Макошь-Пятница благодатница
С первых строчек повествования возьмите в толк, что в двух верстах от устья Красивой Мечи живёт самая древняя статуя земного шара, сотворённая природой многие миллионы лет тому назад, исполненная сразу в двух вариантах. Именно, эти две ипостаси, отмеченные в мифологии, служат неопровержимым доказательством, что здесь открыта статуя богини – первоисточник языческих верований. Во многих древних мировых религиях пантеоном богов правит женщина, что полностью соответствует логике мышления. Первобытные люди, пришедшие по своим делам в овраг на Красном холме, увидели огромный мегалит, торчащий из склона правого берега, на ложе которого невероятным образом переплелись изображения женщины, глядящей в небо, или птицы, уснувшей на животе (это смотря как составить одни и те же элементы частей тела).
Красный холм имеет размер до пяти километров в диаметре, ограничен крупными реками и балками со всех сторон и явно выделяется на местности. По современной географической терминологии он подпадает под определение «возвышенность» или «высота». Овраг Лоск, в котором поселилась оригинальная скульптура, берёт начало на вершине с отметкой 204,6, пролегает в южном направлении и впадает в Дон через три километра. На самом дне оврага, метров на двадцать выше, лежит каменный алтарь.
Мне этот феномен открылся на координатах: N 52 градуса 54 минуты 50 секунд и E 39 градусов 00 минут 00 секунд. Невозможно определить на глаз, какая часть камня-песчаника скрыта под грунтом? Видимый объём может весить более 40 тонн. С первого взгляда понятно: камень родила земля-матушка. При обходе феномена справа налево, изображения меняются как в калейдоскопе: прямо в упор видны и женщина, и птица; при ракурсе в 45 градусов от первоначального, вам предстанет гигантский утконос; под углом в 90 – морской лев. Этот странный камень пытается представить людям некоторые этапы эволюции живой природы: птица – странная полуптица-полуживотное – морское млекопитающее. Каких только чудес не встретишь в природе!
В божественном служении статуя прошла через многие ипостаси: Макошь-Пятница или Жар-Птица, Золотая Баба, Баба Яга, Параскева Пятница, она же Нарицаемая Пятница.
Для начала посмотрим, что говорят учёные об известной персоне женского пола.
Андрей Кайсаров:
«Баба. Наиболее древнейшая из них – Баба Яга. У всех возникают вопросы: что означает Яга? И уж тем более никто не верит, что страшная Баба Яга – изначально заботливая берегиня. И, вообще, почему она такая страшная?
Слово «Яга» - отрубленное от «Яшка». Яша – в славянских песнях называли ящура, некогда жившего на земле прародителя всего живого, и исчезнувшего, отсюда вышло наше более понятное – пращур. Баба Яга изначально – прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо – воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного пространства). В период насаждения христианства всем языческим богам и божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения. Так языческая строгая прародительница была превращена в злобного демона, которым пугают наших маленьких детишек.
В разных славянских племенах были позже и другие прародительницы, получившие имена собственные: Златая Баба, Златая Мать, Макошь и т.д.».
Она – макушка, то есть самая высокая. Богиню Макошь (она же Макешь, Макуша) академик Б.А. Рыбаков поставил на первое главное место славянского пантеона – это мать, прародительница всего живого:
«Имя её составлено из двух частей: «ма» – мать и «кошь» – кошёлка, кошара. Макошь – мать наполненных кошей, мать хорошего урожая. Это богиня плодородия, а именно, богиня итогов сельскохозяйственного года, подательница благ. Объём урожая в равных трудовых затратах ежегодно определяет жребий, судьба, доля, счастливый случай. Поэтому Макошь почитали ещё и как богиню судьбы. Обязательный атрибут её изображения – рог изобилия. Эта богиня связывала отчётливое понятие счастливой судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему очагу, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых. По белорусскому поверью, негоже оставлять на ночь куделю, а то Макоша опряде.
Макошь покровительствовала браку и семейному счастью. Конкретное понятие «пряха» связывалось с метафорическим «прядением нити судьбы». Если нить судьбы тонка, то счастье в любой момент может оборваться.
В русском православии Макошь перевоплотилась в Параскеву Пятницу. Поскольку в её распоряжении были все плоды земные, она ведала и судьбой урожая, то есть распределением продуктов, сырья предметов ремесленного производства. Именно поэтому она хозяйствовала на торгу, покровительствовала торговле. В Новгороде в 1207 году была построена церковь Параскевы Пятницы на Торгу. Такие же храмы были возведены в 12 – 13 веках в Чернигове, в Москве на торговом и охотном ряду».
Зря, что ли, в народе живёт понятие достатка? Огромная, наполненная вечными каменными плодами Полная Чаша, стоит себе спокойно в самом начале Красного Буерака тысячи лет! И чего в ней только нет! На берегу Красивой Мечи боги показательно щедро даровали людям весь набор продуктов от крупных овощей до мелких ягод. Чаша с плодами означала обильную земную жизнь.
Главной богине язычники посвящали свой собственный день недели – пятницу, который на Руси был выходным и торговым. Напомню, что иудеи отмечают субботу, а христиане – воскресенье. Особенно торжественные празднества в её честь проводились раз в месяц, поэтому существовал годовой календарь с ежемесячными датами Пятницы-Макоши. В осеннюю пору – на рубеже лета и зимы с 1 по 8 ноября (стиль старый), ей посвящали праздничную неделю. Главный праздник Параскевы Пятницы отмечали 28 октября. К этому дню собран урожай, скот не гоняют в поле, начинаются зимние домашние работы: прядение, ткачество, подготовка приданого. Чисто случайно день памяти святой Параскевы из русского православия совпал с главной осенней языческой Пятницей. Посвящения слились в один праздник. Про Макошь стали забывать, её постепенно заменила Параскева Пятница.
Борис Рыбаков отметил водные функции нового божества:
«Параскева Пятница, как и Макошь со своими русалками, связана с водой; она покровительствует святым целебным источникам и колодцам; известны «пятницкие родники.
В.И. Чичеров, собравший в своём интересном и полном исследовании о земном календарном цикле много данных о культе Пятницы, пишет: «Самый комплекс изображений Параскевы включает понятие священной земной влаги. Более того: вода земли и Параскева тождественны – об этом свидетельствуют легенды об иконах Параскевы Пятницы, неведомо, как и почему являвшихся в источниках и водоёмах».
Это наблюдение Чичерова объясняет нам постоянное соседство в текстах Макоши с русалками, непосредственно связанными со «священной влагой земли».
В северной оконечности Красного холма стоит современное село Троекурово, известное с начала 17 века, как деревня Одоньева. Массовое паломничество земляков в Троекурово на необыкновенно популярный Святой колодец помню с детства. В начале июня, в день Иконы Владимирской Божьей Матери, с раннего утра вереница паломников направлялась за чудодейственной водой. Пройти пешком десять километров в один конец ребёнку было нелегко, поэтому меня с собой не брали. Однако на всю жизнь запомнилась торжественная суета вокруг этого мероприятия и моё детское огорчение. Вот уже теперь, разбирая предания и мифы, вспомнился этот «водяной» эпизод из местной жизни. Уверен, связан он с древнейшей традицией поклонения родникам, пришедшей из языческого культа. Только не говорите, что дата июньской Богородицы далека от главной октябрьской даты Параскевы Пятницы, и не скажите, что современная богиня несколько не та. Какая вам разница? Главное – верить!
Паломничество на Святой колодец в 50-е годы 20-го века было столь массовым, что сильно заботило и тревожило богоборческую власть. Колодец засыпали. В начале 90-х его восстановили, и обряды водосвятия возобновились.
Уж коли речь зашла о «водных» традициях, укажу вам на источник живой и мёртвой воды на Варькином камне в Крутом Верху, впадающем в Дон с левого берега верстах в трёх от Красного холма. За юго-восточной околицей села Большое Попово лежит огромный валун, в котором имеются два канала, из которых сочится вода. Оба источника охраняются змеями, нарисованными на поверхности камня. Не подумайте, что их нацарапали люди. Изображения змеев получились натуральным образом, как игра светлых участков поверхности с тёмными. Уж так создала матушка-Макошь, что мёртвая вода сочится из пасти Чёрного Змея, а источник живой воды обвила Белая Змея.
Сказочную инструкцию помнят все:
1. Приложите отрубленный в битве орган на прежнее место и смочите мёртвой водой. Немного подождите – рана срастётся.
2. Брызните на человека живой водой – он оживёт.
Хотите верьте, хотите – нет. Лично мне, думается, главный эффект даёт самовнушение, да и особый минеральный состав воды из подобных источников оказывает целебное действие: раны заживают, человек выздоравливает. И в настоящее время чудесную силу этой воды люди помнят и охотно набирают в ёмкости, увозят с собой в другие края и используют, для лечения недугов. Считается, что особенно хорошо эта вода исправляет неверных супругов.
Откуда традиция? Напомню цитату из Кайсарова, собиравшего мифы славян:
«Змеи – хранители кладов несметных, трав целебных, живой и мёртвой воды. Змеи символизировали тучи небесные грозовые, мощный разгул стихий».
Верится, сказка про живую и мёртвую воду родилась здесь, у этого камня. В левой сдвоенной полости стоит мёртвая вода. Она хранится в пасти двуглазого Серого Змея, рисованный отпечаток которого тянется вверх по камню. Правый источник с живой водой опоясала Белая Змея, обвила как всемирно известную целебную чашу, прогнувшись спиной, и зорким оком оценивает обстановку. Живая вода самая лечебная, поэтому её источник размером больше мёртвого. Вспомните инструкцию из сказки, и ничего не перепутайте – иначе беда!
Что несут нам загадочные знаки на правом краю камня? Может быть, они хранят инструкцию живой и мёртвой воды? Их пока не расшифровали. Подобные чудесные источники видел и в других местах, на других камнях.
Думаете, случайно река Дон обожествлялась древними славянами? Отнюдь. Посредством языческих богов Красного холма стал он священным. Подробнее о священном Доне расскажу в другой главе.
Академик Рыбаков полагал, что культ Пятницы был шире:
«Наши предки молились св. Параскеве о всяком благополучии и счастье домашнем. По общему древнерусскому верованию св. Параскева признаваема была покровительницей полей и скота. В день св. Параскевы (28 октября) приносили в церковь для освящения разного рода плоды, которые хранились в домах, как священные предметы. Спецификой Макоши были лён и пряжа. Обработка льна и прядение кудели и шерсти особенно роднят в русском фольклоре Пятницу и Макошь; обе они чрезвычайно внимательны к этим женским делам, но сводить культ богини только к этой сфере нельзя, он, как мы видим, охватывал более широкий круг.
Культ Параскевы Пятницы развился довольно рано и, по всей вероятности, уже с 12-13 веков начал вытеснять культ Макоши».
А что было в реальной жизни? Сторожевая служба на берегах Мечи началась с 1571 года. Служилые люди – казаки и дети боярские, ставили первые слободы и сёла, которые отмечены в документах, начиная с 1613 года. В пяти верстах от берега Красивой Мечи, на высоком донском берегу встала казачья слобода с названием Волотова Могила. Разумеется, не Перуново и не Макушево, названия которых попадали под религиозный запрет. Казаки схитрили: курган, стоявший в Чурове, подали, как могилу русского богатыря волота. Потом он оказался половецким, но, кто тогда в этом разбирался. Несомненно, про Макошь-Пятницу, спрятанную неподалёку, помнили все. Поэтому престол церкви посвятили Нарицаемой Пятнице. Древний курган дал название слободе, а Пятница стала церковным алтарём. Каменный Конь из Красного Буерака, древнейший путеводный символ солнца, послужил ориентиром патрульных маршрутов. Формально всё оказалось чистым: конь, он и есть всеми боготворимый конь – лучший друг и помощник, а его языческая суть никуда не делась. Весьма наглядный пример слияния древнейших языческих верований с насильственно навязанным христианством. С момента крещения Руси до времени основания поселения прошло шесть столетий, а предания не забылись. Казачья слобода встала в пяти верстах от Красного холма, на дороге, которая приходила от Чурова брода и, минуя Волотово с севера, уходила на Лебедянь. Кроме того, вся древняя эта дорога и окрестности были густо уставлены курганами.
Из Переписных книг Лебедянского уезда за 1613 год:
«Слобода Волотовская на реке на Дону, а в ней храм Нарицаемые Пятницы древена клецки. А в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы, и колокола и всякое церковное строенье попов Ефтифья да Степана и мирское.
А у той церкви поп Ефтифей, поп Степан, дьячок Микитка Ильин, пономарь Илюшка Марков, проскурница Окулинка».
В какой-то период церковный престол перепосвятили Параскеве Пятнице. Вероятно, при перестройке.
Курган Волотова Могила входил в состав сказочного комплекса, стоял на высоком берегу Красивой Мечи в Чурове, к югу от Красного Буерака и отделялся от ритуального холма с кострищем и от следующего за ним холма крошечными овражками. В «Книге Большому Чертежу» говорится:
«На усть реки Мечи с вышныя стороны Волотова Могила».
На вершине кургана красовались каменные бабы, родные сестры истуканов с острова Пасхи, и смотрели с Удриков на восход солнца, стараясь разглядеть братьев за дальним горизонтом.
Чур – божество границ, охранявшее межи на полях. Реально под ним подразумевались межевые столбы – безголовые чурбаны. Земля, в которой покоились предки, наследовалась из рода в род, считалась неприкосновенной. По поверьям души тех, кто не уважает святости границ, передвигает межевые камни или столбы, хозяйничает на земле чужих предков, подвергаются проклятию, после смерти блуждают без пристанища, нигде не находя покоя, или носятся по полям блуждающими огоньками. Чур, связан с миром. Он освящает и защищает права собственности, осёдлость человека на земле, гуманные нравственные принципы. Вспомните: «Чур, моё! Чур, пополам! Чур, вместе!». Со словом «чур» связаны «чёрт», «очерт», «очерчивать». Славянское «чёрт» - проклятый, возможно, нарушивший границы географические и нравственные, подменяющий добро злом. Понятие «чурбан», перешло на бестолковых безголовых людей нашего времени.
На карте 1790 года показана полевая дорога, отходящая от брода, идущая на подъём мимо Каменного Коня на запад к Верхнему Брусланову, а потом на Красное и Елец, которая соединяла Столповую с Дрысинской дорогой. Брод обозначен на карте рядом с цифрой 41.
Летописный Чуров местные жители называют Удриками. На этих Удриках стояли половецкие каменные бабы и сторожили покой усопших предков. Думаете случайно кочевники хоронили своих вождей поближе к святилищу? Кроме курганов в окрестностях исследовано множество стоянок древнего человека. Однако память постепенно терялась. В момент постройки новой церкви в 1838 году, её престол посвятили Троице, но оставили придел Параскевы Пятницы. Хотя и Троица соотносится с языческой Триглавой, но уже в более размытом виде.
К концу восемнадцатого века казачьи слободы и крепости Верхнего Дона потеряли военное значение. Указом императрицы Екатерины их упразднили, а казаков перевели в разряд государственных крестьян. Лихие казаки не смирились. Самая активная их часть переселилась на казачий Хопёр, при этом деревянную церковь Параскевы Пятницы они разобрали и увезли с собой.
На примере церкви современного села Волотово, этапы постепенной потери исторической памяти прослеживаются весьма убедительно. Больше всего этому поспособствовал период богоборчества в советский период длиною в шестьдесят лет, в который языческих богов растеряли окончательно. Опасаюсь, что современные жители села Волотово меня не сразу поймут.
Посвящения языческим богам самого раннего периода хранились только в устных преданиях, а устные сюжеты имеют свойство постепенно обрастать новыми подробностями. Чем дальше от первоисточников, тем быстрее теряются основы. Тем более что устье Красивой Мечи не отмечено в списке центров древних цивилизаций. Точка устья лежит в лесостепной зоне, на самой северной окраине, на которую простиралась власть кочевников. Надо полагать, все они стремились владеть донским Олимпом. Разве найдётся такой смелый бесшабашный народ, который станет пренебрегать реальными статуями богов? Завоевать Красный холм, и сделать эталонных богов своими покровителями – это реальный подход.
Из книги «Каменная сказка». Николай СКУРАТОВ.
© kamenny-con