. Она описана краеведами и историками, потому что с момента присвоения городу статуса, в архивах появились документы. Но путаница в трактовке дат и событий существует и в наше время. Остановлюсь на некоторых моментах, в которых попытался разобраться.

  Открытие лебедянского Каменного Коня добавило новую информацию к пониманию древней истории края. Принесло массу новых документов, которые дают возможность исправить некоторые ошибки других авторов и даже изменить трактовку исторических событий и схему прохождения границ государства.
  Лебедянь – Городенка – Городянка – Лебедянка. В «Книге Большому Чертежу» от 1627 года прямо говорится:

  «С правыя стороны, пала в Дон речка Лебедянь, а на усть её на Дону город Лебедянь, от Донкова до Лебедяни 20 вёрст. А ниже Лебедяни, вёрст с 8, пала в Дон река Быстрая Меча, на усть реки Мечи с вышныя стороны Волотова Могила».

  Эти отрезки хорошо известны: от Лебедяни до Данкова 32 км, а от Лебедяни до устья Красивой Мечи – 13. Курган Волотова Могила стоял на правом берегу Красивой Мечи, на высоком месте в Удриках, на расстоянии около километра от устья. Он исследован тамбовскими учёными в конце 19 века. На его месте заметен конус раскопа до 20-ти метров в диаметре.
  Почему же речку Лебедянь называли Городянкой? Когда и почему поменялось название? В публикации Кирилла Надова имеется версия и на этот счёт. Якобы название «Городенка» за рекой закрепилось в конце 17 века, после устройства через неё моста на городнях – на земляных опорах, обложенных камнем. Вероятно, спуск с горы и мостик через речку сделали в комплексе, а поврозь их устраивать не имело смысла. Факт строительства известен из документа 1698 года. Его инициатором был стрелецкий и казачий голова Иван Кузьмич Кузьмин, по прозвищу Тяпка. Сначала прижилась «Городня» – речка, которая течёт под этими городушками, а потом картографы отредактировали её имя, как принято в таких многих случаях, от слова «город». Так появилась речка, текущая через город – Городянка.
  Непонятно теперь, откуда взялась ещё одна «лебединая» речка – Лебедянка? Названия, конечно, похожие, но разные. Лебедянь течёт через Лебедянь, а Лебедянка – под Лебедянью. Речка всегда была маленькой, поэтому и на ней лебеди жить не могли – узкое пространство её долины и водной глади – не для птиц большого полёта.

  В последние десятилетия картографы произвольно переиначили многие топонимы и гидронимы. На современной топографической карте появился Мещанский лог вместо Городянки, Монастырский лес вместо Тютчевского, а деревню Нижнее Брусланово, вопреки всем правилам, превратили в Нижнебрусланово.
  Родник

  Ещё один исторический родник существует в Лебедяни под скалой, немного выше устья Городянки. По свидетельству В. Бобровского, этот мощный источник поил водой всю Лебедянь. К нему проделали Турецкий спуск, по которому воду возили в бочках. На роднике устроили удобный водозабор, на настил которого въезжали на телегах.

  В довоенное время, две студентки педучилища, купавшиеся в Дону, случайно заплыли в бурный ледяной поток родника. У девушек свело ноги, и они утонули.

  В середине 20 века в устье Городянки пробурили артезианскую скважину, из которой вода пошла в верхний город. Место с той поры стали звать «Водокачкой». Мощная водокачка сильно понизила уровень грунтовых вод, поэтому ключ ослаб.
  Этот родник, с глубокой древности известен своей необыкновенной силой. Источник стал одним из дополнительных факторов возникновения города именно в этом месте. Лебедянцы проломили ствол до уровня подземной реки и качали чистейшую родниковую воду прямо в крепость. Пробивать колодец в известняковой, довольно мягкой податливой скале даже выгоднее, чем копать в насыпном грунте – стенки получаются сразу, их не нужно подкреплять и облицовывать.

  Александр Гамаюнов отыскал исторический документ 1657 года, в котором воевода Гаврилко Пасынков доносил царю Алексею Михайловичу:
  «А тайник землёю не засыпан, и тайничный колодезь обвалился. Воды в нём нет».
  Во второй половине 17 века граница государства откатилась до южных морей, поэтому Лебедянская крепость утратила боевое значение, за колодцем перестали следить. Население города подросло. Воды вынутой бадьями с глубины в сорок метров на всех не хватало. Её стали возить на лошадях, в бочках.
   Лебедянь на Тяпкиной горе

  Если подвести итоги, получится, что Лебедянь существовала с 5 века, если её основателем считать киевского князя Лебедяна, и, как минимум, с 8-го – по археологическим находкам. Стояла она на современном высоком месте изначально и прекращала существование лет на двести в период борьбы с Золотой Ордой и с кочевниками.

Список использованных источников:
1. Газета «Лебедянские Вести», вкладыш в неё «Лебедянская Летопись».
2. Мифы древних славян. Велесова Книга. Кайсаров А.С. и др. Саратов, «Надежда», 1993 год.
3. Куликовская битва в свете булгарских источников, ответ Рустаму Набиеву. Бегунов Ю.К., Нурутдинов Ф.Г.-Х.
4. История Рязанского княжества. Иловайский Д.И.
5. Лебедянский Каменный Конь из устья Красивой Мечи. Авторская статья www.proshkolu.ru/user/NikolaiSkuratov/blog/72441/
6. Статьи Николая Скуратова на сайте kamenny-con.narod.ru

7. Каменный Конь на Куликовом Поле. Н.П. Скуратов. 2017. Мичуринское издательство.
8. Лебедянь в начале 17 века. А.И. Гамаюнов. 2013 год.

Статья опубликована в газете "Лебедянские Вести" №14 от 2 апреля 2020.
Николай СКУРАТОВ.

© kamenny-con