Золотая Баба.
Золотая баба! – лишь изредка услышишь такую похвалу. Известно давно: хорошие жёны – это чужие, а пророка в своём отечестве нет совсем. Черты идеальной женщины присущи только богине, поэтому легко было любую из них, даже каменную, назвать «Золотой Бабой». Золотая Баба вошла в пантеон самых известных персонажей древнейшей мифологии на просторах Евразии.
Профессор Кайсаров в брошюре «Славянская и российская мифология», изданной в начале 19-го века, составил подробное описание златовласой богини:
«Заслуживает вероятия мнение г. Френцеля, будто бы Золотая Баба начальствовала над деторождением. Во храме её сокрыто было много музыкальных инструментов, которыми пользовались хитрые жрецы, дабы уверовать народ, что истукан сам собою звучит. По сему и почитали это божество оракулом. В смутных обстоятельствах спрашивали у Золотой Бабы совета, и она говорила устами своих жрецов; или наоборот: как истукан был весь пустой, то жрецы говорили устами своей богини. В жертву ей приносили соболей и куниц, и одевали её в сии кожи. При каждом жертвоприношении священники съедали мясо, а богине доставались только кровь, которою обмазывали ей рот, глаза и другие части тела. Вера к сей богине была так сильна, что даже чужестранные путешественники приносили ей в жертву золото, серебро и другие вещи, по мере своего имения; ибо жрецы уверяли, что пренебрегший такое приношение, заблудится на пути своём. Поэтому должна бы, наконец, Золотая Баба обогатиться».
Предположений и версий высказано достаточно. Мнения экспертов сошлись на том, что это божество появилось у восточных славянских язычников в глубокой древности, а потом, по мере их христианизации, стало забываться и, гонимое волной новой религии, перемещаться на восток, и на территории Сибири закрепилось в легендах и дожило вплоть до нашего времени. Ищут теперь Золотую Бабу на просторах Азии от Крайнего Севера до Индии, а чаще всего на реке Обь. Разумеется, ничего реального не нашли, зато энтузиасты позабавились сполна. Они сняли художественные мистические фильмы, стали проводить аналогии со статуей Будды, чем заинтриговали самого Далай-Ламу, который вознамерился найти себе преемника в образе женщины в России, а чтобы не прослыть простаками, придумали оправдание: дескать, возят эту Золотую Бабу фанатики и постоянно перепрятывают. Это всё обставлено как-то сомнительно. Давно бы эти бедняги – язычники, в «обознатушки-перепрятушки» играть умаялись. Рассказывают, что целый отряд чекистов их не отыскал, и сам сгинул безвестно. Что-то не заметно на земле такого народа – скрытного обладателя святыни, которому она принесла бы настоящий рай, а иначе, что проку её хранить?
"Золотая Баба" и Вера Прокофьевна - золотая баба.
Много всего напридумано, много чего опубликовано, но как часто бывает на практике: ищут, ищут, да не там. А почему бы не вернуться к истокам мифа и не поискать оригинал богини на изначальном месте у восточных славян? Вот у меня есть, что предложить, только, чур, всё по-порядку!
Что касается материала, из которого мифологизированная Баба сотворена, то золото здесь не следует понимать в полном физическом смысле. Своё название статуя получила от обильных сборов подорожных и дарственных монет – это такая каменная вымогательница-побирушка, приносившая реальное золото, согласно правильному мнению Андрея Кайсарова и прочих авторитетов. Отыскали эту Бабу ещё в каменном веке, в котором для поделок применялись подручные материалы: дерево, камень, кости животных. Статуи богов всегда делали из материала соответствующего эпохе. Только в бронзовом веке появились металлические фигурки.
А что же могло быть изначально, на заре зарождения верований, когда люди ещё не умели делать статуэтки? Не трудно понять, что в те времена символами служили нерукотворные природные феномены похожие на людей и животных, а уж главным объектам, дарующим существование всему живому: солнцу, лесу, земле, воде – поклонялись всегда. Практика верований такова, что народы часто заимствовали мифы и образы друг у друга, поэтому их сюжеты так похожи, более того, происхождение и устройство мира религии объясняли одинаково. Боги имели разное название, а их назначение и функции часто совпадали. В середине 20-го века археологи раскопали древнейший курган Липецкой области у села Гагарино, и нашли костяную статуэтку – копию Золотой Бабы, датировали её 20-м веком до Новой эры, условно назвали Венерой Палеолитической, которая теперь так и числится в археологических сборниках. Они не знали, что оригинал прячется рядом, в восемнадцати верстах вверх по Дону.
Археолог Григорий Земцов проводил раскопки в Задонском, Елецком и Краснинском районах и написал в 2012 году книгу «Липецкий край в 3-5 веках», в которой вывел, что славяне начали заселять Верхнее Подонье с 3 века Новой эры. Славян неоднократно вытесняли скифы, предки мадьяр, половцы, татары. Битва народов за статуи Красного Холма шла с переменным успехом многие столетия. Холм переходил из рук в руки и окончательно закрепился за русскими в 16-м веке. Самый известный факт находим в летописи «Задонщина»:
«У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу».
Место «у Дона» и одновременно «у реки Мечи», может быть только в устье Красивой Мечи – на Красном Холме в Чурове, там, где обитают древние языческие святыни. Не случайно Мамай стоял на нём лагерем три недели. Однако не принесли они татарскому царю победу в Куликовской битве.
Граница раздела земель славянских и угорских проходила по Дону. Представленная мной статуя Золотой Бабы обитает в правобережье. Мимо неё пролегала торговая дорога, дублировавшая Донской водный путь. Вместе с древнейшими угорскими мифами скульптура оказалась на славянской территории у Столповой дороги. Не случайно говорится об иностранцах, вынужденных ей поклониться, чтобы путь стал удачным. В реальности всё было проще: надо делиться, за проход через границу платить пошлину, а кто не платил – будто бы сбивался с пути, а вернее, насильственным путём уходил на тот свет, а все товары доставались Золотой Бабе. Отсюда пошла о ней такая правдивая недобрая слава, а гора её обитания, соответственно, стала «золотой», которая, в соответствии с русской языческой традицией, звалась Красным Холмом. Сказки и мифы о статуях богов на Золотой Горе путники разнесли по всему белому свету, однако со временем старые религии вышли из употребления, поэтому оригиналы божеств потерялись и забылись.
Золотая Баба лежит на западном склоне оврага Лоск животом вверх, готовая к продолжению рода, манящая пышным телом, большими грудями, красивым лицом, имеющим нос, рот, глаза. В нижней части толстой песчаниковой плиты длиной до шести метров обозначено каменное ложе. На него спадает правая рука, согнутая в локте, и роскошная волна золотых волос. Статуя не имеет ног. Этот безногий образ унаследовали половецкие каменные болваны и известная статуэтка из гагаринского кургана.
Волосы богини причудливым образом складываются в скульптурное изображение птичьей головы на очень длинной шее, изогнутой в сторону левого крыла. Если рассмотреть феномен с этой точки зрения, то увидим огромную птицу, спящую на животе. При этом правая рука женщины обращается в левое птичье крыло, до которого достаёт короткий клюв.
Стал я листать мифы славян, вдруг самый древний персонаж птицы выпорхнул со страницы непризнанной наукой «Велесовой Книги»:
«И вот Матерь Сва бъёт крылами по бокам своим с двух сторон, как в огне вся, сияя светом. И все перья её – иные: красные, синие, рыже-бурые, жёлтые и серебряные, золотые и белые. И так же сияет, как Солнце-царь, и идёт Она близ ясуни, и так же сияет седьмой красой, завещанной от богов».
Прямо сказать, мне явилась настоящая Жар-птица. В санскрите «сва» – означает «самосущий», то есть Сама Матерь, Сущая Матерь, а эта скульптура птицы – есть реинкарнация Матери. В санскрите «ма» – означает «мама», прародительница всего живого. Позднее верованиями язычников она превратилась в Макошь – мать наполненных кошей, богиню достатка, подательницу благ. До нашего времени термин дошёл в виде макушки – вершины живого мира. В Подонье древнейшая богиня представлена сразу в двух ипостасях, что даёт основание делать вывод об оригинале образа, его первоисточнике. А с противниками подлинности сведений из «Велесовой Книги» я бы поспорил.
Само собой, такие боги, в таких мистических местах, не могут обходиться без алтаря. Метрах в тридцати выше по течению от скульптуры, на дне оврага лежит плита четырёхугольной формы серо-красного цвета с размером сторон метров до двух и толщиной до одного, с гладкой горизонтальной верхней поверхностью.
Снова цитата Кайсарова:
«На треугольный камень каждый мог принести жертву: Творцу – солнцу и небу, Матери-жизни, земле, предкам. Славяне некоторых племён сжигали умерших, но для этого ритуальная крада не подходила. Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом. Далее её подхватывали жаворонки – первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая. День прилёта жаворонков 9 марта считался днём поминовения предков и назывался Радуница».
По другим источникам жертвенник мог быть трёх или четырёхугольным.
До наших дней сохранилась весенняя традиция выпекать из теста фигурки жаворонков, и перебрасывать их через крышу дома. Праздник называется Сороки. Обычай поминать усопших на могилах едой и выпивкой дожил до наших дней, хотя он противоречит обрядам христианской религии.
Ручей, протекавший по дну оврага накануне Радуницы, ночью всегда затихал и позволял поставить дары на алтарь. Утром вставало солнце, топило снег, поток усиливался, и смывал их. Они проносились перед богиней и уплывали в священный Дон. Как будто сам Световид регулировал солнечный свет, воду в ручье и уносил жертвы. Отличный финал! Если в этот день подмораживало – вода не прибывала, значит, боги гневались на людей, и дары не принимали.
Григорий Глинка в работе «Древняя религия славян» рассказал о поклонениях водоёмам:
«Храмов в честь обожаемых рек и озёр славяне не строили, но священнодействия отправлялись обыкновенно на берегу. Великолепнейшие торжествования производились весною, когда воды, разрушив зимние свои оковы, являлись изумлённым обожателям своим в полном величии. Народ падал ниц. Моления начинались. Погружали людей в воду с великими обрядами; энтузиасты же религии в жару усердия своего добровольно топились в священной реке или озере из благоговения».
Вам это, ничего не напоминает?
Золотая Баба и Зайцев Владимир
Думаете, случайно река Дон обожествлялась древними славянами? Отнюдь. Посредством языческих богов Красного Холма стал он священным. В Подонье притаилась она – потерянная Золотая Баба, в забытом тихом месте, однако, на Золотой Горе. Навёл меня на неё старожил деревни Нижнее Брусланово Зайцев Владимир, который помнил название возвышенности в устье Красивой Мечи, переданное ему отцом. О Золотой Бабе никто здесь ничего не знал, шайка-лейка кончилась давно, да и согласно мифам, не всем она открывается. Владимир Сергеевич показал огромные валуны-песчаники в овраге со странным названием Лоск, не имея представления об их древнем назначении. Гонял он по этому оврагу стадо деревенских коров, и попутно примечал красоты родного края. Видел странное бездонное озеро на Золотой Горе, соединённое подземной протокой с Доном. Мужики, пытаясь определить его глубину, опускали камень, однако дна не достали – не хватило длины двух связанных вожжей. Потом провели эксперимент: высыпали в воду целый воз мякины, которая через двое суток появилась в донских водах, за две версты.
Овраги Красного Холма промыты в каменной известняковой платформе бурными потоками тающего ледника и полыми водами. До 18-го века местность покрывали леса, поэтому овраги подросли мало. Можно возразить: глухое место в русской глубинке… Кто мог знать про странные камни в овраге? Не подумайте, самое оживлённое в глубокой древности. Люди давно заметили статую и приняли за богиню, а в результате приношений и поборов она озолотилась. В окрестностях Нижнего Брусланова исследовано до десятка стоянок древнего человека.
Красный Холм с размером до пяти километров в диаметре, ограниченный Красивой Мечой и Доном с востока и крупными балками с других сторон, явно выделяется на местности, и по современным понятиям подпадает под определение «возвышенность». Овраг Лоск берёт начало на его вершине с отметкой высоты 204,6 метра, пролегает в южном направлении и впадает в Дон через три километра. Огромный мегалит со скульптурным изображением Золотой Бабы выступает из склона его правого берега в двух верстах от Дона, на координатах: 52 градуса 54 минуты 50 секунд северной широты, 39 градусов 00 минут 00 секунд восточной долготы. Какая часть камня скрыта под грунтом, невозможно определить на глаз. Видимый объём может весить более 40 тонн.
Второе языческое капище прячется в соседнем Красном Буераке, который служит убежищем Световида со свитой из трёх Каменных Коней. Здесь прячется Змей-Горыныч, статуя Велеса, Колобок со свастикой, Полная Чаша и кое-что ещё…
Об этом расскажу в очерке «Древняя мифология Красного Холма» в другой раз или перейдите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/drevnie_mify_krasnogo_kholma/0-62
Николай СКУРАТОВ. Март 2018.
© kamenny-con