2.3. Дубок на Дрысинской дороге
Дубки у нас встречаются повсеместно, а особенно часто в нашем дубравно-липовом крае, поэтому не следует брать этот топоним за истину и адресовать древний Дубок в современные Дубки-на-Дону. С подачи тех же недобросовестных историков, Чур-Михайлов занял пустующее место Городища Кочуровского. Ситуация странная: не просчитали подробный и точный хронометраж и километраж сухого пути митрополита Пимена по очевидному маршруту Переяславль – Михайлов – Епифань, и запутали всю общину. Разберёмся…
Возврат в предыдущую главу «Турмышская дорога» http://kamenny-con.narod.ru/index/turmihskaya_doroga/0-9
Предположение о роли Дубка на трассе Донского водно-сухопутного торгового пути высказал А.Ф. Мартынов в книге «Краткая история Липецкого края»:
«Наш край входил тогда в состав Рязанского княжества и назывался Рязанской Украиной. Для защиты от кочевников здесь были построены крепости Ливны, Елец и Дубок. Последние два – самые древние города нашей области. Они служили опорными пунктами Рязанского и Новгород-Северского княжеств. Дубок располагался на левом берегу Дона близ селения Дубков и Старого городища бывшего Данковского уезда. Дубок был не только городом-крепостью, но и важным торговым пунктом, верхней пристанью Дона и играл заметную роль в освоении Верхнего и Среднего Дона. С севера на юг, неподалеку от Дубка, проходила старинная грунтовая дорога из Твери и Москвы на Азов, а на северо-восток шла водно-сухопутная дорога на Рязань и Москву. Из Москвы товары везли водным путём по р. Москве до Коломны, потом по р. Оке до Рязани, а затем по р. Проне и её притоку Ранове, оттуда волоком до Дубка. От Дубка донским путём до Азова, и дальше морем. По этому пути шла оживлённая торговля Руси с Азовом, Кафой (Феодосией), Сурожем (Судаком) и Константинополем» (51).
Село Сергиевское на Старом Дрысинском броде
Древние дороги Верхнего Подонья - карта-схема
По трассе Дрысинской
Первая точка Дрысинской дороги фиксируется на броде в селе Сергиевском \2/. На Красивой Мече финно-балтийская «дриска» – вода-река, обрусела и стала именем собственным. Привязка Дрысинского брода к лебедянскому Каменному Коню детально разобрана в Первом разделе книги. Разумеется, в 1571 году дорога пролегала через одноименный брод, приняла его имя и ушла на вторую точку:
«13-я на Вязовке повыше Вязовскаго устья на Дрысенской дороге» (52).
Сторожи на Красивой Мече в 1571 году
Сторожу на реке Вязовке, в современной Барановке, поставили не случайно, а сразу на перекрестии двух дорог: Дрысинской и Столповой. На этом бойком перекрёстке в межевых книгах 17 века означен «починок Баранов на речке Вязовенке» (53). Правый берег речки около устья низкий, в древности был топким, поэтому она такая разэтакая Вязовня, Вязовка или Вязовенка. Вверх по руслу высятся крутые берега. Через четыре км «повыше Вязовскаго устья» берега понижаются и появляется удобное место, для перехода. Мост, служивший на броде в 20 веке, не сохранился. Хорошо видны отлогие подъезды и остатки насыпи. В юго-восточном секторе над рекой нависает высокий сторожевой холм. По каменистому дну брода, как и сотни лет назад, струится быстрая чистая речка.
Брод в Барановке на реке Вязовке
Проведу прямую линию через броды в Сергиевском и в Барановке, и узнаю её направление: дорога пришла на Красивую Мечу и Вязовку с юго-запада, с Чернигова или Киева – с берегов Днепра. Она пролегала по глобальному водоразделу рек, связывая древнейшие города Руси, а в наше время проходит через Ливны, Елец, Красное.
Направление дороги по пунктам Барановка - Полевой возле нового Данкова
Стану утверждать, что после посещения Мценска и Тулы в 1146 году, князь Святослав перешёл на Дрысинскую дорогу и проследовал до Рязани по пунктам, указанным в Никоновской летописи:
«Князь Святослав Ольгович иде в Рязань и быв во Мценске, и в Туле, и в Дубке, и на Дону, и в Ельце, и в Пронске, и придя в Рязань на Оку».
Дрысинская дорога упоминается в книге «Россия», под редакцией В.П. Семёнова, 1902 года издания, как проходившая через самый известный и удобный брод. Без ссылки на какие-либо документы, на странице 413 говорится:
«Верстах в трёх северо-восточней Сергиевского у с. Слободка находятся остатки древнего вала. Между Сергиевским и расположенным в 8 верстах выше него по Красивой Мече с. Кузьминской (Кузьминой Гати), близ так называемой татарской Дрыченской или Дрысинской дороги, соединительной между Муравским и Ногайским шляхами, в 1380 году целый месяц стоял с войском Мамай, поджидая Дмитрия Донского» (54).
Точна информация о набегах кочевников на Данковский и Епифанский уезды в 1622-26 годах, о древнем поселении кочевников у села Слободка и о стоянии Мамая на Нижней Мече, а в остальном, намотан клубок из местных домыслов, легенд и топонимов, собранных на момент 1902 года. Нисколько не летописная, безымянная каменная гать имеется ниже Кузьминок. Мысль историка о связующей роли дороги правильная, но неконкретная. Сделать её трассировку невозможно, если не знаешь координаты лебедянского Каменного Коня. По факту, Дрысинская дорога пересекала Муравский шлях в Ливнах и Ногайский шлях (Татарскую сакму) у города Скопина. Дмитрий Донской точно знал, где находится Мамай, и прошёл по Дрысинской дороге от скопинского Березуя до Дона. Этот эпизод Куликовской военной кампании подробно разберу в главе «Дорожная карта Куликова поля», а пока…
Ищем Дубок
Смотрим в карту и видим самое удобное и короткое место для Донской переволоки из Рановы в Кочуровку, и удивляемся: почему же ни один из историков не указал очевидный вариант волока между пунктами Заболотовское – Кочуры, по дороге длиной около трёх км? О Дубке, наоборот, висят ни на чём не основанные предположения, противоречащие элементарной логике.
В зоне междуречья Дрысинская дорога легко прокладывается по современным пунктам: Сергиевское, Слободка, Баловнево, через Вязовку в Барановке, потом в северной части нового Данкова по Ногайскому броду переходит через Дон, примерно в точке железнодорожного моста. На участке от Баловнево через Вязовку и Дон, на современных и на старых картах имеются отрезки просёлков, которые служат хорошими указателями старого маршрута, нацеленного от Барановки на урочище Полевой \29/. А куда же дальше? На крепость, стоявшую на Донской переволоке, а потом в северо-восточном направлении, на Муром, Рязань или Владимир. Дрысинскую дорогу протоптали в домонгольский период, поэтому она, не спрашивая ордынского разрешения, срезает кочуровский угол и уходит в Рязанские земли на Скопин и Дмитриевское на Вёрде. Древний маршрут от Ногайского брода, через предполагаемую точку Дубка, отлично прочерчен полевыми и просёлочными дорогами через Дубравку, вплоть до Милославского. Современное шоссе проложили через Ягодное и Архангельское, несколько восточнее древнего маршрута.
Речка Кочуровка. Вид с предполагаемого места городища Дубка.
С логической точки зрения, Дубок стоял на левом берегу Дона, на котором расположен волок. Нужен был на Кочуровке. Это положение выгодно со стратегической точки зрения: удобно подвозить грузы по сухопутной дороге и грузиться на суда сразу же после волока. Имел право стоять на русской земле, в пределах черты Хэлэк, а в домонгольский период – на границе раздела русских земель с угорскими, значит – на правом берегу Кочуровки. Ставить пристань на Кочуровке – это правильно.
Карту Рязанской земли конца 14 – начала 15 веков опубликовал А.И. Цепков и показал Дубок выше Старого Данкова, в месте современного поселения Дубки. Речка Дубок показана на карте Данковского уезда 1790 года выше поселения Дубки. Её долина своей формой похожа на высокое стройное дерево. Служит ли популярный топоним достаточным указателем? До сей поры не локализован город Вердерев, ровесник Дубка, имеющий все права приютиться под этим «верхним деревом». Предъявите документы с результатами раскопок. Ладно бы… Но, почему-то историк определил Чур-Михайлов на Кочуровку, не имея на это никаких оснований, кроме корня «чур» в названии речки?
Судя по описанию путешествия митрополита Пимена, Чур-Михайлов лежал в середине дистанции пешего пути, а не в конце – не в точке погрузки на суда, и вовсе не на Кочуровке. Историк не потрудился просчитать весьма наглядные выпуклые параметры: хронометраж и километраж сухопутной трассы. За Цепкова ответьте: как могли за двое суток проехать на колёсах более 200 км от Переяславля до Кочуровки? Древний маршрут Рязань – Скопин – Милославское – Кочуровка проходит по сильно пересечённой местности, недалеко от Рановы, в которую впадают несколько крупных притоков. Все они текут в глубоких каньонах, труднопроходимых для тяжёлых повозок. Корабли по горным дорогам не катали. Поперёк этих рек надо тащиться полгода! Допустим, на Кочуровке стояла некая крепость, но уж точно – не Чур-Михайлов.
Река Большой Кочур, Старый Данков на карте 1790 года
Какой смысл таскать суда к назначенным Дубкам на Дону, расположенным в 25 км от Рановы, вместо удобной и близкой Кочуровки? По мнению объективного барона Герберштейна, этот участок Дона ещё не был судоходным. Посмотрите в карту: путь от Рановы до посёлка Дубки перерезают две глубокие долины речек Рожня и Круглянка. Представьте реальную картину: плюхнули суда в Рожню, вытащили, протащили сухой участок, потом в Круглянку, потом в Дон. Зачем такое испытание? Уж, ежели катить, то по короткому отрезку, или сплавляться по одной из этих речек.
Очередной раз смотрим в карту \28/. Весь этот огромный донской угол – край дубравный или дубовый, а на другом берегу Дона – берёзовый. Для начала, робко предположим: Городище Кочуровское осталось от летописного Дубка. В трёх км к северу, на дороге в сторону Чернавы, стоит Дубравка – прямая наследница имени, которая служит таким же указателем, как и Дубки, да ещё в комплексе с другими аргументами. Легендарный Дубок, современные Дубки на Дону и Дубравка у Кочуровки – это топонимы, связанные дубравным регионом.
Дорожная карта Куликова поля и Донская Переволока
Два самых известных объекта древности: крепость Дубок и Донская переволока – неотделимы друг от друга. Город в этом месте ничего не стоил без переволоки, а переволока не могла служить без специального города. Рационализм и практическая повседневность поставили его в строго определённой точке. Встаньте на место древних мастеров. Для обслуживания волока необходимы специальные инструменты, оригинальная оснастка, приспособления, тягловые животные. Они всегда были под руками, на месте действия. Всё это надо охранять.
Чтобы указать историческое место Дубка, достаточно весомых косвенных свидетельств, которые подкрепляются результатами археологических раскопок. Очень рано пропала крепость, поэтому Донская переволока перестала работать, не успела попасть в исторические документы и растворилась в делах давно забытых дней.
Для перехода из бассейна Оки в Дон, использовали и другие варианты. О Рясной переволоке говорится в наказе Ивана Третьего рязанской княгине Агриппине, в 1502 году.
Куда исчез Дубок?
По мнению Д.И. Иловайского, в отместку за поражение в Вожской битве 1378 года, татары сожгли Дубок, Переяславль, другие города, разорили много сёл и увезли многих пленных, что и засвидетельствовал летописец: «Понеже вся земля была пуста и огнём сожжена» (55).
По другой версии, высказанной С.М. Соловьёвым, города уничтожили во время специального рейда:
«Мамай собрал остаток своей рати и в сентябре ударил на Рязанскую землю; князь Олег, никак не ожидая нападения после Вожской битвы, бросил города и перебежал на левую сторону Оки, а татары взяли Дубок и Переяславль Рязанский, сожгли их и опустошили всю землю, но дальше, за Оку, не пошли» (56).
После сожжения Дубка, главной крепостью региона стал соседний Данков, но из-за отдалённости, не смог взять на себя функции города, обслуживающего волок. Мы знаем, куда ушли беженцы с пепелища – на речку Дубок. По московско-рязанскому договору от 1483 и от 1496 годов Дубок входит во владение рязанских князей. Даже через сто лет, прошедших со времени сожжения городов, регион продолжал носить древнее название. К примеру, одна из легенд утверждает: Ермак Тимофеевич был родом из Дубка (57) – через 200 лет!
Путешествие митрополита Пимена
Известный путешественник древности, митрополит Пимен, в 1389 году приехал в верховья Дона со стороны Переяславля и уплыл в Царьград. Он спустил суда в Дон не в Данкове, и не в Дубке, тем более не в Чур-Михайлове. Если свежие, столь знаменитые руины Дубка лежали на донском берегу, они непременно вошли бы в записки.
Игнатий, писарь экспедиции, оставил точное свидетельство о Чур-Михайлове, в котором почему-то все запутались:
«Из Переяславля Рязанского выехали в Фомино воскресенье, за нами везли на колёсах три струга и один насад. В четверг достигли Дона и спустили на него суда. На второй день пришли к (урочищу) Чур-Михайловым, так называется одно место, на которых был город. Здесь провожатые ушли назад. Мы же в день святых Мироносиц сели на суда и поплыли вниз по Дону. Путешествие сие было печально и уныло; повсюду совершенная пустыня; не видно ни городов, ни сёл; там, где прежде были красивые и цветущие города, теперь только безлюдные и пустые места. Нигде не видно человека; только дикие животные: козы, лоси, волки; птицы: орлы, гуси, лебеди, журавли и пр. На второй день миновали две реки Мечу и Сосну, в третий прошли Острую Луку, в четвёртый Кривой Бор; в шестой догнали устья Воронежа» (58).
Путешественники преодолели два участка: сухопутный и водный. На каждом из них вёлся отдельный отсчёт дней. Составлено чёткое описание каждого этапа, из которого понятно: на второй день пешего перехода пришли в Чур-Михайлов, а на второй день плавания миновали Мечу и Сосну.
Вопреки разноречивым мнениям историков, определявших город в самые разные места юга Рязанского края, называвшие его ещё и Кир-Михайловым, в честь известного князя древней эпохи, руины города Чур-Михайлова лежали в середине дистанции пути от Переяславля Рязанского (нынешняя Рязань) до Дона, по-прежнему служили ориентиром, поэтому их указали в виде урочища. Самым непонятливым советую второе и третье предложение переставить местами, и всё выстроится в чёткую поэтапную цепочку отметок. Делать шаг назад в повествовании – обычный литературный приём, почему-то неведомый и непонятный историкам?
Действия писаря на сухопутном этапе вполне понятны. В дни обыденного перехода от Оки ничего не случилось, отмечать было нечего. Пришли к Дону на четвёртые сутки. Достал Игнатий чернильницу, и пока все грузились в суда, сделал запись, в которой первым делом зафиксировал прибытие на берег Дона, затем вспомнил и отметил точку расставания с провожатыми – Чур-Михайлов, пройденный два дня назад. Однозначно, Чур-Михайлов лежал ровно на середине сухопутного пути. Если прочертим прямую линию от Рязани до Дона через современный Михайлов, точка погрузки экспедиции окажется возле Епифани.
Всё по своим местам расставляет чёткий, идеальный для тяжёлого гужевого каравана хронометраж, по 35 км в сутки. Экспедиция катилась на колёсах по суше 4 дня: с Фомина воскресенья до четверга, по кратчайшему отрезку от Переяславля до Дона. С очень тяжёлым грузом 140 км быстрее не проедешь. Читайте внимательнее: «на второй день пришли», а не приплыли к Чур-Михайлову, откуда «провожатые ушли назад». Трасса Рязань – Михайлов – Епифань проходит по ровному ландшафту водораздела Оки и Рановы и служит в настоящее время. На Дону грузились три дня. На 7-й день путешествия, «в день святых Мироносиц сели на суда и поплыли».
На Дону пошёл новый отсчёт дней. Быстрая донская вода уверенно гнала струги вниз по течению, утекая со Среднерусской возвышенности. Длинную дистанцию водного маршрута до устья Мечи и Сосны преодолели на второй день. От пристани на Кочуровке или от Старого Данкова хватило бы и суток. Весь поход длился 20 дней.
У Игнатия, с подачи Пимена, всё расписано чётко и пунктуально, из первых рук. У них по суше ходили, а по рекам плавали.
Главный вопрос: почему путники отказались от плавания по речкам Ранова – Кочуровка, с переходом через Донскую переволоку? Как видим, о Дубке речь уже не идёт, его сожгли татары 11 лет назад. Весь край ниже Михайлова выжег хан Тохтамыш в 1382-м году. Донская переволока больше никогда не функционировала. В такой ситуации легче поставить суда на колёса в Переяславле, прокатиться по ровной трассе, и спустить их сразу в Дон, чем искать оснастку и специалистов, чтобы реанимировать одноразовую работу переволоки.
Всех исследователей вводит в заблуждение приставка «Чур». Чаще всего летописцы были скупы на подробности, заставляли опускаться в древность и вынуждали домысливать недостающие детали. Ещё хуже, если добавляли уточняющие подробности, для современного человека непонятные и загадочные.
Река Большой Кочур, исхудавшая до речки Кочуровки, впадает в Дон севернее нового Данкова и, отделяя Болвановский край от Рясного поля, путает историков корнем «чур» и приставкой «ко». Ко-чур – место около мистического Чурова края, его граница. Не так ли?
Чуров отражён в «Задонщине», как ориентир стояния армии Мамая «между Чуровым и Михайловым» (См. прим. 6) в нижнем течении Красивой Мечи, до момента Куликовской битвы. Несколько дорог, включая Столповую, соединяли междуречье Дона и Мечи с Рязанским краем, а летописный Чуров связывали с Михайловым.
Петр Первый хотел соединить Дон с бассейном Оки, пытался устроить канал в районе Епифани. Эта затея не удалась по причине маловодности рек. Возможно, проектировщиков подманил удачный поход митрополита, отплывшего в начале мая, при повышенном уровне полой воды. Идея пустить воду Оки в Дон, и сделать его полностью судоходным, возникала и в советское время.
Раскопки на Кочуровке
Точка древнего городища, показанная Цепковым, привела на Кочуровку археологов. Место раскопок находится в 23-х км от нового Данкова, в 6 км от Дона, непосредственно у трассы волока:
«Археологические исследования в этих местах проводились в 1983 году в районе села Архангельское (Кочуровское, именуемом также Городищем). В 6 километрах от устья на правом высоком берегу речки Кочуровки было обнаружено городище треугольной формы площадью 1200 кв. метров. Культурный слой на городище достигает 0,3 метра. Были собраны многочисленные фрагменты древнерусской керамики, найден обломок стеклянного браслета. За валом городища находятся два обширных селища, где раскопками обнаружены керамика, хрустальная бусина. Все находки датируются 12-13 веками. Гоняный М.И., Мошинский А.П. Разведки и раскопки в районе Куликова Поля. АО, 1984, с. 47» (59).
Полагаю, откопали летописный Дубок с посадами, в точке с координатами 53 градуса 25.854 минуты северной широты и 39 градусов 12.138 минут восточной долготы. Всё подходит под логику его местонахождения и историческую датировку. Видны ямы с оплывшими краями, оставшиеся от раскопок, поросшие дикой земляникой и роскошным ковылём, хранителем тайны \31/. Ровная площадка городища, шириной до двухсот метров, плавно поднимается к северу, устроилась на высокой каменной скале, нависающей над красавицей Кочуровкой. С восточной и с западной сторон скала ограничена глубокими оврагами с отвесными берегами, которые на карте 1790 года назывались Полевой Верх и Большой овраг. Всего делов-то: поставить тын с северной стороны, и крепость готова. Плоская обширная панорама разворачивается к югу, поэтому перемещения врагов со стороны Рясного поля были заметны издалёка.
А как же пристань, где её место? Удобней не подобрать. Природа и тут постаралась. Правый берег полого сходит к речке, и у подножия скалы, в устье Большого оврага, завершается просторным лугом. На этот луг спускалась дорога, приходившая с переволоки. Речное дно под скалой всегда каменное. Прямо на колёсах въезжали в реку, струг вставал на воду, из-под него колёсные пары выкатывали на берег.
Прибыл я на своём автомобиле. В мою честь пушки не палили. Мне сполна достало цветения синих ирисов и седого ковыля, рассказавшего древнюю историю маленькой речки, с берегами, раскрашенными в яркую зелень. Закружилась голова очарованием родной Рязанщины, ныне отрезанной от Лебедянского края. Умели наши предки дело делать и выбирать дивные места!
После Смутного времени, с переходом сторожей от лебедянского Каменного Коня к ефремовскому, Дрысинская дорога потерялась, а её название исчезло из документов.
Примечания и источники информации открываются в меню сайта http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67
Продолжение темы открывается в меню сайта "Древние дороги..." на странице "Сарматская дорога" или перейдите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/sarmatskaja_doroga/0-181
Николай СКУРАТОВ. Последняя правка в июле 2023 года.
© kamenny-con