2.1. Донской водный путь и Столповая дорога
Столповая дорога приходила из Азова по правому берегу Дона, огибала устье Кочуровки и через Донскую переволоку уходила в Рязанские земли \2/. Древний маршрут дороги Рязань – Скопин – Милославское – Кочуровка – Долгое – Данков – Лебедянь служит и в наше время, проходит по сильно пересечённой местности, параллельно и рядом с реками Ранова и Дон, и подробно описан в книге «Материалы географии и статистики» от 1860 года:
«Закавказский или Липецкий тракт.
Дорога от г. Рязани через Пронск и Скопин в Данков и далее в г. Лебедянь Тамбовской губернии.
Почтовый маршрут: г. Рязань, Егольники, г. Пронск, г. Скопин, Чёрные курганы, Долгое, г. Данков.
Примечание: далее, до границ Тамбовской губернии 14 вёрст, а до г. Лебедяни 31 верста.
Дорога следует первоначально по Астраханскому тракту; потом на 11 версте отделяется вправо и идёт по местности холмистой и местами гористой по глинистому, у Пронска песчаному и за этим городом чернозёмному грунту. В селе Тырновской слободе пересекает она Исью; в Пронске - Проню; в Скопине - Вёрду и в с. Долгом - Дон; после чего, идёт правым его берегом, по косогору, пересекаясь местами крутыми оврагами и лощинами.
Кроме сказанных переправ, на пути беспрестанно встречаются небольшие ручьи, речки и лощины, через которые на протяжении всей дороги от г. Рязани до Данкова устроено 75 мостов разных величин. Глубокий овраг у д. Романцовой, спуск с высокой и крутой горы, на которой расположен г. Пронск и переправы через Проню, Вёрду и Дон составляют важнейшие затруднения на этом пути» (42).
По грунтовой дороге ходили обозы. На судах плавали из Оки в Ранову, перекатывали через Донскую переволоку и спускали по Кочуровке в Дон \14 и 93/. А мы смотрим в карту и видим самую удобную трассу для Донской переволоки из Рановы в Кочуровку, между пунктами Заболотовское – Кочуры. Роль города-крепости на переволоке играл Дубок.
Начало 2-го раздела смотрите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/drevnie_dorogi/0-7
Заселение Северо-Восточной Руси в первом тысячелетии происходило по древнейшим маршрутам из бассейна Днепра, минуя языческий Чуров край, уставленный скульптурными чурбанами. Несколько дорог, включая Столповую, соединяли междуречье Дона и Мечи с Рязанским краем, а летописный Чуров связывали с городом Михайловым, и привязали к нему приставку «Чур». Эта транспортная система потеряла значение с отходом Лебедяно-Данковского края к Липецкой области в 1954 году, однако в памяти жителей поселений, расположенных вокруг устья Птани, осталась Михайловская дорога. Связь здесь дорожная, прямоезжая.
Древние дороги Верхнего Подонья - карта-схема
Уместно напомнить о посольстве А. Голохвастова к турецкому султану Баязету в 1499 году. Струги подали порожними в устье Красивой Мечи, а товары и люди прибыли в точку погрузки по сухопутной Столповой дороге. Глубоководный устьевой участок Мечи служил отличной бухтой, а Дон после слияния с ней становился полноводным. В период трёх лет состоялся обмен посольствами между русским и турецким государствами, а их маршруты прошли по Донскому водному пути, что нашло отражение в летописях. Грузились у Каменного Коня (См. прим. 17). Очень наглядно: с 1378 года не существовал Дубок – пришлось искать варианты похода без перетаскивания судов.
Столповая дорога – откуда пришло это название? Оно имеется в булгарских летописях. Сведения о важной приграничной зоне и её дорогах татары фиксировали в своих документах:
«Из Балынской (Суздальской) Булгарии на юг вели две дороги: Балская (Столповая, так как «балбал» значит «столп, памятник, скульптура»), которая вначале шла к Ширу (Дону), затем вдоль его берега и заканчивалась в Сарычи (не Волгограде), и Морайская (Муравский шлях), которая шла к Балтавару (Полтаве), а от него – в Джалду (Крым)» (См. прим. 5).
По мнению авторитетных историков – это фальшивка. Однако! Уж больно грамотно сочинённая, и в точности совпадающая с «чуровой» реальностью. Есть такая манера: гасить историю Булгарского царства, не считаясь с летописными сведениями. Здесь выражена собирательная характеристика пакета из Столповой, Михайловской, Турмышской и Дрысинской дорог, которые в зоне междуречья хорошо дополняли друг друга, а роднило их общее стратегическое направление в сторону Северо-Восточной Руси. Разумеется, по Балской дороге татары ездили к ак-балынцам – к русским. Каждый маршрут подробно и по-отдельности указали русские в 1571 году, в документах о сторожевой службе.
Каменная сказка - карта- схема
О чём идёт речь? О Столповой дороге, украшенной языческими памятниками Красного Буерака и истуканами половецкого кургана Волотова Могила, которые составляли мистическую стражу Чурова брода на Мече. Татарский балбал и русский балван – близнецы-братья. Более того, Каменного Коня татары называли Каменным Львом – Арсланом. В самом деле, на льва он похож больше, чем на коня. Кроме того, в Дивногорье стоят белые скалы – меловые столпы, рядом с которыми пролегала Столповая дорога, а это ещё один повод... Памятники, сотворённые природой и кочевниками, дали русско-татарское название дороге. Муравский шлях проходил с севера на юг западнее Лебедянского края через Ливны (по-татарски – Балын). Ниже Кузьминок на Мече, на карте 18 века отмечен овраг Столповой Верх, заваленный каменными монументами. В наше время на этом месте значится балка Лагута. Великолепные каменные памятники-болваны стоят по всей зоне, прилегающей к древним трассам, близь населённых пунктов: Нижнее Брусланово, Большое Попово, Тютчево, Иншаковка, Толбузино, Волотово, Гусева Поляна, Кудрявщино, Долгое [13].
Северным участком дороги – «сухим путём», воспользовался Сигизмунд Герберштейн, и отметил в «Записках о Московитских делах»: после Старого Данкова река впервые становится удобной для плавания, а «тот, кто едет из Москвы в Азов сухим путём, переправляются через Танаид около Донка, древнего и разрушенного города, а затем несколько сворачивает с юга к востоку…» (См. прим. 29).
Переволока не действовала, поэтому барон получил судно в Донке – в Старом Данкове. Стоит ли объяснять, что Донок, как уменьшительное название городка, происходит от названия реки? Это, первое документальное упоминание Данкова от 1517 года, почему-то игнорируется историками?
Место Старого Данкова на карте
На левом берегу Дона, на современной топографической карте показан крестик Казанского храма села Стрешнево. Городище Старого Данкова расположено к северу от него, а Полибино – на правом берегу, напротив.
Окрестности Старого Данкова описаны в «Книге Большому Чертежу» (43):
«Против Рыхоти, пала в Дон речка Поники; а ниже тех речек на Дону Тараева гора, от старого Донкова 2 версты».
Высокий холм – Тараева гора, с отметкой 201,2, возвышается над Верхней Павловкой. Брод образован выносом породы из оврага Рыбий Верх. В межевых документах Ряжского уезда 1606 года отмечена Данковская дорога, которая начиналась от Старого Данкова, вливалась в Столповую и уходила к Ряжску вдоль речки Рановы (44).
Старый Данковский брод (Княгинин брод)
В настоящее время бывшая Столповая, в виде полевой грунтовки, идёт от переволоки по правому берегу Кочуровки на село Воейково, имеет ответвление на городище Старого Данкова, тщательно огибая кочуровский угол, через село Долгое асфальтированной трассой уходит на юг.
Гибельная Черта
В булгарских летописях говорится о договоре, по которому Золотая Орда установила границу своих прямых владений, Гибельную Черту – Хэлэк Джэртык (45):
«Линию или черту «Хэлэк», отделявшую собственно московские и рязанские земли от кочевий сарайских ханов и князей… пересекать можно было только сарайским войскам. Она… проходила возле Куликова Поля, по левому берегу Дона, и от донских переправ, шла к бассейну реки Пьяны» (См. прим. 8).
Запретная черта проходила в регионе по левому берегу Дона, мимо устьев Быстрой Сосны и Мечи, потом по Кочуровке и Ранове уходила в сторону Пьяны, отчерчивая Старый Данков, Дубок и Донскую переволоку от татарских владений. Столповая дорога пролегала строго по русской территории Верхнего Подонья, по правому берегу Дона \2/. В период действия договора, русские вооружённые отряды, сопровождавшие сухопутные караваны, ходили только по ней. А вот плыть по реке с оружием было можно. Нисколько не умаляя жестокости завоевателей, отмечу: они не стали перерезать торговую артерию вассальной Руси.
Касма-катау – древнее городище Данкова
В 20 веке грейдерная грунтовая дорога выходила из Лебедяни, проскакивала по западной околице села Перехваль и по каменному мосту на речке Перехвалке через Павловку уходила на север в сторону Полибино. Дорога есть на старых картах, её помнят старожилы. Столповая дорога срезала речные петли, сторонилась неудобий, поэтому не всегда плотно прижималась к Дону, а устьевую трясину Вязовки-Вязовни обходила с запада от Данкова, в точке современной Барановки. По преданию, на живописном берегу Вязовки паслось стадо каменных валунов-баранов, которых пустили на мельничные жернова, а меткое название осталось. Центральная улица Барановки спускается к реке по старому маршруту. С высокого холма за важной дорогой и бродом присматривала 13-я сторожа. На этом броде Столповая дорога пересекалась с Дрысинской. Потом Столповая вспоминала свою миссию и по правому берегу Дона убегала в Долгое, а Дрысинская пересекала Дон в северной части Данкова и уходила в сторону Рязани. Их древние трассы заметны даже на современной карте.
Крепость, стоявшую во время Куликовской битвы на месте нового Данкова, татары называли Касма-катау (46). «Катау» переводится с татарского, как крепость, а «касма», как памятник, скульптура, установленная на месте погребения, в переводе с чувашского. Получается, Касма-катау – крепость на Балской-Столповой дороге, опять на дороге памятников.
В языке коми-кыв «косма» означает жилое место в еловом лесу – край обитания. Где «кос» – ель, а «ма» – земля или место, где кто-то живёт. Еловый отзвук названия сохранился в древней фамилии коренных жителей – Космаковых, в составе которых родилась моя бабушка Софья Евдокимовна.
Имеется более точное слово «касма», где «кас» означает призрак, дух, привидение, а «ма» – как и в прежнем варианте – «место». Здесь уже, несомненно, речь идёт о крепости Касма-катау, стоящей на той же Балской дороге, пролегающей по местам обитания мистических персонажей в Чуровом крае, наяву украшенной их каменными идолами.
Русское название крепости до нас не дошло, а её место в документах по основанию нового Данкова значится просто городищем. В пару Духову монастырю, древнейшее поселение могли называть городом Духов.
Многие гидронимы и топонимы Русской равнины соответствуют терминам языка коми-кыв. Уместна благодарность Александру Леонидовичу Усу, капитану милиции, носителю древнего языка своих предков, за такую точную информацию.
По мнению Н.А. Тропина, Вязовенское городище – городище древнерусского времени, второй половины XII – первой половины XIII веков, прекратило существование после разорения кочевниками [39].
Броды в устье Красивой Мечи
Чтобы проследовать в сторону Лебедяни, надо переправиться через Мечу. Первый брод – Чуров, находится в Удриках у подножия Каменного Коня в километре от устья. Вплоть до 20 века полевая дорога пролегала от Чурова брода на восток, в сторону современного Волотовского моста. Второй брод связывал деревню Красивая Меча и Иншаковку по Столповой дороге, на триста метров выше первого. В этом месте дно вымощено каменным плитняком, поэтому переправу можно называть Столповой гатью. Каждую весну с Кураповских порогов на переправу обрушивались ледоходы, и к концу 20-го века разворошили подводную мостовую. Хорошо виден речной перекат со вздыбленными каменьями. От гати имелся отлогий и затяжной подъём на Красный холм, и в этом варианте проходивший возле Каменного Коня.
Столповая гать на Красивой Мече в Иншаковке
Кто и зачем устроил гать в Иншаковке? Самым известным деятелем в истории этих мест был Пальчиков Филипп Петрович, соратник Петра, кораблестроитель. Выстелить мелкое русло реки не сложно. Брод соединял земли поместья, расположенные на разных берегах Мечи, а дорога вела к слободе Романов Рог, на верфях которой строились малые вспомогательные суда.
Помню сетку просёлков середины 20-го века и смогу показать участок древней Столповой дороги от Мечи до Лебедяни. Последний дом деревни Красивая Меча, стоявший на её северном конце, отделялся от других откопом. Откоп срезал крутой подъём от переправы на Косогор, и сохранился до нашего времени \26/. По нему путники поднимались от гати и сквозь Тютчевский лес уходили на Лебедянь. С юго-западной опушки ещё прослеживается не совсем заросший маршрут внутри леса, по выезде из которого, проскакивали между Волотово и клочком Монастырского леса, перерезая по диагоналям все современные квадраты полей, и въезжали в Лебедянь через Пушкарскую слободу. Эта дорога вела к Лебедяни по самой короткой линии, срезала донскую петлю и показана на старой карте от 1790 года \9/. Дорога резала поля на лоскутки, поэтому её распахали. В 2016-м запахали последний участок, который входил в слободу с Троекуровской трассы. В народе её называли просто – «городская дорога».
В наше время уцелел отрезок в южном направлении, вдоль правого берега оврага Лоск, аккурат мимо половецкой побирушки – мимо Золотой Бабы, которая у вятичей играла роль священной Макоши. На отрезке Меча – Лоск дорогу перебили квадраты современных полей, а после Нижнего Брусланова на ней вырыли огромный котлован Рождественского каменного карьера.
Тютчевский мост впервые показан на межевом атласе Тамбовской губернии 1848 года \27/. После его постройки, броды ещё долго служили местным жителям самой короткой конной переправой. Мост обветшал и разрушился в 1963-м. Житель Иншаковки Пилюгин Николай Михайлович (1950 г. р.) ездил с отцом через Столповую гать в Лебедянь. Вода не доставала до поклажи на телеге. В середине 20 века каменный настил гати был ровным – его регулярно поправляли местные колхозники. Через брод глубиной до 80 сантиметров ездить на автомобилях невозможно и трудно подниматься по грязным крутым берегам, поэтому дорогу забросили и забыли. Капитальный мост через Красивую Мечу построили в Троекурово (1962). Через него асфальтированное шоссе прошло от Лебедяни на Красное, Становое и Елец.
Устьевая зона Красивой Мечи на карте 1848 года
На атласе 1848 года показана полевая дорога от Чурова брода к Верхнему Брусланову, с подъёмом мимо Каменного Коня, а потом на Красное. Эта связка соединяла Столповую и Дрысинскую дороги. Она же через Волотовский брод уходила за Дон на восток, перерезая устьевую зону. Большие реки разумно переезжали по одной. Полевую дорогу запахали в 1970-е годы.
Войны и походы
Донской водный путь использовал царь Алексей Михайлович. По его приказу к весне 1660 года в слободе Романов Рог Лебедянского уезда и в тамбовском селе Тарбеево построили 500 стругов. Они в 1662 году совершили по Дону неудачный азовский поход. Потом судостроение в крае то затухало, то возобновлялось. Петр I использовал возможности Донского водно-сухопутного пути – построил русский военный флот, штурмовавший турецкую крепость Азов. В этот же период проложили более короткий сухопутный маршрут мимо Скопина, потом через Рясное поле и Раненбург (Чаплыгин) на Липецк и Воронеж.
В летописи от 1558 года рассказывается о приходе татарского отряда от Донца вдоль правого берега Дона до Мечи, на которой взяли в полон пятерых рыбаков Рязанской украины:
«И приказывал Крымской царь сыну своему и всем с ним князем и мурзам, итти им велел, таяся от станичников и от сторожей. И Донец перевезлися ниско, да к Дону пришли, да шли Доном вверх и прити было царевичю на Рязань, а Магмет улану на Тулу, а Нагайским мурзам и Ширинским князем на Коширу, и воевати розделяся. И как пришли на речку на Мечю за два днища до украины, и тут взяли рыболовей пяти человек» (47).
Забегая вперёд, скажу: по этой же дороге от Алмыша (Донецка) к устью Мечи поднялся царь Мамай.
По древнейшим дорогам Верхнего Подонья совершали походы Владимир Мономах в 1111 году и его сын Ярополк в 1116-м.
Лаврентьевская летопись рассказывает:
«Ярополк ходил в половецкую землю к реке, называемой Дон, и там взял в полон многий и три города половецких: Галич, Чешуев и Сугров» (48).
Краевед И.Ф. Малюков в книге «Страницы истории Данковского краеведения» [42], ссылаясь на мнение историков, предлагает под Сугров отнести современное село Сугробы, под Чешуев – Тешев, или современный Задонск, под Галич – поселение Галичья Гора. Сомнение вызывает последнее, возникшее на правом берегу Дона не ранее 17 века, очевидно, получившее название от одноимённого соседнего топонима.
В точке под Галичьими Горами стояла 5-я сторожа, которая патрулировала участок «направо вверх по Дону до усть Сосны Быстрые на двенадцать вёрст, а налево до усть Липовиц на десять вёрст» (49), а берегла она брод на Дону и дорогу, по которой пролегает современная трасса Липецк – Елец. Очевидно, сторожа стояла на месте современного села Донское, в которое полностью сходятся расстояния и ориентиры.
Половецкий город Галич стоял на левом берегу Дона. Обязательно, на левом! И соседние горы стали «Галичьими» от его имени. Место для сторожи выбрано неслучайно – в точке древнего городища. Смотрели патрульные с левого берега в сторону реки, не нарушая общего принципа ориентировки, удачно продолжая линию сторож с левого берега Быстрой Сосны на левый берег Дона. Проскочила ещё одна «сторожевая» ошибка Загоровского – под 5-ю сторожу \13/. Правый берег Дона здесь неуместен, и перепутано право-лево. Проверьте…
Земли Киевского княжества простирались до донских берегов с первого тысячелетия. Половецкие города могли стоять только за Доном, поэтому правильно показаны места Сугрова и Чешуева. Ситуация в регионе менялась с переменным успехом, но такого принципа раздела придерживались до момента падения татаро-монгольского ига.
Локализация Сугрова требует уточнения. Село Сугробы устроилось на низком левом берегу Дона, а соседнее Новоникольское опоясано донской петлёй, и выставилось на холме, который идеально подходит для устройства крепости. В первом тысячелетии Столповую дорогу топтали скифы, и на берегах Вислой балки оставили курганы. Балка вливается в Дон напротив Новоникольского.
Кочевники с глубокой древности освоили Верхнее Подонье и разведали броды, и Волотову Могилу отметили каменными бабами-столпами совсем не случайно. В какое-то время на важных дорогах стали ставить верстовые каменные столбы, а дороги называть «столбовыми».
Столповой овраг (балка Лагута), гать на Красивой Мече в Кузьминках.
Страница с примечаниями и источниками информации открывается в меню сайта http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67
Продолжение темы раздела "Древние дороги..." открывается в меню - "Турмышская дорога на Старый Данков" или по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/turmihskaya_doroga/0-9
Последняя правка в июле 2023. Николай СКУРАТОВ.
© kamenny-con