Приветствую Вас, Гость

  4.2. Две Непрядвы

  До Куликовской битвы в исторической действительности существовали две реки, две Непрядвы: верхняя и нижняя, которые впадают в Дон с правого берега на расстоянии семидесяти километров одна от другой. Верхняя река – это всем известная Непрядва, а нижнюю Непрядву растоптали в Перехвалку, чтобы не мешалась.

 Возврат в предыдущую главу "Перед полем Куликовым" - http://kamenny-con.narod.ru/index/pole_kulikovo/0-74 

Долина Перехвалки-Непрядвы

  Главные документальные свидетельства:

  1. Старую Непрядву-Перехвалку из Булгарских летописей извлёк академик РАН Ф.Г-Х. Нурутдинов (170);

  2. Куликовская битва была у Дона, в устье Непрядвы – откровение всех русских летописей;

  3. Роспись рек и оврагов, показанная в Ростовской летописи – оригинальный QR-код, адресующий Куликово Поле в село Перехваль.

  Почему и откуда появляются двойники? Переселенцы переносят привычные названия рек, деревень и даже городов. К примеру, существуют в этом же регионе две реки Семенёк, которые вливаются в Красивую Мечу с правого берега: нижняя – на расстоянии 25 км от устья, а верхняя – в городе Ефремове. Сосны тоже две: Быстрая и Тихая. Воронежей целых три: Лесной, Польной и просто Воронеж. Одна из двух Мечей – широко известная Красивая, а другая, простая Меча – скромно впадает в речку Проню южнее Рязани.

  Заселение Верхнего Подонья славянами начиналось в 3 веке. Проходило с берегов Днепра по Сейму с переходом на Быструю Сосну, и далее вверх по Дону. По ходу Меча Красивая появилась первой, как и нижняя Непрядва. Ещё один пример: по тому же маршруту на Рязанщину переехали другие двойники – Трубеж и Лыбедь.

  Вот так: всем можно иметь двойников, а Непрядве – недопустимо!

  Обе Непрядвы появились задолго до Куликовской битвы, а в какой момент потерялась первая, нижняя? Невозможно отыскать прямые русские документы, можно понять причины, а для этого нужно разобрать комплекс косвенных свидетельств, карт разных эпох, проанализировать события.

  Профессор Ф. Нурутдинов знает татарский язык лучше всех: называет нижнюю реку «мутной водой» – Нимряд \7/, и считает первой старой Непрядвой.

  Татары, как прямые участники событий, имеют право выражать своё мнение, несмотря на протесты нечаевцев. Они рассказывают свою версию: Дмитрий Донской переименовал старую Непрядву и назвал её «Славной рекой» (171), о чём объявил сразу же после победы, а булгарские летописцы немедленно перевели и зафиксировали новое имя – Субар. Если не верить булгарским источникам, пусть, даже не было никакого переименования нижней Непрядвы, скажу сразу: её место естественным образом потеряли в двух первых веках после Куликовской битвы и почти забыли. Почему? Край опустел, да и результата не было. Чем было гордиться, если татаро-монгольское иго продолжалось ещё целых сто лет. За двести лет сменилось много поколений. Народная память у нижней Непрядвы почти угасла и документально зацепилась за верхнюю. Иван Грозный начитался книжек в своей знаменитой библиотеке, и Куликовскую битву заценил в период успешной борьбы с волжскими татарами.

  Если и заменили Непрядву Славной рекой, то в самый неудачный момент – накануне тотального разорения края. В 1382 году по этим местам прошёл Тохтамыш, а в 1395-м – Тамерлан, которые по свидетельствам летописцев опустошили край на обе стороны от Дона. Митрополит Пимен отметил сильное запустение в 1389 году: там, где прежде стояли цветущие города, были одни развалины, а людей совсем не видно. Начиная с этого момента, набеги по древним сакмам проходили более двухсот лет. А куда подевалось местное население «прежде цветущих городов»? Думаете, уничтожили всех поголовно? Так не бывает. Люди покинули смертельно опасное междуречье и унесли за собой древние названия. А какие имеются основания, чтобы так утверждать? Карты на стол!

Куликово Поле - карта-схема

  Ситуацию 1380 года, показанную на рисунке «Куликово Поле» \96/, удалось реконструировать в наше время. Пунктуальный достоверный список всех мелких ориентиров Куликова Поля показан только в Ростовской летописи:

  «Ростовцы стояли крылом своим у большого оврага, идущего к реке Непрядве и селу Рождественскому, потом перешли ручей Верходубье и Липовой, впадающий в Смолку, где и бились с татарами, имея позади себя реку Непрядву и лес. В самой сече бились с татарами у Рыбного оврага, дошли до устья Утиного, впадающего в реку Смолку, дошли, наконец, и до Красного холма» (172).

  Прочёл цитату, взял современную карту устьевой зоны Перехвалки и очень быстро подобрал подходящую площадку на миниатюрном местном водоразделе. Перехвальская орлиная лапа, нарисованная оврагами, показана на всех картах и сразу бросается в глаза. Доложу вам сразу и честно: копать лопатой овраги, для подгонки под древнюю летопись, не пришлось – все они сохранились и даже подросли. По моей просьбе Ростовская дружина воскресла и, следуя от Большого лога, шаг за шагом, последовательно и строго по раскладу текста, прошла по реальной местности, как в следственном эксперименте. В порядке поступления пунктов из ростовского протокола, на современные овраги и речки легли все топонимы и гидронимы. Словесный портрет потерянного и забытого рельефа идеально совпал с его вновь обретённой фактурой. Скажу проще: на топографическую сетку села Перехваль, в строгой последовательности, пункт за пунктом, легла цитата из Ростовской летописи. Получилась абсолютно точная реконструкция Поля Куликова. Иначе и не могло быть. Здесь нет ни одного лишнего объекта.

Перехваль на современной карте 

  Может забыться, измениться в названиях и потеряться в веках всё, что угодно, но не эталонный QR-код древности – сетка оврагов и речек! Овраги и речки села Перехваль сплетают на местности оригинальный топографический рисунок. Стало быть, Ростовская летопись – первый в мире и единственный сканер-считыватель кода Куликова Поля. Накладываем ростовский сканер на географический QR-код – получаем идеальное совпадение!

  Пунктуально расписанный путь Ростовской дружины подходит только перехвальскому полю, что говорит о приоритете всего пакета названий. Не пытайтесь подогнать его под ложное поле у другой Непрядвы – получится хаос. Оппонентам советую потоптаться и подобрать любое другое место в России, на которое так чётко ляжет боевой маршрут. Уж потом не говорите, что это простой плод воображения Александра Артынова, которого фантазёр Скуратов полтораста лет водил на поводке. Полагаю, он вообще не знал о существовании Перехвалки.

  Исследователь нечаевского поля Афремов нанёс на карту названия объектов у верхней Непрядвы на момент 19 века. Честный краевед Артынов, посетивший эту площадку, не стал подгонять летописные названия под показания Афремова. Бесспорно, текст писали сами ростовцы. У них было достаточно времени, чтобы изучить местность и всё зафиксировать в подробностях по горячим следам. Каждый занимался своим делом: кто-то восемь дней хоронил погибших, а кто-то писал протокол.

  Подлинники летописей о Куликовской битве физически поистрепались, повторив судьбу других популярных древних документов. Представьте, сколько студентов и учёных листало их за столетия? Остались копии или списки. Мы должны анализировать эмоции летописцев и обязаны доверять географическим отметкам. Особенно, в данном конкретном случае, когда точные ориентиры из Ростовской летописи идеально совпадают с реальной топографией.

Карта Епифанского уезда 1780 года

  Теперь смотрим карту Епифанского уезда 1780 года \39/ и сравниваем её с картой-реконструкцией «Куликово Поле» \96/. И что же видим? Видим тульскую площадку, масштабированную в несколько раз, которую не проскачешь за три часа. Читаем пакет названий, родственных ростовскому списку, и видим принцип их расположения на местности отдалённо похожий на перехвальскую картинку. Топография, разумеется, не совпадает, поэтому маршрут ростовцев не ложится на тульское поле. Однако в новом районе появились: Смолка (вместо Смолкочь), балка Рыбий верх (овраг Рыбный), серия из трёх оврагов и речек по имени «Дубик» (Верходубье) и Большой овраг, а самое интересное: на месте Монастырщино выскочило село Рождественское у Большого оврага – лихо блеснуло и ушло впопятную! Обознатушки! Появилась даже Зелёная Дубрава. Любопытно, прискакала сама Лебедянь и разместилась в месте, соответствующем старому географическому положению: южнее Непрядвы и этих Дубиков километров на восемь, возле поселения Первомайское, но на этот раз подальше от тревожного Дона. Она теперь значится всего лишь урочищем. А вот самые поздние отметки – Градский овраг и овраг Градской, вообще не переехали. На момент 1780 года, они казались народным вымыслом, вроде Славной реки, затоптанной в 16 веке.

Урочище Лебедянь на современной карте

  В глаза бросается трансформация названий. В изменённом виде перенесли самые героические: Верходубье, удачно прикрывавшее правый фланг, Рыбный, который перерезал поле битвы пополам и воспрепятствовал полному окружению русской армии, Смолку, за которой прятался Засадный полк. Однако! Там овраг Рыбий верх и все Дубики, вопреки указаниям Ростовской летописи, впадают в Непрядву, а не в Смолку. Почему перехвальское Верходубье выражено во множественном числе? А вы на карту посмотрите: ручей сливается из трёх потоков, и сами покажите, где здесь верхний, нижний или средний? Смолка там впадает в Непрядву, а не в Дон. Случайна ли ошибка картографов? В писцовых книгах 1670 года река многократно называется Смолкочью. До окончательного нанесения нынешней Смолки на карту прошло ещё 110 лет. Проще всего было подыскать новый Большой овраг – у верхней Непрядвы овраги водятся в изобилии. Несмотря на то, что поле у верхней Непрядвы назначили на обширном водоразделе Непрядвы и Смолки, не все овеянные славой названия туда переселились. Гераклы-крестьяне, почему-то не исполнили лукавую просьбу нечаевцев, наименованные буераки, впадающие в саму Непрядву, не запахали, не засыпали, не разровняли? Неужели оставили по просьбе Артынова, который всегда, с особым пристрастием работал на перспективное будущее, лил воду на реальную мельницу, предваряя моё разбирательство?

  Официальное поле битвы назначено на пространном водоразделе Непрядва – Смолка, на котором никогда не было оврагов. Они здесь рождаются из мелких распаханных лощин и, утекая к Непрядве, вырастают до размеров огромных глубоких промоин.

  Археолог Михаил Гоняный, проводивший раскопки этой зоны, неоднократно делал пометку в отчётах: объект распахивается. Соха – не бульдозер, не срезает грунт на десять метров в глубину, как хочется нечаевцам. Процесс эрозии почвы во всех случаях необратимый: чем чаще и глубже пашут – тем глупее выставляются нечаевцы.

  Большой Лог находится к северо-западу от села Перехваль. Летописный овраг необыкновенно большой и единственный – не ошибёшься. Гигант пролегает на север и впадает в нижнюю Непрядву, поэтому служит точным указателем села Рождественского и места Ростовской дружины перед битвой. В Перехвали не заблудишься потому, что «было поле то тесным между Доном и Непрядвой».

  Административная карта региона многократно перекраивалась. Перехваль побывала в составе разных губерний, что привело к потере преданий и документов. Село входило в состав Ранненбургского уезда на период 1780 – 1805 годов вместе с Данковом, терявшим статус города (173). Под крышей Рязанской губернии на карту проскочили важные отметки: два Градских оврага и церковь Рождества Богородицы. Эта карта стала последним ответом патриотов – хранителей памяти, на инсинуацию у верхней Непрядвы, изображённую на карте Епифанского уезда десятью годами ранее. Зачем и почему они так старались? Славные исторические дела творились на родной Рязанской украине. Душа трепетала от несправедливости, как у наших рязанских современников: у Коробова Дмитрия Алексеевича, вступавшего в разговоры с нечаевцами, пытавшегося открыть им глаза и продуть уши, и у Сергея Алексеевича Филатова, снявшего фильм «Свет забытой Непрядвы».

Перехваль на карте 1790 года

  На карте Данковского уезда 1790 года два противолежащих пальца лапы орла – два оврага с одинаковым названием Градский и Градской, держат Куликово Поле \38/. Засорение перехвальского поля современными гидронимами очевидно, поэтому их не следует учитывать. Эталонные имена собственные из Ростовской летописи бумерангом возвращаются только на чистое поле в селе Перехваль. Неизвестный рязанский автор, мой принципиальный предшественник, старался вовсю. Чтобы Славное Поле не потерялось, напоследок прокричал: люди, здесь оно, историческое Поле Куликово!

  Что произошло в реальной жизни? Исследователи утверждают: заселение верхней Непрядвы начиналось с 14 века. Боевая Непрядва осталась бесхозной, её имя обрекли на забвение после переименования в Славную реку. После разгрома региона, подвернулся случай положить привычные названия на новое поле у одноимённой реки. Названия с перехвальской площадки удобно «уплыли» вверх по Дону, а в Воловский район перетащили лебедянский Гусин Брод, да ещё из устья Мечи прихватили Красный холм. Уверен, не обошлось здесь без прямого участия ветеранов Куликовской битвы, тех, которые были нетранспортабельны, оправлялись от ран в местных селениях. За короткий период сражения названия мелких речек запомнить нереально, а года за два до нашествия Тохтамыша – в самый раз. Было время почтить память погибших товарищей, выучить местные названия объектов, политых собственной кровью. Не думаю, что простые люди были особо усердны в увековечивании истории. Они расселялись по новым местам и называли объекты привычными именами.

  Ситуация с переселением прямо аналогичная со случаем в Бруслановском стане, где беженцы перетащили топонимы с Красивой Мечи в Измалковский район, а всю историю Каменного Коня – в Зеленковский стан. Царские указы пишутся для важных объектов, а в таких случаях предписания не нужны. Во все века тульские историки не были добросовестными.

  Меча протекает в 50-ти км к западу от известного памятника – не служит ориентиром ложного поля, как параметр, подходит только нижней реке, поэтому главную отметку выбросили на свалку истории. Как аргумент, у нечаевцев осталась только верхняя Непрядва. Впрочем, самые мудрёные спорщики трактуют простой термин «устье Непрядвы» шиворот навыворот, переделывая в него исток. Это они, в поисках истины, ушли с берегов Дона на Волово озеро, а самые шустрые удрали аж в саму Москву, к чёрту на Кулишки, бросив и Дон, и Мечу, и Непрядву.

  В летописях есть только одно "устье" – это исток Невы из Ладоги. А на самом деле подразумевается устье Ладоги – место её впадения в Неву, которое соответствует логике назначения термина во всех вариантах словесности. Точно так же дым из печной топочной камеры впадает в печную трубу через устье. Древнюю фразеологию надо понимать с учётом более поздних реалий. Устье – всегда и везде означает место впадения одного потока в другой. Никто не скажет: Нева впадает в Ладогу, а дым из печной трубы втекает в печку. В остальных случаях – не извольте сомневаться! Тем более, что устье Непрядвы было у Дона на все сто! Дон в летописях повторяется много раз. Битва была у Дона! В ста км, у Волова озера, Дон не служит ориентиром! Тем более в Москве, на Кулишках, куда занесло Фоменко-Носовского. Через 200 лет после битвы в документах о Сторожевой службе "устье" звучит как положено.

  Посмотрим, что происходило у победной Славной реки? Первые двести лет история нижней Непрядвы угасала. В 1483-м году здесь известно «Романцево с уездом». Возрождённая Лебедянь и село Перехваль появились в документах с 1613 года, а новый Данков с 1619-го. Служилые люди получили земельные наделы и образовали новые поселения несколько раньше переписи, с момента организации Сторожевой службы. К примеру, сельцо Лебедянское Городище известно с 1605 года. К началу 17 века место Куликова Поля помнили немногие жители, всегда остававшиеся в родных местах, казаки и дети боярские, вернувшиеся на земли предков, да священнослужители. Они хранили предания, и речку называли, как повелел Дмитрий Донской. Мои фантазии? Отнюдь. Из татарских летописей имеем Субар – Славная река, плюс факт из местной топонимики. Современная деревня Плехотино в другие времена носила разные наименования. В 1882 году здесь значилось Старое Спешнево, а на атласе 1821-го, и в самом начале – Славная! Своё необычное говорящее имя деревня получила от имени реки \40/. Однако в наше время речка называется «Вислая». Если разобрать гидрологию Перехвалки с её притоком Вислая, то они больше подходят под старую Непрядву по длине и по водности.

 Славная, Перехваль, Глинка, на карте 1821 года

  Приближался 200-летний юбилей, а великая победа служила знаменем в борьбе с татарами. Икону Донской Богоматери, подаренную казаками Дмитрию Донскому, его потомок – Иван Грозный, брал в поход на Казань в 1552 году. После победы на Волге русская экспансия пошла на юг – Подонье стали заселять, для контроля путей ставить сторожи. В это время нижняя Непрядва не значилась ни в одном документе. В 1571-м году нашли верхнюю Непрядву. Она попала в документы о сторожах и неоднократно приведена в источнике (174):

  «Из Епифани: Сторожа вверх Сукромны и Непрядвы, а сторожам на ней стояти из Епифани трём человекам».

  В этот момент прокралась в русскую историю глобальная ошибка. Путаница стала набирать обороты, а истина пошла встречным курсом вниз. Но сильна ещё была церковная память и народная память о яркой победе, и имелись исторические первоисточники. Период времени до Раскола Церкви был гибридным. В нём всё смешалось. С одной стороны фигурировала верхняя Непрядва с названиями пунктов землевладения, похожими на летописные, а с другой – Красный холм за Красивой Мечой, Гусин брод в Лебедяни, точка Березуя возле Скопина, Кузьмина Гать на Цне. Русская Православная Церковь начала грандиозную работу по установке храмов-памятников на победном пути Дмитрия Донского. Появились: Димитриевское, Сергиевское и Тютчево на Мече, Славная у речки Перехвалки. Были восстановлены: Дмитриевское с монастырём на Вёрде, Рождественский престол в церкви села Перехваль и другие. С противной стороны историки начали «исправление» фактов, стали навязывать свой вариант развития событий, что нашло отражение в публикациях. Постепенно исчезали памятные наименования, а вместо них появились придуманные: Кузьмина Гать-на-Мече, Красный холм у верхней Непрядвы, Зелёная Дубрава, Рождественское.

  Люди с верхней Непрядвы (Ишутины, Оболешины) через 200 лет вернулись в Лебедянь на землю предков, поймали ситуацию и «разъяснили» аборигенам: если героическая Непрядва находится там, то откуда у вас взялась, такая-разэтакая перехвалённая Славная река?!

  Пигмеям приказали: здесь будет Перехвал – и точка! Получился самый прямой и жёсткий вариант названия всего региона:

  «… близ села Перехвала, сохранились еще остатки древнего городка; с северной стороны он защищен рекой, а с прочих рвами» (См. прим. 60).

  С добавлением мягкого знака, утвердился окончательный вариант женского рода, для села Перехваль, имеющий в названии язвительный оттенок иронии насчёт славы:

  «Сельцо Перехваль (Хрущёво, Большое Селище) на реке Перехвали под Романцовским лесом» (175).

  Село за короткое время успело сменить несколько имён. Славная река превратилась в Перехвалку, а село Рождественское – в Перехваль.

  О Перехвали говорится:

  «Село Перехваль на речки на Перехвалки. А в селе церковь древена клецки во имя Рождества Христово. А в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы, и колокола, и всякое строенье мирское. Да на церковной земли поп Мартин, пономарь Кондрашко Ондреев» (176).

  Самая ранняя дата основания села известна из владельческого документа Василия Соседова:

  «А владеет он тем поместьем по выписи Осипа Секерина да Добрыни Русанова 122-го году (1613/14)» (177).

  Спросите, что это за Большое Селище, в чью честь? Однозначно, памятное место летописного села Рождественского.

  Село Перехваль в 1613-м году вошло во вновь образованный Лебедянский уезд. Перекройка границ с расчленением территории Куликовской битвы, произошла в 1638-м, во время крупной реорганизации сторожевой службы. По-сравнению с Лебедянским, распростёртым далеко на юг, Данковский уезд был небольшим по площади, с малым количеством поселений, поэтому его пополнили несколькими сёлами. Перехваль передали, а место Славного Поля показательно вырезали ломаной линией из состава лебедянских земель. Нижняя Меча с Красным холмом, на котором добивали ордынцев, оказалась в Бруслановском стане Елецкого уезда. Вот вам и весь расклад.

  Сравните, что весомей: не успевшая созреть, растерзанная и предавшая государя Лебедянь, служившая разменной монетой в период Смуты, или крепкий древний Данков, давший отпор всем супостатам? Судьбу нижней Непрядвы – Славной реки, вручили данковским помещикам, а у них во владении уже была своя собственная Непрядва. Это сыграло роковую роль. Отстаивать наименования и историю рек соседних уездов стало делом абсурдным. Юридически упустив Куликово Поле с Перехвалью, лебедянцы потеряли практический смысл за него бороться. Названия, связанные с полем битвы, в трансформированном виде постепенно перешли в межевые документы Епифанского уезда. К 1670 году Куликово поле заняло всё пространство у верхней Непрядвы, и многократно отмечено в Писцовой книге дьяка Андрея Щепотева. К моменту издания карты в 1780 году, через четыре столетия, все названия воспринимались, как исконно местные. Степану Нечаеву оставалось всё подхватить и в 1820 году написать письмо тульскому губернатору. В 1833-м Степан Дмитриевич занял пост обер-прокурора Священного Синода и, в явном виде, «продавил» вопрос перед царём. В 1836-м году Николай I своим указом назначил Куликово поле на ложном месте и разрешил установку памятника. Мнимое поле у Телятинки, очутилось на собственных землях помещика, государственного деятеля и яростного патриота.

  Летописцы всегда писали скупо. Непрядва значится в комплексе с другими объектами региона: с Доном, Мечой, селом Рождественским – этого было вполне достаточно. Село Рождественское уничтожили, а реку Непрядву переименовали, а факт переименования не зафиксировали в русских документах и забыли. А почему? Сработал фактор неприятия – просто язык не повернулся! В народной памяти закрепилось название знаковой речки. Встаньте на место предков и попробуйте написать: «Победу в Куликовской битве одержали на реке Славная». Что, не получается? Со славным Сталинградом такая же ситуация! Сама история приготовила этот казус. Лет через двести старые и новые события стали фиксировать и привязывать к реальной Непрядве, а не к потерянной.

  Нимряд – Субар, с точным указанием, где она находится, сохранилась в булгарских документах. Для татар ситуация была другая, подумайте сами... С лёгкостью отразили они новое название. Разгромили войско Мамая, а Булгарское государство существовало ещё двести лет и хранило документы.

  Тем не менее, в русских летописях привязка достаточно точная и содержится в цитате:

  «Уже Мамай-царь на Гусин брод пришёл, и одна только ночь между нами, ибо к утру, он дойдёт до Непрядвы» (178).

  Гусин брод – в Лебедяни, а Непрядва-Перехвалка – в 15 км выше по Дону. Только в этих местах они чётко и однозначно взаимосвязаны. В ту эпоху расстояния отмеряли днями пути или суточными интервалами. В документе речь идёт о второй части армии Мамая, которая прискакала на Гусин брод 7 сентября. Группировку в 14 тысяч всадников привёл Багун от Кузьминой гати \95/. В этот момент другая Непрядва не светилась. Покажите другой Гусин брод, который находится на дистанции утренней пробежки до усадьбы Нечаева? Не подберёте. Поэтому его отбросили на свалку истории, и совсем не вспоминают.

  Сразу же после падения татаро-монгольского ига, русские князья взялись строить новую Русь и наводить порядок на окраинных землях юга. Принадлежность разорённых земель междуречья определили договором между Московским княжеством и Рязанским в 1483 году. В документе взаимосвязаны уезд «Романцов весь» и Меча. Со времени Куликовской битвы прошло всего сто лет. Почему нижняя Непрядва не попала в документы? Не стали напоминать о деликатных обстоятельствах Куликовской военной кампании, в период которой эти княжества формально враждовали, да и не её была тема. Уезд Романцов своим наименованием увязан с обширным Романцовским лесом, покрывавшим зону междуречья от устья Мечи до нижней Непрядвы. Историки до сей поры спорят: кому принадлежали эти земли? Нижняя Непрядва всё ставит на свои места: и Куликово Поле, и русские земли.

  На карте Епифанского уезда 1780 года \39/ речку Смолкочь назначили Смолкой, то есть подогнали под Ростовскую летопись. На её берегу появилась деревня Смолка вместо Оболешино.

  Могу заявить: древняя речка Смолка впадает в Дон в деревне Селище, а её название тоже потерялось. Речка называется Глинкой в межевых документах начала 17 века, а с 18 века – на картах Данковского уезда \38/. Её новое имя произошло от глиняного карьера, открытого на левом берегу, в самом центре села. Речка несла жёлтую глину, как бы подчёркивая отношение к произволу. Место Смолки с абсолютной точностью и достоверностью выводится из Ростовской летописи.

 Устье Перехвалки слева в зарослях. Панорама Дона на северо-восток

  В сотворении Перехвалки, выпячивается злой умысел – намеренное уничтожение конфликтных прославленных гидронимов. Было вызывающе подчёркнуто: здесь никакая не Славная река, а незаслуженная Перехвалка, не летописная Смолка, а всего лишь – гадкая Глинка. И вообще, весь этот регион – самозванный Перехвал. Это служит прямой уликой.

  Ключевой момент в локализации Куликова Поля – вскрытие тайны речек-двойников. Спуститесь вниз по Дону к Непрядве-Перехвалке и к Глинке-Смолке, к братской могиле на перехвальском поле. У вас сойдутся все вешки, и восторжествует истина. Тогда придётся переписать самую яркую страницу Российской истории.

  На это надо иметь мужество!

Примечания открываются в меню сайта http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67

Продолжение смотрите в главе "Красный холм" http://kamenny-con.narod.ru/index/krasnyi_kholm/0-16

Николай СКУРАТОВ. Последняя правка в мае 2024 года.

© kamenny-con