Полёт Жар-Птицы
… здесь Жар-Птица парит, загорается день,
Открываются тайны заветные,
Скачет сказочный Конь, плачет раненый Змей
И сияют луга самоцветные…
На берега Дона славяне пришли к середине первого тысячелетия, и эта черта служила им хорошей границей до середины второго. Оригинальные скульптуры Красного холма оказались в самой ключевой приграничной точке, и вместе со своими древними мифами перешли в русский сказочный мир. Мистические темы легко запоминаются, быстро становятся популярными. Преемственность в таких делах абсолютная. Красным холмом владели разные народы, и все они боготворили статую женщины, принимали её за прародительницу жизни на земле. Полагаю, что её второй образ люди разглядели давно и довольно быстро. Разве случайно, во многих эпосах значится солнечная птица? Полагаю, с появлением русских, мама-Макошь занялась земными делами, а её вторая, крылатая ипостась выпорхнула из оврага и в сказочном образе Жар-Птицы ушла в сияющий полёт над Русью.
Так часто бывает: отслужила богиня своё и потерялась, и забылась – пришлось разбираться, и открывать её заново. После находки оригинальной статуи, автор стал перелистывать мифы славян, и, вдруг, Царица Мира вылетела со страницы «Велесовой Книги»:
«И вот Матерь Сва бъёт крылами по бокам своим с двух сторон, как в огне вся, сияя светом. И все перья её – иные: красные, синие, рыже-бурые, жёлтые и серебряные, золотые и белые. И так же сияет, как Солнце-царь, и идёт Она близ ясуни, и так же сияет седьмой красой, завещанной от богов».
Данное сказание заставило взглянуть на статую богини новым взглядом, и по-достоинству оценить её второй, птичий образ. Матерь Сва – священная птица, реинкарнация Великой Матери. В санскрите «сва» – означает «своя», «самосущая», то есть – Сама Матерь, Сущая Матерь. Облик статуи, обитающей в овраге Лоск, соответствует летописному описанию. Почему «идёт», а не летит – так уж выглядит её скульптурный образ: ноги поджаты, голова повёрнута в сторону наблюдателя, глаза закрыты, крылья сложены в прихлопе. С первым солнечным лучом птичка проснётся, в один миг подскочит, взмахнёт крылами и в ослепительном сиянии умчится в небеса. Станете спорить, что она и есть Царица Мира – само Солнце, восходящее с берега священного Дона на восточном горизонте «близ ясуни», которая полный день дарует свет славянскому миру – «сияет седьмой красой».
Световид из Красного Буерака, помощник главной богини, зажигает весь свет небесный. Его статуя сложена из красного песчаника и имеет четыре именных красных лица, развёрнутых в разные стороны, в соответствии со своими функциями. Первое главное лицо Световида смотрит на юг и наблюдает за ходом солнца по всей небесной сфере, второе глядит на юго-запад, в сторону Матери, третье – на юго-восток, контролирует восход, четвёртое – принадлежит Свентовиду, и дарит солнечный свет свентам, то есть всему западному славянскому миру и любуется закатом.
Главная богиня Макошь устроилась в овраге Лоск, в двух километрах от Световида, на вершине Красного холма, в соответствии с рангом. Святовит – самый выразительный облик бога света, изображённый в профиль, всегда начеку, ждёт появления богини, зажигает ослепительное радужное сияние в момент её взлёта и гасит на закате, после посадки. В первом тысячелетии славянские земли начинались на берегах Дона, поэтому Солнце всходило под контролем Святовита (Святого Вита), рождающего свет на этом дальнем восточном рубеже. Персонажи Красного холма и есть Сама Светлость – негасимый огонь Жар-Птицы, под лучами которого рождается земная жизнь. Солнышко – бог и царь природы, ласково светит ныне живущим, наполняя мир радостью и счастьем. В дни написания данной статьи оно сияет необыкновенно жарко.
Скульптурное изваяние Макоши поселилось на восточной окраине Среднерусской возвышенности со времён освобождения Русской равнины от ледника. Платформа, толщиной более метра, высунулась из склона оврага в восточную сторону на координатах N 52 градуса 54 минуты 50 секунд, E 39 градусов 00 минут 00 секунд. Статуя устроилась на её торцевой фасадной поверхности, улеглась на каменном ложе и развернулась метров на шесть в длину. Макошь лежит вверх лицом и смотрит на сияющее Солнце. Птица с коротким клювом и с пропорциями тела, более всего подходящими воробью, составлена из тех же элементов, что и женщина – это и есть настоящая реинкарнация, в нашем случае – перекомбинация деталей, пересмотр типажа. В устье Красивой Мечи людям явилась настоящая Жар-Птица, которая подогнула голову в сторону своего левого крыла и сомкнула веки на ночной отдых. В птичьей комбинации волосы смотрятся перьями, которые золотят и серебрят воротник, женские груди становятся локтями крыльев, а правая рука превращается в левое крыло с большими перьями вместо пальцев. Вспомните поющего скворца, бьющего себя крылами по бокам, при этом вертящего головой по сторонам.
«Ма» – прародительница всего живого, верованиями язычников превратилась в Макошь – мать наполненных кошей, богиню достатка, подательницу благ. А мы вспомним свою макушку и себя, как вершину живого мира, и обратим взоры на макушку Красного холма – место обитания статуи. За что ни возьмись, везде двойное назначение – реинкарнация, даже в таких мелочах.
Само собой, такие боги имеют алтарь. Гладкий камень-песчаник четырёхугольной формы серо-красного цвета, с размером сторон метров до двух и толщиной до одного, стоит на самом дне, метрах в двадцати выше по течению. Вокруг него рассыпаны дикие цветы, которые, словно перья сказочной Жар-Птицы, сияют всеми красками радуги. Бурный поток полой воды, протекавший весной в день Радуницы, как и в Красном Буераке, смывал съедобные дары с алтаря. Они проплывали перед Макошью и уносились прямо в священный Дон – боги принимали подарки и даровали урожай на полях.
Сами того не сознавая, мы живём под благодатным светом русской Жар-Птицы.
Примечание: Мифологические сведения получены из произведений профессора Андрея Кайсарова и академика Бориса Рыбакова.
Из книги «Каменная сказка». Николай СКУРАТОВ.
© kamenny-con