В Куликовской битве погибли тысячи воинов, но с той поры не найдено никаких захоронений у верхней Непрядвы, а перемещать убитых на большое расстояние не имело никакого смысла. Посыл неверный, искали не в том месте. Время бежит, а братская могила ждёт своего исследователя в селе Перехваль \37/. Хотя, какие проблемы? Честный археолог Михаил Гоняный умер. Никто не мешает нечаевцам могилу сфабриковать.
Вид на Перехваль и на братскую могилу из космоса
Возврат в предыдущую главу «Последние бои Куликовской битвы» http://kamenny-con.narod.ru/index/kulikovskaya_bitva/0-20
В летописи говорится прямо:
«Стоял князь великий за Доном на костях восемь дней, пока не отделили христиан от нечестивых. Тела христиан в землю погребли, а нечестивые тела брошены зверям и птицам на растерзание» (234).
В древнем варианте сказано:
«Стоял князь великий за Доном на костех осмь дней, дондеже разобраша христиан с нечестивыми. Христианскаа телеса в землю покопаша, а нечестивых телеса повръжена зверем и птицам на расхыщение» (235).
Вот и булгарские летописи твердят о том же:
«Саурбек Барынджар похоронил павших в ней булгар у чиршийского аула Кызыл (ныне – Красное, на дороге Елец-Лебедянь). Это булгарский бек Булат, сын Бигеша (Бегича), на левом берегу Кызыл Мича, в ямах и траншеях балынцев, а Иджим-Тюряй (Дмитрий Иванович) похоронил павших балынцев (москвичей) севернее Кызыл Мичи, на реке Нимряд… (современная Перехваль)» (236).
На территории Симонова и Спасо-Андроникова монастырей захоронили героических воинов, среди которых Александр Пересвет и Родион Ослябя, и некоторых дружинников, умерших от ран в дороге на последнем переходе.
Саурбек Барынджар хоронил погибших ордынцев на правом берегу Мечи, однако по миру ходит другая версия: татары оставляли своих воинов на месте гибели, поэтому «нечестивые тела брошены зверям и птицам на растерзание».
Перехвальская могила Куликова Поля
Место главного захоронения Куликовской битвы в селе Перехваль случайно вскрыли в 20 веке \37/. В 1972 году роторный экскаватор рыл траншею под водопровод и прошёл через братскую могилу – перемолотые кости сыпались с транспортёра, как щебёнка. Значения этому не придали, поступили по-русски тихо и спокойно: дело замяли, чтобы не сломать программу водоснабжения. Уложили трубу, и всё закопали. В 1991 году на этой же площадке строили новый микрорайон села. При рытье траншей под фундаменты домов, экскаватор доставал человеческие кости в массовом количестве. В этот раз не сломали жилищную программу. Водопроводчики и строители не понимали, чьи останки потревожили. Народная память хранила священное место столько, сколько могла, полагаю, до конца 19 века. Здесь всегда витали мистические страшилки. Современные жители никого не боятся и на могиле сажают картошку.
Куликово Поле - карта-схема. Показано место братской могилы
Малюков Иван, Усович Раиса, Чаплыгин Виктор
После прочтения моей книги «Каменный Конь на Поле Куликовом» [14], 2012 года издания, краевед И.Ф. Малюков, рассказал о странном скоплении человеческих костей: жители новых домов пахали свои огороды и выворачивали человеческие останки, а ученики приносили их в школу. Учитель истории держал кости в своих руках, недоумевал, не понимая их принадлежности, и отправлял посылки назад. Только не подумайте, что опытный человек не отличил кости животных от человеческих. Школа закрылась в том же году, историк вышел на пенсию, а судьба этих находок неизвестна.
По моей просьбе Иван Фёдорович опросил очевидцев и выяснил некоторые подробности. Самыми ценными сведениями поделился коренной житель села Чаплыгин Виктор:
«До тридцатых годов 20 века на месте древнего храма стояла часовня. Место на лугу за часовней считалось дурным, его старались обходить стороной, на нём запрещали детям играть. При попытке распахать, здесь выворачивали человеческие кости. К северу от луговины, за дорожкой, ведущей на восток к Глинке, росла дубовая роща, которую срубили в 20 веке. В советское время на площадке, включающей территорию сведённой рощи, высадили колхозный яблоневый сад. Одряхлевший сад спилили в 70-е. Снова стали пахать, и опять пошли кости».
Часовня Рождества Христова в Перехвали
Усадьба Виктора (р. 1950) расположена рядом с восстановленной часовней Рождества Христова, хранительницей которой служит его жена Надежда. Внушения Виктор получал от своей бабушки. Странное поведение жителей оправдано острой нехваткой земельных угодий.
Уже теперь, после определения главного сражения Куликовской битвы в село Перехваль, не осталось сомнений: мы открыли место братской могилы.
Сам собой встаёт вопрос: что же это за могила, в которой плуг цепляет покойников, почему такая мелкая? Всё объясняет структура почвенных пластов на местных холмах. Сверху лежит слой относительно лёгкого грунта толщиной до 40 см, а ниже идёт материковая, очень твёрдая глина, которую не берёт лопата. Податливый верхний слой наполовину пласта чернозёмный, перепаханный, а под ним лежит серый подзол, образованный почвой древнего леса. Можно потрудиться, поработать ломом и глубоко похоронить родного покойника на обычном кладбище, но когда их тысячи... Поэтому зарыли мелко, как смогли, можно сказать, присыпали слоем земли: «… христианскаа телеса в землю покопаша…».
Могила вплотную примыкает к полю битвы. С её южной стороны пролегает глубокий безымянный овраг, который вливается в Глинку-Смолку. Ландшафт, открытый и ровный к западу, позволял не ограничивать захоронение в размерах. Человеческие кости находили на площадке размерами с запада на восток до двухсот метров, а с юга на север около ста.
Вид на братскую могилу со стороны Смолки (Глинки)
Большое количество тел хоронят «ковровым способом». Роется первая траншея, в неё укладываются тела, по-христиански ногами на восток. Тут же готовится ложе для второго ряда, а земля, вынутая из второй траншеи, сразу же перебрасывается на первый – служит для его засыпки. Покойников второго ряда кладут ногами близко к головам первого. Можно укладывать в два или в три слоя, тогда площадь могилы уменьшится. И так до бесконечности, пока не будут погребены все погибшие, ряд за рядом. Начинали рыть могилу со стороны Смолки, а закончили, не доходя до церкви, когда похоронили всех. Постоянно работали на некопаной, на ещё твёрдой поверхности, имеющей благоприятный уклон в сторону речки. Рыхлая, заполненная площадка, постепенно удалялась. Западная граница захоронения не доходит до старых домов села. На старых подворьях кости не попадались.
Хорошим указателем служит трасса водопровода, которая проложена с южной стороны часовни по касательной, а потом на восток вдоль дороги. Рядом с трубопроводом нужно копать шурфы, постепенно приближаясь к постройкам 1991 года. Второй от юго-восточной окраины дом стоит точно на могиле. На его месте кости доставали дважды: при рытье траншей под водопровод и под фундамент. Трубопровод пересекает усадьбу этого дома и уходит на восток к застройке на речке Глинке-Смолке.
Замечу: с каждым годом плуг цепляет костных останков всё меньше. Верхний слой перелопатили в первые двадцать лет распашки и собрали ужасающие, поначалу обильные находки. Постепенно все привыкли, удивляться перестали, а прочие кости лежат глубже распаханного слоя. Нынешняя Перехваль живёт в стадии умирания. В настоящее время над могилой обрабатывается всего лишь один огород \66/.
Ходил и смотрел. Стаявший снег и весенние ливни промыли всё, что лежало на вспаханной поверхности. На площади радиусом метров в пять, в точке с координатами 53 градуса 07.794 минуты N и 039 градуса 06.227 минут E, лежали костные человеческие останки: фрагмент тазовой кости, осколок черепа с глазницей и с зубами, уцелевшими на верхней челюсти, пара более мелких осколков, непонятного мне отношения. Я перенёс их в одну точку на меже и оставил.
Место, для братской могилы, выбрано идеально, если подходит такое определение. Захоронение устроили обособленно, укромно. Площадка не была залита кровью и не завалена телами коней и врагов. Поминальный Рождественский храм срубили во время похорон, по повелению Дмитрия Донского, в соответствии с православной традицией: к востоку от поля битвы, а от братской могилы к западу \65/. И здесь просматриваются грамотные, умелые, логичные действия руководителей военной кампании.
Лев Николаевич Ольховой над братской могилой в селе Перехваль
Все усопшие перехвальцы лежат на погосте в центре села, в хорошо известном месте. Перехваль была маленькой вплоть до начала 19 века (238). Весьма вероятно, Ильинская часовня над Прощёным колодцем служила сельцу Ильинскому до момента Куликовской битвы \55/. С постройкой Рождественской церкви на Куликовом Поле, поселение получило статус села Рождественского. Первую церковь сожгли кочевники. Её возобновили на прежнем месте в 1613 году. Однако крайне неудобно было отправлять религиозные обряды на дистанции двух км. К юбилейному 1780 году храм обветшал, но народная память пока светилась. Новый храм построили в центре села, а на старом фундаменте поставили скромную памятную часовню \65/.
В селе Перехваль известны две площадки кладбищ, расположенных к северу от Рождественской церкви. Древнейшая площадка расположена к западу от дороги на Данков, а новая – к востоку, у часовни Покрова Богородицы. На старом кладбище должны быть захоронения, относящиеся к самому древнейшему периоду существования сельца над Ильинским источником. Новую площадку освоили после переноса церкви на новое место.
В 30-е годы 20 века, в период разорения некрополей дворянских захоронений, надгробия были сняты с могил, увезены на высоту 209,9 на которой была ставка Мамая В Куликовской битве, и брошены на берегу пруда. По словам местных жителей, они пролежали здесь три десятка лет, а потом исчезли. По одной из версий их утопили в данном пруду, а по другой, наиболее вероятной, в Перехвалке. Столповая дорога пролегала рядом с прудом и вела в сторону Павловки. Стало быть, памятники надо искать на дне речки рядом с каменным мостом.
Самые недалёкие оппоненты придумали отговорку о существовании древнейшего кладбища, на месте мною показанной братской могилы Куликова Поля. Версия не состоятельна по ряду причин:
- сельское кладбище в данном месте не известно жителям;
- на глубину сохи или плуга сельские захоронения не устраивали никогда;
- памятники или надгробия в древности не ставили, а ставили деревянные кресты;
- по их мнению, богохульники увезли надгробия и немедленно начали пахать известное кладбище, чтобы сажать картошку!
Сквозь века мелькает предание: павшие воины похоронены на склоне реки Непрядвы, а могила смотрит в родную сторону \74/. Могилу по этой подсказке у той Непрядвы не нашли. Но если отнести её на перехвальское поле, всё будет правильно: площадка могилы слабо наклонена в сторону Непрядвы, и в сторону Смолки, и в сторону дороги, по которой пришли на Поле Куликово русские войска.
В Перехвали сходятся абсолютно все исторические вешки, имеются все ориентиры: братская могила, Рождественская церковь, Прощёный колодец – памятники скромные, зато подлинные, без натяжки.
Придорожные могилы Куликовской битвы
Краевед И.К. Лактионов пишет о могиле рядом с селом Полибино Данковского района:
«Рядом со старинной дорогой на Бегичево – большаком, расположены братские могилы времён Дмитрия Донского. По преданию, здесь погребены русские воины. Ю.С. Нечаев-Мальцов в 1896 году в Дмитриев день на братских могилах поставил мраморную плиту с надписью: «Здесь погребены русские воины, павшие в битве с Мамаем» (238).
Памятный крест над братской могилой к северу от Полибино
Данное захоронение и музей Куликовской битвы, устроенный в Полибинской усадьбе, не вязались к верхней Непрядве, вносили противоречия и вызывали сомнения в локализации Куликова поля \68/. Висел безответный вопрос: что делали русские дружинники в южном направлении, на солидном удалении от официального поля битвы? Противоречивое место особенно не берегли: ни старый обелиск, ни могильная часовня, ни музей до наших дней не сохранились, а площадка постепенно зарастает. В 1970-е годы приходили археологи, едва приступили к раскопкам, пошли затяжные дожди – место превратилось в болото. Эвакуировались и больше не появлялись.
Князь Дмитрий Московский разбил армию Мамая дважды: на реке Воже и на Дону. В Вожской битве (1378) топили Бегича, мамаевского «генерала». На Поле Куликовом (1380) разгромили самого Мамая. Принадлежность братской могилы не вызывала сомнений у дворян Нечаевых: здесь похоронены «павшие в битве с Мамаем» – с самим Мамаем, вовсе не с Бегичем.
Жила-была единственная нечаевская достоверность, и ту закопали. Методика нечаевцев всех поколений: подгонка и подтасовка документов, выдумывание фантастических версий, игнорирование летописных указаний и местных преданий. В момент установки нового памятного креста, лукавые липецкие краеведы текст на новой табличке намеренно исказили, сделали универсальным \69/. Теперь могилу можно соотносить с любым эпизодом долгого периода борьбы с Мамаем, и трактовать беспредельно широко:
«Здесь покоятся русские воины, павшие от орд Мамая».
Могила устроена в 4-х км к северу от Полибино, в 32-х км от памятника Куликовской битве. У западной обочины асфальтированной дороги на Бегичево оканавлен участок 100х100 метров, на координатах 53 градуса 32.005 минут N и 38 градусов 58.046 минут E. Рядом раскинулись ровные поля, и нет ни одного ориентира, за который можно зацепиться. В памятные дни у поклонного креста проходят церковные службы. Почему, для захоронения выбрано пустынное место? Разумно воспользовались уже готовой лесной поляной у большака.
После разорения края нижней Непрядвы, этот большак послужил торной трассой для перехода беженцев в сторону Епифани, в регион верхней Непрядвы.
К полибинской могиле привязались разработчики новых версий расположения Куликова Поля, а овраг Рыбий Верх, пролегающий к югу от Полибино, послужил дополнительным основанием. Конечно, братская могила – аргумент серьёзный, но сюда не складывается совокупность доказательств.
Долгое, Крестовой овраг, Осинова гора на карте Менде 1821 года
Ещё на две могилы указали Никонов Олег, из села Долгого, и Амеличкин Юрий. Первая имеется в урочище № 137 с символическим названием «Кресты», на берегу оврага Верх Крестовой у дороги Долгое – Чернава \67/. Вторая – в урочище Осинова Гора, по дороге на Старый Данков, к северу от брода, который в селении Бибиково. В этих, ныне затерянных местах, на карте 1821 года показаны участки церковной земли, а вокруг нет ни одного культового объекта \28/. Могилы берегли священнослужители. Кресты давно истлели, и только местные патриоты помнят предание о захоронениях воинов. И уж никак эти павшие не могли попасть сюда с верхней Непрядвы – совсем в противоположную сторону.
Полибино, Кресты и Осинова Гора находятся в 40 км от Перехвали, на параллельных дорогах, ведущих на север. Могу заявить: здесь похоронены воины, умершие от ран, по дороге домой. На первом этапе потери были самыми большими: скончались самые тяжёлые, нетранспортабельные. Рубленые и резаные раны открылись во время тележной тряски. А что было делать? Ждать выздоровления в чистом перехвальском поле? С момента битвы до прихода в могильные пункты могло пройти до десяти дней. Кто прошёл через Полибино и Осинову Гору? Дружины, которым не выгодно уходить крюком через Березуй и Коломну. Возвращаться прежним зигзагообразным путём не имело никакого смысла.
В конце октября Дмитрий Донской вернулся в Москву, через Долгое и Чернаву, через скопинский Березуй и Коломну, в которых делали оздоровительные остановки. На этот маршрут указывает легендарная могила в урочище Кресты. Дон у села Долгого маловодный. В него ещё не влились крупные реки Рожня, Кочуровка, Паника, Вязовка, Непрядва-Перехвалка. Мост не надо ставить. Мелкую реку в легко перешли вброд, несмотря на холодную сентябрьскую воду, и переехали на телегах, не замочив поклажу.
Предания Красивой Мечи
Красивую Мечу выбросили из исторического оборота, чтобы не противоречила официальной версии. С преданиями и легендами перестали считаться. Никто не пытался искать братские могилы Куликовской битвы на её берегах, несмотря на указание: захоронения русских воинов, погибших у переправ Красивой Мечи, устроены «… на левом берегу Кызыл Мича, в ямах и траншеях».
Курган Волотова Могила располагался на правом берегу у северной околицы Тютчево. Легенда, опубликованная в 19 веке, рассказывает: рядом с курганом похоронен Руса, брат разбойника Тяпки, погибший в поединке с татарином.
Предполагаемое место могилы у Дрысинского брода в Сергиевском
Курган Волотова Могила над Красивой Мечой в Удриках
Очень велика вероятность русской могилы перед Сергиевским, в конце луга, упомянутого в предыдущей главе. Могильный холмик до десяти метров в диаметре заметен за рекой напротив храма Сергия Радонежского \75/. В этом месте рыболов Ромка рыл червей, а раскопал кости.
Деревня Буравцева расположена на холме. Чурилов Василий поведал: на месте деревни стоял шатёр татарского хана, а на буравцевом поле, напротив Кузьминского брода, при пахоте попадались человеческие кости. Многие дружинники погибли на лугах у Большого Верха и у Хрущёвки. Останки находили на поле в устье Птани, на левом берегу Красивой Мечи. Здесь сражались воины из отряда Сабана Кашани, прикрывавшие своих. Здесь собрано до сотни артефактов.
Кости обнажились на правом берегу Мечи в карьере у Пятого отделения, напротив села Курапово. Для осмотра приезжала группа археологов из Липецка. Отчёт в мои руки не попал.
Кроме боёв Куликовской битвы, на берегах Красивой Мечи происходили и другие стычки, поэтому невозможно судить, к каким событиям, какого исторического периода относятся подобные сведения? Автор не пытался привязать рассказы местных жителей к реальной местности, не имея опыта и специального образования.
Статьи Михаила Ивановича Гоняного
Несмотря на многолетние энергичные усилия, не обнаружено захоронение у верхней Непрядвы – его там нет! И чего только не выдумывают нечаевцы в своё оправдание: крестьяне растащили убитых по погостам, трупы растворились в кислой почве. Совсем распоясались, за человеческие останки выдают следы от костной муки животных, которой удобряли местные поля. Летом 2014 года Михаил Гоняный исследовал кладбище в селе Монастырщино, пересчитал покойников. Археолог честно доложил: захоронение начиналось с 17 века, нужных покойников здесь нет. Кроме этого, Михаил Иванович исследовал все могильники региона, и неоднократно указал в отчётах: памятник археологии распахивается. Речь идёт о рыхлении верхнего почвенного слоя, а не о глобальном сглаживании глубоких оврагов. У лукавых нечаевцев, крестьяне всё перепахали на десять метров, да не выпахали! Все древние косточки лежат целёхонькими сквозь тысячелетия. Был один честный археолог, да помер.
Священные кости предков взывают к исторической справедливости!
Призвать археологов в Перехваль пытался Лев Николаевич Ольховой \66/. Его переписка с высокими структурами и их лукавые отписки показаны в Приложении 2 «Галилей на Куликовом поле».
По некоторым источникам, русская сторона потеряла до 20 тысяч, а татарская – около 25-ти (обоих крыльев мамаевского войска, без потерь Багуна). Булгарские летописи называют и другую цифру потерь Мамая – около восьми частей от девяти, а это более 60 тысяч, а русских пехотинцев – до 55-ти (240). Цифры легко уточнить с помощью раскопок, но поисковикам-археологам всегда будет мешать ошибочная государственная версия. Никто не станет вступать с ней в конфликт: откопать Перехваль – закопать Нечаева!
Расцвела в чистом поле пустая неправда.
На забытых могилах кресты не стоят.
Белым лебедям светит седая Непрядва,
А они, салютуя, над Полем трубят.
Примечания и источники информации открываются в меню сайта или по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67
Продолжение следует в главе "Оружие Куликовской битвы", перейдите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/kulikovskoj_bitva_oruzhie/0-68
Последняя правка в июле 2023 года. Николай СКУРАТОВ
© kamenny-con