2.2. Турмышская дорога на Старый Данков
Турмышская дорога значится в документах о сторожах от 1571 года. Её первая точка отмечена на Старом Турмышском броде Красивой Мечи \6/, который служил под деревней Мочилки:
«11-я сторожа на Мечи у Турмышского броду, а сторожем на ней стояти из Донкова, да из Епифани, да с Дедилова шти человеком, из города по два человека, а беречи им направо от Турмыша до Коня вёрст с семь, а налево до Брысинского броду вёрст с шесть (См. прим. 10).
Старый Турмышский брод в Мочилках
Старый Турмыш в горбатом месте Красивой Мечи
Цитата разобрана в главе «Лебедянский Каменный Конь». Документы убедительны и достаточны, а топография сходится идеально.
Возврат в предыдущую главу «Донской водный путь…» http://kamenny-con.narod.ru/index/stolpovaya_doroga_donskoi_vodnyi_put/0-8
Вторая точка находилась на Вязовке:
«14-я сторожа вверх по Вязовке на Турмышевской дороге от Донкова 12 вёрст» (50).
Поскольку мы забыли маршрут Турмышской дороги, вторую точку определить не просто. Что брать под сомнение, пункт базирования на реке Вязовке или расстояние в 12 вёрст? Не стану подвергать сомнению только один факт: пикет стоял на Турмышской дороге, название которой происходит от одноименного брода на Мече. Данковские краеведы всех отсылают в село Ярославы на Вязовке. Допустим. Вязовка была последним контрольным рубежом перед Старой Данковской крепостью, на ней существовали два удобных перехода. 13-й пост поставили в Барановке, в точке пересечения Дрысинской дороги со Столповой, а 14-й – в Ярославах, в точке слияния Турмышской дороги с Михайловской, что вполне логично вписывается в стройную систему. Все дистанции до 1619 года следует отмерять от Старого Данкова, а от него в Ярославы не сходится расстояние. Здесь около 25-ти километров, поэтому, вопреки системе мер 1571 года, надо применять к = 2,16.
Сторожи на Красивой Мече в 1571 году
Турмышская дорога служила прямым продолжением маршрута Столповой дороги, приходившей с Нижнего Дона. Отделялась от неё на Красном холме, и через Турмышский брод в Мочилках переходила на левый берег Мечи, затем у Слободки перекрещивалась с Ногайской и Дрысинской, а в Ярославах сливалась с Михайловской \2/. В междуречье Дона и Мечи дорога шла строго на север. Беря за основу просёлочные дороги, показанные на картах разных эпох, не трудно прочертить её маршрут. Удобная трасса пролегала по ровному ландшафту водораздела, на котором русла оврагов и речек ещё не были глубокими. Продолжая свою линию по Михайловской, получится прямая и короткая хорда от Красного холма до бродов у Старого Данкова, соединяющая большую донскую дугу, выпученную к востоку. С Михайловской дороги можно было повернуть на Верхнюю Павловку, перейти по броду в Данков и продолжить путь в Рязанские земли на Чернаву, или, минуя Донскую переволоку, попасть в Ряжск.
Древние дороги на Красивой Мече в 1571 году
Современная карта окрестностей Старого Данкова
Примечания и источники информации открываются в меню сайта или по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67
Продолжение темы раздела "Древние дороги..." открывается в меню - "Дубок на Дрысинской дороге" или по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/dubok_drisinskaya_doroga/0-10
Последняя правка в июле 2023 года.
Николай СКУРАТОВ.
© kamenny-con