2.6. Михайловская дорога
Сведений о Михайловской дороге обнаружено мало. В «Задонщине» говорится, что Мамай стоял за Красивой Мечой «между Чуровым и Михайловым». Михайлов записан в мужском роде, но топонимов с таким именем на Мече найти не удалось, ни в древности, ни в наше время. Вероятно, речь идёт о Михайловом шляхе, проходившем через брод в деревне Большой Верх, потому что армия Мамая перед битвой стояла лагерем на правом берегу Мечи от устья до этого брода. В памяти старожилов осталась дорога, которая уходила на Михайлов. Удивительно, два высоких холма, отделённые друг от друга балкой Большой Верх, изображают огромную букву «М», создавая геологическую метку Михайловской дороги, если смотреть из-за реки. Знаковое место специально поместили в летопись, не только как крайнюю северную точку татарского лагеря. Здесь ходят предания о братских могилах.
Возврат в предыдущую главу «Ногайская дорога на Гусин брод» http://kamenny-con.narod.ru/index/nogaiskaya_doroga/0-12
Мост и дорога на старом броде у деревни Большой Верх
После Смутного времени, от ефремовского Коня-камени до переправы у Большого Верха стал служить патруль 7-й сторожи. К северной опушке Рысина леса, документально «переместили» новый Дрысин брод.
Вторая точка дороги обозначена в «Книге Большому Чертежу», где говорится, что речка «Табола течёт от Михайловской дороги» (76).
От брода на Красивой Мече дорога шла через Ярославы на Берёзовку, в точке Гай пересекала Дон и через Горловку уходила на Михайлов. В Ярославах, в точке слияния Турмышской и Михайловской дорог, стояла 14-я сторожа. Рядом с дорогой берут начало обе Таболы: Сухая и Мокрая. Выше Михайлова дорога называлась Болвановской (по-татарски Балской) и пролегала восточней Москвы. Здесь на неё можно нанизать большой список древнерусских городов, включая Коломну и Белое Озеро. Вспомните, направляясь на битву с Мамаем, белозёрские князья пришли в Коломну по Болвановской дороге, не заходя в Москву.
Из истории Рязанского княжества:
«В августе 1497 г. княгиня Анна ездила в Москву повидаться с братом, и была там принята с великой честью. Сам Иван III с детьми и боярами встретил ее на Всполье за Болвановьем» (77).
Встретил супругу за Болвановской дорогой, идущей здесь на север.
Опираясь на точки Большой Верх – Михайлов, дорога вела на север, а стало быть, приходила с юга, вероятно, через Красное (аул Кызыл), и пересекала Семенцовский брод на реке Семенёк (Семенец) в полутора километрах от Красивой Мечи \10/.
Древние дороги Верхнего Подонья в 1571 году
Заключение ко Второму разделу
Михайловская дорога приходила из низовий Дона, не придерживаясь его русла, служила прямым коротким путём на север Руси.
Столповая – повторяла линию Дона по правому берегу и дублировала Донской водный путь. Турмышская – ответвлялась от неё на Красном холме у Каменного Коня, пролегая по междуречью Мечи и Дона, служила хордой большой донской дуги.
Дрысинская – прямым путём вела в Суздальскую Русь из Киевской Руси. Срезая кочуровский угол Рясного Поля, пролегала через Донскую переволоку.
Главный город Рясного Поля – конечно, Ряжск, то есть город на рясах. Происходит от начального «Рясск». Сама Рязань, изначально – «Рясань», его родная сестра. Поверхность целого букета спокойных Рясных речек сплошь покрыта ряской – отсюда… К примеру, Дон и Меча быстрые и нисколько не рясные.
Стратегическое направление дорог Верхнего Подонья стало меняться после переноса столицы Руси из Владимира в Москву. Муравский шлях вышел в лидеры. В 1954 году междуречье от Рязанской области перешло ко вновь образованной Липецкой, поэтому основные дороги региона переориентировались на Липецк, в поперечном направлении. В эпоху автомобилизации шоссе всё чаще прокладывают по новым местам. Мощной почвообрабатывающей технике стало тесно в прежних рубежах, что привело к массовому запахиванию старых маршрутов. К нашему времени древнейшие дороги потеряли даже локальное значение, и ушли в туман забвения, утащив за густую завесу времени лебедянского Каменного Коня – свой главный ориентир.
Для каждой, из рассмотренных в данном разделе дорог, автор нашёл по две документальные точки. Руководствуясь логикой и топографией местности, современными маршрутами и картами прошлых веков, удалось их трассировать. Все рассмотренные дороги, за исключением Ногайской, соответствовали древнейшему стратегическому направлению из Киевской Руси или с низовий Дона в Рязанские земли и во Владимиро-Суздальскую Русь, через Лебедяно-Данковский край. Эти дороги привели на Непрядву-Перехвалку армии противников, сразившихся в Куликовской битве.
Долина Красивой Мечи у деревни Большой Верх.
Оглавление 2-го раздела "Древние дороги Верхнего Подонья" из исторической монографии "Свет забытой Непрядвы - 2023":
Введение во второй раздел http://kamenny-con.narod.ru/index/drevnie_dorogi/0-7
Глава 1. Донской водный путь и Столповая дорога http://kamenny-con.narod.ru/index/stolpovaya_doroga_donskoi_vodnyi_put/0-8
Глава 2. Турмышская дорога на Старый Данков http://kamenny-con.narod.ru/index/turmihskaya_doroga/0-9
Глава 3. Дубок на Дрысинской дороге http://kamenny-con.narod.ru/index/dubok_drisinskaya_doroga/0-10
Глава 4. Сарматская дорога http://kamenny-con.narod.ru/index/sarmatskaja_doroga/0-181
Глава 5. Ногайская дорога на Гусин брод http://kamenny-con.narod.ru/index/nogaiskaya_doroga/0-12
Глава 6. Михайловская дорога. Заключение ко второму разделу http://kamenny-con.narod.ru/index/mihailovskaya_doroga/0-13
Для продолжения чтения перейдите в 3-й раздел «Древнее казачество Лебедяно-Данковского края» http://kamenny-con.narod.ru/index/kazachestvo_lebedyano_dankovskogo_kraja/0-49
Последняя правка текста в июле 2023 года.
Николай СКУРАТОВ
© kamenny-con