10:49 Два Каменных Коня | |
Предлагаю читателям обновлённую и дополненную главу о лебедянском Каменном Коне, которая опубликована на данном сайте. Много тысячелетий тому назад ледник принёс огромные камни-песчаники на берега Красивой Мечи и Дона. Люди заметили их необычные формы, а некоторые, самые оригинальные, отметили в исторических документах. Основной признак сакральности камней – их местонахождение в бойком, в ключевом месте. Особенно ценится крупный размер и верхняя столовая поверхность, с впадиной, для приношений. Восторг вызывают изображения людей, животных или загадочные знаки. Совсем хорошо, если имеются полости с водой – с живой и с мёртвой. Даже один из этих признаков даёт повод к высокой оценке, а уж тем более их совокупность. Несколько памятников, украсивших ландшафты Подонья, получили наименование «Каменный Конь». Самая яркая и выразительная скульптура приютилась в Красном Буераке, на входе в него со стороны Мечи. На поверхности большого валуна невооружённым глазом видно горельефное левостороннее изваяние Коня, взвившегося на дыбы в западном направлении. Из оборотной стороны этого же камня на северо-восток выглядывает скульптурная голова моржа. Зверь, похожий на тираннозавра, имеет все положенные органы: голову с глазом, ноздрёй, ухом и длинным языком, горбатое туловище с ногами и хвостом. У нашего Коня можно насчитать восемь ног, как у самого древнейшего мифического. Каменная глыба имеет форму пирамиды с широким основанием внизу и высоту около трёх метров. Расчётный вес более 25 тонн. Статую давно заметили путники. Её профиль с далёкого расстояния светился светло-серым пятном на фоне склона правого берега Красивой Мечи, по которому дорога поднималась от речного брода. Динозавров наши предки не помнили, поэтому фигуру приняли за божество и нарекли Конём световидовым, поскольку сам четырёхликий Световид устроился в сорока метрах по ходу. Каменные болваны или чурбаны: Каменный Конь, каменные бабы на кургане Волотова Могила, другие сказочные статуи Красного Буерака –служили хорошими ориентирами – столпами, и дали название Столповой дороге, а оригинальное Чурово место вошло в летописи о Куликовской битве. У славян – вятичей, обитавших в этом крае с древности, кони были в особом поклонении. Черепа лошадей ставили на шесте у порога, укладывали под угол жилого дома. Конь тоже стоял на пороге – на границе славянского мира с угорскими народами. Почитание этого символа – древнего хранителя русских земель, перешло к служилым людям Средневековья. Казачьи патрули сверяли по знаковому Коню маршруты. Каменный Конь, отмеченный в документах, стал ключевой фигурой в понимании крупных исторических событий, является реальным знаковым памятником, уникальным памятником природы, послужившим прообразом мифов и сказок, которые путешественники разнесли по всему белому свету. Исторические документы, привязанные к лебедянскому Коню, открыли древнюю сетку дорог, которые привели на настоящее Куликово Поле у нижней Непрядвы – у современной речки Перехвалки. Светится огромная совокупность доказательств. Ефремовский Конь-камень (фото Андрея Шаталова) Удивляет и простой валун, в живописном месте близь села Козье Ефремовского района. Можете придумать сотню версий о происхождении тульского Коня, однако, как ни старайтесь – инопланетяне тут не при чём. Его феномен только в том, что после таяния ледника, на трёх камнях-опорах, как на ногах, оказался двадцатитонный камень. Устье Мечи находилось в ключевой точке древнего мира. С запада на восток пролегала лесостепная зона – переходная зона, излюбленная кочевниками, в которой они чувствовали себя комфортно со своими стадами. С севера на юг по Дону проходила граница раздела земель русских с угорскими, ещё с первого тысячелетия. В документах о сторожевой службе 16-17 веков на правом берегу Дона указана Крымская сторона, а на левом – Ногайская, в соответствии с местонахождением Крыма и Ногайской орды. На этом географическом перекрёстке ожесточённая борьба народов не утихала до середины 17 века. Злодеи разных мастей сгоняли население с Нижней Мечи. Люди покидали обжитые места, а при первой возможности стремились назад к языческим святыням Красного Буерака. Сильнее всего страдали территории, прилегающие к древним стратегическим дорогам. По ним от Ливен через Елец до Михайлова, сквозь зону междуречья Дона и Мечи прошли армии Заруцкого в 1613-м году и Сагайдачного в 1618-м. Ещё большее разорение принесли лебедянцам каратели елецкого воеводы Одоевского в 1613-м (см. в главе «Междоусобица»). Беженцы утекли на север и подыскали новый талисман в 50-ти километрах от первого, тоже на берегу Красивой Мечи, но на левом, и переложили на него все легенды и всю древнюю историю. Естественным образом новые броды стали связывать со старыми именами: Дрысинский, Семенцовский, Турмышский. Двойники в названиях всегда происходят от переселенцев. Могло ли быть иначе, если на новых местах жили прежние, турмышовцы, дрысинцы? Разумеется, никак не могли переехать дороги, поэтому их древние названия в районе «козьева» Коня не значатся. Вслед за Одоевским на Нижнюю Мечу пришли новые люди из Елецких земель, для которых статуя лебедянского Коня не была символом, скорее, наоборот... Каменного Коня уничтожали и забывали четыреста лет, а закончили гнусное дело 9 октября 2009 года бутафорские казаки из Лебедяни. Статья открывается по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyi_kon/0-26 Май 2022. Николай СКУРАТОВ | |
|
Всего комментариев: 0 | |